Андрей Владимирович Курпатов Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью
Скачать 1.74 Mb.
|
* * * Обратимся к скрытым возможностям, таящимся в нашей способности слышать. Причѐм не слушать, а именно слышать. Обычно мы слушаем и не слышим, мы погружены в собственные мысли, теряемся в своих переживаниях, удаляемся от реальности. Это не дело. Конечно, иногда и это может принести вам какую-то пользу, но уметь слышать в любом случае важно и нужно. Может быть, научившись слушать пение птицы, человек сможет лучше слышать себя и других? Как вы думаете? Вслушайтесь в какую-нибудь мелодию. Многие люди ошибочно считают, что у них нет музыкального слуха, что им «медведь на ухо наступил», и что-то ещѐ в этом роде. Но в подавляющем большинстве случаев это заблуждение. Отсутствием слуха страдает один из ста! Но, не умея слушать, мы действительно испытываем проблемы с восприятием музыки, она может давить, раздражать, порождать ощущение хаоса, какофонии. Выберите ту музыку, которая не вызывает в вас неприязни, слушайте еѐ снова и снова, пытайтесь вчувствоваться. Как это сделать? Будьте «здесь и сейчас», следите за своим восприятием, за тем, как один звук переходит в другой или дополняет его, как они переливаются, скользят, движутся. Наблюдайте за ними спокойно и непринуждѐнно. Ощутите движение. Почувствуйте основной ритм, пусть на время он станет вашим ритмом. Теперь ощутите основную мелодию, она может неоднократно повторяться, часто в разных вариациях. Слушайте звуки, сопровождающие мелодию, усиливающие еѐ, акцентирующие еѐ движение. Погрузитесь в музыку, почувствуйте, как она входит в вас, как она становится вами. Это ощущение принесѐт радость, и музыка оживѐт для вас. Все моѐ учение в этом здесь-и-сейчас , потому, что нет иного пространства, кроме «здесь», и нет иного времени, кроме «сейчас». Бхагаван Шри Раджниш * * * Ну, если уж посторонний звук стал вам родным, то сам бог велел ощутить таковым и своѐ собственное тело. Современный человек представляет собой некую сомнамбулу. Он движется, не чувствуя собственного движения, говорит, не ощущая речи, переживает и не замечает этого, живѐт и совершенно не осознает своего счастья. Он способен концентрироваться только на своей боли, головокружениях и прочей «нечисти», а себя не чувствует. Не дело. Попробуем поправить положение. Для этого совместите свою способность быть «здесь и сейчас» с умением расслабляться. Закройте глаза, станьте своим физическим ощущением, напрягитесь. Почувствуйте, как налились силой все ваши мышцы, ощутите все своѐ тело, как пальцы, собранные в кулак. Теперь расслабьтесь и почувствуйте себя. Используйте для этого свой, если так можно выразиться, «внутренний взор», «прислушивайтесь» к своим физическим ощущениям. Основная типичная ошибка – визуализация. Человек не сосредотачивается на собственно ощущениях, а начинает представлять себе собственное тело и собственные ощущения. Это совершенно разные вещи, хотя поначалу уловить разницу не так-то просто. Человек словно бы смотрит со стороны на собственное тело, словно бы видит его. Но нельзя видеть с закрытыми глазами – это иллюзия! С закрытыми глазами можно только чувствовать, ощущать. Разберѐм наши физические ощущения на примере кисти. Закройте глаза, почувствуйте свою кисть. Вы можете почувствовать, как лежат ваши пальцы? Большинство скажет «да», но это практически невозможно. Как лежат пальцы, можно только увидеть, а вы должны почувствовать. Вы можете ощутить каждый свой палец, если это не удастся, тогда пошевелите им и сосредоточьтесь на возникающих ощущениях. Вы также можете ощутить пульсацию или напряжение, теплоту, лѐгкость, подрагивание, слабость, мягкость (внутри пальца) и т. д. Зрелость, обеспечивающая правильную позицию и позволяющая принимать верные решения, подразумевает полноценное включение в реальность. Основой реальности для каждого человека является факт физического существования в собственном теле. Александр Лоуэн Важно, чтобы это было ощущением, а не представлением, ведь вы можете и понять, что вам холодно или мягко, но это должно быть именно ощущением, непосредственным осознанием того или иного чувства. Современный человек страдает тотальной анестезией (я бы даже сказал, бесчувственностью), и поэтому даже после столь выраженного напряжения всего тела вам, наверное, не удастся сразу ощутить каждую его частичку. Если вы понимаете, что ощутить правое колено так и не получилось, подвигайте им, сосредотачиваясь на возникающих ощущениях. Этим ощущением может быть простой фантом, что-то неопределимое, неясное, очень далѐкое. Но это значительно лучше, чем представлять себе это колено в образах и красках. Главное не внешний эффект, а приближение к реальности. Наше воображение всегда стремится занять место реальности, но каждый должен быть на своѐм месте. Реальность – реальностью, а воображение – воображением. Невротик часто страдает от того, что не чувствует этой разницы. И то, что ему кажется, он предпочитает принимать за реальность, а реальное просто пропускает сквозь пальцы, не замечает, не чувствует. Я бы ничего не имел против такой подмены, если бы воображение было раем. Но мы ведь большей частью представляем себе то, что нас пугает, чтобы быть начеку, – это проявление инстинкта самосохранения. У человека эта способность развита сверх всякой меры, и возникает страх, постоянная немотивированная тревога. Вам это нужно? Вряд ли. Поэтому научитесь отделять зѐрна от плевел. Представление – представлением, реальность – реальностью. Умение быть «здесь и сейчас» позволит вам отслеживать свои ощущения и напряжения. После неприятного разговора или покинув набитый доверху трамвай, вы непременно ощутите в себе массу напряжений. Это позволит вам понять причину внутреннего дискомфорта, и вы можете избавиться от него, только расслабившись. Поведите рукой в сторону, напрягите ту или иную группу мышц, которая ощущается вами как спазмированная и напряжѐнная, а затем расслабьте еѐ, глубоко вздохните и снова вернитесь к ощущениям. Теперь вы почувствуете, что напряжение или ушло вовсе, или значительно уменьшилось. Во втором случае повторите ту же процедуру и добейтесь полной мышечной свободы от напряжения и спастичности. Вы почувствуете, что вместе с этим улучшится и настроение. А что ещѐ может быть лучше после неприятного разговора или трамвайной давки? От древних греков до классиков марксизма-ленинизма философия проповедует идею о том, что «движение – это жизнь». Но чувствуем ли мы свои движения, отдаѐм ли мы себе отчѐт в том, что движемся? Погруженные в многослойные одежды, задѐрганные, мы сломя голову несѐмся по жизни. Вы чувствуете это движение? Руки отдельно, ноги отдельно. Мы замечаем их наличие, только когда после долгого трудового дня они начинают «отваливаться». Выйдите на улицу, почувствуйте прохладный ветерок, касающийся ваших щѐк, тепло солнечных лучей. Теперь ощутите каждый свой шаг, соприкосновение стопы с землѐй, неровность почвы, колебание туловища при переносе центра тяжести, ощутите синхронное движение ваших рук, даже если оно незначительно, почувствуйте, как вы держите голову и спину. От положения головы зависит и то, куда направлен ваш взгляд. Скорость, с которой вы движетесь, отражает ваше общее и внутреннее напряжение. Некоторые люди просто не могут идти медленно, это не мотор в них работает, так пытается вырваться наружу внутреннее напряжение и тревога. Они совершают массу ненужных движений: поправляют головной убор, поднимают и опускают плечи, подѐргиваются, беспричинно, невротично (резко и напряжѐнно) крутят головой по сторонам. Они обязательно держат что-то в руках, перекладывают этот предмет из одной руки в другую, проворачивают его в руках. Их дыхание поверхностное и частое. Прикосновение – один из основных языков мышц, нервов, любви. Когда тебя несут – это поддержка; когда к тебе прикасаются – это контакт; чувствующее прикосновение – это забота. Гунтер Попытайтесь осознать все свои движения. Отыщите их причину, только не внешние поводы, а то внутреннее напряжение, которое заставляет вас совершать то действие, в котором нет необходимости. Не ищите прямых ответов, просто осознавайте, что вы делаете и к чему, зачем, что побуждает вас к движению. Одежда на вашем теле, сумка в руках – все это тоже ощущения настоящего. Ветер, солнце, дождь – это тоже настоящее. Так называемая плохая погода намного реальнее наших фантазий и страхов. Учитесь жить настоящим, каким бы оно вам ни казалось, – это сделает вас сильными, вы обретѐте способность опираться на себя. Живите настоящим и не чувствуйте себя потерянными. В мире нельзя потеряться, можно потеряться только внутри своей головы, и это действительно страшно. А мир может напугать только тех, кто не уверен в себе, а неуверенность в себе произрастает из неспособности жить настоящим. Мы разучились ощущать реальность, а теперь платим за это тревогами и психическим напряжением. И запомните: без «здесь и сейчас» у вас ничего не получится. Мне припоминается сейчас, не знаю, как и сказать, то ли забавный, то ли печальный случай. Одна из моих пациенток ужасно боялась поездок в метро, думая, что там с ней непременно случится сердечный приступ. Однажды ей стало в метро плохо, и с тех пор она отказалась от его услуг. Нам нужно было не только научиться справляться со страхом, не оставляя для него психологических оснований в себе, но и просто привыкнуть к мысли о том, что в метро ездить можно и в этом нет ничего сверхъестественного. Было решено начать с малого. На занятие я принѐс магнитофонную запись звуков метро. Не предупредив еѐ специально о том, что именно она услышит, я попросил еѐ надеть наушники и просто слушать. Вдруг еѐ лицо переменилось, она побледнела и напряглась, что заставило меня испугаться. Я выключил запись и спросил еѐ о том, что еѐ так взволновало. Она ответила мне вопросом: «Это аппарат для того, чтобы поднимать артериальное давление?» Люди добывают необходимое им для жизни, а то, что нужно для счастливой жизни, не припасают. Диоген Оказывается, она не поняла, что слышит звуки в метро, но еѐ подсознание с помощью ассоциативных связей пробудило в ней страх сердечного приступа, связанного с метро и его звуками. Это вырвало еѐ из «здесь и сейчас», и в обыкновенном плеере она увидела страшный прибор, провоцирующий сердечный приступ. Когда она осознала, что это был звук, просто звук, нам удалось с этим справиться. Будьте «здесь и сейчас», чтобы не мучиться из-за того, из-за чего не следует мучиться. Реальность намного проще, чем мы думаем, оставьте прерогативу додумывать еѐ на несчастную долю гениев. Притча о Диогене, сидящем в бочке на берегу, – притча о человеке, нашедшем мир с самим собой. Рассказывают, что Александр Македонский, навестивший великого философа, обещал в качестве императорского дара удовлетворение любой его просьбы. Диоген посмотрел на цезаря и попросил его отойти в сторону, чтобы он не загораживал собой солнце. О чем эта притча? Об истинной реальности, о настоящем. Кто из них двоих был солнцем – лучезарный цезарь или небесное светило? Диоген поставил все на свои места. * * * Мы постоянно должны что-то воспринимать – так устроен наш организм. Психологи проводили такой эксперимент: они поместили человека в отдельную комнату, наложили на глаза непроницаемую повязку, закрыли уши звукоизолирующими наушниками, а все его тело находилось в специальном костюме, изготовленном таким образом, чтобы ограничить все физические восприятия до минимума. Что, вы думаете, с ним происходило дальше? В таком состоянии человек быстро погружался в мир возникающих в его сознании галлюцинаций: ему слышались голоса, звуки; ему казалось, что что-то происходит с его телом и кожными покровами; он видел картины, которых не было в действительности, так, словно бы они были настоящими. Мы не можем не воспринимать, мы должны воспринимать! Неужели же лучше отдаться на растерзание внутренним проблемам, комплексам, вине, страхам и прочим психологическим монстрам, чем естественным образом воспринимать реальные явления? Надо признать, что, хотя на нас и не накладывают наушники, наглазники и т. п., мы очень похожи на участника этого эксперимента. Игнорируя естественные раздражители, пренебрегая ими, мы автоматически оказываемся в сфере собственных домыслов и иллюзий, мыслей, бегущих по кругу, и бездны прогнозов, из которых оправдаются лишь считанные единицы. Наше сознание устроено таким «замечательным» образом, что породить психологического монстра для него – пара пустяков. Поэтому если вы хотите избавиться от своих проблем, то первым делом откройте глаза, отдайтесь своим физическим ощущениям и используйте уши по назначению, а не только для того, чтобы удерживать на них шапку (прошу прощения за банальность). Поймайте ощущение настоящего и не расставайтесь с ним. Когда вы отправляетесь на прогулку, не мчитесь сломя голову как на пожар, если нет даже дыма. Когда вы едите, не спешите, как неугомонные, а вкушайте каждый съедаемый вами кусочек. Пусть его вкус радует вас, а для этого достаточно просто быть «здесь и сейчас». Конечно, если вы сравниваете что-нибудь (например, овсяную кашу) с вашим излюбленным деликатесом, вы расстроитесь. Но если вы будете «здесь и сейчас» и отдадитесь вкусу, ощущению, действию, вы испытаете истинное наслаждение даже от каши! Жизнь – это и не страдание и не блаженство. Жизнь – это чистый холст, и надо самому быть художником по отношению к ней. Бхагаван Шри Раджниш Вспомните и о запахе. Ваши любимые цветы… Ваши любимые духи… Ваш пѐс… Конечно, пѐс может пахнуть и не очень хорошо, особенно после долгой прогулки, но это ваше любимое существо и это его естественный запах. Живите настоящим и не осуждайте. Вы, конечно, можете, любя, сказать ему: «Ах ты, грязнуля!» – или что-нибудь в этом роде, но главное, чтобы в вас не родилось отвращение. Подчас от этого страдают не только и не столько наши питомцы, которым мы прощаем многое, но и люди, нас окружающие: кто-то нам не приглянулся, кто-то ошибся в произношении слова, чья-то манера одеваться кажется нам следствием дурного вкуса и т. п. Все это, может быть, так, но в конечном счѐте от наших оценок и сравнений страдаем мы сами. А избавит от этого только «здесь и сейчас» – может быть, это последний человек, с которым нам представилась возможность встретиться. Кто знает, что случится с нами через секунду? Иногда можно встретить на улице какую-нибудь чрезвычайно безвкусную особу. Большинство «эстетов» сразу надувают губы, опустошают взор, делая его рыбьим, и отводят голову так, словно им предложили вычистить авгиевы конюшни. Но приглядитесь повнимательней: вот она идѐт, на ней огромная фиолетовая шляпа с ядовито-зелѐным бантом, голубой шарф, коричневая блузка в розовый горошек, короткая потѐртая джинсовая юбка, сумочка из белого медведя, туфли прошлого века, лакированные под кожу крокодила, чѐрные колготки в клеточку, ярко-красная косметика, синие веки и огромных размеров бижутерия под золото. Да, забыл, ещѐ жѐлтая пикантная вуаль и ожерелье из морских ракушек! При целостном восприятии этого образа, конечно, она выглядит несколько пугающе. Но неужели же вы и вправду думаете, что она безвкусна?! Ведь она сумела разглядеть в каждой из этих вещей красоту и шик! Да, ей, мягко говоря, не удалось удачно сочетать все эти элементы, но зато как она увидела каждый из них в отдельности! Вот что замечательно! Она, в отличие от большинства из нас, способна восхищаться тем, что есть. Когда взор чист, он зрит чистоту. Санайи Увидеть красоту – вот что позволяет «здесь и сейчас». Жить настоящим – это вовсе не тупое глазение, это не нудное перечисление обычных предметов, это даже не «упражнение для борьбы с неврозом» – это сама жизнь, но, в отличие от обычной для нас, полная радости и реальности! Это не фильм, не киношная выдумка – это то, что есть. А вот то, что мы о жизни думаем, плюс подавляющее большинство философских басен, которые называются «трудами» и «собраниями сочинений», пустое морализаторство под эгидой «общественного мнения», бесконечные рассуждения о политике и ещѐ о тысяче дел, в которых от нас ничего не зависит, – вот это выдумка. Дети выдумывают разные небылицы про «тарабашек», чтобы объяснять то, что им непонятно. Так они пытаются спастись от своих страхов, но, может быть, нам пора вырасти из памперсов?! Вы знаете, почему мужчины так любят рыбалку? А излюбленным занятием женщин прошлого было вышивание? Потому что в том и в другом случае они «здесь и сейчас». Научитесь и вы получать удовольствие от настоящего момента, это избавит вас от многих ненужных переживаний. * * * Но вернѐмся к неврозу. Невротик, в отличие от здорового человека, фиксируется на каком-то одном отрицательном переживании (например, на страхе умереть или заболеть, на ощущении безысходности, на чувстве вины, на любовном разочаровании и т. п.), оно приобретает в его сознании исключительную значимость и вытесняет все, что действительно реально и ценно. Следовательно, вся проблема невротика в том, что он обращает внимание не на то, на что надо. Конечно, если вы боитесь смерти, то вас будет пугать все, что с нею хоть как-то связано: транспорт, любые боли, самая незначительная инфекция, «символичные» цифры, закрытые пространства и т. п. А одна моя пациентка со страхом смерти панически боялась всего, что было связано с похоронами, еѐ пугал даже чѐрный цвет. Если вы удручены, то все происходящее будет расценено вами как плохое или неудачное, а это только усилит вашу удручѐнность. Как же поставить все на свои места? Как сделать так, чтобы тревожные мысли и переживания не заслоняли от нас то, что действительно ценно? Вот на эти вопросы мы и ищем ответы. У «здесь и сейчас» нет проблемы. Вы мажете сделать из этого проблему, если забудете, что вы здесь и сейчас. Фредерик Пѐрлз Когда мы пребываем в «здесь и сейчас», у нас все становится на свои места: реальное воспринимается нами как реальное, а мнимое мы и вовсе не берѐм в расчѐт. Наша психика устроена таким образом, что у нас не может быть сразу двух актуальных целей (это как с зайцами – за двумя сразу не угонишься). И оба наших глаза смотрят в одну точку, и поворачиваемся мы или в одну сторону, или в другую, но не в две сразу. Преследуемые нами цели могут меняться: сначала лидирует одна, потом другая, но только по очереди и никогда вместе. Рассмотрим простой пример. Мама с сыном отдыхают на пляже. Малыш купается в воде с другими детьми. А у мамы завязывается интересный разговор с некой женщиной. И вот она уже полностью поглощена беседой, а ребѐнок временно выпал из поля еѐ внимания. Но вот с малышом несчастье: он купался, у него свело ножку, и он зовѐт маму на помощь. Что происходит дальше? Мама моментально забывает, о чем только что разговаривала со своей новой знакомой, бросает все и сломя голову бежит на помощь к своему ребѐнку. В мгновение ока все, чем она занималась до крика, померкло и рассыпалось, теперь перед ней только одна цель, одна проблема – это еѐ ребѐнок. Так что актуальной (самой главной) может быть только какая-то одна цель. В нашем примере или беседа с новой знакомой, или ребѐнок – или одна, или другая, но только не две вместе. Почему я заговорил об этом? Дело в том, что тревога и состояние «здесь и сейчас» исключают друг друга, они не могут одновременно умещаться в одном человеке. Или то, или другое, и тут вы имеете право выбирать. Конечно, это требует труда, но ведь виден путь, а это главное. Если бы вы не знали, куда идти и что делать, вот это была бы проблема, а вы все знаете. Теперь вы имеете все шансы постепенно сделать «здесь и сейчас» столь же естественным и актуальным для вас состоянием, как и нынешнюю тревогу пополам с тоской и унынием. Итак, «здесь и сейчас» – это путь к реальному, к тому, что есть. Но пройти его можно только в том случае, если вы сделаете «здесь и сейчас» актуальным переживанием и сместите наконец с этого почѐтного места свою тревогу, тоску и нерешительность. «Здесь и сейчас» должно стать для вас главной целью, начните с малого, с простого упражнения, которое я вам предложил в самом начале, а дальше – больше. Тележку нужно только вкатить в гору, дальше она пойдѐт сама. |