Анатомия для исцеления и боевых искусств
Скачать 24.28 Mb.
|
Нарушения кровообращения Мастера боевых искусств изучают расположение ос новных кровеносных сосудов, чтобы сделать свои атаки более эффективными, а также чтобы лучше защищать собственные уязвимые места. Нормальное кровообраще ние можно прервать, сдавив сонную артерию на шее и прекратив доступ кислорода к мозгу. Можно также нане сти удар в грудь, заставив сердце биться неритмично или совсем остановиться, можно порезать или уколоть жиз ненно важные области острым оружием, вызвав наружное кровотечение и потерю крови, или ударить по жизненно важным органам, вызвав внутреннее кровотечение. Сильный прижим сонной артерии вызывает полное пре кращение подачи крови и потерю сознания через 15 секунд (слабый менее эффективен, поскольку поток крови частич но сохраняется). Зажимы сонных артерий могут также выз вать нарушение дыхания, его прекращение и/или оста новку работы сердца. Невозможность восстановить нор мальное дыхание и кровообращение в течение нескольких минут приводит к необратимым изменениям в мозге и, как следствие, к смерти. Не зажимайте эти сосуды, это можно делать только под наблюдением специалистов, вла деющих техникой оживления. Любое ущемление сонных артерий приводит к уменьшению поступлению кислорода в мозг, а это разрушает его клетки. Результаты кислород ных голоданий имеют свойство накапливаться. Поэтому на тренировках руководствуйтесь здравым смыслом. Боль шинство медиков считают, что постоянно подвергаться зажиму сонных артерий очень вредно. Потери крови Главные кровеносные сосуды очень уязвимы при ата ках ножом в местах, где расположены вблизи от поверх ности тела — таких, как передняя сторона шеи (там проходят сонная артерия, яремная вена); боковая сторона нижней челюсти (там проходят лицевая артерия и вена); внутренняя поверхность верхней части руки около под мышки (близко проходит плечевая артерия); внутренняя поверхность запястья (лучевая и локтевая артерии); тыль ная сторона ладони (различные артерии и вены); подко ленная ямка (большая скрытая вена, ответвления бедрен ной артерии); верхняя часть ступни (тыльная артерия и вена стопы). Объем крови у среднего взрослого мужчины составляет 5—6 литров, а у женщины — 4—5 литров. Потеря более 30 процентов крови пагубна для организма, возрастание кровопотери приводит к замедлению его жизнедеятельно сти и в итоге — к коме и к смерти. Наиболее быструю потерю крови вызывают артериальные кровотечения, по скольку давление крови в артериях значительно выше, чем в венах. Для артериального кровотечения характерно бур ное, пульсирующее излияние ярко-красной крови, что может привести к смерти уже через несколько минут. Из вен обычно вытекает менее интенсивно кровь темно-красного цвета. После значительной потери крови для полного восстанов ления требуемого количества красных кровяных телец и гемоглобина требуется 4—6 недель. Влияние старения С возрастом происходят общие изменения сердечно-со судистой системы, к ним относятся: уменьшение объема сердечной мышцы, уменьшение силы сердечной мышцы, снижение производительности сердца по перекачиванию крови, снижение максимальной частоты ударов пльса, уве личение систолического кровяного давления. У человека в 80-летнем возрасте интенсивность кровопотока через мозг ниже на 20 процентов, а через почки — на 50 процентов по сравнению с той, которая была у него в 30 лет. 29 Артерии пальцев Артерии Вены Тыльная артерия стопы Примечание. Легочные вены входят в левое предсердие с задней стороны сердца (на ри сунке не показано). Малая скрытая вена Большая скрытая вена Подколенная вена Промежуточная (медиальная) вена предплечья Передняя большеберцовая артерия Задняя большеберцовая артерия Поверхностная дуга ладони Глубокая дуга ладони Локтевая_ артерия Подколенная артерия Глубокая артерия бедра Бедренная артерия Вена печени Воротная вена Вена селезенки Нижняя брыжеечная вена Нижняя полая вена Общая подвздошная вена Внутренняя подвздошная вена Наружная подвздошная вена Большая скрытая вена Бедренная вена Глубокая бедренная вена Подключичная вена Верхняя полая вена Позвоночная артерия Подключичная артерия Вспомогательная артерия Внутренняя грудная артерия Плечевая артерия — Чревный ствол Общая печеночная _ артерия Почечная артерия - Лучевая артерия - Поверхностная височная артерия Лицевая артерия Наружная сонная артерия Сонная артерия Подключичная артерия Легочная артерия Коронарная артерия Сердце Аорта Левая желудочно- сальниковая артерия Селезеночная артерия Верхняя брыжеечная артерия Нижняя брыжеечная артерия Подвздошная артерия Внутренняя подвздошная артерия Внешнняя подвздошная артерия Почечная вена - Верхняя брыжеечная вена Латеральная подкожная— вена руки Подключичная вена- Вспомогательная вена Непарная вена— ; — Плечевая вена Латеральная подкожная вена руки Медиальная подкожная вена рукк Вена печени Внутренняя сонная артерия Наружная яремная вена Лицевая вена Внутренняя яремная вена ВОСТОЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ Боевые и целителъские искусства Дальнего Востока имеют давние и богатые традиции, тесно переплетен ные друг с другом, обогащенные культурами Китая, Кореи и Японии. За тысячелетнюю историю этих стран в них сформировались уникальные духовные и философские традиции, послужившие основой для целителъской прак тики. Так возникла знаменитая китайская медицина. Восточные традиции постепенно проникали одна в другую, подвергались воздействию западных медицин ских концепций и усваивали передовые западные техно логии. В результате возникла эклектическая однородная система интегрированной медицины, имеющая целост ный подход к здоровью. В наши дни под вывеской «во сточная медицина» выступает немало различных видов целительства. Они могут включать всевозможные на правления — от современной биомедицины до древних шаманских ритуалов. Однако прежде всего восточную медицину ценят за ее целостный, ориентированный на устранение причин болезней подход и за способность вылечивать множество недугов, для устранения кото рых западная медицина не имеет эффективных средств. Настоящий раздел содержит введение в концепции строения и функционирования тела согласно общим пред ставлениям восточной медицины, и в частности китай ской. Из всех восточных систем китайская лучше всего описана и применяется гораздо шире других, особенно на Западе. К тому же именно из этой системы возникло большинство медицинских систем Восточной Азии. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Восточная медицина проповедует целостный подход, в котором тело рассматривается как единая интегрированная система, тесно связан ная с окружающим миром. Ци (жизненная энер гия) распространяется в организме по сложной сети меридианов, наполняя жизненной силой все его клетки. Здоровье отдельных органов зави сит от состояния организма в целом. Наруше ние здоровья определяется как результат дис баланса или разрушения Ци конкретного чело века. Чувствительные точки, используемые в во сточной медицине для управления потоком Ци, называют точками акупунктуры. В этих точ ках поток энергии проходит очень близко к по верхности тела; было выяснено, что в них очень высока электрическая проводимость. Считается, что точки акупунктуры выполня ют функции усилителей потока Ци вдоль ме ридианов. В этих точках можно воздейство вать на поток энергии физически — введени ем игл, давлением кончиками пальцев, приса сыванием, температурной стимуляцией — сжиганием трав на коже или немного выше нее (так называемое прижигание моксы), электри ческой стимуляцией. На поток Ци также мож но воздействовать приемом внутрь определен ных веществ (травы, лекарства), а также с помощью медитации и движений (йога, цигун, тай-цзи и т. п.). Традиционная восточная медицина развива лась более трех тысяч лет, и на нее сильно воз действовали философские и религиозные тради ции породивших ее культур. Совершенно невоз можно ни понять природу восточной медицины, ни применять ее компетентно без понимания ее философской основы. Хотя детальный обзор этих своеобразных концепций и выходит за рамки данной книги, все же приведем краткие сведе ния для ознакомления с некоторыми важными идеями. ИHb И ЯН Восточноазиатская концепция инь и ян утвер ждает, что все изменения в мире происходят вследствие постоянного взаимодействия двух все общих первичных состояний бытия. Сначала их называли «настойчивое» и «уступающее», со временем пришли к терминам ян и инь. Ян — твердое, (изображается непрерывной линией — ) , инь — уступчивое (изображается пунктирной ли нией — ) . Два этих понятия символизируют две великие силы, действующие во вселенной. Эти силы присутствуют во всех вещах, находятся в состоянии постоянного напряжения и равновесия. Одно определяет другое, и в каждом содержит ся зародыш противоположной категории. Одно из них главное, но проявляются оба, в постоянной изменчивости. Согласно восточной философии, сила перемен инь—ян проявляется в естествен ных циклах — таких, как день и ночь, зима и лето. Типичные соотношения приводятся ниже. В тра диционной восточной медицине соотношения инь—ян образуют основу диагностики и лечения. Символ тай-цзи и триграммы 33 Название триграммы 1. Созидательная 2. Восприимчивая 3. Окружающая 4. Бездонная 5. Неизменная 6. Нежная 7. Липкая 8. Радостная Свойство сильная уступчивая движущаяся опасная покоящаяся проникающая дающая свет игривая Образ небо земля гром вода гора ветер, дерево огонь озеро Символ инь—ян отражает баланс двух вели ких сил и их постоянное изменение: ян становится инь, инь переходит в ян, каждая сила содержит в себе свою противоположность. Этот хорошо изве стный символ отражает совершенство баланса и гармонии, созидательный союз противоположнос тей во вселенной. Он широко представлен в искус стве и культуре Азии, его даже включают в наци ональную символику, — например, он присутству ет на флаге Южной Кореи. На рисунке (см. с. 33) изображен символ инь—ян в окружении восьми триграмм, символи зирующих первичные комбинации сил инь и ян (все триграммы пронумерованы, и номер соот ветствует строке описательной таблицы). Триг раммы были задуманы как символы происходя щего на небе и на земле, они представляют при роду изменчивых, преходящих состояний. Каж дая триграмма состоит из уникальной комбинации линий инь и ян. Представленные на иллюстрации триграммы классифицируются в приведенной ниже таблице. Идеи данных триграмм подробно описаны в классическом китайском тексте трех- тысячелетней давности, называемом «Ицзин». Соотношения инь—ян Инь земля женское ночь луна низкий тяжесть нисходящая тенденция движение внутрь относительный застои внутренность передняя часть нижняя часть кости внутренние органы кровь запрет недостаток уступка существо Ян небо мужское день солнце высокий легкость восходящая тенденция движение наружу явное движение наружность задняя часть верхняя часть кожа наружные органы Ци побуждение излишество твердость дух пять фаз Китайские мыслители древности полагали, что Ци образует мировую субстанцию, проявляясь в пяти фазах во вселенной: в дереве, огне, земле, металле и воде. Считается, что данная концеп ция возникла около 400 года до н. э. и затем рас пространилась по всей Юго-Восточной Азии. Пять фаз представляют попытку древнекитай ских мыслителей понять процессы, происходящие во вселенной. В те далекие времена китайцы ис пользовали пять фаз (элементов) для создания си стемы «циклических образцов и соответствий», в которой все природные феномены организованы в соответствии с процессами перемен. Каждая из пяти фаз символизирует объединение в груп пу определенных качеств и функций. На Западе пять фаз называют пятью элементами, и это привело к неправильному пониманию: многие неверно полагают, что пять фаз — это природ ные материалы, из которых и состоят все вещи. Со временем пять фаз стали базой для клас сификации всех известных природных явлений, включая эмоции, цвета, звуки, вкусы, запахи, жи вотных, растения, политические структуры, по году и планеты. Пять фаз были приложены тра диционной восточной медициной и к телу чело века. Это позволило обнаружить фазовые связи между органами и анатомическими областями. Далее (см. с. 36) приводится таблица, показы вающая типичные соотношения. Сочетания из пяти фаз образуют тридцать шесть циклов, которые можно расположить в оп ределенном порядке. Два образца, наиболее важ ные для традиционной восточной медицины и бо евых искусств, называются производительным (созидательным) циклом и циклом завоевания (разрушения). В традиционной восточной меди цине их широко используют при диагностике и лечении; а в боевых искусствах — при выборе точек для нанесения ударов. В производительном цикле Дерево создает Огонь, Огонь создает Землю, Земля создает Металл, Металл создает Воду, Вода создает 34 Дерево — и цикл повторяется сначала. В цикле завоевания Дерево побеждает Землю, Земля по беждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь по беждает Металл, Металл побеждает Дерево и так далее. Эти два основных цикла схематично изображены на следующей пентаграмме: Пентаграмма пяти фаз ВОДА огонь переходы в производительном цикле переходы в цикле завоевания Всеобщность теории пяти фаз, система соот ветствий составляет основу восточноазиатского миропонимания. Однако данной теории уже более двух тысяч лет, и ей трудно уживаться с совре менными представлениями. В современной вос точной медицине и в боевых искусствах теорию пяти фаз используют главным образом для про стого нахождения соответствия органов и мериди анов, а также для поиска все новых сочетаний точек акупунктуры, эффективных для исцеления и в бою. Основываясь при выборе точек акупункту ры только на механическом применении теории пяти фаз, можно прийти к неверному результату. Данный древний подход большинство современ ных специалистов считают несостоятельным. Фундаментальные сущности В традиционной китайской философии и ме дицине выделяют пять фундаментальных свойств тела человека, определяющих все фи зические, психические и эмоциональные про цессы. Обычно их называют фундаменталь ными субстанциями; исходя из этого можно было бы воспринимать их как концепции фун кций тела, а не как подлинные физические реалии. Основная часть дискуссии о «флюи дах и крови» в настоящем разделе относится к восточной концепции фундаментальных суб станций. К пяти фундаментальным субстанциям относят: Ци (ее также называют чи или ки); Кровь (сюэ); Флюиды (цзинье); Дух (шень); Сущность (цзин). Ци Первичные силы инь и ян часто называют объединяющим их словом Ци (Чи по-китайски). Само слово непереводимо, хотя им часто обо значают понятие «жизненная энергия», которая приводит в движение вселенную; она течет всю ду и наполняет жизнью все предметы. Концеп ция Ци составляет базис восточной медицины и многих целительских искусств, полностью чужда западной науке, хотя на подобных уст ремлениях основывался западный оккультизм и примитивные духовные традиции коренного населения в Америке в течение нескольких ве ков. Медицинские традиции Индии также при держиваются сходной энергетической концеп ции, в Индии первичную энергию называют «прана». Внутри организма человека, как полагают, Ци осуществляет шесть важных функций: защища ет от болезни, поддерживает и осуществляет все движения; осуществляет трансформации тела; удерживает фундаментальные сущности, орга- 35 ДЕРЕВО Фаза Дерево Огонь Металл Вода Земля Свойства растущее или возрастающее явление максимальный рост, приближение упадка упадок самый низкий упадок, приближение роста сбалансированный или нейтральный процесс ча — производство и перенос Крови, питание кровью тканей тела. Защитная Ци циркулирует между кожей и плотью. Она защищает тело от вредных внешних воздействий (болезней), регулирует его темпе ратуру, открывая и закрывая поры, а также ув лажняет кожу, мышцы и волосы. Днем движет ся по поверхности тела, а ночью уходит глубоко во внутренние органы. Ци предков (наследственная) — это сила, дви жущая питательную и защитную Ци по всему телу. Она собирается в груди, затем поднимается вверх, к горлу, и опускается вниз, в живот. Точка акупун ктуры СО-17 соответствует ее центру (жизненно важная цель в большинстве боевых искусств). Ци предков регулирует частоту сердцебиения и уча ствует в осуществлении речевых и дыхательных функций. Укрепления тела посредством воздействия на Ци предков часто является целью медитации. Кровь Кровь определяют одновременно как силу и как вещество, она связана с чувствительностью органов. Полагают, что Кровь образуется в сред нем обогревателе меридиана Тройного обогрева теля с использованием Ци, полученной Легкими из воздуха, а также Селезенкой из пищи. Отсюда она растекается по всему телу для осуществле ния своей главной задачи — питать его ткани. Соответствия в процессах пяти фаз Направление Время года Климат Процесс Цвет Вкус Запах Органы инь |