Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью
Скачать 1.74 Mb.
|
Бхагаван Шри Раджниш Есть и ещѐ один способ раздвигать пространство с помощью зрения – это свет. Малыши любят по весне играть солнечным зайчиком. Свет льѐтся в окно, на мгновение замирает в ладошке на зеркальце и снова отправляется вдаль. Взрослые не находят в этом ничего привлекательного, а зря. Посмотрите на то, как падает свет, как он прорезает пространство, как делит его на светлые и тѐмные участки. Игра света и тени – странная загадка. Вам стоит только внимательно приглядеться, и если вы последуете за светом, то непременно почувствуете себя больше. Свет наполняет все вокруг вас, и если будете внимательно смотреть на него, то прямо увидите, как раздвигается пространство. Однажды я услышал такую восточную историю. В древности жил великий император. У него было три сына. И вот пришло время передавать бразды правления государством в руки одному из них. Старый император призвал сыновей к себе, желая испытать их. Он дал им три дня сроку, сравнительно небольшую сумму денег и задание: в течение этого времени и на эти деньги наполнить свои огромные дворцы так, чтобы в них не осталось пустого места. Старший из сыновей приказал свозить в свой дворец весь мусор столицы и еѐ окраин; средний скупил на все деньги низкопробного, дешѐвого сена. А как решает загадку младший сын императора, никто не знал. Даже ходили слухи, что он вовсе не собирается соревноваться со своими находчивыми старшими братьями, а ещѐ было известно, что он выносит из своего дворца всю мебель и утварь и раздаѐт нищим выданные отцом деньги. Настал назначенный срок, и старый император отправился на осмотр дворцов своих сыновей. От дворца старшего сына доносился столь ужасный запах помоев, что император даже не смог подъехать к нему. А слуги донесли, что дворец заполнен лишь наполовину. Дворец среднего сына также был пронизан неприятным запахом от гниющего сена, но император все-таки смог осмотреть его и лично убедиться, что и этот сын также с заданием не справился, ему не хватило отведѐнных денег. Во дворце младшего сына не было ни одной вещи – казалось совершенно пусто. Эту гармонию пустоты нарушали лишь свечи, множество горящих свечей наполняли весь дворец светом. Пустой дворец был полон. Для того чтобы стать «больше», не нужно носить высокие платформы и вытянутые шляпы. Если вы ощущаете себя «маленьким», то, даже имея рост, превышающий два метра, вы не будете чувствовать себя «большим». Я знал также и достаточно «больших» людей в социальном смысле, которые, несмотря на своѐ положение, так и остались «маленькими», нуждались в защите и постоянной эмоциональной поддержке. «Маленькими» нас делает страх, «большими» – максимально полное восприятие окружающего нас мира. И это должно быть именно ваше восприятие, вашего сердца, а не восприятие страха, не надо смотреть на мир так, словно бы вы высовываетесь из норы, чтобы проверить, не угрожает ли вам кто-то снаружи. Сливайтесь с окружающим миром, будьте с ним, ощущайте его и чувствуйте, что вы в нем. Вы должны ощутить свою принадлежность этому миру, и тогда он отблагодарит вас своим радушием. * * * Следующий этап в раздвижении пространства – это наш с вами слух. Мы научились игнорировать звуковые сигналы. И ведь это тоже адаптационная реакция, а как иначе защититься от ужасных городских шумов? Мы все ещѐ реагируем на некоторые сигналы (телефонный или дверной звонок, шипение выкипающего чайника и т. п.), но большей частью мы стараемся ничего не слышать. Зрительные образы тяжелее игнорировать. От них можно избавиться, лишь опустив глаза, но все же они заявляют о себе. Со слухом дело обстоит иначе. Стоит нам о чем-то «своѐм» подумать, как мы уже совершенно ничего не слышим, даже обращѐнные к нам слова. Помните эту знаменитую фразу: «Повтори-ка, что я только что сказала». Мы воспринимаем звуки просто как шум, совершенно на них не концентрируясь. Мне вспоминается очень тонкое замечание одной моей знакомой, занимавшейся преподаванием русского языка для иностранцев. Однажды мы с ней о чем-то очень воодушевлѐнно разговорились в присутствии еѐ иностранных учеников. Они практиковались в разговорной речи, потому наша эмоциональная беседа была, как вы понимаете, не без педагогического расчѐта. Вдруг она обернулась к прислушивающимся студентам и спросила: «Вы нас слушаете?» Те хором ответили: «Сльюшаем!» Она покачала головой и укоризненно заметила: «Как музыку или как шум водопада?» Чем, как вы догадываетесь, заставила их сильно смутиться. Вот и мы с вами слушаем окружающий нас мир словно бы шум водопада, в лучшем случае как музыку. А ведь звук – это огромная область нашей жизни. Целый мир! И он требует более внимательного к себе отношения. Звук играет большую роль в нашей душевной жизни, и многие женщины, в отличие от большинства мужчин, понимают в этом толк. Звук, как по мановению волшебной палочки, раздвигает окружающее нас пространство. В этом прекрасно разбирались и наши предки. Сколько сказано о колокольном звоне, как мы привыкли восхищаться им! Создатели церковных традиций ничего не делали зря. Их знанию человеческой психологии можно позавидовать. Чего стоит одна знаменитая русская икона, написанная по канонам так называемой «обратной перспективы»! Никого нельзя обманывать, в том числе и мир насчѐт его победы. Франц Кафка Раз уж я обмолвился, приведу один, на мой взгляд, очень интересный факт к теме нашего разговора. Предметы на православных иконах часто изображаются с большим количеством плоскостей (граней), чем можно реально увидеть из одной точки. Например, если вы смотрите на обычный ларец, то видите его крышку и две стороны. На иконе вы увидите не только две, но и три стороны. Да крышка может быть изображена со всеми еѐ четырьмя гранями и верхом. На самом деле это невозможно, но иконописцы специально делают эту «ошибку». Вы уже знаете зачем. Конечно! Это создаѐт ощущение большего объѐма, раздвигает пространство, что даѐт соответствующий психологический эффект, а не только религиозный, как это принято считать. Точно такой же механизм скрыт и в колокольном звоне. Вам никогда не приходилось слышать игру хорошего звонаря какой-нибудь небольшой церквушки, стоящей на отшибе в сельской местности таким образом, что от еѐ входа взору открывается большая перспектива: поля, холмы или река? Ощущение поразительное! Кажется, что все вокруг пронизано звуком. Его раскаты заполняют все окружающее пространство, раздвигая и словно бы продлевая его. Колокольный звон увеличивает психологическое пространство слушающего и наполняет души верующих любовью и благодатью. Не важно, верите вы или нет, но если вы умеете слушать, то непременно услышите в этом звуке себя и свою радость. У звука есть и другая замечательная особенность, которой нет у зрения. Звук позволяет вам ощутить себя в центре окружающего вас пространства. С помощью глаз вы сможете охватить лишь 130-150 градусов, а слух позволит вам объять все 360 по всем плоскостям. Войдите в лес, закройте глаза и слушайте пение птиц. Вы услышите радостный гул леса со всех сторон, вы ощутите себя в самом центре леса. Наслаждайтесь этим ощущением полноты! И вот ещѐ одна немаловажная рекомендация. Если вы внимательно прислушаетесь, то поймѐте, что у звука есть своя протяжѐнность. Чтобы восприятие звука было полным, не бросайте его на полпути, а встречайте и провожайте его. Будьте с ним от начала и до конца. Обычно человек поступает со звуком, как с булочками в известном анекдоте: «Не съем, так понадкусываю…» Не «надкусывайте» звук, а пытайтесь воспринять его в «полном объѐме». Пространство – не одно только равномерное бесструктурное место, не простая графа, а само – своеобразная реальность, насквозь организованная, нигде не безразличная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение. Павел Флоренский Когда вы сидите в вагоне метро, то можете услышать, как поезд притормаживает, а звуки на мгновение словно бы замирают. Но вот поезд снова увеличивает скорость, и вы слышите, как звук нарастает, увеличивается, набирает мощь. Вслушайтесь в него с самого начала и проводите его, когда он снова будет сходить на нет. Следуйте за ним, будьте вместе с ним, отдайтесь звуку, ведь звук – это скорость и движение. Почувствуйте, как вы движетесь вместе с ним. Также следует поступать и с музыкой, хотя, может быть, это и посложнее. Однажды я прогуливался в парке, был тѐплый летний вечер. На противоположном берегу озера звучала прекрасная музыка, и сильный женский голос пел на английском языке: «Слушай своѐ сердце!» Я не стал отказываться от столь заманчивого предложения, и через секунду в унисон эту мелодию пела уже моя душа, поднимаясь над водной гладью. Прочувствуйте и вы радость от расходящегося звука. Обратитесь к тому, что имеет непреходящую ценность – к Моцарту или к Баху. Сядьте на удалении и вслушайтесь в то, как звуки заполняют вашу комнату. Выйдите из комнаты в кухню, оставив приоткрытой дверь, и вы услышите, как музыка следует за вами, как она распространяется по всей квартире. На концерте вы увидите огромный зал, полный звука. А проходя мимо уличного музыкального киоска, вы услышите, как музыка пронизывает все окружающее пространство. Ловите тот момент, когда музыкальная партия начинается и вы впускаете еѐ в себя, когда она заканчивается и покидает вас. Пусть музыка раздвигает стены и наполняет собой мир, а вы двигайтесь вместе с ней – наружу, в пространство, становясь им. Музыка, как и звуки вообще, повсюду. Вы можете услышать еѐ в подземном переходе – раздвиньте пространство до его размеров. Вы услышите еѐ, проходя мимо уличного музыкального киоска, посмотрите, как еѐ много вокруг. Звуки всегда рядом, просто нужно обратить на них внимание и последовать за ними, и вы станете «больше», это я могу вам гарантировать. Свобода – не то, что приходит при завершении; она должна присутствовать с самого начала. Джиджу Кришнамурти И напоследок ещѐ о музыке. Не знаю, как для вас, но, по-моему, никакой музыкальный инструмент не раздвигает пространство так, как флейта. Если вам удастся раздобыть запись с флейтой – считайте, вам крупно повезло. И ещѐ орган! Это ведь тоже церковная музыка, правда, католическая, но разве это имеет значение для пространства? Сходите на органный вечер и насладитесь величием пространства, становясь им. * * * Для того чтобы раздвинуть пространство, в ряде случаев на помощь приходит запах, аромат. Обычно обоняние прозябает в одиночестве и чудовищной невостребованности, найдите и ему достойное место. Может быть, вы помните из детства запах кондитерской фабрики или хлебокомбината. А запах леса? Вам знаком его свежий аромат? Цветы… Запах цветов – волшебство! Это раздвигает пространство получше компьютерной графики. Почувствуйте запахи и следуйте за ними. Для того чтобы почувствовать себя «больше», физические ощущения, кажется, подходят меньше других, но это не совсем так. Если вы ощущаете тепло солнца или дуновение ветерка, капли дождя или падающий на лицо снег – все это послужит расширению вашего пространства до жаркого солнца или набегающих туч. Есть своя прелесть и в прохладе предгрозового ветра. Вместе с тем ветер – это ещѐ и звук. Вы также можете видеть качающиеся кроны деревьев, которые отдают на волю ветра свои листья. Так что все без исключения способы восприятия окружающего мира пригодятся вам для того, чтобы соединиться с этой стихией. Физические ощущения не помешают вам и в море, и на спортплощадке. Итак, мы опять убеждаемся в том, что способность видеть, слышать и ощущать помогает нам справляться с тревогой и другими неприятными психологическими переживаниями. Поскольку мы – это наши ощущения, то в зависимости от того, насколько распростѐрты они, настолько велики и мы сами. Они дают нам возможность почувствовать себя «большими», «объѐмными», «широкими», а это, в свою очередь, избавляет нас от страха и даѐт чувство защищѐнности и психологического благополучия. Нас окружает мир, и не стоит от него отрекаться, только ощущение своей взаимосвязи с миром, только абсолютное понимание того очевидного факта, что весь окружающий вас мир и есть вы сами, ибо весь мир – это ваше восприятие, даст вам наконец то великое осознание своего существования, к которому все мы подсознательно стремимся. * * * Как вы уже поняли, чтобы полноценно «раздвинуть» пространство, необходимо использовать все ваши системы восприятия: зрение, слух, обоняние, физические ощущения. Недостаточно просто смотреть вдаль, при этом нужно ещѐ слышать ветер, ощущать свежесть. Звук позволяет прекрасно раздвигать пространство, но если мы не видим света, не чувствуем собственного тела, мир теряет свою реалистичность, живость, естественность. Это как в кино: все понятно, все видно, все слышно, а ощущение реальности приходит лишь на мгновение. И стоит вам пошелохнуться или отпить сок из стакана, как все эта экранная иллюзия мгновенно меркнет и перестаѐт волновать. Как же соединить свою визуальную, слуховую и прочую пространственность? Готов предложить вам для этих целей следующий приѐм. Сначала нужно полноценно осознать факт своего существования. Для этого прочувствуйте все, что вы делаете: идѐте, сидите, танцуете, поѐте или моете посуду, – все ваши действия. Вы смотрите и видите, вы слушаете и слышите, вы чувствуете и ощущаете – все это вы. Осознайте, что ваши действия – это вы, что это проявление вас. Движения усиливают ощущение жизненности. А ведь нам так это нужно, при нашей-то почти «предсмертной» спастичности! Двигающийся человек чувствует себя значительно лучше пассивного лежебоки. Вы себе не нравитесь и потому убегаете от себя, от того, что есть . Джиджу Кришнамурти Теперь переходим к самой «мании». Начинайте складывать. Осознавайте, что вы – это ваше тело, ваши чувства и эмоции, ваши желания и потребности. Вы – свет, который разливается повсюду; вы – звук, который есть везде; вы – тепло и холод, подвижное и неподвижное. Складывайте все, что попадается вам на глаза, все, что вы слышите, все, о чем думаете, все, что вы ощущаете. Складывайте и складывайте, как будто вы строите дом, кирпичик к кирпичику. Постепенно вы достигнете огромных размеров, сопоставимых со всей Вселенной. И в этот миг вы поймѐте, что вы – это все. Вы – все, все в вас, и вы во всем. Вы станете большими, как все, ничто не будет больше вас или помимо вас – вы все. Вам теперь нечего бояться и не о чем беспокоиться. Ощутите великую гармонию этого состояния, обретите спокойствие и возвращайтесь. Когда вы были маленькими, вы хотели вырасти, чтобы стать большими. Вы выросли, но так и не научились быть «большими» – теперь вы умеете это. Так пользуйтесь же! * * * Вы, наверное, слышали, что психологи часто разделяют людей на интровертов и экстравертов. И если первые погружены в себя, менее активны, склонны больше думать, чем действовать; то вторые, напротив, деятельны, плещут эмоциями и мало думают о последствиях. Сложно сказать, какой из этих типов больше подвержен неврозам и у кого больше психологических проблем, поскольку у обоих есть свои достоинства и слабые места. Но то, что интроверты, в отличие от экстравертов, склонны сужать своѐ пространство до минимума, это точно. Именно поэтому депрессии у интровертов самые тяжѐлые. Представители этого психологического типа не могут удерживать пространство в «развѐрнутом» состоянии и от этого постоянно испытывают слабость, подавленность и тяготятся чувством безысходности. Так что если вы относитесь к их числу, то вам следует уделить своему пространству максимум внимания. Пессимизм – по существу не что иное, как религиозная болезнь. Уильям Джеймс Мне припомнился сейчас один пациент, который был стопроцентным интровертом, а его невроз только усугублял эту черту. Он обратился ко мне за помощью по поводу проблем, которые возникали у него в отношениях со слабым полом. Ему было уже за 25, но он так и не мог начать полноценную половую жизнь, что его очень и очень беспокоило. Появилась тревога, нарушился сон, его мучили головные боли и наконец возникли проблемы с потенцией. Он стал бояться оказаться полным импотентом. Так что постепенно эта проблема стала главной и полностью заняла все его сознание. Теперь он только об этом и думал, от чего ещѐ глубже и глубже погружался в свои переживания, что, как вы понимаете, не шло ему на пользу. Мы договорились встретиться в Летнем саду. Мало того что это одно из красивейших мест в Петербурге, здесь ещѐ настолько уютно и немноголюдно, что лучшего места для психотерапии и не придумаешь. Посетитель автоматически оказывается в «здесь и сейчас». А что может быть лучше? Мы прогуливались по парку, был удивительный летний вечер. Сквозь изумрудные кроны деревьев пробивались нежные лучи заходящего солнца, а от Невы веяло едва заметным ветерком. Молодой человек рассказывал мне о своей беде. Мне удалось развеять многие его страхи, потом мы разговаривали о психоанализе, которым он хотел заниматься, и постепенно его сознание стало проясняться. Он так увлѐкся беседой, что смог наконец хотя бы на время позабыть о своих проблемах. Когда примерно через час мы, сделав круг, вернулись в исходную точку, ко входу в парк, он с удивлением для себя отметил, что здесь расположен пруд. Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не просто несчастен, а плохо приспособлен к жизни. Альберт Эйнштейн Надо сказать, что пруд у входа в Летний сад не заметить просто невозможно: во-первых, он достаточно велик, а во-вторых, для того, чтобы пройти в глубь сада, его необходимо обогнуть, что мы и сделали. И вся уникальность случая состояла в том, что мой подопечный поначалу совершенно его не заметил. Только теперь, когда мы вышли к пруду во второй раз, он произнѐс: «Странно, неужели здесь был пруд? Нет, когда мы входили, его здесь не было». Он не верил своим глазам. Но, как известно, пруды не появляются и не исчезают в течение часа. Вот что значит смотреть и не видеть. Представляете, насколько надо быть погруженным в себя, чтобы не заметить пруд, который ты даже обходил, чтобы продолжить свою прогулку! Но оказывается, что и такое возможно, если ты полностью захвачен своей проблемой. А теперь подумайте о том, каким «маленьким» он должен был ощущать себя, если ничего не видел вокруг! Он словно бы смотрел внутрь себя и уменьшался, уменьшался и уменьшался. Проблема росла, а он уменьшался, она давила, а он поддавался. Он был «маленьким», а она – «большой». Он так и говорил: «У меня очень большая проблема». Чем меньше мы уверены в себе, чем меньше мы соприкасаемся сами с собой и миром, тем больше мы хотим контролировать. |