Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ на тему: «Александр Сергеевич Даргомыжский. Опера «Русалка» на сюжет Пушкина»

  • «Александр Сергеевич Даргомыжский. Опера «Русалка» на сюжет Пушкина». Александр Сергеевич Даргомыжский. Опера Русалка


    Скачать 2.63 Mb.
    НазваниеАлександр Сергеевич Даргомыжский. Опера Русалка
    Анкор«Александр Сергеевич Даргомыжский. Опера «Русалка» на сюжет Пушкина
    Дата23.01.2022
    Размер2.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShurik_Dargomyzhskiy.docx
    ТипРеферат
    #339872

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    – лицей №2 имени Бориса Анатольевича Слободскова

    (МБОУ – лицей №2)

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Александр Сергеевич Даргомыжский.

    Опера «Русалка» на сюжет Пушкина»

    Выполнил (-а): Назирова Сабина Равильевна

    учащийся 9Е класса

    Учитель: Елистратова К.А.

    Тула, 2021

    Содержание


    О композиторе 3

    Детство 3

    Обучение 5

    Юность и раннее творчество 8

    «Эсмеральда» 8

    Вокальное творчество 9

    Заграничные отъезды 10

    О романе «Русалка» 11

    История создания 11

    СЮЖЕТ ОПЕРЫ 11

    ОБРАЗЫ В ОПЕРЕ 14

    ПРОБЛЕМАТИКА 14

    МУЗЫКА 15

    ВЛИЯНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВОМ 17

    Дальнейшее творческое развитие композитора (1840-ые —1869) 18

    Романсы композитора 18

    «Могучая кучка» 19

    Работа в журнале «Искра» 19

    Общественная деятельность 19

    Последние произведения 20

    «Каменный гость»: история и значение 21

    Последние годы жизни 23

    Выводы 24

    «Я не намерен снизводить ...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.»


    А. Даргомыжский

    О композиторе

    Детство


    Александр Сергеевич Даргомыжский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и "Могучей кучки". Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

    Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии. Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке.

    Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене. Одна из них ‑ "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества".

    Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

    До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии. Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

    До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения.

    Обучение


    В 1817 году семья переехала в Петербург. Даргомыжский получил домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр, музыка. В 7 лет его стали обучать игре на фортепиано, скрипке (позже он брал уроки пения).

    с 1822 года осваивал игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым, играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода).

    Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора. Благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. Наконец, в течение трёх лет, 1828-31 гг. , учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля.

    Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях, участвовал в квартетных вечерах, где успел познакомиться с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок"), романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

    Тем не менее в этой области Даргомыжский еще оставался дилетантом. Не хватало теоретических познаний, к тому же юноша с головой окунулся в водоворот светской жизни, «был в пылу молодости и в когтях наслаждений».

    В этот период Даргомыжский посещает музыкально-литературные вечера в салонах В. Одоевского, С. Карамзиной, бывает в кругу поэтов, художников, артистов, музыкантов. Именно тогда перед Даргомыжским впервые по-настоящему встал вопрос о смысле композиторского творчества, он убеждался в том, что музыка призвана не только услаждать и развлекать.

    Однако полный переворот в его судьбе совершило знакомство Весной 1835 года с Глинкой.

    «Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас... Мы скоро сошлись и искренно подружились. ...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», — писал Даргомыжский в автобиографической записке.

    М. И. Глинка передал ему 5 тетрадей, содержавших записи лекций немецкого теоретика — профессора Зигфрида Дена из Берлина. Они способствовали расширению знаний Александра Сергеевича в области контрапункта и гармонии. В это же время начал изучать оркестровку Даргомыжский. Биография его продолжается созданием первых самостоятельных произведений.

    Юность и раннее творчество

    «Эсмеральда»


    Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», однако создание оперы продвигалось медленно, и в 1837 году, по совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России, — «Собор Парижской Богоматери». Либретто к «Эсмеральде» ранее создал сам Гюго. Ее премьера состоялась лишь в 1847 г. в Москве в Большом театре, В Петербурге в 1851 году, однако в дальнейшем практически никогда не ставилась. И «эти-то восемь лет напрасного ожидания», — писал Даргомыжский, — «легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

    Это произведение, при всей незрелости (оно было написано по типу французской оперы) свидетельствует о реалистических устремлениях Даргомыжского. Его привлекали образы «униженных и оскорбленных», он стремится воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры, согревая их своим сочувствием и состраданием.

    Вокальное творчество


    Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины, при этом он не брал с них платы). Вокальная музыка была одним из главных творческих интересов Александра Даргомыжского, который с радостью давал уроки вокала, причем бесплатно. Огромно число его учеников. Среди них выделяется Л.Н. Беленицына (Кармалина), Бибибина, Шиловская, Гирс, Бартенева, Пургольт (Молас), княгиня Манвелова. Даргомыжского всегда вдохновляла женская симпатия, тем более – певиц. О последних он полушутя говорил, что, не будь их, не стоило бы становиться композитором. Вновь принялся сочинять романсы Даргомыжский ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья"), которые (всего 30 романсов) были изданы в 1844 году. Они принесли Даргомыжскому известность. Самыми лучшими романсами 1840-х годов считаются произведения, созданные на стихи Пушкина. Музыкальная интонация, фиксирующая изгибы человеческой речи, помогала вылепить реальный, живой образ, а это вело к формированию в камерном вокальном творчестве Даргомыжского новых разновидностей романса — лирико-психологических монологов («Мне грустно», «И скучно, и грустно» на ст. М. Лермонтова), театрализованных жанрово-бытовых романсов-сценок («Мельник» на ст. Пушкина).

    Заграничные отъезды


    Неудача сопутствовала и следующему крупному произведению — кантате «Торжество Вакха» (на ст. А. Пушкина, 1843), переработанной в 1848 г. в оперу-балет и поставленной только в 1867 г.

    В 1843 году Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре отправляется в заграничное путешествие, сыгравшее немаловажную роль в его творчестве. Композитор несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. В связи связаны с зарождением и расцветом в нашей стране так называемой натуральной школы (критического реализма) в искусстве и литературе, вернувшись в 1845 году в Россию , Александр Сергеевич занялся обработкой крестьянской песни, его начали привлекать главным образом народные сюжеты, русский музыкальный фольклор, Темы жизни простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, психология маленького человека . Элементы эти ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник — а также в обличительных романсах конца 50-х гг. , которые отмечены также и комическим талантом композитора («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

    О романе «Русалка»

    История создания


    В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина.

    В период 1848—1855 годов содавалась «Русалка», которая занимает в творчестве композитора особое место. Начинает Даргомыжский работу над оперой после опубликования неоконченной драматической поэмы Пушкина «Русалка». Существует версия, что толчком для написания оперы послужил написанный дуэт для сопрано и контральто «Свободною толпою».

    СЮЖЕТ ОПЕРЫ


    Увертюра. Опера открывается полной драматизма увертюрой. В ней мастерски слиты в одно музыкальное целое темы и мотивы, которые будут разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и главные события этой драмы. Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические фразы из подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за этим — таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены оперы.

    1 Действие. Действие оперы происходит на берегу Днепра. Наташа, дочь мельника встречает своего возлюбленного князя. Их отношениям уже год, молодые люди любят друг друга. Отец Натальи, старый мельник, рад их роману и постоянно хочет извлечь из этой любви свою выгоду.

    Время идет, князь все реже стал наведываться к своей возлюбленной. Наташа очень тоскует по нему и с нетерпением ждет встречи. Однажды, услышав топот копыт, девушка спешит на встречу к любимому. Мельник, тем временем напоминает дочке о необходимости этих отношений. Но не все так просто. Однако он приехал лишь для того, чтобы навсегда проститься: он женится на девушке знатного происхождения. Прощаясь, князь одаривает Наташу подарками. Девушка расстроена, она говорит возлюбленному, что ждет их ребенка. Князь обещает не забывать их и помогать материально. Наташа не может пережить такого горя, Она горько упрекает отца за то, что движимый алчностью он потакал её связи. Она побежала к реке и бросилась в воду. Мельник не смог ее удержать.

    2 Действие. Князь устроил пышный пир, по поводу своей свадьбы. Веселье в самом разгаре, все поют и радуются. Вдруг, средь веселых песен, слышится заунывный голос Наташи, поющий печальную песню о покинутой девушке-утопленнице. Князь просит слугу найти девушку и увести со двора. Молодая княгиня опечалена, ей неприятны грустные песни на свадьбе, она считает, что это к беде. Когда молодожены поцеловались, из толпы гостей раздался протяжный женский стон. Свадьба окончательно испорчена.

    3 действие. (Происходит 12 лет спустя). 1 картина. Княжеский терем. Княгиня в одиночестве грустит. Муж охладел к ней, он неласков, подолгу отлучается из дому. Приближённая Княгини, девушка Ольга, пытается развлечь её весёлой песней. Узнав, что Князь решил остаться ночью один на берегу Днепра, Княгиня вместе с Ольгой отправляется на его розыски.

    2 картина. Однажды, князь приехал к Днепру. Его давно туда тянула непреодолимая тоска. Русалки там водят хороводы. Он терзается мыслью об утраченной любви Наташи. Вдруг он увидел человека в лохмотьях, это был мельник, ведущий бродяжническую жизнь, вообразив из себя голубя. Старик совсем лишился разума после гибели дочери. Он бросился с претензиями к князю, пытаясь его задушить. Подоспевшие охотники спасают своего господина. А тому стало еще хуже от услышанного.

    4 действие. 1 картина. Подводный терем. Танцы русалок. Где-то на дне Днепра живет царица русалок, у нее есть прелестная дочь русалочка. Ей двенадцать лет. Она поведала матери, что частенько бывает на берегу, общается с дедушкой. Царица попросила дочь заманить на дно князя, сказав, что он ее отец. Русалка Наталья так и не справилась со своими чувствами, она по-прежнему любит князя.


    2 картина. Придя на берег, князь встретил маленькую русалочку, она рассказала ему о своем происхождении и позвала с собой. За мужчиной следила его жена и Ольга, и вот княгиня заговорила с ним. В это время послышался голос царицы русалок, а старый мельник толкнул неудавшегося зятя в воду. Подводная часть Днепра. К стопам своей царицы русалки влекут труп Князя.

    ОБРАЗЫ В ОПЕРЕ


    В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни – подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским. В опере проходят две драматические линии. Первая из них занимает весь первый акт. Главные действующие лица – Наташа и Мельник – показаны здесь как часть той среды, в которой они живут. Им противостоит образ князя, обрисованный музыкой в стиле городских романсов. Многогранность сценических задач дала возможность композитору использовать самые различные приёмы хорового изложения.

    Даргомыжский оставил неприкосновенной большую часть пушкинского текста. Им была внесена лишь заключительная сцена гибели Князя. Изменения коснулись также трактовки образов. Композитор освободил образ Князя от черт лицемерия, которыми он наделен в литературном первоисточнике. Развита в опере душевная драма Княгини, едва намеченная поэтом. Несколько облагорожен образ Мельника, в котором композитор стремился подчеркнуть не только корыстолюбие, но и силу любви к дочери. Вслед за Пушкиным Даргомыжский показывает глубокие перемены в характере Наташи. Он последовательно отображает ее чувства: затаенную грусть, задумчивость, бурную радость, смутную тревогу, предчувствие надвигающейся беды, душевное потрясение и, наконец, протест, гнев, решение мстить. Ласковая, любящая девушка превращается в грозную и мстительную Русалку.

    ПРОБЛЕМАТИКА


    По типу драматургии «Русалка» близка большой романтической опере. Черты общности:

    Вместе с тем национальная специфика вызвала коррективы этого жанра. Оттолкнувшись от большой романтической оперы, Даргомыжский создал народно-бытовую, лирико-психологическую драму со сквозным музыкальным развитием.

    Драма, лежащая в основе «Русалки», воссоздана композитором с большой жизненной правдой, глубоким проникновением в душевный мир героев. Даргомыжский показывает характеры в развитии, передает тончайшие оттенки переживаний. Образы основных действующих лиц, их взаимоотношения выявляются в напряженных диалогических сценах. В силу этого значительное место в опере занимают, наряду с ариями, ансамбли, что и является главной особенностью драматургии «Русалки». События оперы разворачиваются на простом и безыскусственном бытовом фоне.

    МУЗЫКА


    Опера открывается драматической увертюрой. Музыка основного (быстрого) раздела передает страстность, порывистость, решительность героини и, вместе с тем, ее нежность, женственность, чистоту чувств.

    Значительную часть первого акта составляют развернутые ансамблевые сцены. Комедийная ария Мельника «Ох то-то, все вы, девки молодые» моментами согревается теплым чувством заботливой любви. Музыка терцета живо передает радостное волнение и грусть Наташи, мягкую, успокаивающую речь Князя, ворчливые реплики Мельника. В дуэте Наташи и Князя светлые чувства постепенно уступают место тревоге и нарастающему волнению. Высокого драматизма музыка достигает на словах Наташи «Ты женишься!». Психологически тонко решен следующий эпизод дуэта: короткие, словно недоговоренные мелодические фразы в оркестре рисуют растерянность героини. В дуэте Наташи и Мельника смятение сменяется ожесточением, решительностью: речь Наташи становится все более отрывистой, взволнованной. Акт завершается драматичным хоровым финалом.

    Второй акт — красочная бытовая сцена; большое место здесь занимают хоры и танцы. Первой половине акта присущ праздничный колорит; вторая наполнена беспокойством и тревогой. Торжественно и широко звучит величавый хор «Как во горнице-светлице, на честном пиру». Грустью отмечена задушевная ария Княгини «Подруги детства». Ария переходит в светлый, радостный дуэт Князя и Княгини. Следуют танцы: «Славянский», соединяющий легкую элегичность с размахом и удалью, и «Цыганский», подвижный и темпераментный. Тоскливо-печальная песня Наташи «По камушкам, по желтому песочку» близка к крестьянским протяжным песням.

    В третьем акте две картины. В первой — ария Княгини «Дни минувших наслаждений», создающая образ одинокой, глубоко страдающей женщины, проникнута скорбью и душевной болью.

    Открывающая вторую картину каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам» отличается красотой и пластичностью напевной мелодики. Дуэт Князя и Мельника принадлежит к числу драматичнейших страниц оперы; грусть и мольба, ярость и отчаянье, едкая ирония и беспричинная веселость — в сопоставлении этих контрастных состояний раскрывается трагический образ безумного Мельника.

    В четвертом акте чередуются фантастические и реальные сцены. Первую картину предваряет небольшое красочно изобразительное оркестровое вступление. Ария Наташи «Давно желанный час настал!» звучит величественно и грозно.

    Ария Княгини во второй картине «Много лет уже в страданиях тяжких» полна горячего, искреннего чувства. Чарующе волшебный оттенок придан, мелодии призыва Русалки «Мой князь». Терцет проникнут тревогой, предчувствием приближающейся беды. В квартете напряжение достигает высшего предела. Завершается опера просветленным звучанием мелодии призыва Русалки.

    ВЛИЯНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВОМ


    Опера Даргомыжского — «Русалка» — стала значительным явлением в истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

    Первое представление «Русалки» 4 мая 1856 г. в Петербурге вызвало интерес публики, однако высший свет не удостоил оперу своим вниманием, а дирекция императорских театров отнеслась к ней недоброжелательно. Опера была поставлена со старыми декорациями, небрежным исполнением, неподходящими костюмами, неуместными купюрами. Неудивительно, что эта опера не имела успеха. Кстати, постановка состоялась под управлением К. Лядова, который не любил Даргомыжского. До 1861 года "Русалка" выдержала всего 26 представлений.

    Ситуация изменилась в середине 60-х гг. Возобновленная под управлением Э. Направника, Комиссаржевским и С. Платоновой «Русалка» имела успех поистине триумфальный. Она была включена в репертуар множества театров, стала одной из самых любимых русских опер.

    В общем, оперу благосклонно приняла демократически настроенная интеллигенция, но аристократия отнеслась к ней с презрением.

    В 1971 году был снят великолепный черно-белый фильм-опера «Русалка». Среди актеров можно встретить таких известных личностей, как: Е. Супонева, О. Новак, А. Кривченя, Г. Королеву и др. Как известно, в подобных фильмах актеры и исполнители вокальных партий - это разные люди.

    Дальнейшее творческое развитие композитора (1840-ые —1869)

    Романсы композитора


    Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни ("Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно", "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др.)

    Между тем Даргомыжский был не только композитором. Музыкально-общественная деятельность Александра Сергеевича Даргомыжского развернулась с конца 1850-х годов.

    «Могучая кучка»




    Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка". Результатом стало взаимное творческое обогащение.


    Работа в журнале «Искра»


    Через некоторое время Даргомыжский сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании влиятельного в то время сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одних из главных его участников, поэта Василия Курочкина. Тогда же продолжаются занятия композитора с певцами-любителями, а также создаются лирические романсы: "Я помню глубоко", "Что в имени тебе моем", "Расстались гордо мы".

    Общественная деятельность


    В 1859 году композитор стал членом комитета РМО (Российского Музыкального Общества). Участвуя в комиссии, рассматривавшей присылаемые на конкурс сочинения, он содействовал развитию русской музыки. Даргомыжский также участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории. Даргомыжский задумывает написать новую оперу, однако в поисках сюжета отвергает сначала «Полтаву» Пушкина, а затем и русскую легенду о Рогдане. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно из-за начавшегося у Даргомыжского творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров «Русалки» и пренебрежительным к себе отношением более молодых музыкантов.





    Последние произведения


    С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии для оркестра: "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). Бытовые образы данных произведений обострены композитором с помощью гротескно-преувеличенной трактовки. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

    Так что когда в 1864 г. композитор вновь едет в Европу, посещает Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки» (увертюра к опере "Русалка"), иностранцы восторгаются русским композитором. Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

    «Каменный гость»: история и значение


    В 1866 Даргомыжский снова приступил к работе над оперой "Каменный гость" , самого радикальноого и последовательного воплощения сформулированного композитором художественного принципа: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». Даргомыжский ставил целью не только представление «драматической правды, но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского — «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды».

    В конце 50-х годов Даргомыжский в письме к Любови Ивановне Беленицыной, своей ученице и подруге, не без горечи констатирует:

    «Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признаёт во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. Они этого понять не умеют…»

    Тут необходимо заметить: еще не родился на свет композитор, обладающий сильным мелодическим даром, который захотел бы (и смог!) отказаться от красивых (или, согласно уничижительной дефиниции Даргомыжского, «льстящих слуху») мелодий. «Не гоняются» за ними обычно те, кому «добежать» до яркой, выразительной и запоминающейся мелодии никак не удается. Но Даргомыжский представляет собой редкий случай композитора, сумевшего из своих недостатков сделать достоинства.

    Даргомыжский отказывается здесь от исторически сложившихся оперных форм, пишет музыку на подлинный текст трагедии Пушкина. Вокально-речевая интонация играет в этой опере ведущую роль, являясь основным средством характеристики персонажей и основой музыкального развития.. Язык, который он выбрал для этой оперы заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи, искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства. Произведение было почти завершено спустя несколько месяцев, однако прошлые проффесиональные неудачи сильно подорвали здоровье Даргомыжского. Смерть его 5 (17) января 1869 года помешала создать музыку только к последним 17-ти стихам. Тот самый Ц. Кюи по завещанию композитора завершил "Каменного гостя". Им же было создано и вступление к этой опере, оркестровал которую Н. Римский-Корсаков.

    "Каменный гость" стараниями приятелей Александра Даргомыжского был поставлен 16 февраля 1872 года на Мариинской сцене в Санкт-Петербурге. В 1876 году опера была возобновлена, однако не удержалась в репертуаре.

    Но многие современики высоко оценили данное произведение. Стасов писал о нем, как «о необыкновенном, выходящем из всех правил и из всех примеров сочинении», а в Даргомыжском видел композитора «необычайной новизны и мощи, который создал в своей музыке... характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской». «Великим учителем музыкальной правды» назвал Даргомыжского М. Мусоргский.

    Последние годы жизни


    Жены и детей у композитора не было. Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.



    На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

    Имя композитора носит Тульский колледж искусств.

    Отношение к отечественным композиторским дарованиям в тогдашнем российском обществе, а главное, в театрах, лучше всего иллюстрирует статья «О вознаграждении сочинителям» принятого в 1827 году «Положения об управлении петербургскими театрами». в «Положении» предписывалось ограничивать вознаграждение российских композиторов суммой, не превышающей 1143 рублей серебром, причем работу либреттиста им нужно было оплачивать самим.


    Произведения композитора были крайне популярны в СССР. Они входили во всевозможные антологии и исполнялись на самых разных площадках. Наследие Даргомыжского стало объектом новых академических исследований.

    Выводы


    Продолжатель традиций Глинки, Даргомыжский был первым композитором, который поднял тему социального обличения, создал сатирические и комические песни, лирико-драматические романсы. Творчество последующих композиторов говорит о влиянии Даргомыжского. В творчестве Чайковского широкое развитие получили жанры психологической музыкальной драмы и лирико-драматического романса. Прямым продолжателем Даргомыжского в области характерного речитатива и в искусстве социального портрета явился Мусоргский. В историю русской музыки Даргомыжский вошел как композитор-реалист, как «великий учитель музыкальной правды».



    написать администратору сайта