Васильева-Власть-в-психологии. Анализ психологического понимания власти
Скачать 1.33 Mb.
|
Таблица 2 Дж. Лассуэлл (1948) выделил 8 основных источников власти, назвав их «основные ценностт : власть, которая может выступать основой для другой, еще большей власти; — уважение; моральный долг; любовь; — благосостояние; — богатство; — умение; — просвещенность . Рассматривая весь набор источников власти, необходимо ответить на вопрос: можно ли относить к ресурсам власти лобую вещь, лобую способность, которая может оказать вшшние на поведение и деятельность объекта? Для решения этого вопроса Т. Бентон (Benton, 1994), напртлер, предлагает разграничить весь список источников власти на «возможности» и «ресурсы». Первые относятся к «внутренней природе» субъектов, вторые — к внесвойствам. Он пишет, что применительно к индоидуальным субъектам власти «возможности» ВКЛОЧаЮТ знания, умения, компетентность, силу и т. д., а в отношении коллективњгх субъектов качества внутренней организащш, мораль, доступность знания, умений и другие компоненты индоидуалькых субъектов, способы коммуникации, качества лидерства и т. д. С другой стороны, ресурсы субъектов (как индивидуальные, так и коллективкше) включают те ресурсы власти, которые связаны не с внутренними качествами субъекта, а с его отношениями с другњли людьми, коллекптами и материальњп,ш предметами (легиттлный авторитет, доступ к средствам массовой коммуникации, контроль над инструментами принуждения, обладание землей, зданиями, средствами производства и т. д.) [3, с. 119]. А. Г. Конфисахор, исследуя пстюлогические основания власти, развил теорию В. А. Ганзена о том, что обладание властью представляет человеку уникальную возможность самоосуществиться. Власть является страстью, влечением, с которым практически невозможно бороться. Известный ученый Б. Рассел отмечал, что в каждом человеке живут две до конца не насыщаемые страсти — стремление к власти и стремление к славе. Человек при власти должен воспршшматься окружающими как человек, поднявшийся над осталышми. Осуществляющий власть должен обладать способностью работать на пределе напряжения ума, внимания и памяти, работы мысли на высшем уровне абстракщи, оперировать огромным объемом информащи. Власть предоставляет возможность для реализации собственњж идеалов и целей человека, позволяет макстлально полно раскрыть способности человека, сделать востребованными обществом в настоящее время, при жизни и деятельности. Власть позволяет оставить след в истории, навсегда остаться в памяти потомков, изменять ход истории и влиять на все процессы, происходящие в обществе, выделить себя из массы людей, показать свои индивидуальные особенности независтло от основакшй. [4, с. 9—10].
Прежде всего, у субъекта должна возникнуть мотоация власти, то есть он должен осознать, что у него актуализировалась потребность и ее удовлетворение зависит от поведения объекта, который не желает добровольно содействовать ее удовлетворению. Конечно, собираюиџмся пртиенить власть поммает, что его действия вызовут сопротивление у объекта воздействия. И тогда он оценивает тиеющиеся в его распоряжении ресурсы (источники власти) и выбирает наиболее действенный в данной ситуации. Выбор источников напрямую зависит от качества, количества и силы внутренних барьеров личности субъекта, а также мотивации и источников власти объекта. Преодолев все или частично барьеры, субъект пршеняет выбранные средства воздействия и ждет реакции объекта. Если объект изменяет свое поведение в нужном для субъекта направлении, то властное воздействие прекращается, если нет, то начинается снова с учетом реакции объекта. Рассматривая мотоацшо власти, исследователи выделяют два ее вида: инструментальная, призванная насильственно изменить поведение другого в нужном щи субъекта направлении, щи удовлетворения иньж по содержанию целей и потребностей; ценностная, как стремление к применению власти ради нее самой, желание сделать ее ощутимой для другого. Цекшостная (внутренняя) мотивация власти, в свою очередь, делится на два вида: первая главњпи образом направлена на приобретение источников власти, вторая — на ее использование, на осуществление действий власти ради них самих, Хекхаузен указывает на выявленную закономерносты «Чем шире круг подвергаемых влиянию шодей, чем они дальше от субъекта и чем в большей степени анонтины для него, тем к более сильњпи средствам воздействия он прибегает. Кроме того, сила используемых средств возрастает вместе с уменьшением уверенности в себе» [9, с. 582], Применивший власть по завершению действий власти (чем бы они не закончились) получает психологический вышрыш: или удовлетворяет свою актуальную потребность, или получает информацию о своих мопвах, ресурсах и барьерах и, самое главное, об объекте. |