Главная страница

Васильева-Власть-в-психологии. Анализ психологического понимания власти


Скачать 1.33 Mb.
НазваниеАнализ психологического понимания власти
Дата11.11.2019
Размер1.33 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВасильева-Власть-в-психологии.doc
ТипДокументы
#94513
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6


Интересную концепцию власти предложил СБ. Кавертт (1991). Ученый относит потребность власти к «квазипотребностям» (как бы потребностям) и выводит ее из сочетания пяти основњж потребностей: 1) потребность в свободе; 2) гедонистические потребности; З) потребность в самоутверждении; 4) потребность в самовыражении; 5) потребность быть личностью. По мненшо автора, совокупная характеристика этих потребностей и составляет пстологический портрет потребности власти.

В основе потребности власти лежит врожденная «мощная и неодолрпаая» потребность в свободе, то есть в возможности заботиться о собственной безопасности и равновесии сощтальной системы. «Ничем не стесняемая возможность действовать и досптаемая тем самым независимость от обстоятельств дают благоприятный прогноз безопасности на ближайшее будущее, что изначально и составляет сущность психического состояния свободы» [2, с. 10], Каверин указывает, что человек постоянно находится в зависимости от того, кто или что обладает необходтиыми ему ресурсами. Поэтому существует два способа освободиться от зависимости: отказаться от блага или овладеть контролем над ним. А так как отказаться от блага невозможно, то человек стремится завладеть км, то есть завладеть властью. Накоплежте чего-либо есть компенсация недостатка контроля над обстоятельствами — недостатка власти. «Собственность — вещная основа свободь» [2, с. 12].

Вторая составлюощая потребности власти, тесно связанная с потребностью в свободе,— гедонистическая потребность. Обладание чем-то сопряжено с удовольствием от самого факта владения и возможности распоряжаться собственностью по своему усмотрению, оказывая на других влияме.• могу разрешить пользоваться, а могу не разрешить. Как мы ВИДт, «наличие собствекжости и означает возможность осуществлять власть» [2, с. 13]. Неимущего человека, поэтому, легко сделать покорным. Но можно пойти по другому пути и наделить человека собственностью и тогда, боясь ее потерять, он тоже станет покорным. В обществе неизбежна борьба за обладание и тем же благом между несколькими претендентами. Поэтому насилие, подавление есть обязательное и неустранимое качество власти.

Третья составляющая — потребность в самоутверждении (статусная, в доминировании, престиже, уважении и самоуважении) подразумевает обеспечение безопасности себя как личности (сохранение целостности, автономии, суверенитета «Я»), Чем выше социальныЙ статус, тем выше гарантии социальной безопасности. Ведь наличие высокого социального положения означает признание за его владельцем компетентности, авторитетности, опытности, видения перспектрв, способности повести за собой. Все это удовлетворяет самолобие властьттущего, «Свобода действий в размерах больших, чем у другл, становится не просто средством жизнеобеспечения, но и средством возвыситься над ближними» [2, с. 15].

Четвертый исходный компонент потребности власти — потребность самовыражения. Она корнями уходит в детскую игру; но и во взрослом состоянии сопряжена с социальной игрой, Играть — значит произвести впечатление, подчеркнуть индивидуальнуо неповторимость, ортшчаљность, завладеть вниманием, отличиться, получить преимущество в чемто. У разных лодей эта потребность выражена в разной степени: от непреднамеренности и бескорыстности до истеричности и жестокости.

Пятый элемент — потребность быть личностью. Начиная со стремления быть пртштым друпши, человек восходит к желанию быть нужным другим, оставить после себя след в жизни человечества, в истории. Очевидно, чем выше социальное положение, тем больше возможностей сверпшть что-то важное, великое, самореализоваться. Ведь положение в обществе, тем более должность. дают гарантию и материального, и физического, и личностного благополучия. Следовательно, «власть дает возможность сделать больше, чем ее отсутствие» [2, с. 18].



Потребность власти, будучи результатом различного соотношения всех пяти элементов у разных тодей, проявляется в разных шюстасях. Каверин выделяет пять типов подей в зависимости от преобладани той или иной составляющей потребности (хотя другие потребности при этом не угнетены и тоже влияют на поведение человека):

— нонконформист — преобладает потребность в свободе, как стремление к независимости и самостоятельности;

— конформист — преобладают потребности гедонистические в виде обладания источником материаљного благополучия или друтњх личных выгод;

— диктатор — преобладает потребность в самоутверждении, как преобладание, господство над другтли, источник престижа, высокого статуса, славы;

— авантюрист — преобладает потребность в самовыражении, воспринимает власть как игру; демократ — преобладает потребность быть личностью, как служение людям, обществу.

С. Б. Каверин утверждает: «... потребность власти является обязательно и необходимо присущей каждому человеку без исключения» [2, с. 19]. Говоря о том, что в норме человеку власть не нужна, он справедливо отмечает, что в случае нарушения баланса штересов любого человека у него сразу же активизируется деятельность по поиску и реализации ресурсов восстановления равновесия. «Потребность власти реализуется только по модусу обладания, то есть к числу духовных не относится и, следовательно, совершенствованию личности не способствует, более того, в ряде случаев ведет к несомненной деградацииличности» [2, с. 22].

Важным элементом системного анализа власти является выделение источников власти. Ведь чтобы осуществить власть субъекту необхощпло обладать некими ресурсами, которых нет у объекта влияния. Учитывая наличные ресурсы, а также личностные особенности и ресурсы объекта, субъект власти выбирает те, которые окажутся в конкретной ситуации наиболее эффективными для коррекции поведения объекта в нужном для субъекта направлении. Самой известной является дифференщтация, предложенная Дж. Френчем и Б, Равеном (French, Raven, 1959), дополненная позднее Равеном и Крупшнски (Raven, kruglanski, 1970) еще одним видом (информационной властью). Х. Хекхаузен углубил понимание данной концетщи и описал достоинства и недостатки каждого вида.

1. Власть вознаграждения (rewardpower). Ее сила определяется ожиданием со стороны В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его (В) мотљов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление с целью добиться желаемого поведения. Вознаграждеъше должно воспримпиаться субъектом как достаточно ценное и значтиое для него, а задачей субъекта является создание мнения о том, что он обладает тленно этим ресурсом.
  1. 1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта