Главная страница
Навигация по странице:

  • Мстительность и злоба – это свойство слабости.

  • Вы вернѐтесь к себе и получите возможность жить дальше так, как велит вам сердце, подсказывает ваш здравый смысл и естественная жизненная позиция. Будет

  • Эверетт Шостром

  • Если мы – это наши истинные желания (а к ним относятся любовь, взаимность, чувство защищѐнности и др.), то, отвечая на эту (или подобную ей) провокацию

  • И помните, вы не сможете сострадать другому, пока не научитесь сострадать самому себе. Сделайте паузу, переживая боль. Сострадайте себе, и тогда вы увидите

  • Не предъявляйте жизни ультиматумы. От жизни нельзя «требовать» – это нелепо, абсурдно и совершенно бесполезно. Но ей нужно доверять, еѐ нужно чувствовать.

  • Не требуйте от жизни исполнения желаний, а делайте то, что от вас зависит. Если не получится, то не получится, но если вы требовали, а требования не были

  • Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеАндрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью
    Дата15.02.2023
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkurpatov_schastliv_po_sobstvennomu_jelaniyu_12_sh.pdf
    ТипПрактикум
    #938467
    страница36 из 41
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41
    Эпиктет
    Поэтому главное – не поддаться на провокацию, вовремя поймать своего «зомби», собравшегося по глупости кинуться в бой без своей армии, и после внимательно осмотреться. А для этого нужно сделать паузу. Что это нам даѐт? С одной стороны, не отвечая на провокацию и выдерживая почти театральную паузу, мы не только остаѐмся, что называется, при своих интересах, но ещѐ и провоцируем своего противника. Он ожидает ответа на свои действия, как паук ждѐт в засаде свою жертву. Ваш провокатор ждѐт, что вы попадѐте в его сети. А вместо этого его встречает полное, почти гробовое молчание и абсолютное спокойствие. Как говорится, «собака лает, а караван идѐт», причѐм при полном и совершенно спокойном игнорировании еѐ истерического лая. Ваш противник, разумеется, растеряется, ведь его ожидания не оправдываются, а как вести себя в новой ситуации, он не знает, и поэтому он сам попадает в свои собственные сети. Растерянность и отсутствие новых стратегий непременно приведѐт его к ошибкам, панике и естественному проигрышу.
    Так что время в прямом смысле работает на вас.
    Причѐм, делая паузу, вы не только отвечаете провокатору той же монетой, вы ещѐ возвращаетесь к себе, заручаетесь своей собственной поддержкой, перестаѐте путаться и комплексовать. Вы даже не будете на него (и на себя!) злиться, просто не из-за чего. Пусть теперь он злится, если ему того хочется. А сильный не злится, это не для него. Злится только слабый и мстительный. Мстительность и злоба это свойство слабости. Сделав паузу, вы заручаетесь своей силой, чем предохраняете себя от этих, прямо скажем, не лучших человеческих качеств.
    Фактически вы не только не поддаѐтесь на провокацию, вы таким образом оберегаете вашего противника от неблаговидного поступка, поэтому ваш поступок не только рационален, он ещѐ и благороден. Причѐм это естественное, а не наигранное благородство.
    Вспомните, какое есть замечательное русское слово – «великодушие». Быть великодушным значит быть психологически «большим», оно также свидетельствует о том, что «вы владеете тем, что имеете», и потому оно характеризует душевное здоровье. Все это, как говорится, «в одном флаконе», а единственное, что для этого нужно, так это просто сделать паузу в ответ на провокацию.
    Вы вернѐтесь к себе и получите возможность жить дальше так, как велит вам
    сердце, подсказывает ваш здравый смысл и естественная жизненная позиция. Будет
    мир, будет и развитие, поэтому не пускайтесь в баталии, когда вас к тому вынуждают.
    * * *
    Вернѐмся к нашему примеру. Ситуация эта достаточно типична, ведь место продавщицы может занять кто угодно: начальник, учитель, сотрудник правоохранительных органов, контролѐр и бог его знает кто ещѐ!
    Запомните одну вещь: никогда ничего не делайте в состоянии, когда отрава переполняет вас, просто ждите.
    Бхагаван Шри Раджниш
    Итак, первым делом нужно осознать провокацию. Не поддаться на неѐ в первое мгновение, когда это движение происходит почти произвольно, даже инстинктивно. В
    качестве эксперимента на эту психологическую особенность вы можете протянуть (главное, смело и уверенно) незнакомому человеку руку для пожатия, и он рефлекторно ответит вам тем же, а лишь после этого задумается, что же он сделал и с кем поздоровался. Поэтому, прежде чем ответить на провокацию, скажите себе: «Стоп! Что случилось?» Нужно среагировать примерно так же, как реагируют на обращение компьютеры-тугодумы в фантастических фильмах. Запомните, на первом этапе провокация должна быть купирована паузой.
    На втором этапе задачи меняются. Теперь вы должны прийти в себя от потрясения.
    «Кто я?» – этот вопрос нужно поднять сейчас со всей настойчивостью и определѐнностью. В случае моей пациентки ей предстояло понять великую роль покупателя как такового. Она должна была подумать буквально следующее: «В этом магазине я покупательница, это я плачу деньги, а потому все, от продавщицы до директора, работают в нем на меня. Кроме того, у меня есть права, и они закреплены законом». Надо сказать, что в этих рассуждениях значительно больше от здравого смысла, чем от мании величия, как это могло показаться.
    Действительно, в магазине «должны» покупателю, так как покупатель делает существование магазина возможным. Магазин без покупателя – это машина без колѐс и даже, наверное, хуже того. Истинный хозяин магазина – покупатель, это на его деньги он содержится. Сделав в такой ситуации паузу, вы имеете возможность все расставить по своим местам, а это, как мы знаем, называется перегруппировкой и является уже третьим этапом.
    Вы устроили себе временную передышку, воспользуйтесь ею. Приведите себя в порядок, я бы даже сказал, в боевой порядок с военной выправкой и «со всеми делами».
    Почувствуйте, что вы владеете тем, что имеете. Вы станете «больше», в вас возникнет чувство самоуважения. Вы почувствуете себя «имеющим право», а не бесправным, как моя пациентка. А осознав все это – пользуйтесь! Реализуйте четвѐртый этап нашей процедуры. И я более чем уверен, что в такой ситуации вы будете совершенно спокойны и доброжелательны. Ведь вы ощутите себя «большими», а большие, как известно, маленьких не обижают. Тем более что вы можете теперь руководствоваться не слепым аффектом, а своими истинными желаниями. Не думаю, что у кого-то в перечне истинных желаний есть потребность нахамить или уничтожить. Вместе с тем теперь никто не посмеет таким образом поступить с вами. А если решатся, пусть попробуют.
    Как чувствовала себя в этот момент моя пациентка? Она развернула время, представила себе, как еѐ обижали прежде, и стала прогнозировать это в будущем. Попала в сети языковых пут и уничижающих самооценок: «Я слабая, я никуда не гожусь, у меня ничего не получится» и т. п. Она полностью, с головой погрузилась в проблему. Она не была «здесь и сейчас», а еѐ физическое напряжение было столь велико, что тряслись руки и немели нижние конечности. Вы можете при желании составить ей компанию. Но если вы осознаете свою силу, то прогоните прочь тревогу и получите доступ ко всему, чем владеете. Кроме того, эта ситуация так и осталась для неѐ незавершѐнной, и она продолжала и продолжала к ней возвращаться. Если вам тоже не удастся сразу завершить свою ситуацию, вы можете ещѐ разок сделать паузу. Это позволит вам понять, что вы все сделали правильно, а где, как говорится, поможет только гробовщик, что вы-то можете сделать? Поэтому «сделайте паузу», приведите себя в порядок и с чистой совестью продолжайте жить дальше. Жизнь продолжается.
    Доверяя, вы волей-неволей становитесь сами собой.
    Эверетт Шостром
    * * *

    Мы подробно поговорили с вами о том, как «сделать паузу», чтобы собраться с силами.
    Теперь позвольте мне крамольный вопрос: а всегда ли это нужно? Всегда ли нужно
    собираться с силами, штурмовать вершины, вступать в бой, наказывать обидчика и т. д. Не является ли сама эта активность своеобразной уступкой провокации?
    Когда печально известному маркизу де Саду ставили в упрѐк, что он отступает от своей теории насилия, позволяя властям заключать себя в тюрьму, он отвечал: «Я вынудил их так поступить с собой. Они сделали это поневоле, по моей воле!» Он называет себя причиной поступков властей. По логике де Сада, он сам вынуждает власть заключать себя в тюрьму, а значит, совершает акт насилия над ней, заставляет еѐ плясать под свою дудку. Как вам нравится такая трактовка? Конечно, очень оригинально, но отнюдь не лишено смысла. Более того, подобное отношение де Сада к своему наказанию требует мужества и внутренней силы.
    Иными словами, всякий ли раз мы проявляем силу, когда кажемся сильными? И слабы ли мы, когда подчиняемся силе? У меня есть ответы, но я предлагаю эти вопросы вам, на ваше усмотрение, в конце концов, я ведь могу и ошибаться.
    Впрочем, проявление силы может быть очевидным следствием слабости. Например, супруг, избивающий свою жену потому, что не понимает еѐ, не может сочувствовать ей, уважать и любить еѐ, разве не от слабости своей он так поступает? И напротив, разве не назовѐм мы сильным и мужественным больного и старого человека, способного словом и чувством поддержать нуждающегося? Непременно назовѐм! Какая участь вам нравится больше? Чем бы вы хотели обладать: агрессивной, но немощной силой или истинной
    (мужественно принимать напасти и не впадать от них в уныние и тоску)? Этот выбор предстоит сделать каждому человеку, это жизненный выбор. А если он встаѐт, его нужно делать. Сами знаете, нет ничего хуже незавершѐнных ситуаций.
    Чтобы сделать этот выбор, необходимы силы и много душевного труда,
    понимание того, что тебе нужно, чего ты хочешь. Следование своему «хочешь» это
    следование себе, но только в том случае, если это истинное «хочешь», исходящее из
    интимной глубины нашего сердца.
    Иногда, наверное, у человека может возникнуть желание сделать что-нибудь не очень благовидное (отомстить, отчитать, наказать и т. п.), почему нет? Но в эту минуту спросите у себя (только честно!), хотите ли вы этого по-настоящему или, может быть, это просто блажь, плод уязвлѐнного самолюбия, компенсация каких-то нереализованных чувств, следствие каких-то подсознательных комплексов или что-то ещѐ в этом роде?
    Если эти желания истинные, глубокие, добрые по своей сути, их нечего опасаться и им нужно следовать. Когда вы сознаѐте свои истинные желания, вы заручаетесь их силой.
    Настоящие человеческие желания полны добра, ведь каждый человек по сути своей хорош. Я догадываюсь, что об этом каждый знает по себе. Да, случается всякое, да, и психическое, и социальное здоровье может быть подорвано, но суть человеческая, душа его всегда есть, и она всегда хороша. А коли так, то и желания, из неѐ исходящие, – это наши ценность и сила.
    На все лады цитируются слова Христа: «Если ударят тебя по левой щеке, подставь правую». Силѐн или слаб человек, подставляющий свою щеку противнику? Я думаю, что если попробовать на себе, то ответ станет очевидным. Такой ответ на провокацию (а удар является банальной провокацией) требует и силы, и мужества. Позиция непротивления злу насилием – это высший не только христианский, но и гуманистический идеал. Ударить в ответ на удар можно, но вряд ли это является истинным желанием нашей человеческой сущности. Да, организм, наша физиология требует адекватной реакции. И мы можем воспользоваться этим предложением, высвободив при этом физическое напряжение, но этим мы проявим душевную слабость, предадим собственную душу и самих себя.
    Можем ли мы ждать душевного здоровья от душевной слабости?
    Если мы это наши истинные желания (а к ним относятся любовь, взаимность,
    чувство защищѐнности и др.), то, отвечая на эту (или подобную ей) провокацию,
    отвечая на зло насилием, мы отступаем от своих основ, от самих себя.
    Если не будет мира в душе, то и тело не будет здорово. А разве будет мир в душе, если
    мы подавляем свои истинные желания? Все мы знаем, что нельзя заставить полюбить, делать добро через силу, из мерзкого создать приятное. Но пытаемся, причѐм очень! Правда, без видимых результатов, что, впрочем, не странно. А вот реальное, уже существующее добро, любовь и радость мы не замечаем, не хотим замечать. Мы в себе-то этого не видим, а в других и подавно. Где наша сила, если не в нашей доброте? Где наше знание, если не в согласии с миром? Куда мы глядим, если глаза закрыты? На что рассчитываем, если не можем положиться на себя? С кого начать, как не с себя? Кому поверить, если не себе? Как верить другим, если себе не доверяем?
    Мы бережно прикрываем огонѐк своей души, чтобы не «погасла свеча на ветру», но если «воздух» перестанет поступать к нашему «огню», он потухнет. Защита может принести нам гибель. Что такое душевная теплота? Кого вы согрели сегодня своим теплом? От кого вы скрываете свой огонѐк? Мы боимся, ведь так? Мы ждѐм результата, рассчитываем на взаимность, но если мы не сделаем первого шага, десятки, сотни первых шагов, мы никогда не получим ни того, ни другого. Мы боимся разочарования, и это понятно. Но разве овчинка не стоит выделки? Разве мы будем торговаться, когда речь идѐт о счастье? Что может быть дороже? Торг здесь не уместен.
    Когда гнев приходит, вы ничего не делайте: просто сидите безмолвно и наблюдайте его. Не будьте против него, не будьте за него. Не объединяйтесь с ним, не подавляйте его. Просто наблюдайте его, будьте терпеливы, просто смотрите, что же происходит…
    Бхагаван Шри Раджниш
    Счастье нужно заслужить, его нужно строить и верить в него. Я знаю, что это непросто, по себе знаю, что это тяжѐлый труд. На пути будет много боли и разочарования. Но я не говорю вам «печальтесь», я говорю вам «засучите рукава», я предлагаю вам сделать паузу, определиться с главным приоритетом, отделить зѐрна истинных желаний от плевел обид и страхов, понять, в чем вы действительно нуждаетесь, и идти к своей цели, не рассчитывая, что она дастся вам без труда. Прислушайтесь к своему сердцу, верьте ему и идите. Вот и все.
    Пусть движение медленно, но, если видится цель, вы к ней обязательно придѐте. Не стремитесь заставить других плясать под вашу дудку, даже если ваша дудка лучшая в мире.
    Если это случится, они потеряют свою красоту и индивидуальность. Радуйтесь тому, что это невозможно, и не печальтесь от того, что мир не таков, каким он, по нашему мнению, должен быть. Иначе вас ждут скука, уныние, а за ними беспросветная тоска. Не отказывайтесь от предложенного, не испытав сказанного, если вы откажетесь от него, я не буду возражать. Но прежде не говорите «нет». И не заставляйте других. Предложите, помогите, дайте почувствовать, но не требуйте. Если не примут, значит, не примут. Но если примут сами, разве не будет для вас это счастьем?
    Берегите других, цените их свободу, не нажимайте, не давите, не упорствуйте.
    Поступайте с ними так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. Будьте добросердечны и превыше всего цените сострадание. Нет ничего более дорогого и необходимого нам, чем истинное и глубокое сострадание. Ведь только оно способно спасти нас от тягот одиночества. Не требуйте, а принимайте.
    И помните, вы не сможете сострадать другому, пока не научитесь сострадать
    самому себе. Сделайте паузу, переживая боль. Сострадайте себе, и тогда вы увидите
    чужую боль и сможете оказать помощь.
    Каждый из нас мечтает всегда поступать так, как считает нужным. Но наши желания и нужды могут пересекаться с желаниями и нуждами других. Мы готовы мучиться от этого, но если вы начнѐте уважать пожелания других, блюсти их интересы, не посягнѐте на их право, то вы избежите этих мук. Кто-то скажет сейчас: «А кто мои интересы уважать будет?» И я скажу ему: «Сделай паузу. Встань в позицию третьего. Подумай о том, чего ты
    действительно хочешь». Если человек считается только с собственными интересами, я не знаю, чем ему помочь. Но если для него важны чувства любви и взаимности, то другого пути, кроме указанного мною, нельзя предложить.
    Остерегайтесь быть слабым. Любой крик и раздражение – это проявление слабости.
    Ведь слабость идѐт от неспособности любить, если же вы любите, то избежите ссоры. Ссора приносит боль, а кто из любящих желает боли любимому? Если вы позволяете себе быть слабым, вы подвергаете себя многим бедам. Если иммунная система вашего организма ослаблена, вы непременно подхватите инфекцию. А если ослаблена ваша душа, вы будете испытывать душевную боль. Если ваш главный приоритет – это душевная сила, вы
    «привиты» от отчаяния. Запасайтесь любовью, ведь это то, что позволяет перенести несчастья. Любовь – это свет. Если еѐ луч падает во тьму, тьма уходит.
    Не предъявляйте жизни ультиматумы. От жизни нельзя «требовать» это
    нелепо, абсурдно и совершенно бесполезно. Но ей нужно доверять, еѐ нужно
    чувствовать.
    Отдайтесь жизни, не плывите против течения. Представьте себе жизнь, как реку.
    Вообразите, что искомое – это небольшие островки по ходу этой реки. Если вы пропустили что-то важное, не пытайтесь вернуться. Вы ещѐ не раз встретите это, но, когда вы заприметите свой островок, не проплывайте мимо, как сделали в первый раз. Если же вы поплывѐте обратно, к тому, что уже пропущено вами, скорость течения будет относить вас назад. Вы будете видеть перед собой цель, не имея возможности еѐ достичь, вы проведѐте целую вечность в бесполезной борьбе, выбьетесь из сил, так ничего и не добившись. Нельзя пытаться настичь то, что уже пропущено. Но если вы движетесь вперѐд по течению, не цепляясь за прошлое, то сможете маневрировать в русле реки, помогать себе подплыть к тому, что встречается слева и справа от вашего курса, вы будете заодно с течением своей жизни, а следовательно, вдвойне сильнее. Это значительно более экономичный выбор, и это единственно правильная позиция.
    Не требуйте от жизни исполнения желаний, а делайте то, что от вас зависит. Если
    не получится, то не получится, но если вы требовали, а требования не были
    удовлетворены, вы озлобитесь.
    Помните замечательную пушкинскую сказку о рыбаке и рыбке? Старик не воспользовался предложенной ему возможностью. Он долго ждал, долго трудился и вот наконец выловил свою золотую рыбку, но отпустил еѐ в синее море. Старик не использовал предложенный ему шанс, а его старуха сделала другую ошибку: она стала требовать. На первых порах эта стратегия, как известно, давала желаемые результаты. Но старуху подвело чувство меры, она выставила жизни ультиматум. Если представить себе золотую рыбку как воплощение Фортуны в море Судьбы, то мы увидим, что старуха требует невозможного:
    Хочу быть владычицей морскою (Судьбы),
    Чтобы жить мне в Окияне-море,
    Чтобы служила мне рыбка золотая (Фортуна)
    И была б у меня на посылках.
    Это, как вы понимаете, уже чересчур, и финал предопределѐн:
    Ничего не сказала рыбка,
    Лишь хвостом по воде плеснула
    И ушла в глубокое море.
    Долго у моря ждал он ответа,

    Не дождался, к старухе воротился -
    Глядь: опять перед ним землянка;
    На пороге сидит его старуха,
    А пред нею разбитое корыто.
    Наша золотая рыбка всегда свободна, это она «владычица морская», и она ждѐт от нас человеческих, а не приказных отношений. Доверие жизни, своей судьбе делает вас открытым и восприимчивым к еѐ сигналам, к еѐ помощи. Если же мы погружены в себя и выставляем жизни счѐт, мы не только не воспользуемся ни одним предоставленным нам шансом, мы растеряем и все то, что дано нам изначально. Жизни нужно доверять, нужно ощущать свою принадлежность жизни, таков залог самого счастливого путешествия по этой «реке».
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


    написать администратору сайта