|
ККЗ ппп. Александрийский погром (38 год)
Александрийский погром (38 год)[править | править код]Материал из Википедии — свободной энциклопедииПерейти к навигацииПерейти к поискуАлександри́йский погро́м (Антиевре́йские беспоря́дки в Александри́и) — нападения греков на еврейскую общину в столице римской египетской провинции в 38 году н. э., в правление императора Калигулы.Единственным источником информации о событиях 38 года являются сочинения Филона Александрийского, их свидетеля и главы еврейской делегации к римскому императору. Филон Александрийский (Филон Иудейский) (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) был одним из выдающихся представителей Александрийской богословской школы, а также основоположником еврейского эллинизма, центром которого была Александрия. Его сведения считаются достоверными, но сложными для интерпретации в качестве исторического источника. Их анализу посвящена обширная историография. Ряд других источников позволяет реконструировать предшествующий погрому исторический контекст и вызванные им последствия. К началу XXI века общепринятой теории не сложилось, и, по словам современного классициста Ричарда Олстона, Александрийский погром по-прежнему представляет собой загадку.Считается, что к погрому привели межобщинные противоречия, связанные с нежеланием греков мириться с гражданским равноправием евреев в Александрии. В качестве основных рассматривают гипотезы о существовании этнического антагонизма между евреями и нееврейским населением Египта, евреях как заместительной жертве агрессии греков против римлян, борьбе евреев за правовую эмансипацию. Выдвигаются различные социальные и демографические теории. В современной историографии погром 38 года не отделяют от серии дальнейших событий 40-х годов: посольства евреев и греков в Рим при Калигуле и Клавдии, мятежа евреев в 41 году, суда над лидерами греческой общины и последовавшей за тем их казни. Помимо установления причин и точной последовательности событий, историки пытаются определить место событий в Александрии в развитии античного антисемитизма.Евреи Александрии внесли весомый вклад в античную философию и теологию, многие из них были представителями знаменитой Александрийской школы. Антиковеды конца XX — начала XXI века высказывают противоположные точки зрения на то, ухудшилось или улучшилось положение евреев Египта после римского завоевания. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона начала XX века утверждала, что после завоевания Египта римлянами положение евреев не изменилось. Краткая еврейская энциклопедия 1976 года утверждает, что оно ухудшилось.Содержание1Предпосылки2Состояние источников3Ход событий3.1События 38 года3.2Посольства к Гаю и Клавдию3.3Суд над Исидором и Лампоном4Гипотезы и реконструкции4.1Цели греков и египтян4.2Цели евреев4.3Место в истории антисемитизма5Примечания6ЛитератураПредпосылки[править | править код]См. также: История евреев Египта План египетской Александрии в римскую эпохуНачавшиеся в библейские времена контакты евреев с Египтом не прекратились после Исхода, но только после образования птолемеевского Египта в 305 году до н. э. началась массовая миграция евреев в Египет[1]. Папирусы из архива Зенона свидетельствуют о постоянном притоке евреев в благополучную Александрию, ускорившемся после перехода Палестины под власть Селевкидов в 200 году до н. э.[2][3] Со времён правления Птолемея I евреи имели право селиться в Александрии и к началу римского правления составляли большинство населения в двух из пяти округов города[4]. Предположение Ульриха Вилькена о том, что евреи в Александрии жили в гетто, возможно, для какого-то периода справедливо, но к рубежу тысячелетия таких ограничений уже не было[5][6]. В целом александрийские евреи составляли значительную часть населения города (100 тысяч при первых Птолемеях и до 200 тысяч позднее). Они играли большую роль и в социально-экономической жизни Александрии. Власти позволили евреям жить в полунезависимом анклаве-политевме[de] согласно своим традициям и законам: во главе еврейской общины стоял генарх или этнарх, который осуществлял управленческие и судебные функции в рамках общины[7][8][9][10]. Египет процветал, и евреи жили в нём довольно зажиточно[11][12]. Если до начала римского владычества в Египте и существовали проявления антисемитизма, в истории о них информации не сохранилось[13]. Антиковед Аркадий Ковельман пишет, что литературный эллинистический антисемитизм, культивировавшийся со времён Манефона, не вызывал никаких заметных нападений на евреев до римских завоеваний[14]. При императоре Августе единоличного главу общины заменила герусия (совет старейшин)[15].Вопрос о гражданских правах александрийских евреев уже больше 100 лет остаётся предметом научной дискуссии[16][7][17]. Аркадий Ковельман считает, что вопрос римского гражданства стал ключевым для разжигания конфликта, поскольку для александрийской знати это было снижением их социального статуса, а для евреев — повышением[18]. Хотя Иосиф Флавий утверждает обратное, скорее всего, только некоторые евреи в Александрии обладали гражданскими правами[19][20]. В отличие от граждан-греков и коренных жителей-египтян (коптов), евреи не обладали определённым правовым статусом в Египте и полностью зависели от решений римского правительства[21]. После завоевания Римом в 30 году до н. э. александрийские греки полагали, что их положение ухудшилось, в то время как евреи получили права, которыми располагала диаспора со времён Цезаря[22]. С другой стороны, евреи потеряли возможность службы в армии и на гражданской службе[23]. В первое десятилетие после завоевания Египта, около 24 года до н. э., Октавиан Август возобновил существовавший при Птолемеях тяжёлый подушный налог laographia, взимаемый с мужского населения от 14 до 60 или 62 лет. От уплаты налога освобождались прошедшие в гимнасиях обучение эфебы, то есть греческие граждане. Согласно ряду источников, в том числе Третьей книге Маккавейской, ранее эллинизированные евреи не могли получить исключение из налогообложения и должны были платить лаографию наряду с неграмотными коптами, что само по себе было оскорбительно[24]. В римский период ситуация изменилась: чтобы улучшать социальный статус и уменьшать расходы, евреи стали отдавать своих сыновей в греческие гимнасии[25]. По-видимому, часть александрийских евреев, включая Филона и его близких родственников, имела гражданские права в полном объёме[26].Гипотеза об извечном характере межобщинных противоречий, основанных на существовании «древней вражды» между евреями и греками, восходит к утверждениями Филона и Иосифа Флавия. Культурные различия между обеими этническими группами отмечают и современные историки[27]. Напряжённость росла и по причине экономического соперничества: евреи нередко были сборщиками налогов[28][19][12]. Поддержка, оказанная евреями римлянам в 55 году до н. э. во время вторжения Авла Габиния, а также в ряде других подобных эпизодов, также не способствовала улучшению отношений между народами[13].Состояние источников[править | править код]Единственным источником сведений о событиях погрома являются два произведения Филона Александрийского — «Против Флакка» (лат. In Flaccum, др.-греч. Φιλωνος Ιουδαιου εις Φλακκον) и «О посольстве к Гаю» (лат. Legatio ad Gaium, др.-греч. Φιλωνος Ιουδαιου περι αρετων α΄ ο εστι της αυτου πρεσβειας προς Γαιον)[29][30]. Первый из них полностью посвящён событиям 38 года в контексте трагической судьбы префекта Авла Авилия Флакка, а второй описывает состоявшееся после погрома посольство к императору Гаю (Калигуле). Обещанная в конце «Посольства» палинодия (опровержение сказанного) не сохранилась. Оба произведения сохранились не полностью, их место в творчестве Филона не вполне понятно[30][31]. Их жанр условно определяется как исторический, исследователи обнаруживают в них черты богословских трактатов и утешительной литературы[32]. Дата создания произведений неизвестна, но вряд ли между их написанием и событиями в Александрии прошло много времени[33]. По вопросу об отношении Филона, одного из немногих евреев-граждан Рима, к Римской империи высказываются противоположные мнения. Американский антиковед Эрвин Гудинаф[en] полагает, что отношение Филона к римлянам не лучше, «чем у шкипера маленькой лодки к урагану», тогда как израильский историк Марен Нихофф[de] называет его симпатии проримскими[34]. Историк Колледжа Статен-Айленда[en] Сандра Гамбетти пишет, что современная наука за редкими исключениями считает изложение событий Филоном корректным[7], однако Джон Аткинсон[en] из Университета Кейптауна называет Филона тенденциозным автором[35]. Р. Олстон отмечает полемические элементы у Филона, а сложную литературную форму его трудов ставит в один ряд с традиционными иудейскими религиозно-историческими повествованиями, такими как Третья книга Маккавейская[36].«О посольстве к Гаю» Филона проливает свет на события после погрома только с еврейской точки зрения, и о том, что в Рим было направлено греками другое посольство во главе с Апионом, известно из написанного в конце I века полемического трактата[en] Иосифа Флавия[37]. Из него следует, что для одного из лидеров греческой общины, грамматика Апиона, было важно не допустить получения евреями полноценных гражданских прав[38]. О событиях собственно погрома Иосиф не сообщает, упоминая лишь, что в Александрии были волнения, после чего сразу переходит к рассказу о посольствах[39]. О событиях в Александрии между посольствами и восшествием на престол Клавдия в 41 году в источниках сведений нет[37].Помимо рассказа Филона, о периоде правления Флакка известно из крайне небольшого числа документов. По их данным, в 33 году, через год после вступления в должность, он провёл перепись населения. Год спустя Флакк столкнулся с недовольством населения, а в 35 году были составлены списки подлежащих налогообложению и освобождённых от уплаты лаографии[40]. Сведения Филона об отношениях евреев с греками и египтянами дополняют папирусные фрагменты, известные под названием «Деяния александрийских мучеников[de]». «Деяния» являются своеобразным литературным жанром, появившимся в Александрии. В форме вымышленных судебных протоколов представители александрийского демоса высказывали свои претензии римским императорам из-за злоупотребления местных властей. Из них три фрагмента, в которых упоминаются Исидор и Дионисий, имеют явную антиеврейскую направленность[41]. Фрагмент CPJ 156, по выражению британского археолога Идриса Белла, «один из интереснейших примеров александрийской пропагандистской литературы», повествует о суде императора Клавдия над гимнасиархом Исидором[42][43]. Плохо сохранившийся CPJ 155 дополняет рассказ Филона о посольствах к Гаю[44].Ход событий[править | править код] |
|
|