Главная страница
Навигация по странице:

  • Министерство образования и науки Республики Таджикистан Таджикский Технический Университет

  • РЕФЕРАТ

  • реферат русский язык. Актуальность темы исследования. Xx и начало xxi века стали периодом радикального преобразования социокультурной среды жизнедеятельности человека


    Скачать 20.32 Kb.
    НазваниеАктуальность темы исследования. Xx и начало xxi века стали периодом радикального преобразования социокультурной среды жизнедеятельности человека
    Дата04.04.2023
    Размер20.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат русский язык.docx
    ТипДокументы
    #1037167
    Актуальность темы исследования. XX и начало XXI века стали периодом радикального преобразования социокультурной среды жизнедеятельности человека. Не последнюю роль в ее изменениях сыграл дизайн, возникший на рубеже Х1Х-ХХ вв. как деятельность по художественно-техническому проектированию изделий и их комплексов, создаваемых массовым производством. Дизайн был ориентирован на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды обитания в целом утилитарным и эстетическим потребностям человека. При этом определение данных потребностей не было свободно от коммерческих или политических интересов, что привело к обострению противоречия между интересами конкретных людей и интересами тех структур, от которых зависит "запуск" в серийное производство новых предметов и вещей, воплощающих узкопрагматическое представление об "общественном прогрессе". В условиях глобальной урбанизации это особенно характерно для такого специфического вида дизайна, как дизайн архитектурной среды города.В условиях интенсивной модернизации всех сторон жизнеустройства современного человека роль дизайна неизмеримо возрастает: ведь именно расширение поля приложения усилий дизайнеров по формированию условий для различных областей жизнедеятельности человека привело к новому типу образования культурных форм — дизайн-программированию многоотраслевых и региональных проблем. При этом истолкование взаимосвязей между оптимальной организацией предметно-пространственной среды обитания (и определение критериев этой оптимальности) и образом жизни людей оказалось многоаспектной проблемой, комплексное решение которой предполагает не просто суммирование идей культурологов, архитекторов, градостроителей, дизайнеров, психологов, антропологов, социологов, но и нахождение основы для их взаимосогласования. А это уже - проблема философии культуры, поскольку предполагает анализ процесса проектирования и моделирования искусственно создаваемой среды обитания человека, детерминированного смыслами и значениями, доминирующими на определенных стадиях развития культуры, и, одновременно, процесса ответной реакции на трансформации этой среды. Эта реакция выражается не только в виде восприятия архитектурных объектов, но и воплощается в изменениях образа жизни, поведения и даже духовных ориентаций и культурантропологических характеристик людей. Сложность решения данной проблемы связана и с тем обстоятельством, что дизайн архитектурной среды возник лишь в XX веке, хотя проектирование является сущностной характеристикой бытия человека, а проектирование архитектурных объектов (зданий, сооружений) и целых поселений односущностно и одномоментно существованию архитектуры в целом. Таким образом, перед нами стоит задача определения социокультурного значения специфического вида архитектурной деятельности - дизайна архитектурной среды. Актуальность этой задачи определяется ее важностью для самоопределения дизайна архитектурной, среды как специфического вида человеческой духовно-практической деятельности в условиях нового этапа процесса урбанизации глобального сообщества, новых возможностей и перспектив, открывающихся в XXI веке. Степень разработанности проблемы. Дизайн с момента своего возникновения был направлен на изменение (или поиск принципиально новых) форм вещей и, в конечном итоге, - на оформление пространственной среды обитания человека и шире - пространства его существования. Поэтому моделирование, конструирование, проектирование социокультурной реальности в дизайне получает пространственное воплощение. С 1927 года, когда П.Сорокин выпустил в свет свою знаменитую книгу "Социальная мобильность", тема социального пространства вошла в поле зрения гуманитариев. При этом сам П.Сорокин отмечал, что попыток определения социального пространства и систематического его исследования предпринималось очень мало. Он называет имена Р.Декарта, Т.Гоббса, Г.Лейбница, В.Вейгеля, а также Ф.Ратцеля, Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма, Р.Парка, Э.Богардуса, Л. фон Визе. Но если в начале XX в. тема социального пространства разрабатывалась преимущественно в социологическом ключе, в середине века эту проблему исследовали социальные географы, то в конце XX в. к ней обратились философы и культурологи, выделив понятие "социокультурное пространство". Проблеме социального и социокультурного пространства посвящены современные работы Э.Баталова, А.Бекарева, И.Беленького, П.Бурдье, А.Венгерова, А.Давыдова, Б. Докторова, А.Филиппова, М.Фуко, М.Хайдеггера и др. Деятельность дизайнера связана с проектированием и моделированием новых вещей, а сама трансформация социокультурного пространства осуществляется под влиянием социального моделирования и конструирования. Особенности исследования дизайна как социокультурной деятельности и диалектика взаимного конституирования объективных и субъективных структур социокультурного пространства позволяет обратиться к методологии социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. Подчеркивая в духе М. Вебера, что социальная реальность конституируется субъективными значениями, они показали процесс конструирования реальности в качестве некоторого семиотического действия по производству смысловых универсумов, совокупности значений, принимаемых людьми как реальность. Носителем этой смысловой "конструкции" выступают, в том числе, и произведения дизайнерского творчества. Проблеме социокультурного моделирования и конструирования посвящены также работы А.Ахиезера, Х.Абельса, Н.Гудмена, Ж.Тощенко, М.Хайдеггера, А.Шюца. Так, М.Хайдеггер в работе "Искусство и пространство" выделяет два возможных отношения к миру в эпоху технической цивилизации: бездушно-техническое оперирование, овладение" миром, природой, всем бытием и "обживание" мира. С открытостью бытию М.Хайдеггер связывает суть пространства, которое не есть нечто гомогенное и равнозначное в каждой своей части, не есть безличное и бескачественное вместилище жизни и искусства (и дизайна, добавим мы). Не захватывать, а обживать пространство должен дизайн, "собирать" пространство, намечая его стягивающие культурно-смысловые центры. В качестве таких стягивающих центров выступают предметно-вещественные образования в их "взаимопринадлежности". И тогда пространство есть "местность" и "место", где раскрываются формы природного "бытия" и человеческого обитания.За более чем вековую историю своего существования дизайн явился объектом исследовательского интереса прежде всего со стороны самих мастеров дизайна, рефлексия которых на процесс и результат собственной деятельности превратила их в теоретиков. К числу таких практиков и, одновременно, теоретиков дизайна следует отнести Г.Земпера, Дж.Рёскина, Г.Рида, Дж.Глоага, У.Морриса, П.Беренса, Х.Ван де Вельде. Несомненный интерес представляют также труды А.Алто, Т.Мальдонадо, Дж.М.Вудэма, А.Бранци, Ле Корбюзье.Большую роль в становлении дизайна и в его философско-теоретическом осмыслении сыграли идеи, восходящие к традициям функционализма, в частности, лозунг американского архитектора Л.Салливена "Форма определяется функцией", формула американского архитектора Ф.Л.Райта "Форма и функция едины" и сам функционализм как художественно-практическое и идейно-теоретическое течение XX в., охватившее собой практически все области материальной и духовной культуры - от архитектуры и искусства до философии и культурологии. Анализ истории и развитие теории дизайна осуществлен в работах В.Аронова, Л.Безмоздина, Н.Воронова, В.Глазычева, К.Кантора, A.Лаврентьева, С.Михайлова, В.Рунге, В.Сеньковского, О.Хан-Магомедова. Ряд отечественных авторов проводили исследования в области методологии, теории дизайна и теории предметной среды - А.Зиновьев, Г.Щедровицкий, Б.Грушин, М.Мамардашвили, О.Генисаретский, А.Лефевр, Э.Юдин, В.Садовский и др. Социокультурные аспекты дизайна изучались Ю.Горюновой, М.Каганом, А.Казариным, Н.Ковешниковой, Л.Коганом, И.Клименко, И.Линевич, И.Лисовец, С.Михайловым, А.Михайловой, Ю.Назаровым, О.Пигулевским, В.Чижиковым и др. Связь становления дизайна с теорией "жизнестроения" рассматривалась К.Кантором, И.Клименко, В.Сидоренко. Проблема формообразования и стилеобразования в дизайне изучалась Т.Бытачевской, Г.Вершининым. Д.Девишвили, И.Счетчиковым, Е.Черневич и др. Философско-культурологическое осмысление феномена дизайна предложено Г.Лола, Т.Быстровой, Н.Мосоровой, Е.Фандеевой. Феномен дизайна получил отражение и в большом количестве иллюстрированной литературы, теоретическая составляющая которой несколько отстает от иллюстративной. Однако без использования такой литературы рассуждения о дизайне становятся слишком абстрактными. Исследование генезиса проектной культуры дизайна проводилось B.Сидоренко. Особое внимание обращалось на системные объекты, комплексы предметно-пространственной среды, создаваемые архитектурой и дизайном. Некоторые исследователи рассматривают дизайн как вид искусства, относя его, соответственно, к сфере эстетической культуры. Поэтому исследования эстетических потребностей человека и в целом — эстетического освоения мира были чрезвычайно полезны для нашей работы. Отметим в этой связи исследования Т.Адорно, А.Банфи, Ю.Борева, М.Кагана и др. Анализ проблемы формообразования в искусстве, архитектуре, дизайне и в целом — в культуре, проведенный Р.Арнхеймом, Г.Вельфлиным, A.Гильдебрандом, Г.Земпером, А.Иконниковым, М.Каганом, А.Лосевым, Г.Минервиным, Н.Поповой, А.Раппопортом, А.Риглем, К.Фидлером, B.Шимко, А.Флиером, явился важным аспектом в изучении заявленной в диссертации проблемы. Проанализировать превращение культурных фактов в культурные формы нам позволили исследования Э.Шпрангера о жизненных формах, Э.Кассирера о символических формах, учение Гете о метаморфозе, Ю.Лотмана о типологии культуры. Изучение представленных работ показывает, что, хотя сущность и функции дизайна в культуре, процессы семантики предметного мира, возможности создания эстетически выразительной и гармоничной предметной среды в процессе реализации дизайнерских проектов отражены в ряде интересных работ, однако такой специфический вид дизайна, как дизайн архитектурной среды города еще не являлся предметом специального философско-культурологического исследования.

    Объектом исследования является социокультурное пространство современного города.

    Предметом исследования выступает социокультурная специфика дизайна архитектурной среды.

    Цель исследования состоит в определении сущностных особенностей дизайна архитектурной среды как культуротворческой деятельности по моделированию социокультурного пространства города.

    Задачи исследования:

    • выявить теоретико-методологические предпосылки и основы исследования моделирования социокультурного пространства города;

    • определить сущность социокультурного пространства города;

    • выявить взаимопересечения социокультурного и архитектурного пространств города;

    • эксплицировать культуротворческую специфику дизайна архитектурной среды по сравнению с другими видами дизайна;

    • рассмотреть произведение дизайна архитектурной среды как культурную форму;

    • зафиксировать социокультурную значимость вычленения из архитектуры специфического вида деятельности - дизайна архитектурной среды.




    Министерство образования и науки Республики Таджикистан

    Таджикский Технический Университет

    Факультет: «Энергетический»


    Кафедра: «Языков»

    РЕФЕРАТ




    По дисциплине: «русский язык»

    На тему: дизайн архитектурной среды

    Выполнил: студент

    группы 270101-12Б
    Моилов М.У.
    Проверил: Шарипов Н.

    Душанбе
    2020г.


    написать администратору сайта