Главная страница
Навигация по странице:

  • Ощущение – это способ принимать жизнь такой, какая она есть.

  • Фредерик

  • Главное осознать, что вы видите то, на что вы смотрите – ощутить сам акт восприятия.

  • Всегда, когда в вашем высказывании звучит оценка, всякий раз, когда вы оцениваете наблюдаемый вами предмет, вы перестаѐте быть «здесь и сейчас».

  • Оскар Уайльд

  • И запомните раз и навсегда: думать о счастье, представлять себе счастье и быть счастливым – это совершенно разные вещи.

  • Только если мы заставим себя вернуться в настоящее, у нас есть шанс отдохнуть, приблизиться к истинной реальности и, почувствовав свободное дыхание нашей жизни, набраться сил.

  • * * * Теперь переходим к нашему слуху.

  • * * * После того как вы научились слышать, переходим к третьему, наиболее важному способу восприятия окружающего нас мира – к физическим ощущениям

  • Станьте своим ощущением. Великая вещь – понять, что сознавание само по себе может быть целительным. Фредерик

  • Добейтесь одновременного и полного восприятия и видимых объектов, и слышимых звуков.

  • Франц Кафка

  • Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеАндрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью
    Дата15.02.2023
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkurpatov_schastliv_po_sobstvennomu_jelaniyu_12_sh.pdf
    ТипПрактикум
    #938467
    страница7 из 41
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   41
    * * *
    Нам часто дают хороший совет: «Ни о чем не думай». Но как? Именно этот секрет я вам сегодня и открою. Просто взять и не думать нельзя, ведь наш мозг всегда должен быть чем-то занят, он у нас работящий. Поэтому я никогда не говорю своим пациентам: «Не думайте над проблемами». Я предлагаю им заменять «мысли» на «ощущения». Поверьте, это более чем равноценная замена. Эта замена не только освобождает от тяжѐлых дум, но и приносит так необходимое нам чувство успокоения и защищѐнности.
    Ощущение это способ принимать жизнь такой, какая она есть. А если мы не сопротивляемся миру, доверяем ему, мы будем чувствовать его защиту. Тот же, кто постоянно недоволен, фактически обречѐн на тревогу, ведь он не принимает окружающий его мир, а потому не чувствует себя «дома», не чувствует себя, так сказать, «под крышей дома своего».
    Реальность – это осознавание происходящего опыта, актуальных взаимодействий – осознавание того, к чему мы прикасаемся, что слышим, что видим и что делаем.
    Фредерик Пѐрлз
    Для начала запаситесь терпением. Возможно, то, что сейчас нужно будет делать, поначалу покажется вам очень простым, но эта простота обманчива. И кроме того, за ней скрывается многое, очень многое. Заинтриговал? Тогда устраивайтесь так, чтобы вам было удобно. Постарайтесь уединиться, чтобы никто вам не мешал, и расслабьтесь.
    Теперь просто смотрите вокруг – дело нехитрое. Смотрите на окружающие вас предметы и называйте их про себя. Каждое новое наименование сопровождайте заветной парой слов «здесь и сейчас». Например: здесь и сейчас я вижу книгу (вы же видите сейчас эту книгу!). И так далее: здесь и сейчас я вижу люстру, здесь и сейчас я вижу стол…
    Только не надо говорить, что вы видите люстру, когда вы смотрите на стол, даже если вы знаете, что она есть в этой комнате – это ошибка. Вы видите только то, что видите. В мире, наверное, и без того найдутся желающие вас надуть, так что не надо приумножать их число своей глубокоуважаемой персоной. Будьте внимательны к себе. Чѐтко выполняйте указание: на что смотрите, то и называете. Проделывайте это упражнение не спеша. Просто перечисляйте окружающие вас предметы, и все.
    В процессе работы вы можете затрудниться с поиском названий для того, что вы видите, не фиксируйтесь на этом. Не важно, как правильно называется тот предмет, на который вы смотрите, – тумба, трюмо или что-то в этом духе. Главное осознать, что вы
    видите то, на что вы смотрите ощутить сам акт восприятия. Вы должны почувствовать свою способность свободно и непринуждѐнно воспринимать окружающее, остальное сейчас не должно вас заботить.
    Сразу хочу предостеречь вас от типичной ошибки. Мои пациенты частенько говорят так: здесь и сейчас я вижу старый, потѐртый стол; здесь и сейчас я вижу криво висящую картину; здесь и сейчас я вижу грязную чашку… Вы можете сами догадаться, в чем здесь ошибка? Если догадались – блестяще! Если нет, то я вам подсказываю: когда вы говорите, что видите «старый» стол, – это означает, что в вашем сознании развернулось время, появилось прошлое, а значит, вы уже не «здесь и сейчас». Когда вы говорите, что видите
    «криво» висящую картину, – это означает, что вы предполагаете, что она может висеть «не криво», таким образом, вы снова уходите из «здесь и сейчас», оказываясь не то в прошлом, осуждая того, кто повесил эту несчастную картину не так, как следовало, не то в будущем,
    собираясь еѐ поправить. То же самое касается и «грязной» чашки.
    Надо сказать, что для невротика это одна из самых больших проблем: он постоянно все оценивает, сравнивает. От чего и страдает: то то ему не так, то это не эдак. Так рождается на свет тягостное чувство внутренней неудовлетворѐнности. Так что учитесь смотреть на мир, не давая ему оценок, под себя его все равно не перестроишь. Мир таков, какой он есть, оценкой вы можете только испортить себе настроение, и все.
    Всегда, когда в вашем высказывании звучит оценка, всякий раз, когда вы
    оцениваете наблюдаемый вами предмет, вы перестаѐте быть «здесь и сейчас».
    Но мы возвращаемся в «здесь и сейчас» к нашим видимым предметам. После того как вы внимательно оглядели все, что вас окружает, начинайте внимательно всматриваться.
    Некоторые думают, что это дело двух минут – посмотреть на то, что вас окружает. Делают это легко и быстро, а затем останавливаются. Но это дело не минут и даже не часов, при правильном понимании того, что вы делаете, это может стать делом жизни, почти вечности.
    Я не преувеличиваю!
    Я полагаю, что единственный барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы.
    Карл Роджерс
    Посмотрите повнимательней на эту книгу. Вы видите не только саму книгу, но и буквы, краску, которой они отпечатаны, бумагу с характерной фактурой (волокнами и цветом), переплѐт, отдельные страницы, края, оформление и т. п. В ней так много всего, что разглядывать еѐ можно буквально часами (не читать, а именно разглядывать). А если вы посмотрите на какой-то предмет, сделанный из дерева, то удивитесь тому, как красив, загадочен и неповторим его рисунок. Посмотрите на крышку стола или на деревянный подлокотник – это же настоящее произведение искусства!
    Самые большие загадки таит в себе то, что мы видим, а не то, что скрыто от наших глаз.
    Оскар Уайльд
    Кто-то скажет: «Что за ерунда!» Но я позволю себе возразить.
    «Ерунда» это когда мы целый день прокручиваем в голове одну и ту же
    неприятность, боимся того, чего нет, тратим время на то, что не имеет никакого
    смысла, поскольку является просто плодом нашего воображения. Мимо нас
    проплывает целый мир, а мы его не замечаем, игнорируем, вот это, мягко говоря,
    ерунда.
    Так что смотрите и не сопротивляйтесь. А если сопротивляетесь, то попытайтесь осознать, откуда «ветер дует», узнав это, вы сможете безошибочно назвать виновника своего невроза, тревоги или депрессии. А я, в свою очередь, могу дать голову на отсечение, что этим «виновником» окажется или трусливый по своей сути интеллект, или вездесущая и бездушная оценка, а может быть, гипертрофированное и самовлюблѐнное «Я» или кто-то ещѐ из этой компании.
    Ощущениям современный человек не доверяет, он верит только своему интеллекту. А тот отмечает лишь «практически ценное» и отметает все, чего не может понять, что не может его позабавить или принести ему сиюминутную выгоду. Интеллект в сравнении с ощущением и восприятием эгоистичен, категоричен, а в каком-то смысле даже примитивен.
    Он упрощает и девальвирует реальное, но всегда готов поручиться за иллюзию. Он слишком
    целенаправлен, а потому отсекает все подряд. Наш интеллект (ум, рассудок) поступает с ощущениями так же, как в своѐ время испанцы поступали с чудесными украшениями инков, переплавляя их в грубые и безжизненные куски золота. Ведь сам по себе интеллект не может нас обогатить – это гонка по кругу, переливание из пустого в порожнее, самовоспроизводство. Без восприятия нет интеллекта, он его должник, заѐмщик, иждивенец.
    Даже с суперинтеллектом мы все равно не будем счастливы до тех пор, пока не начнѐм чувствовать. Ведь счастье – это ощущение, а не плод размышлений. Мы привыкли безоговорочно доверять своему интеллекту, он нам и вправду очень помогает. Но ум не может сделать человека счастливым, он не может дать нам любовь, поскольку и счастье, и любовь – это чувства, ощущения, иными словами – другая материя.
    И запомните раз и навсегда: думать о счастье, представлять себе счастье и быть
    счастливым это совершенно разные вещи.
    Ошибается тот, кто думает, что любовь и способность ощущать (видеть, слышать, чувствовать) – дети разных родителей. Как раз напротив! Тот, кто любил, знает, как это важно – слышать любимый голос, видеть лицо, тело, глаза, губы любимого человека, прикасаться к нему, ощущать его тепло и ласку. То же самое касается и счастья. Нет счастья без всепоглощающего ощущения, впрочем, как и нет всепоглощающего ощущения без счастья.
    Мы разучились отдыхать. Современный человек не знает, что такое отдых, для него отдых – это другого рода работа. И знаете почему? Потому что он никогда не может расстаться со своими проблемами, думами, со своей работой и со своими делами – вот в чем беда. Он разучился быть «здесь и сейчас», жить тем, что есть, а не тем, о чем он думает и чего боится.
    Только если мы заставим себя вернуться в настоящее, у нас есть шанс отдохнуть,
    приблизиться к истинной реальности и, почувствовав свободное дыхание нашей жизни,
    набраться сил.
    Привычной «реальностью» для нас стала нервная пульсация нашего психического аппарата. Но реального в ней не больше, чем сахарозы в диабетическом «сахаре».
    Так что смотрите, вглядывайтесь, наблюдайте и не думайте, что вы попусту тратите время, вы учитесь жить, как все живое под этим солнцем, – рационально, естественно и целесообразно.
    * * *
    Теперь переходим к нашему слуху. Закройте глаза. Вы должны быть расслаблены и спокойны. Начинайте вслушиваться. Для начала можете повторять: здесь и сейчас я слышу шум машин на улице, здесь и сейчас я слышу соседей за стенкой, здесь и сейчас я слышу шаги в коридоре…
    Затем постепенно погружайтесь в мир звуков, стараясь не фиксироваться на каждом из них в отдельности, а воспринимать их во взаимосвязи, в непрерывном единстве. Ощутите
    «звуковое поле», в которое вы погружены. Не оценивайте и не характеризуйте, просто
    станьте своим слухом, одним чистым восприятием.
    Не знаю, что вы можете услышать в вашей конкретной ситуации, но, даже если до вашего уха не доносится никаких определѐнных звуковых сигналов, вы можете послушать тишину, ведь у неѐ тоже есть своѐ звучание. Тишина нежна, спокойна и безмятежна. Кроме того, вы всегда можете услышать своѐ дыхание или шелест собственной одежды.
    Вместо того чтобы смотреть, мы чувствуем, что на нас смотрят. Вместо того чтобы слушать, мы проецируем слушание.
    Фредерик Пѐрлз

    Если вы станете своим слухом, у вас не будет ощущения, что вам нечего слушать.
    Только ваш интеллект, страдающий от категоричности и нечувствительности, может сказать, что вы уже «все послушали, больше нечего слушать и надо идти дальше». Но вы никогда не спрашивали у своего интеллекта, куда это он так торопится? А он ведь и не ответит – он не знает этого. Сам по себе он пуст, в нем ничего нет, кроме понятий, представлений, законов, норм, которые, по сути, являются плодом нашей рассудочной деятельности, так что все это пыль, иллюзия, морская пена. Интеллект (рассудок, ум) пытается компенсировать внутреннюю пустоту объѐмом внешних связей, постоянной беспокойной погоней за ними.
    Но, по сути, он торопится в никуда.
    Если же вы будете своим слухом, вы постоянно будете слушать. Вам даже будет приятно, если кругом мало звуков, иначе вы можете быстро устать. Обычно мы не устаѐм от шума, потому что не слушаем вовсе. У слуха вообще много примечательных особенностей, но об этом мы поговорим в другой раз, когда речь пойдѐт о нашем психологическом пространстве. Теперь же просто научитесь слышать окружающий вас мир. Звуки всегда есть вокруг нас, и это реальность, настоящая реальность. И она куда реальней той, что составляет наши страхи, фантазии и иллюзии относительно жизни и царящих в ней законов. Вы знаете, как могут успокаивать шум дождя или звуки нежной тихой мелодии – это потому, что вы пребываете «здесь и сейчас» и вас не отвлекают дурные мысли.
    * * *
    После того как вы научились слышать, переходим к третьему, наиболее важному способу восприятия окружающего нас мира – к физическим ощущениям (тактильным и кинестетическим).
    Снова закройте глаза и попробуйте почувствовать собственное тело. Если вы сидите в кресле, то обязательно почувствуете, что ваши ягодицы соприкасаются с мягким сиденьем, спиной вы ощутите соприкосновение со спинкой кресла, вы можете почувствовать напряжение в шее; если ваши руки лежат на подлокотниках, вы ощутите их. Может быть, ваши руки сложены, тогда вы ощутите руку на руке. Может быть, ваши ноги перекрещены, и вы почувствуете одну ногу на другой. Вы можете почувствовать, как ваши ноги упираются в пол, а из окна дует ветерок. Вы можете чувствовать тепло или холод, тяжесть или лѐгкость, расслабленность, мягкость, жѐсткость, форму, консистенцию и т. п. Все это реальные ощущения – ощущение реальности.
    Здесь также есть типичная ошибка. Когда я прошу своих пациентов озвучивать свои ощущения, они обычно говорят примерно следующее: «Здесь и сейчас я чувствую спинку стула, подлокотник, здесь и сейчас я чувствую пол». Это так и не так. Вы не можете почувствовать то, что находится вовне, о внешнем вы можете только «знать». Вы знаете, что это стул, это пол и т. п. А чувствуете вы только свои ощущения. Вы не чувствуете спинку, вы чувствуете давление в собственной спине. Вы не можете почувствовать подлокотник, вы можете ощутить только давление под рукой, вы чувствуете, что ваша рука поддерживается, не может опуститься из-за давления в нижней поверхности. Точно так же вы не чувствуете ветер, вы чувствуете прохладу, мурашки или что-нибудь ещѐ в этом роде, но не ветер как таковой.
    Важно понять, что вы ощущаете себя, собственные ощущения (теплоту, боль, давление и т. п.), а не какие-то внешние предметы. Поэтому я и прошу закрыть глаза. Но, кроме того, нужно избавиться и от визуальных образов собственного воображения. Не надо представлять себе то, что вы чувствуете, просто чувствуйте, и все. Станьте своим ощущением.
    Великая вещь – понять, что сознавание само по себе может быть
    целительным.
    Фредерик Пѐрлз
    * * *
    После того как вы научились видеть, слышать и чувствовать, переходим к комбинациям. Сначала вглядывайтесь и погружайтесь в мир окружающих вас звуков.
    Добейтесь одновременного и полного восприятия и видимых объектов, и слышимых
    звуков.
    Теперь сочетайте зрительное восприятие и ощущение своего тела. Необходимо всматриваться и вслушиваться. Не переключайтесь с одного типа восприятия на другой, а делайте это одновременно.
    И третье: закройте глаза, чувствуйте и слушайте.
    После того как вам удалось соединить эти пары, попробуйте одновременно видеть, слышать и чувствовать. Я знаю, что это очень не просто, но, если вам это удастся однажды, после не будет возникать затруднений. Отдайтесь своему восприятию, и вы погрузитесь в мир настоящего, реального, а потому истинно ценного.
    Кто-то назовѐт это медитацией, но это не так. Это просто очень глубокое и полное восприятие происходящего. Вам, наверное, не раз приходилось видеть, как дети смотрят, слушают, что-то чувствуют и напевают обо всем этом себе под нос. Мы в шутку называем такое детское лепетание «песней чукчи»: «что вижу, о том пою». Но ведь, если разобраться, это самое естественное восприятие! Нормальная работа психики. Примитивно? Ничуть!
    Попробуйте сами, и вы поймѐте, во-первых, как это не просто, а во-вторых, насколько приятно и эффективно. Это выход из оков мышления и понятийного сознания в сферу реальных отношений между вами и окружающим вас миром. Это избавляет от забот, суеты и ненужных хлопот и сопровождается возникновением чувства спокойствия и глубокой умиротворѐнности. Вы становитесь чище и свободнее. Вы обретаете себя в этом естественном отношении с миром. Старайтесь быть в этом состоянии и чаще, и дольше – это принесѐт вам эмоциональное спокойствие, научит отдыхать и жить настоящим, «здесь и сейчас».
    В борьбе между тобой и миром будь секундантом мира.
    Франц Кафка
    * * *
    После того как мы научились быть в «здесь и сейчас», попробуем получить от этой уникальной способности максимум возможного. Как любил поговаривать Сальвадор Дали:
    «Не бойтесь стремиться к совершенству, вы его все равно никогда не достигнете».
    Увидеть прекрасное вам теперь не составит труда. Для этого подойдѐт любая вещица, но лучше всего сразу пойдите в лес. Прогуляйтесь по осеннему парку. Посмотрите, как лучи солнца пронизывают пожелтевшую листву, на уходящие вдаль тенистые аллеи, на небо, на воду тихого озера, на гуляющих и на их питомцев. Любуйтесь природой, наслаждайтесь неповторимой естественностью красок, чистотой неба и поразительной уместностью каждой частички в этой огромной палитре. «Остановись мгновенье, ты прекрасно».
    Просто смотрите, просто наблюдайте. Оставьте одно восприятие, а думы о будущем и воспоминания о прошлом отодвиньте на потом. Будьте «воспринимающим». Не наблюдайте, не оценивайте, радуйтесь естественности. Осознайте, насколько вечен мир! Как он
    самостоятелен и независим от нас. Он был до нас, он будет и после, проникнетесь его величием. Почувствуйте себя его гостем. Мир – радушный хозяин, только не надо злоупотреблять его гостеприимством.
    Важно радоваться процессу жизни, а не достижению целей жизни.
    Эверетт Шостром
    Помните знаменитую русскую сказку про Морозко? Морозко символизирует в ней окружающий нас мир. И вот что мы видим. Настенька благодарна и внимательна к Морозко, оказавшись его невольной гостьей, за что ей и воздаѐтся. А еѐ названая сестра, напротив, требовательна, груба и привередлива. Результат в этом случае также предопределѐн и всем известен. Что ж, у нас есть возможность выбрать. Не судите мир, а примите его и возрадуйтесь ему. Это ведь так просто: выйди и смотри, смотри и слушай, слушай и ощущай.
    Проще не придумаешь. В русском языке есть замечательное слово «умиротворѐнность».
    Почувствуйте у-миро-творение. А теперь обратимся к творениям рук человеческих, может быть, и они помогут нам обрести долгожданную внутреннюю гармонию. Как вы думаете?
    Выберите картину, которая вам симпатична. Сначала взгляните на неѐ в целом.
    Обратите внимание на цвета, краски. Поиграйте с цветами, сосредоточивая свой взгляд сначала на одном цвете, потом на другом – красном, зеленом, синем; вместе и по отдельности. Смотрите на цветовые пятна и оттенки. Теперь переходите к формам.
    Взгляните на линии, положение фигур, их пространственную композицию. Если картина создана с перспективой, попробуйте ощутить, как возникает трехмерность, как удаляются объекты, изображѐнные на плоскости вместе с другими. Проследите взглядом удаляющиеся планы – один за другим. Посмотрите на пустоты между объектами. Научитесь концентрировать своѐ внимание сначала на фигурах, потом на фоне и, наоборот, ощутите их взаимосвязь.
    Следующий этап – фактура полотна и техника мазка. Взгляните на то, как ложится краска, как отражается освещение, как фактура ткани (поверхности) повлияла на изображение, посмотрите на строение полотна. Теперь уделите внимание игре света и тени – это конѐк многих великих мастеров. И вы снова готовы к тому, чтобы увидеть всю картину в еѐ целостности. Теперь ваше восприятие этой работы непременно изменится, оно станет глубже и тоньше. А полотно покажется вам родным и знакомым, словно бы вы его хорошо и давно знаете.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   41


    написать администратору сайта