Главная страница
Навигация по странице:

  • Посольства к Гаю и Клавдию

  • ККЗ ппп. Александрийский погром (38 год)


    Скачать 180.25 Kb.
    НазваниеАлександрийский погром (38 год)
    Дата31.01.2023
    Размер180.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаККЗ ппп.docx
    ТипДокументы
    #914631
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    События 38 года[править | править код] Филон АлександрийскийВ 38 году римский префект Египта Авл Авилий Флакк внезапно лишил евреев всех имевшихся на тот момент гражданских прав. По мнению Филона, предшествующие пять лет до описываемых событий Флакк был образцовым губернатором, но с восшествием на престол в марте 37 года Калигулы он, стремясь завоевать доверие не симпатизирующего ему нового императора, запутался в политических придворных интригах. Флакк поддержал антиеврейские группировки и одобрил преследование евреев со стороны греков[7][45]. Убийство в Риме соправителя империи Тиберия Гемелла и префекта претория Макрона означало утрату Флакком поддержки в столице. Греческие лидеры города (Филон называет «прихвостня толпы» Дионисия, «крючкотвора» Лампона и «предводителя черни, сутягу, злодея, возмутителя городов» Исидора) воспользовались непрочностью положения губернатора и смогли настоять на своих требованиях[46]. Они предложили Флакку сделку: снова поддержать императора в обмен на контроль над городом[47].Летом 38 года[комм. 1] иудейский царь Агриппа по пути из Рима в своё царство в северной Иудее посетил Александрию. Хотя Филон отмечает, что Агриппа стремился сохранить свой визит в тайне и не создавать ажиотаж, еврейская община восторженно встретила царя[комм. 2][46]. С другой стороны, Флакк видел в иудейском царе возможную угрозу своему положению, а греки, хотя и завидовали имеющим «своего» монарха евреям, знали подоплёку внезапного возвышения Агриппы. Кто-то из них устроил пародию на торжественную встречу Агриппы: в театральной пантомиме юродивого по имени Карабас (имя означает «капуста») нарядили в царскую одежду и в насмешку оказывали ему царские почести, называя его сирийским титулом «марин» («господин» или «наш царь»)[50][51][52]. Многие историки вслед за Филоном согласны с тем, что именно визит Агриппы стал катализатором межобщинного насилия из-за зависти греков к тому, что у евреев есть царь[53][54]. Видимо, в этот момент Агриппа покинул город[55]. Обстоятельства, при каких царь иудеев покинул город, Филон не уточняет, что, по мнению профессора А. Керкеслагера (Allen Kerkeslager) из Пенсильванского университета, указывает на желание философа скрыть реальные причины дальнейших трагических событий и связать их с попустительством Флакка[56][57].Точный порядок последующих событий невозможно восстановить из-за непоследовательности изложения в произведениях Филона[50]. Вероятно, акты уличного насилия начались сразу после насмешек над Агриппой. Возбуждённая толпа потребовала, чтобы в синагогах были поставлены статуи императора[55][57]. Флакк соглашался на все требования толпы[комм. 3], которая с каждой уступкой префекта становилась более дерзкой. Флакк издал эдикт, в котором он называл иудеев «чужаками и пришлыми» (др.-греч. ξένους καὶ ἐπήλυδας)). Он, вопреки закону, освобождавшему евреев от соблюдения «культа императора», приказал поместить в синагогах статуи, особым эдиктом лишил евреев гражданских прав и даже разрешил их общее преследование. В ответ на жалобу еврейской общины он запретил праздновать субботу и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов. В 1976 году британский историк Мэри Смоллвуд[en] назвала александрийский квартал Дельта, куда были переселены евреи, первым гетто в истории, и многие историки согласны с ней[59][60][50]. Несколько синагог было разрушено или осквернено изображением Калигулы. Толпы греков напали на еврейское население Александрии; их жилища и лавки, закрытые в связи с трауром по скончавшейся 10 июня сестре ГаяЮлии Друзилле, были разграблены[комм. 4]. Самих евреев жестоко мучили и убивали, а трупы уродовали[62][63][11][64]. Еврейских женщин хватали, унижали на сценах театров, заставляли есть свинину[50]. Отдельные высказывания Филона можно понять как указание на сопротивление евреев, ранивших некоторых нападавших. Как отмечал в 1938 году Э. Гудинаф, если сопротивление действительно имело место, оно могло быть нарушением действующих законов и подлежало наказанию[65].Филон Александрийский описывал наблюдаемые им события как акты иррациональной агрессии[36]:Не в силах более терпеть нужду, одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.— Филон Александрийский. Против ФлаккаБедствия евреев усугубило лишение Флакком их прав как «чужаков и пришельцев». Позволив убедить себя в том, что в беспорядках евреи виноваты не меньше, чем греки, он приказал, чтобы 38 членов герусии заковали в кандалы и в день рождения императора (31 августа, что в 38 году выпало на шаббат[66]) отвели в театр, где на глазах своих врагов их публично высекли, некоторых до смерти[67][50][52]. Следующим предпринятым Флакком шагом стали поиски оружия в домах евреев. Филон находит такие действия, после всех предшествующих актов насилия, удивительными и говорит, что с бо́льшим основанием такие поиски следовало бы проводить в домах египтян — истинных мятежников и изменников[68].В середине октября 38 года Флакк был внезапно отозван из Александрии и сослан на остров Андрос, где был казнён по приказанию императора Калигулы осенью следующего года[52][69]. Причиной отставки Флакка Филон называет то, что префект не переслал в Рим поздравления Гаю от евреев в честь вступления на престол. Как оказалось, недоразумение разрешилось благодаря Агриппе, передавшему повторное поздравление и извинения[68]. Тогда же выяснилось, что Исидор и Лампон, ставшие главными обвинителями Флакка, всегда были его врагами[70]. Радость евреев была преждевременной, поскольку их положение не улучшилось, и они по-прежнему были вынуждены проживать на небольшой территории[47].Посольства к Гаю и Клавдию[править | править код] КалигулаНовый префект Гай Витразий Поллион[en] прибыл в Александрию 20 октября 38 года. Он расследовал беспорядки и разрешил двум делегациям — еврейской и греческой — отправиться с докладом к императору[71]. В «середине зимы», как сообщает Филон, эти две делегации, еврейская во главе с философом Филоном и греческая во главе с литератором Апионом, отправились в Рим[72]. Современные историки согласны с тем, что речь идёт скорее о зиме 39/40, чем о зиме предшествующего года[73][69]. Греки имели основания рассчитывать на удовлетворение своих ожиданий, поскольку Гай был к ним более расположен, помнил о поддержке, которую греки оказали его прадеду Марку Антонию, и о восторженной встрече своего отца Германика в Александрии в 19 году[74].Дождавшись императора из похода против германцев[комм. 5], обе делегации изложили жалобы на своих врагов и просили защиты. Как сообщает Филон, на первой встрече Калигула благосклонно выслушал выступление евреев[комм. 6], после чего отменил планы по превращению Иерусалимского храма в святилище императорского культа[en]. Однако на состоявшейся несколько дней спустя второй встрече позиция императора относительно освобождения евреев от поклонения себе изменилась («Вы что, богоненавистники? Уже весь мир признал меня богом, а вы не верите и богом не зовёте?»). Объяснения евреев, что они приносят многочисленные жертвоприношения в честь него, Калигула признал несостоятельными, требуя жертв именно себе[77]. Филон недвусмысленно указывает, что идею божественности внушали императору его египетские слуги, «порочное семя, смешавшие в душах своих нрав крокодила и яд змеи», среди которых был особенно заметен некий Геликон[78]. Далее Гая заинтересовало, почему евреи не едят свинину, и объяснение через традиционные диетические предпочтения его в целом удовлетворило. Третий вопрос, обсуждавшийся на встрече, о гражданских правах евреев в Александрии, не был тщательно рассмотрен. Завершая встречу, император пришёл к выводу, что «эти люди скорее несчастны, чем порочны, и лишь по неразумию своему не верят, что я божественной природы». Греческая делегация с энтузиазмом реагировала на остроты Гая, но окончательного решения в оставшиеся недели его жизни принято не было[52][79]. В то же время Гай собирался отдать приказ о возведении своих статуй в Иерусалимском храме, однако чёткой связи тут с событиями в Александрии не прослеживается[80].Весть об убийстве Калигулы 24 января 41 года и восшествии на престол Клавдия (правил в 41—54 годах) достигла Александрии в начале марта и вызвала новую вспышку насилия. На этот раз инициаторами были евреи, накопившие силы с 38 года и привлёкшие в качестве союзников единоверцев из прочих частей Египта, а также из Сирии и Иудеи. Поллион подавил выступление и обратился за инструкциями к Клавдию. Ещё до того, как о беспорядках узнали в Риме, император дал указание отменить наиболее тяжёлые наказания, наложенные на евреев[79][7]. Под влиянием Агриппы I и Ирода Халкидского Клавдий принял эдикт[комм. 7], в котором подтверждалась древность жительства евреев в Александрии и восстанавливались их права, дарованные Августом[82]. Несколько месяцев спустя права евреев Александрии были распространены на всех евреев империи[83]. Летом 41 года александрийские греки отправили к Клавдию новую делегацию с целью поздравить императора с восшествием на престол и вновь поднять еврейский вопрос. Среди 12 делегатов были видные учёные и ораторы — Тиберий Клавдий Балбил[en] и Херемон[84]. Евреи, опасаясь утраты отвоёванных прав, также послали одну или две делегации. Своё окончательное решение император сообщил в письме к александрийцам. Клавдий осудил насилие с обеих сторон и подтвердил свои ранее изданные эдикты, дозволив евреям Александрии иметь права постоянных жителей и пользоваться религиозной свободой, предоставленной им Августом. Угрожая лишением прав, император требовал от евреев более не настаивать на расширении своих прав, не досаждать ему посольствами и не звать соплеменников из других частей империи. Документ вернул положение дел к тому, каким оно было до волнений 38 года, после чего последовал продолжительный период мира[85][86][87].
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта