Главная страница
Навигация по странице:

  • Делайте себя «большими» сами, так же как я учил этому своего пациента, как я учу всех, кто желает справиться со своими психологическими проблемами. Рецепты № 1

  • Пятый шаг. «Расслабьтесь и дышите глубже» (или рассказ о естественном дыхании)

  • Фредерик Пѐрлз

  • Подавленное, затруднѐнное дыхание подсознательно, автоматически вызывает в нас страх.

  • Страх непосредственным образом связан с процессом дыхания. Если вы приостанавливаете дыхание или дышите поверхностно, в вас автоматически возникает

  • Современный человек – это «запыхавшийся человек». Он дышит часто и поверхностно, а это «дыхание страха». Так что придѐтся признать, что мы просто

  • Задержка дыхания при таком нервно-психическом напряжении потенциирует это напряжение, усиливает его.

  • Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеАндрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью
    Дата15.02.2023
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkurpatov_schastliv_po_sobstvennomu_jelaniyu_12_sh.pdf
    ТипПрактикум
    #938467
    страница15 из 41
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   41
    Фредерик Пѐрлз
    Мы действительно подчас очень сильно «уменьшаемся» под влиянием тех или иных обстоятельств, совершенно не замечая этого. Немудрѐно, что после этого мы испытываем тревогу и нервно-психическое напряжение. Но зато когда мы начинаем выходить из плена своих проблем, внешний мир словно бы открывается для нас заново. Если же мы все-таки меняем внешний мир на тернии собственного сознания, поглощѐнного проблемами, то на психологическое благополучие можно не рассчитывать.
    Ты расслабляешься в тот самый момент, когда перестаѐшь притеснять себя.
    Фредерик Пѐрлз
    После этого внезапного прозрения мы снова углубились в парк, и, когда вышли к пруду уже в третий раз, а состояние моего подопечного к этому времени стало ещѐ лучше, он, опять же с удивлением, заметил ещѐ и пару лебедей. Они были там и в первый, и во второй раз, за это я могу поручиться, поскольку сам их видел, причѐм в этот момент их подкармливали шумные ребятишки, чего трудно было не заметить, ведь их радостный гул был слышен чуть ли не во всех уголках парка. Видимо, аудиальный канал восприятия у моего пациента к этому времени ещѐ не открылся, вот он и не услышал детского крика. Да и видел он едва-едва. Думаю, что если бы мы сделали ещѐ один кружок, то на четвѐртый раз мой подопечный увидел бы на нем ещѐ и уток.
    Этот случай кажется мне более чем показательным. Много ли «прудов» пропускает мой дорогой читатель на своих прогулках? Думаю – порядочно. Проведите эксперимент:
    оглянитесь вокруг. Что вы до сих пор не замечали, что прошло мимо вас? Если вы смотрите на жизнь сквозь пальцы, вы «уменьшаете» себя этим. А если вы «маленькие», то вынуждены будете страдать от «больших» (проблем). Мой вам совет: не пропускайте ничего, что может сделать вас «большими».
    Этот механизм борьбы с тревогой, раздражѐнностью и депрессией может показаться вам странным, но зато это работает. Вам остаѐтся только проверить. Так сделайте это!
    Делайте себя «большими» сами, так же как я учил этому своего пациента, как я
    учу всех, кто желает справиться со своими психологическими проблемами.
    Рецепты
    № 1
    Чтобы снять нервно-психическую напряжѐнность (например, после тяжѐлого трудового дня), нужно совершить продолжительную прогулку, в течение 45-90 минут. Во время прогулки направляйте свой взгляд на удалѐнные объекты, находящиеся на расстоянии более одного километра от вас. Останавливайтесь у водоѐмов и на перекрѐстках с дальними перспективами. В течение 3-5 минут смотрите вдаль поочерѐдно во всех направлениях.
    Смотрите на крыши домов и на небо, следите за движением туч.
    № 2
    При депрессивных состояниях следует основное внимание уделить аудиальному каналу восприятия. Используйте негромкие естественны звуки, например: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья, шум речной волны и т. п. Закройте глаза и вслушивайтесь. Не слушайте, а пытайтесь услышать. Ощутите «объѐмность» окружающего вас пространства, улавливая звуки, приходящие с разных сторон (старайтесь, чтобы не было «немых» секторов). Хорошим средством является также колокольный звон и выступление уличных музыкантов. Один сеанс должен составлять не менее 30 минут.
    № 3
    Для улучшения своего психологического состояния и в качестве профилактического средства «впускайте в себя» небо. Лягте на землю (траву, скамейку и т.п.) и начинайте вглядываться в небо. Не пытайтесь его разглядывать, а просто внимательно смотрите вверх перед собой. Не будьте сторонним наблюдателем, станьте самим восприятием. Добейтесь ощущения сближения с небом, вам должно казаться, что оно почти вас касается. А после этого впустите его в себя. Вы можете помочь себе дыханием (более подробно см. в главе 5).
    № 4
    Для обретения сил при лѐгких астенических состояниях необходимо осознавать все свои движения в пространстве: ходьбу, бег, движение рук во время еды, повороты головы, дыхательные экскурсии и так далее – все, что вы делаете. При этом не ограничивайте, а, напротив, усиливайте свои движения, постепенно наращивая темп (полагайтесь на интуицию). Сначала интенсивность физических движений будет ниже интенсивности психических процессов (внимания, сознания, восприятия и др.). Затем они сравняются, а
    после этого скорость и динамичность движений будут пытаться вырваться вперѐд. Ваша задача – не отстать от интенсивности вашей физической активности. Она должна, подобно буксиру, вытащить вас из трясины апатии и полного безразличия. Длительность этого предприятия колеблется в пределах 10-45 минут. Ощущайте динамичность жизни. Если вам удастся прочувствовать силу и импульсы своих движений, то это непременно отразится на ваших внутренних резервах.
    № 5
    Для повышения своего психоэнергетического потенциала сочетайте развѐртку пространства по всем системам восприятия одновременно: через зрительный и аудиальный канал, физические ощущения, обоняние и т. п. Выйдете на открытое пространство, смотрите по сторонам на удалѐнные объекты, кроны деревьев, тучи, слушайте звуки, доносящиеся со всех сторон, особенно связанные с видимыми и ощущаемыми объектами, ощущайте ветерок, тепло или холод, влагу, почувствуйте запах воздуха Осознайте, что вы – это ваше восприятие, ваше зрение, слух и тело. Складывайте все, с чем сталкивается ваше восприятие, ваше сознание, а также присовокупите к этому все ваши чувства и желания. Не анализируйте, не разбирайте и не оценивайте, а просто «складывайте» в себе, пусть это сделает вас «большими». Ощутите динамичность жизни и почувствуйте себя в каждом еѐ проявлении.
    Пятый шаг.
    «Расслабьтесь и дышите глубже»
    (или рассказ о естественном дыхании)
    Больше всего по своей наивности меня умиляет чрезвычайно распространѐнный совет:
    «расслабьтесь и дышите глубже». От кого только не услышишь этой рекомендации! И от гипнотизѐра, и от домашних, от случайных прохожих и коллег по работе. Наверное, легче перечесть тех, кто этого не советует, может быть, только патологоанатом, и то вряд ли. Но о чем они говорят и что именно имеют в виду, понять, мягко говоря, сложно. Если вы поработали над «напряжением-расслаблением», то знаете, что расслабиться далеко не так просто, как это кажется на первый взгляд. Просто рекомендация «расслабиться» равносильна предложению «выпить море». Сегодня мы поговорим о дыхании, и вы убедитесь, что предложение «дышать глубже» звучит так же забавно и по-дилетантски, как и предписание
    «расслабиться».
    Дыхание играет в нашей психической жизни далеко не последнюю роль. Вы, наверное, догадываетесь, что древние греки были людьми неглупыми. Так вот, слово психея имело у них два значения, с одной стороны, оно обозначало «душу», а с другой – «дыхание». Дышать для древних греков значило обладать душой. Психея часто изображалась ими в виде летящей бабочки, а души умерших – как бабочки, вылетающие из погребального костра. Так что полет, дуновение, ветер и дыхание – это понятия одного «полѐта», и душа также стоит в этом ряду. Впрочем, что там греки, мы ведь тоже говорим о «вдохновении», понимая под этим активную творческую и душевную работу, и употребляем выражение «испустить дух» («дух вон»), констатируя факт смерти.
    Но дело не только в мифологии и языковых аналогиях, хотя они и очень убедительны.
    Невозможно одновременно быть честным и невротиком.
    Фредерик Пѐрлз

    Человек, у которого по тем или иным причинам возникает приступ удушья,
    испытывает панический, спонтанно возникающий страх смерти (психологи называют
    такой страх «витальным»).
    Как вы понимаете, это не случайно. Сильное чувство стеснения за грудиной, свойственное больным с инфарктом, также вызывает страх смерти. Субъективно и тем и другим кажется, что жизнь словно бы уходит из тела, оставляет его, им кажется, выражаясь метафорически, будто бы «отлетает душа». Если же им удаѐтся раздышаться, то страх смерти проходит. И они чувствуют, как жизнь, а с нею и душа, возвращается обратно в свою физическую оболочку.
    Есть и ещѐ один очень важный аспект. Дыхание всегда сопровождается звуком, хотя бы даже и очень незначительным. Поэтому, переживая страх, животное пытается, насколько это возможно, не дышать, чтобы не выдать таким образом своѐ местонахождение хищнику.
    Можно сказать, что задержка дыхания это инстинктивная защитная реакция в
    ситуации грозящей опасности. Но, как мы видели на примере с приступом удушья или инфарктом, это правило работает и в обратном направлении! Подавленное, затруднѐнное
    дыхание подсознательно, автоматически вызывает в нас страх. Иными словами, если вы
    не дышите вы боитесь, если вы боитесь вы не дышите. Итак, оказывается, что страх спаян с дыханием точно так же, как и с физическим напряжением (о чем мы говорили выше)!
    Это позволяет нам сделать следующий немаловажный вывод.
    Страх непосредственным образом связан с процессом дыхания. Если вы
    приостанавливаете дыхание или дышите поверхностно, в вас автоматически возникает
    страх или чувство тревоги. Если же вы дышите свободно и полно, вы будете
    чувствовать себя спокойно и уверенно.
    Надо ли после этого говорить, что освоение своего дыхания, его механизмов – это один из путей, позволяющих справиться с психологическими проблемами и неврозом? Мне кажется это совершенно очевидным. Более того, психологи считают, что сознательный контроль дыхания является одним из древнейших способов борьбы со стрессом и другими психологическими нагрузками. В этом случае они обычно ссылаются на практику древних йогов, но об этом мы поговорим попозже.
    * * *
    Как это ни печально, но все мы дышим не бог весть как. Мне уже как-то приходилось отмечать, что жизненный ритм современного человека значительно превышает естественные нормативы. Эта гонка приводит к тому, что мы попусту растрачиваем все имеющиеся в нашем распоряжении резервы. Специалисты говорят, что наступающий век – это век
    «клипового ритма». Давайте попробуем в этом разобраться.
    Что такое музыкальный клип, вы себе представляете. Он монтируется таким образом, чтобы одна картинка не демонстрировалась на экране больше 3 секунд (этим правилом пользуются теперь не только клипмейкеры, но и создатели рекламных роликов, кинофильмов, развлекательных программ и т. п.). При этом на один полный дыхательный акт в норме приходится не менее 4 секунд, а то и более! Не стыкуется! Я уже не говорю о музыкальном ритме, который у современных мелодий достигает 160-180 ударов в минуту, что в 2-3 раза превышает " частоту сердечных сокращений! Отмечу попутно, что связь между дыханием и сердечными сокращениями почти прямая, ведь в конечном счѐте они обеспечивают одну функцию – доставку кислорода к тканям. И раз уж мы об этом заговорили, то в продолжении нашей мифологической экскурсии отмечу, что всем известный
    Пифагор считал кровь «седалищем души».
    Человек спешит, конечно, не только из алчности, никакая приманка не могла
    бы побудить его столь энергично вредить самому себе; спешит он потому, что его что-то подгоняет, а подгонять его может только страх.
    Конрад Лоренц
    Итак, как мы видим, ни нормальное дыхание, ни сердечные сокращения не поспевают за «клиповым ритмом». Чувствуете, что узел затягивается? Наш организм не может не реагировать на такую стимуляцию «сверхчеловеческим» ритмом, тем более что она почти постоянна и чрезвычайно навязчива! Этот ритм бьѐт нас, как плеть, заставляя двигаться, а значит, жить и дышать (в прямом и переносном смысле) все быстрее и быстрее. Мы испытываем нагрузку ритмом на работе, в городе и даже дома (!), поскольку с приходом домой человек включает телевизор с буйствующим ритмом рекламных роликов, а выключает его, только отходя ко сну. Надо ли после этого удивляться тому, что люди в нашу эпоху расцвета медицинских технологий сгорают к 40-50 годам как новогодние свечи?
    Вот и получается, что все мы мчимся по жизни от понедельника до понедельника, высунув языки, подобно гончим на охоте. Только непонятно, какого зверя мы травим?
    Впрочем, если задуматься, становится понятно, какой это зверь, хотя вывод и неутешителен, весьма неутешителен…
    Современный человек это «запыхавшийся человек». Он дышит часто и
    поверхностно, а это «дыхание страха». Так что придѐтся признать, что мы просто
    разучились нормально и полноценно дышать.
    Я уже как-то говорил, что современный человек не умеет отдыхать. Это утверждение имеет непосредственное отношение к настоящему разговору. Ведь отдых – понятие, произошедшее от корня «дых», «дыхание»; звучит это примерно так: «отдышаться»,
    «отдохновение», «отдых». Мы не можем отдышаться, загнанные до полусмерти ритмом жизни, диктуемым современной цивилизацией, вот и потеряли способность отдыхать. А ведь это так важно, без полноценного отдыха не может быть и нормальной работы. Если же мы учтѐм, что среднестатистический современный человек трудоголик, а значит, невротично стремится к каким-то результатам, то отдых, причѐм настоящий и полноценный, для него просто жизненно необходим, иначе жди беды. А отдыхать-то он и не умеет. Создаѐтся порочный круг: если человек не умеет отдыхать, он не может набраться сил, а если он не может набраться сил, то он не может реализовать свои планы, а если он не реализует свои планы, желание реализовать их усиливается, поэтому он перестаѐт отдыхать вовсе, и, как следствие, сил остаѐтся все меньше и меньше, так что он по прямой дорожке входит в невроз.
    * * *
    Но теперь мне бы хотелось вернуться к разговору о животном, которое в страхе затаилось от хищника. Как вы думаете, каково его единственное желание в этот момент?
    Провалиться сквозь землю или, что более реально для большинства (за исключением разве грызунов), умчаться прочь, опережая, как говорят, свой собственный визг. Наверное, так… И вот что мне интересно: как бы оно дышало в таком случае? Как паровоз! (Это минимум!) А что происходит на деле? Как раз обратное: оно подавляет своѐ дыхание, блокирует его! Ему бы хотелось набрать полную грудь воздуха или для того, чтобы завизжать от страха (а визжать должно хотеться), или чтобы достало сил и энергии для бегства. Но оно этого не делает, и возникает противоречие между двумя противоположными тенденциями. Почти как по Шекспиру: «Дышать или не дышать? Вот в чем вопрос». А ведь невроз – это всегда противоречие.
    Впрочем, бог с ним, с несчастным зверем. В природе для всего найдѐтся выход, а вот с
    «человеком разумным» ситуация значительно сложнее. Поменяйте местами хищника и жертву на начальника и подчинѐнного, учителя и ученика, родителя и ребѐнка, и вы получите ту же самую картину с той лишь разницей, что для человека войти в невроз пара
    пустяков, а у животных его просто не бывает, поскольку, как я уже сказал, для всего находится выход, а их душевная жизнь слишком лаконична. Что ему сделается? Уйдѐт хищник – возобновится и дыхание, причѐм нормальное и полноценное. А вот начальник, учитель и родители будут присутствовать в непосредственной близости до скончания века!
    И ни кричать, ни убегать они не разрешают. Даже раздражѐнный или тоскливый выдох будут расценены ими как личное оскорбление. Но дышать же нужно! Почему они этого не понимают?
    Когда мы испытываем психоэмоциональное возбуждение (не важно, положительное или отрицательное), в организме усиливается энергетический обмен. Ткани требуют больше кислорода для сжигания питательных веществ (кислород – это живой огонь, как вы знаете), поэтому рефлекторно усиливается дыхание и кровообращение. Разумеется, если вас ругают или происходит что-то в этом роде – это вас волнует, а значит, вы должны усилить своѐ дыхание. Но поскольку вы боитесь нападения, как тот суслик, то вы дыхание задерживаете.
    Иными словами, все шиворот-навыворот.
    Как показывает жизнь, счастье в меньшей степени зависит от внешних вещей, чем полагает большинство.
    Уорен Коупер
    Если ребѐнок делает тяжѐлый выдох после очередной «отчитки», он не столько проявляет свой негативизм по отношению к взрослым, сколько выполняет естественный физиологический акт. И разумеется, он делает его сразу после того, как дыхание становится возможным. Как же окружающие это воспринимают? Взрослые моментально улавливают в этом выдохе раздражение. А как ему не быть? – ведь это более чем естественно. И все начинается снова: «Ах, ты ещѐ и недоволен?! Ты ещѐ и не согласен?! Ты ещѐ и возмущаться будешь?! Ну, ты у меня получишь!» – примерно так. Всыпать в таком случае хочется обидчику, а не обижаемому. Но ребѐнок, взрослея, быстро понимает, что с дыханием в таких ситуациях надо повременить, и оно ещѐ более отсрочивается, подавляется. В конечном итоге в нагрузку к диплому о среднем образовании неплохо было бы сразу выдавать медицинское свидетельство о хроническом неврозе.
    Задержка дыхания при таком нервно-психическом напряжении потенциирует это
    напряжение, усиливает его.
    Возникает порочный круг: на вас нападают (чаще вербально, то есть с руганью или назиданием), вы от этого напрягаетесь, как следствие растѐт потребность в кислороде, но вместо того, чтобы раздышаться, из-за страха усугубить атаку (причѐм сами атаковать или ретироваться вы тоже боитесь) вы подавляете дыхательные движения, чем ещѐ больше усиливаете напряжение.
    Попутно замечу, что цербер в облике правил общественного поведения подавляет не только само дыхание, но и такое его естественное проявление, как крик. Ведь крик, по сути, – это просто глубокий форсированный выдох, и только определѐнное напряжение голосовых связок создаѐт звук. А кричать неприлично – все это знают. Мамы всегда говорят своим малышам: «Не кричи! Перестань кричать! Как тебе не стыдно, замолчи!» (правда, при этом сами они орут как на пожаре, таким образом осуществляя воспитание, поэтому этот крик обществом только приветствуется). Если вы когда-нибудь случайно наступали на лапу собаке, то слышали, какой громкий и резкий визг за этим следовал. Это естественная физиологическая реакция, которая свойственна и человеку. Но так как нам, людям
    «приличным», кричать неудобно, то мы в ситуации испуга рефлекторно глубоко вздыхаем, но не выдыхаем, чтобы избежать крика. Хорошего в этом, как вы понимаете, мало, поскольку любое нарушение естественного функционирования ведѐт организм к поломке.
    Состояние подавленного крика известно многим по визитам к стоматологу. В ситуации, когда вам должны сделать больно, естественно испытывать страх. Но в кабинете у врача
    кричать себе позволяют только дети. А взрослые раздувают свою грудную клетку и задерживают дыхание, чтобы, не дай бог, не закричать. Если эта история про вас, то в качестве эксперимента можете проверить: когда вы в очередной раз сходите к своему стоматологу, проконтролируйте свою грудную клетку. Вы увидите, что к исходу этой процедуры она расширится до размеров воздушного шара Жюля Верна.
    Там, где у некоторых людей личность, у большинства – пустота, потому что они слишком заняты тем, что проецируют себя во все стороны.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   41


    написать администратору сайта