Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока 1. Организация учащихся.

  • Лечебное воздействие гимнастики А. Н. Стрельниковой

  • Основной комплекс дыхательных упражнений

  • Логопедическая гимнастика

  • Повторение и закрепление пройденных музыкальных произведений

  • Подведение итогов

  • 5.4.2. Наставничество. 5.4.3. Участие в мероприятиях по распространению опыта профессиональной деятельности.

  • Год обучения Школьный уровень Муниципальный уровень

  • 6.1. Показатель «Повышение квалификации».

  • 6.1.2. Разнообразие форм повышения квалификации.

  • 6.3. Показатель «Профессиональное саморазвитие учителя». Тема моего педагогического опыта

  • Педагогическая цель моей деятельности: Формирование у детей любви к Родине, к родному краю, его истории, культуре и традициям.В связи с этим я решаю следующие задачи

  • Процесс проблемного обучения я осуществляю следующим образом

  • аналитическая справка готовая. Аналитическая справка учителя музыки


    Скачать 6.4 Mb.
    НазваниеАналитическая справка учителя музыки
    Дата10.06.2022
    Размер6.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлааналитическая справка готовая.doc
    ТипДокументы
    #583778
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Приложение. Урок «Зровьесберегающие технологии на уроках музыки и пения»




    Цель урока: показать эффективность занятий хоровым пением, результаты развития вокально-хоровых навыков, формирования певческой эмоциональности и выразительности исполнения

    Задачи:

    1. Дать общее представление родителям о здоровьесберегающих технологиях, применяющихся на уроке

    2. Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса

    3. Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.

    4. Исполнить произведения разные по темпу, ритмическому рисунку, характеру

    Ход урока

    1. Организация учащихся.

    2. Разминка:

    • начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы

    • выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики Стрельникой,

     

    Лечебное воздействие гимнастики А. Н. Стрельниковой

    Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

    1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание

    2. Улучшает дренажную функцию бронхов

    3. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани

    4. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.

    Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.

    Основной комплекс дыхательных упражнений

    • Упражнение “Ладошки” (разминочное)

    Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

    • Упражнение “Погончики”

    Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

    В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

    • Упражнение “Насос”

    Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

    Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена

    (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).

    Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

    Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

    • Упражнение “Кошка”

    Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.

    Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.

    Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое

    • “Китайский болванчик”

    И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох.

    Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

    (Дети серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться). Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.

    Логопедическая гимнастика

    1. на букву “Н”: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз)

    2. изображая звонок в дверь, произносим “тр-р-р-р” (8раз)

    3. поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза)

    4. Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза)

    (написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут)

    Распевка: повторение правил пения сидя и стоя

    1. Упражнения из Емельяновских “Машинка большая, маленькая” для стимуляции артикуляционного аппарата

    2. “Бармалей и принцесса” для выработки единой певческой постановки

    3. Распевка “Ёж” (“Ёж, ёж, где живёшь?, Маме яблоко несёшь?
      --Я живу в густом лесу, маме яблоко несу”)

    4. На одном звуке мы поём

    Повторение и закрепление пройденных музыкальных произведений,

    1. Беседа о содержании, исполнение с движениями и в характере:

    2. Муз. Г. Струве “Пёстрый колпачок” (поскольку каждый родитель, пришедший на урок, хочет увидеть выступление своего ребёнка, песня исполняется по куплету каждым рядом, затем дети исполняют её по 2 строчки по цепочке, стараются очень все: и шаловливые, и робкие)

    3. Муз. Р. Паулса “Кашалотик”

    4. Муз. Попляновой “Паучок”

    5. Муз. Савельева “Зверобика” (с музыкально- ритмическими движениями)

    6. Муз. Г.Струве “Колобок” (роль колобка исполняют дети поочерёдно)

    7. Муз. Попляновой “Слово на ладошке” с ритмическими движениями (Эта песня выбрана последней не случайно. На обычном уроке мы исполняем её в начале урока в качестве распевки. Песню с музыкально- ритмическими движениями мы исполняем таким образом: после обычного текста каждый участник сегодняшнего концерта встает, кивает головой, называя своё имя, все участники коллектива как эхо повторяют это имя. На рядовых уроках, когда дети каждый урок встают, кивают мне и с удовольствием пропевают своё имя, а в других вариантах, для усложнения ритмического рисунка, мы пропеваем и прохлопываем имя и отчество родителей, я с лёгкостью запоминаю эту массу информации, не прилагая усилий. И ещё один вариантом вариант нашего исполнения: мы усложняем ритмический рисунок - это пропевание названий предметов, окружающих нас в данное время, действия этих предметов. Такой вариант является чистой импровизацией. Дети, даже самые стеснительные с азартом включаются в эту игру, а варианты ответов типа “труба водопроводная, цветы не политые" вызывает у детей бурю положительных эмоций.

    Подведение итогов
    5.4. «Обобщение и распространение педагогического опыта».
    Мною созданы собственные электронные средства обучения: обучающие презентации, система электронных тестов. Я активно применяю их в своей педагогической деятельности, а также приобщаю к их использованию коллег.

    Имеется оборудованный кабинет:

    - ноутбук;

    - музыкальный центр

    - стенды;

    Методический материал:

    Учебники «Музыка», 1-6 кл., авт. Критская, Сергеева, Шмагина

    Учебники 8-9 кл., «Искусство. Музыка»
    Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство». Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 5-9 класс. Из-во «Просвещение» 2011 год

    Необычные уроки и муз. расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты. 5-8 класс. Волгоград. Ид-во «Учитель» Автор: Лукашевич 2012 год

    О.К. Разумовская «Русские композиторы. Биографии. Викторины. Кроссворды» Айрис-Пресс г. Москва 2007 год

    В.П. Ватаман «Мир народной культуры».Материалы для занятий с детьми» из-во учитель г. Волгоград 2009 год

    О.В. Куфтина, О.П. Власенко «Русские фольклорные традиции. Занятия и мероприятия в 5-7 классах» из-во «Учитель» г. Волгоград 2009 год

    М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе» Айрис-Пресс г. Москва 2001 год

    Е.Н. Арсенина «Музыка 1-4 классы. Анализ произведений. Ритмические игры. Творческие задания». Из-во учитель г. Волгоград 2011 год

    Т.А. Кукушкина «Музыка. Творческое развитие учащихся 1-6 классы. Конспекты уроков» из-во учитель г. Волгоград 2009 год.

    Карточки, раздаточный материал (в печатном виде, на электронном носителе):

    Сборники песен «Спой-ка, с нами», «Большой хоровод», «Пусть всегда будет солнце», «Вместе с песней», «Лейся, песня», «Поклонимся великим тем годам», «Музыкальная страна»

    Карточки музыкальные средства выразительности,

    Папка с дидактическим материалом

    Музыкальные ребусы (папка)

    Таблица эмоциональных состояний
    Паспорт кабинета (Прилагается).
    5.4.2. Наставничество.


    5.4.3. Участие в мероприятиях по распространению опыта профессиональной деятельности.

    Своим опытом постоянно делюсь с учителями музыки своей школы, школ района. За последние 4 года выступала на следующих заседаниях РМО:

    Год обучения

    Школьный уровень

    Муниципальный уровень

    2013/14




    Открытое внеклассное мероприятие для учителей музыки района «Музыкальный калейдоскоп»

    2013/14





    2015/2016




    Открытый урок в 5 классе«Гармонии задумчивый поэт»

    2016/2017








    5.4.4. Наличие публикаций, отражающих учебно-методическую работу учителя.

    В 2015-2016 учебном году мною был создан набор тестов по музыке, по классам и по четвертям, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной , который был роздан учителям музыки района на заседании РМО. Неоднократно делилась с учителями музыки района своими методическими разработками.

    1. Методическая разработка «Конспект урока в 5 классе «Гармонии задумчивый поэт», свидетельство №ДБ-259514. Публикация на сайте infourok.ru

    2. Методическая разработка «Сценарий мюзикла «Приключения Буратино»», свидетельство №ДБ-259526. Публикация на сайте infourok.ru

    3. Методическая разработка «Сценарий мюзикла «Новогодние приключения Колобка», свидетельство №ДБ-259543. Публикация на сайте infourok.ru

    4. Методическая разработка «Презентация гармонии задумчивый поэт», свидетельство №ДБ-259616. Публикация на сайте infourok.ru

    5. Методическая разработка «Сценарий мюзикла «Пожар в лесу»», свидетельство №ДБ-259622. Публикация на сайте infourok.ru

    Свидетельства (Прилагаются).
    6.1. Показатель «Повышение квалификации».
    Сведения о повышении квалификации:

    1. Курсы повышения квалификации в Рязанском институте развития образования по теме: « Актуальные вопросы преподавания предмета «Музыка» в условиях реализации ФГОС ООО», октябрь-ноябрь 2013г.

    .
    6.1.2. Разнообразие форм повышения квалификации.
    Приняла участие в вебинаре «ИКТ компетентность учителя, как метод повышения качества обучения щкольников». Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77-62596 (Прилагается)

    6.3. Показатель «Профессиональное саморазвитие учителя».
    Тема моего педагогического опыта:

    « Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания».

    Почему эта тема волнует меня? Ответ простой: это нужно нашим детям. В истории нашей страны, был довольно продолжительный период, когда национальная культура практически выпала из нашей жизни, (мы все знаем это время), гораздо больший интерес вызывала культура других стран. И лишь недавно мы осознали, что в нашей стране есть и свои особенности, которые нужно поддерживать и развивать, и что традиции, сформировавшиеся за много веков не случайны – это то, что лучше всего поддерживает и нравственность, и самооценку людей, и творческий потенциал.

    Актуальность выбранной мною темы определена социальным заказом общества, который отражён в Федеральном государственном образовательном стандарте по развитию личностных универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, формируемые на уроках музыки, тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. В федеральном государственном образовательном стандарте отмечено: «Духовно – нравственное воспитание на основе традиций благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром». В этом я вижу актуальность своего педагогического опыта.

    Педагогическая цель моей деятельности:

    Формирование у детей любви к Родине, к родному краю, его истории, культуре и традициям.

    В связи с этим я решаю следующие задачи:

    1. Пробуждать интерес к русской культуре, творчеству, обычаям и традициям;

    2. Воспитывать духовно – нравственные ценности на основе семейных ценностей Рязанской области;

    3. Чтить и продолжать традиции Рязанского края.

    Проблемное обучение – конечно, не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Каменский, Ушинский, Сухомлинский, Виноградов. В настоящее время вопросами проблемного обучения занимаются такие выдающиеся ученые, как Махмудов, Кудрявцев, Селевко.

    Методические основы проблемного обучения на моих уроках – это, прежде всего:

    1. Самостоятельность музыкального мышления;

    2. Открытие неизвестного, нового.

    Проблемные ситуации на уроке музыки я создаю для того, чтобы у ребёнка возникла потребность в поисковой деятельности и желание открыть неизвестное, новое, удивительное.

    Наверное, все будут со мной согласны, что воспитание патриотизма – это неотъемлемая часть любой системы образования.

    Я сама патриот. Я очень люблю наш Рязанский край, его историю, песни, традиции. И эту свою любовь я стараюсь передавать детям, на уроках, на внеклассных занятиях. Рассказываю об истории Рязанского края, о людях. Организовываю мероприятия, которые помогают детям понять родные истоки и прикоснуться к нашему краю:

    - знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

    - знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

    - знакомство с культурой, традициями Рязанской области..

    Процесс проблемного обучения я осуществляю следующим образом: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. Моя работа, как учителя музыки, направлена на внедрение современных образовательных технологий, поскольку сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность.

    Для реализации целей и задач технологии проблемного обучения я использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса обучения, при которых учащиеся не только усваивают информацию, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

    Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.

    Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства.

    На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

    На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: - - инсценирование песен, театрализация;

    - написание эссе;

    - описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения;

    Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

    Программа по музыке  раскрывает  наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
    Темы, составляющие содержание школьного урока музыки, четко определяются учебной программой,  но я творчески подхожу  к содержанию данных тем.
     Патриотическое  воспитание  на  моих  уроках  осуществляется через: 

    - постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора  и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
    -  введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
    - знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
    - знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
    - знакомство с культурой,  традициями  Рязанского края.

    Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.

    Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, проблемности. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

    Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

    А сейчас я хочу поделиться опытом своей работы  по использовании технологии проблемного обучения и  патриотическому воспитанию средствами музыкального искусства.
    В начальных классах в процессе реализации  темы «Взаимодействие песенности, танцевальности и маршевости» обращаюсь к строевым песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений. Они связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг»; «кавалерийские»  – поются под ход коня.
    Раскрывая тему жанрового многообразия музыки,  обращаюсь  к жанру танца, его значению в жизни человека, разнообразию танцев разных времен и народов. В процессе реализации темы  «Можем ли мы «услышать» живопись?» использую   репродукции жизни и быта крестьян.
    Для развития   музыкально- эстетического опыта  учащихся   провожу аналогию между картинами и музыкой ; предлагаю ответить на вопросы: «Какая песня «звучит» в данной картине?»,                     
    «Звуки какого праздника вы услышали?» и т. д
    Раскрывая тему «Преобразующая сила музыки», рассказываю  о боевых песнях , большинство из которых по своему содержанию были призваны поднимать боевое настроение.
    Здесь учим строевые и военные песни , применяю  проблемный подход  - ответы  на вопросы о воздействии данной песни на слушателей и исполнителей, о том, помогала ли она совершать подвиги, сплачиваться для борьбы с врагом и т. д.
    В 5 классе  ряд уроков посвящены патриотизму,  такие, как
    «Сила музыки в годы ВОВ», «Красота и  правда музыки о героях ВОВ».

    Мониторинг учебной деятельности по использованию технологии проблемного обучения как средство воспитания патриотизма показывает, что в использовании данной технологии существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления учащихся. Урок музыки как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика. Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. Вся система моей работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта