Главная страница

материал для подготовки к олимпиаде. Анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Пророк в 1826 год


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеАнализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Пророк в 1826 год
Анкорматериал для подготовки к олимпиаде.doc
Дата26.12.2017
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламатериал для подготовки к олимпиаде.doc
ТипДокументы
#13069
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8




Чтобы до конца понять Державина, нужно обратиться к его философским раздумьям о мире и человеке. Для этого попробуем внимательно прочитать стихотворение, названное словом, которое, если верить «Запискам» Державина, было первым произнесенным мальчиком Гаврилой, когда ему исполнился всего лишь год, - это «Бог».
Философская ода «Бог», которая создавалась в 1780-1784 годах, определяет основы миросозерцания поэта, его представления о мироздании и человеке как составной его части.
Ко времени создания этого своеобразного поэтического манифеста Державину было уже 41 год Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества послужили ему опорой для создания этого важнейшего его произведения.
Даже если собрать все, что сказано в мировой поэзии о Боге, эта ода будет заметной, если не лучшей Безусловно, создавая свою оду, Державин опирался на богатый опыт мировой литературы, особенно на библейские псалмы Давида. Но в его произведении отразились и традиции отечественной литературы, осмысливающей философские проблемы, - это были духовные оды Ломоносова «Вечернее» и «Утреннее размышление о Божьем величестве». В своем «Утреннем размышлении...» Ломоносов пишет:

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»

В державинской оде мы также слышим хвалу величию Божьего творения:

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:
Лишь мысль к тебе взнестись депзает,
В твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

В то же время именно по сравнению с духовными одами Ломоносова державинская ода выглядит особенно оригинальной как по мысли, так и по форме. Ведь мысль, чувство, воображение поэта обращены не только к Божьему миру, но и вглубь души:

Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод

У Ломоносова в его одах «Вечернее» и «Утреннее размышление о Божьем величестве» человек - творец и исследователь, титан-первооткрыватель:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мешут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

В державинской оде - человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца:

Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества,
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб — я червь - я Бог!

В оде Державина человек оказывается противоречив по своей природе: он не только «умом повелевает громам», но и «телом истлевает в прахе»; он не только «царь» и ((Бог», но также «червь» и «раб».
Ломоносов хочет проникнуть за грань непознанного:

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И. что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.

Державин готов принять Бога и Человека в их естественной данности, где соединено материальное и духовное, временное и вечное, высокое и низкое, индивидуальное и всеобщее:

Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей А царь!
Твоей то правде нужно было.
Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твое.

Державин не разгадывает тайну такого соединения - он ее обнаруживает опытом и воображением, осознает мыслью и чувствует сердцем. Вот почему он не просто изливает стихами религиозный восторг не просто философствует, а «в сердечной простоте беседует о Боге».
И оказывается, что, если собрать в душе все, что мы уже знаем о Боге и о себе, этого достаточно для ответа на важнейшие вопросы жизни. Материальное, временное, ничтожное - лишь форма проявления великого, вечного и духовного. Таков Бог - таков и человек, отражающий Бога в себе, «как солнце в малой капле вод». А потому так высока должна быть и самооценка человека, и его требования к самому себе. Этому учат нас великие русские поэты-философы, среди которых Ломоносов и Державин по праву занимают свое место.


Переводы и переложения «Слова…»

Бальмонт К. Д. Слово о полку Игореве

Ботвинник С. В. Слово о походе Игоря, сына Святославова, внука Олегова

Деларю М. Д. Песнь об ополчении Игоря, сына Святославова, внука Олегова

Жуковский В. А. Переложение «Слова о полку Игореве»

Заболоцкий Н. А. Слово о полку Игореве

Капнист В. В. Песнь о ополчении Игоря, сына Святослава, внука Ольгова

Карамзин Н. М. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве»

Карамзин Н. М. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве»

Лихачев Д. С. Повесть о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова

Майков А. Стихотворный перевод

Новиков И. Слово о полку Игореве

Рыленков Н. И. Слово о полку Игореве: (Стихотворный пересказ

Задания олимпиады

по литературе

2012 – 2013 учебный год

9 класс


  1. Знание текстов художественных произведений


1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества? ( Максимальное количество баллов – 2 балла)


    1. …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.
1.2 Мой дар убог, и голос мой не громок,

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.
В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.
2. О каких героях каких произведениях идет речь?

(Максимальное количество баллов – 4 балла)


    1. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.




    1. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.


3. Определи автора афоризма:

(Максимальное количество баллов – 4 балла)
3.1 Свежо предание, а верится с трудом.
3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.


    1. И крестьянки любить умеют.




    1. Рожденный ползать летать не может.


4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)
4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…


    1. Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!




    1. Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.


  1. Историко – литературные задания.


1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? ( Максимальное количество баллов – 1 балл)
2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
3. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)


  1. Знание теории литературы


1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)
2. Определите жанры следующих произведений:

«Русский язык» И.С. Тургенева, «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Море» В.Жуковского. (Максимальное количество баллов- 5 баллов)
3. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. (Максимальное количество баллов – 2 балла)


  1. Литература и другие виды искусства.


1. Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку?

(Максимальное количество баллов – 2 балла)
2. Назовите художественные фильмы, созданные по произведениям А.С.Пушкина. ( Максимальное количество баллов – 3 балла)


  1. Комплексный анализ прозаического произведения


При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878
или

Интерпретация лирического произведения

П.Вяземский

ОСЕНЬ
Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.
И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.
Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.
И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега и тоска.

(1874)
Задание № 5

Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». Кто из них станет:

а) крестьянкой;

б) цыганом;

в) разбойником;

г) царём?
Задание № 7

Перед вами известный центон – составленное из разных известных поэтических отрывков произведение. Ваша задача – узнать, какие строчки, из каких произведений здесь приведены. Вы можете продолжить этот центон и получить дополнительные пять баллов, если используете ещё одну поэтическую цитату.

Неизвестный автор

В июне, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий возвратясь,

По улицам Слона водили,

Как видно, – напоказ, –

Известно, что слоны в диковинку у нас, –

Так за слоном толпы зевак ходили;

Какой – то Повар – грамотей

С поварни побежал своей,

Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни

Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука,

Однажды Лебедь. Рак и Щука…
Задание № 9

Разгадайте перевёртыши, заменив слова контекстуальными антонимами.

а) Долгожданный хозяин лучше русского.

б) Мужик на телегу – коню тяжелее.

в) Отобраной птицы в уши глядят.

г) Чужие звери – не поладим.

д) Когда ближе к полю – меньше деревьев.

е) Валяется кокос – можно выпить.
Задание № 10

Напишите литературоведческую статью «Эпиграмма». Не забудьте привести примеры.


Зональная олимпиада по литературе

2006 – 2007 учебный год

9 класс






  1. Целостный анализ стихотворного текста

К.Ф. Рылеев. Из поэтического цикла "Думы"
14. БОРИС ГОДУНОВ
Борис Федорович Годунов является в истории с 1570 года: тогда он был царским оруженосцем. Возвышаясь постепенно, Годунов сделался боярином и конюшим: титла важные при прежнем дворе российском. Сын Иоанна Грозного, царь Феодор, сочетался браком с его сестрою, Ириною Феодоровною. Тогда Годунов пришел в неограниченную силу: он имел столь великое влияние на управление государством, что иностранные державы признавали его соправителем сего кроткого, слабодушного монарха. По кончине Феодора Иоанновича (1598 г.), духовенство, государственные чины и поверенные народа избрали Годунова царем. Правление его продолжалось около осьми лет. В сие время Годунов старался загладить неприятное впечатление, какое оставили в народе прежние честолюбивые и хитрые его виды; между прочим ему приписывали отдаление от двора родственников царской фамилии (Нагих, кн. Сицких и Романовых) и умерщвление малолетнего царевича Димитрия, брата царя Феодора, в 1591 году погибшего в Угличе. Годунов расточал награды царедворцам, благотворил народу и всеми мерами старался приобрести общественную любовь и доверенность. Между тем явился ложный Димитрий, к нему пристало множество приверженцев, и государству угрожала опасность. В сие время (1605 г.) Годунов умер незапно; полагают, что он отравился. Историки несогласны в суждениях о Годунове: одни ставят его на ряду государей великих, хвалят добрые дела и забывают о честолюбивых его происках; другие – многочисленнейшие – называют его преступным, тираном.


Москва-река дремотною волной

Катилась тихо меж брегами;

В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной

И златоверхими главами.

Умолк по улицам и вдоль брегов

Кипящего народа гул шумящий.

Всё в тихом сне: один лишь Годунов

На ложе бодрствует стенящий.
Пред образом Спасителя, в углу,

Лампада тусклая трепещет,

И бледный луч, блуждая по челу,

В очах страдальца страшно блещет.

Тут зрелся скиптр, корона там видна,

Здесь золото и серебро сияло!

Увы! лишь добродетели и сна

Великому недоставало!..

Он тщетно звал его в ночной тиши:

До сна ль, когда шептала совесть

Из глубины встревоженной души

Ему цареубийства повесть?

Пред ним прошедшее, как смутный сон,

Тревожной оживлялось думой –

И, трепету невольно предан, он

Страдал в душе своей угрюмой.
Ему представился тот страшный час,

Когда, достичь пылая трона,

Он заглушил священный в сердце глас,

Глас совести, и веры, и закона.

"О, заблуждение! – он возопил: –

Я мнил, что глас сей сокровенный

Навек сном непробудным усыпил

В душе, злодейством омраченной!

Я мнил: взойду на трон – и реки благ

Пролью с высот его к народу;

Лишь одному злодейству буду враг;

Всем дам законную свободу.

Начнут торговлею везде цвести

И грады пышные, и села;

Полезному открою все пути

И возвеличу блеск престола.
Я мнил: народ меня благословит,

Зря благоденствие отчизны,

И общая любовь мне будет щит

От тайной сердца укоризны.

Добро творю, – но ропота души

Оно остановить не может:

Глас совести в чертогах и в глуши

Везде равно меня тревожит.
Везде, как неотступный страж, за мной,

Как злой, неумолимый гений,

Влачится вслед – и шепчет мне порой

Невнятно повесть преступлений!..

Ах! удались! дай сердцу отдохнуть

От нестерпимого страданья!

Не раздирай страдальческую грудь:

Полна уж чаша наказанья!
Взываю я, – но тщетны все мольбы!

Не отгоню ужасной думы:

Повсюду зрю грозящий перст судьбы

И слышу сердца глас угрюмый.

Терзай же, тайный глас, коль суждено,

Терзай! Но я восторжествую

И смою черное с души пятно

И кровь царевича святую!
Пусть злобный рок преследует меня –

Не утомлюся от страданья,

И буду царствовать до гроба я

Для одного благодеянья.

Святою мудростью и правотой

Свое правление прославлю

И прах несчастного почтить слезой

Потомка позднего заставлю.
О так! хоть станут проклинать во мне

Убийцу отрока святого,

Но не забудут же в родной стране

И дел полезных Годунова".

Страдая внутренно, так думал он;

И вдруг, на глас святой надежды,

К царю слетел давно желанный сон

И осенил страдальца вежды.
И с той поры державный Годунов,

Перенося гоненье рока,

Творил добро, был подданным покров

И враг лишь одного порока.

Скончался он – и тихо приняла

Земля несчастного в объятья –

И загремели за его дела

Благословенья и – проклятья!..
1821 или 1822





II. История и теория литературы


  1. Перед вами фрагмент "Слова о полку Игореве". Объясните и прокомментируйте выделенные имена, географические названия, исторические понятия.


На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано она кукует. "Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю, омочу бобровый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле".

Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: "О ветер, ветрило! Зачем ты, господин, веешь навстречу русским полкам?.."

Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: "О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы насады до стана Кобякова. Прилелей же, господин, ко мне моего милого, чтобы не слала рано я к нему слез на море".


  1. Кто кому (или о ком) говорит? Назовите автора, произведение, героев.


а) Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.
б) "Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами".
в) Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.
г) – Так ты не хочешь оканчивать партии? Отвечай мне напрямик!

– Партии нет возможности оканчивать, – говорил он и заглянул в окно. Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая, но из комнаты не было никакой возможности выбраться: в дверях стояли два дюжих дурака.
д) "Я надеюсь остаться жив, надеюсь возвратиться к тебе, моему другу". – "Дай бог! Дай бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться. Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомил меня обо всем, что с тобою случится, а я писала бы к тебе – о слезах своих!"
е) Дама первая прервала молчание.

– Вы верно не здешние? – сказала она.

– Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

– Вы приехали с вашими родными?

– Никак нет-с. Я приехала одна.

– Одна! Но вы так еще молоды.

– У меня нет ни отца, ни матери.



  1. Укажите автора приведенных строк; назовите произведение, докажите его жанровую принадлежность анализом приведенного фрагмента.


О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


  1. Напишите словарную статью – "Интерьер". Покажите в ней, каковы роль и место описания интерьера и детали интерьера в сюжете произведения, обрисовке характера персонажа, развитии темы.

Сопоставьте стихотворения, давая им истолкование и оценку.


Е. БАРАТЫНСКИЙ

Звезда

Взгляни на звезды: много звезд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.

Взгляни на звезды: между них

Милее всех одна!

За что же? Ранее встает,

Ярчей горит она?

Нет! Утешает свет ее

Расставшихся друзей

Их взоры, в синей вышине,

Встречаются на ней.

Она на небе чуть видна,

Но с думою глядит,

Но взору шлет ответный взор

И нежностью горит.

С нее в лазоревую ночь

Не сводим мы очес,

И провожаем мы ее

На небо и с небес.

Себе звезду избрал ли ты?

В безмолвии ночном

Их много блещет и горит

На небе голубом.

Не первой вставшей сердце вверь

И, суетный в любви,

Не лучезарнейшую всех

Своею назови.

Ту назови своей звездой,

Что с думою глядит,

И взору шлет ответный взор,

И нежностью горит.

1824.

В. МАЯКОВСКИЙ

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит –кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь,

В метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда!-

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914.


Олимпиада по литературе 9 класс

1. Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом. Назовите имена героев, автора и название произведения. Объясните смысл названия произведения. Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?




"Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам".
"Мой ... из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда".
"Странное дело ... как родня на родню походить может... наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости".


2. В каких произведениях В.А. Жуковский и А.С. Пушкин обращаются к сюжетам мифов и античной литературы? Приведите примеры. С какой целью они это делают?

3. Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии. Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии?

4. Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.




Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.

Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой;
Густел, редел, тянулся и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный...


5. В русской драматургии хорошо известен такой прием создания комического эффекта, как "говорящие фамилии". Он использовался и А.С. Грибоедовым в "Горе от ума", и Н.В. Гоголем в "Ревизоре". Однако перепутать "говорящие фамилии" этих драматургов невозможно. Почему? Каковы принципы создания "говорящих фамилий" этих авторов? Смоделируйте несколько "говорящих фамилий", используя те же принципы.


Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе


Олимпиада по литературе 9 класс с ответами

1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.
а) “Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть”.
б) “В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю (...) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались”.
в) “До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика”.
г) “И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням”.
д) “Но нигде не было слышно отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надёжный сам собою пункт городской крепости...”
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
а)
Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров,
И грозную потеху драки,
И завитки своих усов.

б)
Любовью, дружеством и ленью
Укрытой от забот и бед,
Живи под их надёжной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.

в)
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И — лишь оковы обрели.


г)

Когда увидит кто, что в царском пышном доме
По звучном громе Марс почиет на соломе,
Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,
Но гордость с роскошью повержены у ног,
И доблести затмить лучи богатств не смеют, —
Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог...


д)

Так из глуши моей стремлю
Я к вам заботливые взгляды,
Вам высшей благости молю...

3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Д.Давыдова «Бородинское поле».
Д.Давыдов
Бородинское поле
Элегия


Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своих рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь гомерический, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Ермолов! Я лечу — веди меня, я твой:
О, обречённый быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль друга.

(1829)
4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?





А.С. Пушкин. «Медный всадник»

М.Врубель

М.Ю. Лермонтов. «Демон»

В.Фаворский

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

А.Бенуа

«Слово о полку Игореве»

А.Агин


5. Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.
Осёл и Соловей

Осёл увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?”
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”.
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.


* * *

Избави бог и нас от этаких судей.
6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».
7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями?»
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта