материал для подготовки к олимпиаде. Анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Пророк в 1826 год
Скачать 0.55 Mb.
|
«К морю» Пушкина, «Море» элегия Жуковского1. Вступление. Вступление к сочинению должно быть эмоциональным, оригинальным. Необходимо сказать и о своём первом впечатлении от прочтения сбое произведений, и об общности темы, и о схожести названий. 2. Литературное направление. Оба произведения принадлежат к романтическому направлению: в обоих чувствуется неудовлетворённость действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Мир романтика – мир возвышенный, необычный, внебытовой. 3. Время написания. Оба произведения написаны в одно и то же время: элегия Жуковского – в 1822 году, стихотворение Пушкина – в 1824. Это эпоха расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов – эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе – личной, общественной. 4. Тематика произведений. Изобразительные средства языка в создании образа моря. Оба стихотворения объединены одним кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской, и к любовной лирике. В основе обоих лирических произведений морской пейзаж. Что общего в образе моря у Жуковского и Пушкина? Какие изобразительные средства используют поэты для создания этого образа? Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстаёт перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского «лазурное море вечерним и утренним светом горит, ласкает облака золотые». У Пушкина оно “катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим ”его скалы, его заливы, и блеск, и тень … », Но в изображении морского пейзажа и у Жуковского, и у Пушкина преобладают психологические, эмоционально-оценочные эпитеты – так природный пейзаж становится под пером художников психологическим пейзажем, “пейзажем души» лирического героя. В элегии Жуковского «безмолвное море», полное «таинственной, сладостной жизни», наполнено “смятенной любовью, тревожною думой»; его «напряженная грудь» дышит, его “необъятное лоно» хранит «глубокую тайну». В стихотворении Пушкина мы слышим “грустный», “призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег». Но для Пушкина море – это прежде всего “свободная стихия». Удивительное сочетание слов! Ведь “стихия» и “свобода» – понятия одного семантического ряда – эпитет “свободная» тем самым удваивает значение слова «стихия». Море для поэта – это “свобода в квадрате»: неограниченная, абсолютная свобода, неподвластная никому! И у Жуковского, и у Пушкина море непредсказуемо и своенравно. Эту противоречивость, присущую самой природе морской стихии, подчёркивает антитеза, лежащая в основе обоих произведений . Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся “светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвёт и терзает враждебную мглу», что придаёт элегии напряжённость, динамику. И Жуковский, и Пушкин одушевляют море. Показать его живым поэтам помогают не только эпитеты, но и другие языковые средства. Так, Жуковский использует олицетворение: « ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». При этом автор выстраивает понятия по мере усиления признаков, используя градацию как стилистическую фигуру. Поэтому море предстает перед нами как живое существо, способное не только дышать, но и страстно любить и даже глубоко мыслить. Пушкин, используя метафору “бездны глас», олицетворение «ты ждал, ты звал», сравнение «призывного шума моря с зовом друга в «прощальный час», подчёркивает близость свободной морской стихии состоянию своей души, своему порыву к свободе. И Жуковский, и Пушкин используют различные поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность, мелодичность. А) Инверсия, усиливающая смысловое значение ключевых слов в стихе. У Жуковского: «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др.; у Пушкина: «волны голубые», «ропот заунывный», «шум призывный» и др. Б) Словесные повторы, делающие стихотворную речь выразительной и музыкальной. У Жуковского: «безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни», «сладостный блеск»; у Пушкина – повтор слов: “прощай», «шум», “ты», “одна скала»; «долго, долго слышать буду … », «твои скалы, твои заливы … ». В) Анафора, усиливающая выразительность, приподнятость стиха. У Жуковского – лексическая анафора – повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море … »; синтаксическая анафора – повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Чем дышит »; «Ты льёшься … », «Ты бьёшься », “Ты рвёшь ». И у Пушкина – та же стилистическая фигура: “Как … ропот … », «Как … зов»; «Один предмет», «Одна скала»; «Там погружались», «Там угасал», «Там он почил»; «Как ты могуч». Г) Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражающие чувства лирического героя. Так, например, Жуковский после ряда вопросов, обращённых к морю, ставит многоточие, обозначающее бесконечность, неразрешимость этих вопросов и не возможность до конца постичь «глубокую тайну» “безмолвного моря». В седьмой строфе пушкинского стихотворения читаем: «Ты ждал, ты звал … я был окован». Многоточие здесь свидетельствует о фигуре умолчания: автор предоставляет читателю самому догадаться, какую бурю чувств, какие порывы и мечты вызывало у него созерцание бескрайних морских просторов. Эмоциональность, экспрессивность обоих лирических произведений выражается и множествам вопросительных и восклицательных знаков. Д) Жуковский и Пушкин используют торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость (у Жуковского: «смятенной любовью», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны»; у Пушкина: «блещешь … красой», «по брегам», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», «вотще» (напрасно), «ныне», «могущ», «воспоминанья величавы», «в пустыни молчаливы»). Все эти поэтические средства сближают произведения поэтов. 5. Образы лирических героев. Образы лирических героев заставляют задуматься о различиях двух произведений. И здесь прежде всего необходимо обратить внимание на названия стихотворений. Как эти заголовки передают характеры лирических героев? Название элегии Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо. Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, но принимает решение остаться, очарованный «могучей страстью» любви. Море для него – друг, море ждёт, зовёт … Лирический герой слышит его призывный шум, признаётся ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть. 6. Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание. Композиция произведений тоже различна. Циклическая композиция характерна элегии Жуковского: сначала спокойное море – потом бурное – затем стихия вновь успокаивается – цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» – предвестье новой бури. О чем свидетельствует такая композиция, о каком понимании автором стихии моря? Как бы ни была свободна, безгранична, своенравна, противоречива эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого. Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема. Так же как недосягаем и идеал, как недосягаемо и небо для моря. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, – это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчёркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека. Какова же композиция стихотворения Пушкина? Какую роль она играет в произведении? Основной принцип композиции стихотворения «К морю” можно определить как свободный (ещё более подчёркивающий свободу), ассоциативный (утверждающий свободу человеческой мысли). Строфы сюжетно не связаны между собой, но это вовсе не мешает общему впечатлению единства целого. Композиция держится не на логических, а на ассоциативных связях. Воспоминание о «свободной стихии » – о море – сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании вырваться на волю, о замыслах побега; это наводит на мысль о другом, ещё более сильном порыве, о другой стихии – любви, «могучей страсти», которая не позволила поэту вырваться из оков; образы моря – «свободной стихии» и любви – «плена» рождают в воображении поэта образ высокого пленника – Наполеона, заставляют задуматься о его судьбе, о призрачности славы. Финал стихотворения жизнеутверждающий, мажорный. Потому автор и не обозначает жанр своего стихотворения как элегия. 7. Заключение. Сопоставляя стихотворения Жуковского и Пушкина с такими похожими названиями, мы выявляем их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов – друзей. Элегия (от лат. elegia – жалобный напев флейты) – жанр лирической поэзии, стихотворение грустного характера, основными признаками которого являются: а) философские размышления; б) уединение на лоне природы; в) выражение меланхолии, сожаления; г) мотивы одиночества, разочарования, предчувствия страданий, радости и горя любви; д) трагическое мироощущение; е) диссонанс между реальной жизнью и идеалом лирического героя. Для романтика грусть – высокое чувство, это всегда зов куда-то, это знак вечной неудовлетворённости и жажды перемен. Это основные настроения, соответствующие жанру элегии, излюбленному поэтами-романтиками. Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева "К.Б." и Фета "Старые письма" Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев - одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие "истинной красоты", они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить два их произведения любовной тематики: "К.Б." Тютчева и "Старые письма" Фета. Стихотворение Федора Ивановича, озаглавленное загадочными инициалами, написано 26 июля 1870 года. Оно посвящено его первой любви - Амалии Лерхенфельд. Они познакомились в 1822 году в Мюнхене. Тютчев был настолько влюблен, что хотел жениться на девушке, но родители Амалии выдали ее замуж за сослуживца Федора Ивановича. Теперь девушка звалась баронессой Крюденер, что объясняет нам название стихотворения. Спустя много лет поэт встретился с Лерхенфельд еще раз, о чем так написал своей дочери: "Вчера я испытал минуты жгучего волнения вследствие моего свидания с моей...доброй Амалией Крюденер, которая в последний раз повидать меня на этом свете..." Эта встреча пробудила в лирическом герое душевную полноту "тех лет". Герой благодарен за это Амалии, он испытывает душевный подъем: "Тут не одно воспоминанье...И та ж в душе моей любовь" "Я встретил вас - и все былое..." - душевная исповедь поэта. Встреча с бывшей любовью заставила встрепенуться "отжившее сердце", которому стало "так тепло". Эта встреча сродни весне, которая все пробуждает. Как и Тютчев, Фет в своем стихотворении вспоминает прошлое, моменты старой любви: "Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной..." Но, в отличие от Федора Ивановича, произведение которого пропитано нотками сладкой ностальгии и волнующей печали, но, однако, "освежающее" душу, Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении показывает гораздо более мрачные картины. Мы видим терзающую его вину, тоску, даже некоторую озлобленность на то, что уже ничего нельзя изменить. Это его творение, как и подавляющее большинство его любовных стихотворений, посвящено его первой и, возможно, единственной любви - Марии Лазич. Они познакомились в 1848 году, но так как оба были бедны, Фет понимал, что не сможет обеспечить девушке счастливое будущее и решил расстаться с ней. Вскоре после этого девушка умирает страшной смертью. Она сгорела заживо от упавшей на ее платье свечи. Хотя нет никаких доказательств, что это было самоубийство, Афанасий Афанасьевич до конца жизни считал себя виновником случившегося. Итак, темой обоих стихотворений являются воспоминания о минувшей любви, но если у Тютчева основной идеей можно назвать возвращение сердцем к прекрасной поре былого и "оживление" души( "я вспомнил время золотое - и сердцу стало так тепло..."), то произведение Фета показывает муки совести и жгучее сожаление. Поэт считает себя недостойным такой любви: "Души не воскресит и голос всепрощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза" У меня эти творения вызвали довольно противоречивые эмоции. Стихотворение Федора Ивановича проникает в душу, принося с собой теплый, мягкий, радостный свет, который дает надежду на что-то лучшее: "Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас..." Тебе хочется раствориться в этом блаженном умиротворении, забыть все невзгоды и просто искренне улыбнуться всему хорошему, что было в твоей жизни. Произведение же Афанасия Афанасьевича, напротив, убивает всякую надежду на поворот к лучшему. И виноватым во всем случившемся поэт считает себя: "А я доверился предательскому звуку, - Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь" Стихотворение вызывает мрачные, давящие, темные эмоции. Оно словно беспощадная гроза, жестокий смерч, который оставляет после себя только опустевшую, безобразную, выжженную яростью и виной землю, на которой никогда больше не сможет пробиться зеленая травка надежды и радости. Но в то же время произведение заставляет задуматься, оглянуться назад, на свои поступки и, возможно, изменить где-то свое поведение. Автор говорит: "Как будто вне любви есть в мире что-нибудь", он словно призывает читателя не совершать его ошибок, показывая, каким страшным и безрадостным может быть результат. Когда читаешь эти творения, то в воображении мелькают все образы, ты словно погружаешься в тот мир и видишь все "наяву". Такой красочности авторы достигают с помощью умелого использования различные художественно-выразительных средств, которые помогают им наиболее ярко и точно отобразить все, что они чувствуют, видят и хотят передать читателю. Давайте рассмотрим некоторые из них. Множество различных эпитетов Тютчева( "в отжившем сердце", "время золотое", "душевной полноты", "забытым упоеньем", "милые черты", "вековой разлуки" и т.д.) и Фета("черты заветные", "душевных мук", "мгновенно воскресим", "поблекшие узоры", "задушевных слов", "свидетели немые", "сумрачной зимы", "дерзко оттолкнул", "вечную разлуку", "жгучая слеза" и т.д.) помогают придать определенное настроение произведениям. Красивые метафоры и олицетворения стихотворений "К.Б."("все былое...ожило", "сердцу стало так тепло", "слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне", "жизнь заговорила вновь" и т.д.) и "Старые письма"("черты заветные...мгновенно воскресили", "утрачено душой", "встречают взоры", "поблекшие узоры...гонят кровь", "души не воскресит и голос всепрощенья", "не смоет этих строк и жгучая слеза" и т.д.) придают образности стихотворениям, делают их "живыми". Оба произведения обладают точной, перекрестной, преимущественно женской рифмовкой. Строфика - катрен. "К.Б." написано четырехстопным ямбом, а "Старые письма" - шестистопным ямбом. Оба поэта посвятили свои стихотворения реальным женщинам, которых они любили. Но если Тютчев не жалеет,что его отношения с Амалией теперь лишь приятное воспоминание, то Фет казнит себя за ошибки прошлого и, думаю, он бы хотел повернуть время вспять и исправить содеянное. Любовь для Тютчева и Фета - основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым. Федор Иванович на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Чувства поэта к каждой возлюбленной были глубоки,возвышенны, искренни и неподдельны. Им часто сопутствовало страдание, но они внесли в жизнь тврца необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих девушек, не существовало бы и таких замечательных стихотворений, как "К.Б.", в котором поэт словно обнажает свою душу. Поэзия Тютчева - поэзия глубокой и бесстрашной мысли, неизменно слитой с образом переданной точными, смелыми, необычайно выразительными красками. В произведениях Федора Ивановича много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и "знойная страстность", и "суровая энергия". Они очень цельны, закончены: при чтении возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом. Для Фета же любовь, по моему мнению, обжигающий костер, как и поэзия его - пламя, в котором сгорает душа. Произведения поэта - это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Лирика Афанасия Афанасьевича становится воплощенной памятью о Марии, памятником, "живым изваянием" любви поэта. Несомненно, и Тютчев, и Фет перенесли множество тяжелейших испытаний и страшнейших потерь. Им обоим довелось пережить смерть любимой женщины, однако, по моему мнению, любовная история Федора Ивановича все же более счастлива. Ему посчастливилось испытать сильнейшие чувства к нескольким девушкам. Практически на протяжении всей жизни с ним рядом находилась одна из его возлюбленных. Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека - "подвиг бесполезный", большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, "обнажить" перед ним душу. |