Главная страница
Навигация по странице:

  • Оливер Кромвель

  • Реферат Английская журналистика 18 века. Английская журналистика 18 века. Английская журналистика (xvii в.)


    Скачать 34.89 Kb.
    НазваниеАнглийская журналистика (xvii в.)
    АнкорРеферат Английская журналистика 18 века
    Дата02.01.2023
    Размер34.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнглийская журналистика 18 века.docx
    ТипДокументы
    #870974

    Английская журналистика (XVII в.)

    1. Журналистика Английской революции (1640–1660). Падение Звездной палаты. Зарождение политической прессы. Информационная война парламента против короля. Специфика первых политических периодических изданий. «Журнал событий в парламенте» («Диурнал оккеренсиз ин палимент» (1641), «Дворцовый вестник» (1643-1646), «Милосердный вестник» (1647-1649) и др.

    Расцвет политической журналистики (и прежде всего жанра памфлета) пришелся на 1640-е годы, когда в Англии началась революция (1640-1660) и гражданская война (1642-1646, 1648—1649). В феврале 1641 г. была упразднена Звездная палата, при этом потеряли силу все указы по делам печати, ею принятые. Действие цензуры было приостановлено, хотя, впрочем, и не отменено.

    Уже в XVII в. стало видно, что любые войны, революции, общественные нестроения провоцировали повышенный интерес населения к информации, к печатному и устному слову. В этом плане события 1640-1660-х годов на Британских островах резко повысили популярность и значение журналистики.

    Сразу после падения Звездной палаты в Лондоне зародилась политическая пресса. Прежде всего, появилось несколько официальных парламентских периодических изданий. Английский парламент вел острую борьбу с королем Карлом I и стремился использовать журналистику не только для широкой информации о своей деятельности, но и чтобы освещать события в выгодной для себя трактовке. По сути, парламент инициировал информационную войну против короля — одну из первых в мировой истории прессы — и в конце концов одержал в ней уверенную победу.

    Первое периодическое издание — официальный орган английского парламента — увидело свет в ноябре 1641 г. Оно называлось The Diurnall Occurencesin Parliament («Диурнал оккеренсиз ин палимент» — «Журнал событий в парламенте»). Полное название — The Diurnall Occurences or Daily proceedings of both houses in this Greate and happy Parliament («Журнал событий, или Ежедневные происшествия в обеих палатах этого великого и счастливого парламента»).

    Несмотря на заявленную в названии периодичность, газета выходила отнюдь не ежедневно. В первом номере рассказывалось о событиях, происшедших за весь предыдущий год. Со временем «Журнал событий в парламенте» стал выходить еженедельно — в течение почти двух десятилетий, до 1660 г., когда в Англии была восстановлена монархия.

    В первые годы революции английский парламент выпускал целый ряд официальных периодических изданий. Уже в 1642 г. их было целых пять. Среди них — The Kingdom’s weekly Intelligencer («Еженедельный информатор Королевства»), который выходил с 1642 по 1655 г., Perfect Diurnal («Отличный журнал»), издававшийся с 1643 по 1649 г., Perfect Diurnal of some Passages and Proceedings of Parliament and in Relation to the Army («Отличный журнал о некоторых событиях и происшествиях в парламенте и армии»), печатавшийся с 1649 по 1655 г. В официальной парламентской прессе, как правило, публиковались отчеты о заседаниях палат и выдержки из наиболее важных и ярких выступлений депутатов.

    Сторонники короля, осознав пользу и влияние журналистики на массы, также стали выпускать свою прессу. Первой официальной королевской газетой стала Mercurius Aulicus («Дворцовый вестник»), выходившая в 1643-1646 гг. Издавали и редактировали этот еженедельник Джон Беркинхед и П. Хейлин.

    Серьезным роялистским изданием была еженедельная газета Mercurius Elencticus («Милосердный вестник»). Ее выпускали с октября 1647 по ноябрь 1649 г. Джордж Уортон и Самюэль Шеппард. Уортон большую часть времени существования своей газеты провел в тюрьме, куда был посажен за антипарламентские выступления в печати, но, тем не менее, и там продолжал заниматься журналистикой, тайно переправляя свои публикации остававшемуся на свободе Шеппарду.

    Некоторые монархические газеты издавались некоторое время и после казни короля, которая произошла 30 января 1649 г. «Мое правительство ничего бы не стоило, если б не смогло выдержать бумажного выстрела», — говорил вождь Английской революции Оливер Кромвель (1599—1658) об оппозиционной прессе. Роялистские журналисты рисовали посмертный образ Карла исключительно в ярких красках, порой даже изображая короля святым мучеником. Так, например, сообщалось, что, как только Карлу отрубили голову, многие бросились к месту' казни, чтобы омочить платки в королевской крови, и, прикасаясь потом этими платками к больным местам, получали полное исцеление.

    В сентябре 1649 г. парламент принял Акт о регулировании печати, после которого роялистская пресса прекратила свое существование.

    Английская революция породила и много частных периодических изданий, выходивших, как правило, еженедельно. В их названиях почти всегда встречается латинское слово Mercurius, что можно перевести как «вестник».

    Несмотря на преследования журналистов и их изданий — как со стороны короля, так и со стороны парламента, количество газет неизменно увеличивалось: в 1644 г. их было 17, а в 1649 — уже 24.

    1. Мэрчмонт Нидхэм (1620–1678) – журналист Английской революции. Биография и журналистская деятельность.

    Мэрчмонт Нидхэм. Одним из самых ярких и в то же время скандально известных журналистов Английской революции был Мэрчмонт Нидхэм (1620-1678). В 1640 г. Нидхэм и его компаньон Оливер Уильямс открыли в Лондоне по примеру Теофраста Ренодо Offices of Intelligence — рекламно-информационное бюро. Они выпускали бесплатные рекламные листки с частными объявлениями, рекламой товаров и услуг, но при этом не публиковали адреса рекламодателей: заинтересовавшиеся клиенты должны были прийти в бюро и купить эту информацию.

    В 1643 г. Нидхэм основан свою первую газету — Mercurius Britanicus («Британский вестник»), в которой ярко и страстно выступат на стороне парламента против короля. Дерзость Нидхэма доходила до того, что на страницах газеты он публиковал пародии на речи Карла I в парламенте. Поэтому неудивительно, что в 1646 г. издание запретили, а его издатель попал под королевский суд.

    На суде Нидхэм признал свои ошибки, был помилован и, выйдя на свободу, приступил к изданию ультрароялистской газеты Mercurius Pragmaticus («Прагматический вестник»), где с прежней страстью стал обличать уже не короля, а парламент. Особенно жесткой и в то же время сатирически окрашенной критике подвергался Оливер Кромвель. Даже казнь Карла не изменила тональности газеты. Тем не менее вскоре Нидхэм был арестован. В тюрьме он заявил о своем искреннем раскаянии.

    Руководство парламента, нуждавшееся в опытных и талантливых журналистах, предложило Нидхэму издавать официальную парламентскую газету, и он согласился. Еженедельник Mercurius Politicus («Политический вестник») стал выходить под руководством Нидхэма с июня 1650 г. На его страницах Нидхэм опубликовал ряд собственных антироялистских памфлетов (например, «Зашита дела Английской республики»), Он очень гордился гибкостью своего пера.

    В 1655 г. Нидхэм основал второй официальный парламентский еженедельник — Publick Intelligencer («Общественный информатор»). Теперь издания английского парламента выходили в свет два раза в неделю.

    В 1657 г. Нидхэм начал выпускать еженедельную частную газету The Publick Advicer («Общественный консультант»), которая вскоре превратилась в первый английский рекламный журнал.

    В 1660 г. в Англии восстановилась монархия, и на престол взошел сын казненного Карла I Карл II (1630—1685). Нидхэм не решился в очередной раз поменять убеждения. Он оставил журналистику и эмигрировал в Голландию, но в конце жизни вернулся в Англию.

    1. Памфлетная публицистика: Джон Мильтон: биография, творческий путь. «Ареопагитика» и др. памфлеты. Идеи Мильтона.

    Зачатки памфлета как публицистического жанра можно видеть в творчестве древнегреческих ораторов, прежде всего Исократа, Демос' фена. Уже тогда в их обличительных речах заметно выделялись такие присущие памфлету черты, как злободневность, тенденциозность, полемическая направленность. Само слово памфлет (англ. pamphlet) появилось в XIV веке.

    Памфлетом называлась в то время непереплетенная брошюра без обложки. Как жанр публицистики памфлет сложился спустя два столетия, в эпоху Реформации. Памфлеты были направлены как против политического строя в целом или его отдельных сторон, так и против противостоящих автору партий, союзов, правительства.

    Часто памфлетист, высмеивая того или иного политического деятеля, ставил, 91 таким образом, перед собой цель развенчать партию или правительство, которое представлял герой памфлета. Памфлетная публицистика во все времена считалась высшей ступенью журналистского, публицистического мастерства, и далеко не каждый журналист умел писать памфлеты.

    Расцвет памфлетной публицистики в Европе обычно приходился на годы революций, войн, политических нестроений — когда не только возрастал интерес населения к информации, но и усиливались попытки осмыслить происходящие события. Памфлеты публиковались как отдельными брошюрами, выходившими непериодично, как реакция на те или иные политические события, так и авторскими статьями в газетах и журналах, издававшихся регулярно.

    Впоследствии, уже к началу XIX века, памфлет как самостоятельное издание перестал быть основным видом публицистики, навсегда уступив это место политической газете.

    Роль памфлетной публицистики резко возросла уже в первые месяцы Английской революции. За два революционных десятилетия в Англии было создано более трех тысяч памфлетов. Они представляли собой, как правило, отдельные брошюры. Памфлеты писали как монархисты, так и сторонники парламента. Но самые выдающиеся памфлетисты были противниками короля. Среди них — Джон Мильтон.

    Мильтон получил очень хорошее образование - сначала дома и в школе св. Павла, а потом - в Кембриджском университете. По окончании курса он провёл пять лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637-1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

    В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый возраст его и старость.

    С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

    В 1641 женился на Мэри Поуэл - и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый год жизни, и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce»(«О разводе»).

    В это же время Мильтон ввязывается в борьбу с епископальной церковью. В дальнейшем этой борьбе суждено перерасти в антимонархическое направление. С 1641 года Мильтон присоединяется к партии индепендентов и начинает свою памфлетную деятельность.

    В своих антиепископальных трактатах в 40-х он говорит о необходимости ограничения королевской власти, хотя еще не выступает против монархии как таковой. По мере развития революции происходят изменения и во взглядах Мильтона.

    Ареопаг - собрание мудрых, греческое слово. Мильтон впервые формулирует проблему взаимоотношений печати и власти. Он считал, что власть не имеет права управлять печатью. Основные положения Мильтона:

    1. Как хорошие, так и дурные правители могут ошибаться.

    2. Власть может быть ложно осведомлена.

    3. Необходимо ценить чистосердечные указания, слово журналиста, слово печати. Свободная печать может помочь правителю.

    Образность "Ареопагитики" построена на Ветхом завете, прежде всего Самсон, Соломон.

    Мильтон также обрушивается на закон 1643 о регулировании печати. Мильтон уже в антиепископальных памфлетах касался вопросов свободы выражения мыслей, свободы слова. В "ареопагитике" он также затрагивает проблему веротерпимости. Для Мильтона свобода человеческого мышления, знания, слова неразрывно связана со свободой совести.

    "Ареопагитика" написана в форме речи, обращения к членам парламентам, по всем правилам ораторского искусства древних. В качестве образца для подражания Мильтон избрал речь Исократа (436-338) "Ареопагитик". Главная мысль: абсурдность восстановления цензуры. Восстановление закона о цензуре, однажды уже отмененного в Англии вместе с упразднением Звездной палаты, по мнению Мильтона, есть величайшая несправедливость. Невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, жить или не жить книге, ибо, скорее всего это будут люди невежественные, властные, невнимательные. Один человек, не может судить о вредности и полезности той или иной идеи, содержащейся в книге, в печатном слове.

    Мильтон с большим уважением относится к человеку, к его способностям в познании. Бог полагается на разум человека, тем более государство должно оставить человеку возможность выбора в познании. Так как "идеи добра и зла произрастают в этом мире одновременно", человек должен познать то и другое, чтобы он мог их отличать.

    1. Джон Лильберн – памфлетист эпохи революции (биография, творчество).

    Джон Лилбёрн (1614–1657) — активный участник Английской буржуазной революции XVII века. Вошёл в историю как лидер и один из идеологов партии левеллеров (уравнителей), боровшихся за «вольные права». Был известен под прозвищем Вольнорождённый Джон. Краткая биография Джона Лилберна будет полезна при изучении истории в 7 класса.

    В ноябре 1642 года во время битвы при Брентфорде Лилбёрн был взят роялистами в плен. Его хотели казнить за государственную измену, но в итоге обменяли на офицера-роялиста.

    В 1644 году Лилбёрн был повышен в звании, став подполковником, и был переведён в армию Манчестера. В этот период он познакомился и подружился с Оливером Кромвелем — государственным деятелем и полководцем, руководителем Английской революции.

    В 1645 году Лилбёрн ушёл из армии, наотрез отказавшись подписать Ковенант — договор, устанавливающий в качестве обязательной религии в армии пресвитерианство.

    Год спустя Джон Лилбёрн за свои решительные выступления был вновь приговорён к тюремному заключению и штрафу. После освобождения в 1648 году отказался от участия в политике. Однако спокойная жизнь явно томила Джона Лилбёрна, биография которого тесно связана с государственными перипетиями. Он неоднократно подвергался арестам, высылался из страны. В последние годы жизни примкнул к квакерам. О деятельности и личной жизни английского революционера можно составить доклад.

    Памфлеты:

    Открытое письмо Джона Лильберна тюремщикам Флитской тюрьмы – Джемсу Ингрэму и Генри Хопкинсу, разоблачающее их чрезмерную жестокость (4 октября 1640 года)

    Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого, с различными вопросами, замечаниями и жалобами народа, заявляющая, что теперешние действия парламента противоречат тем основным принципам, какими он руководствовался в своей борьбе против короля, и глубоко несправедливы по отношению к тем, которые являются его лучшими друзьями, сторонниками и защитниками, и говорящая о многих других вещах, имеющих весьма важное значение для свободнорожденного народа Англии.

    Новые цепи Англии, или серьезные опасения части народа относительно республики.

    Вторая часть новых цепей Англии, или печальное представление о ненадежном и опасном положении республики, направленное к высшей власти Англии – народным представителям, собранным в парламенте, благонамеренными жителями Лондона, Вестминстера, Соутворка, Хемлетса и других окрестных мест, Участвовавшими в составлении и подаче прошлой большой петиции от 11 сентября 1648 г.

    Манифест подполковника Джона Лильберна, мистера Уильяма Уольвина, мистера Томаса Принса и мистера Ричарда Овертона, заключенных в лондонском Тоуэре, и других, обычно (хотя и несправедливо) именуемых Левеллерами, ставящий целью опровергнуть многочисленные клеветы, направленные против них для того, чтобы сделать их ненавистными для мира и опасными для государства, и удовлетворить и заверить всех тех, к благу которых направлены все их предложения и желания и интересы которых являются конечной целью их общественных обязательств.

    Соглашение свободного народа Англии, предложенное в качестве мирного средства несчастной нации подполковником Джоном Лильберном, мистером Уильямом Уольвином, мистером Томасом Принсом и мистером Ричардом Овертоном, узниками в лондонском Тоуэре, 1 мая 1649 г.

    1. Джерард Уинстенли: биография, творческий путь. Памфлеты и трактаты.

    Уинстенли Джерард (англ. Gerrard Winstanley; 1609, Уигэн, графство Ланкашир — 10 сентября 1676) — английский социалист-утопист, идеолог диггеров — крайне левого крыла революционной демократии в период Английской буржуазной революции XVII в.

    Среди деятелей и мыслителей Английской революции середины XVII века Уинстенли, несомненно, одна из наиболее примечательных и колоритных фигур. Вопреки зачастую вводящей в заблуждение религиозной фразеологии он изначально стремился выработать систему идеологии наиболее обездоленных народных низов своей страны и своего времени.

    Вершины на этом пути он достиг в «Законе свободы» — проекте социальной утопии, основанной на началах коллективизма и братского сотрудничества людей. В этом смысле Уинстенли — единственный среди радикалов эпохи революции — выступил достойным оппонентом Томасу Гоббсу: в противовес системе последнего, в которой выход из естественного состояния с его нескончаемыми войнами «всех против всех» и переход к цивилизации сопряжены с торжеством принципа неприкосновенности частной собственности, Уинстенли обосновал социальную систему, основанную на презумпции изначальной, прирождённой социетарности человека и создающую условия для её сохранения (возрождения). Решающие из этих условий — свободный труд на свободной земле.

    Поистине нужно было спуститься так глубоко в самую гущу жизни наиболее обездоленных масс, чтобы подняться духовно так высоко над всей учёностью своего времени. Однако и то, чему учил Уинстенли, не было лишено глубокой противоречивости: несоединимыми политически и социально являлись по сути коммунистический идеал сельского плебса об уничтожении частной собственности и превращении всех материальных благ в общее достояние и требования мелких хозяев-крестьян об освобождении их собственности от феодальных пут и повинностей.

    Иными словами, то обстоятельство, что только плебс, лишённый собственности, был в Англии XVII века способен поднять знамя антифеодального аграрного переворота во имя торжества трудовой крестьянской собственности, являлось признаком не силы этого переворота, а его роковой слабости. Цели сельского плебса в революции могли только оттолкнуть массу крестьянства от активных выступлений под знаменем, поднятым диггерами.

    Иначе говоря, если союз с буржуазией (будь он исторически возможен) сулил бы в тех условиях крестьянству признание его собственности на обрабатываемые наделы, то союз с плебсом ставил с самого начала под угрозу само её существование. В этом противоречии трагедия и плебса, и крестьянства как класса в этой стране. В этом глубокий трагизм начинания Уинстенли на холме св. Георгия. Однако это противоречие являлось в такой степени отклонением от исторической нормы, что даже гениальному Уинстенли не дано было его разгадать.

    1. Английская журналистика в эпоху Реставрации монархии.

    После поражения революции английская журналистика пережила тяжелые времена. При короле Карле II был восстановлен прежний контроль над прессой. Согласно подписанному королем в 1662 г. Акта о печати, давать разрешение на книгоиздание могли только несколько человек в стране: государственный секретарь, архиепископ Кентерберийский, епископ Лондонский, вице-канцлеры Оксфордского и Кембриджского университетов. Резко сократилось число типографий: на всю Англию их осталось двадцать, причем только в Лондоне, Оксфорде, Кембридже и Йорке.

    Главным цензором Англии был назначен Роджер Л’Эстранж — убежденный монархист и последовательный противник свободы печати. Л’Эстранж стал вместо Нидхэма редактировать Mercurius Politicus. Теперь эта газета выходила дважды в неделю: по понедельникам она отныне называлась Publick Intelligencer («Общественный информатор»), по четвергам — News («Новости»), В редакционной статье первого же номера Л’Эстранж с присущим ему цинизмом написал, что он является противником издания газеты, поскольку, узнав из нее новости, читатели могут обсуждать действия власти. В то же время, по мнению Л’Эстранжа, газета может быть полезной, если будет публиковать нужную руководству страны информацию.

    Монополия Л’Эстранжа на информацию была разрушена благодаря эпидемии чумы, охватившей Лондон осенью 1665 г. Королевский двор временно переехал в Оксфорд. Столичные газеты туда из-за опасности распространения чумы не доставляли, и Карл II распорядился издавать правительственный официоз — The Oxford Gazette («Оксфордская газета»), Ее первый номер вышел 15 ноября 1665 г. Редактором стал директор типографии Оксфордского университета Леонард Литчфельд. Газета выходила дважды в неделю. Это было первое периодическое издание, внешним видом напоминавшее современную газету: все газеты, выходившие прежде, оформлялись в виде брошюры. Текст в Oxford Gazette печатался в две колонки.

    Когда королевский двор вернулся в столицу, редакция переехала вслед за ним в Лондон, и с 5 февраля 1666 г. газета стала называться The London Gazette («Лондонская газета»). Ее новым редактором стал Томас Ньюком. Как официальный правительственный вестник она выходит до сих пор и является, таким образом, старейшим периодическим изданием Великобритании.

    С закреплением за London Gazette статуса официального органа власти Л’Эстранж не смог составлять конкуренцию новому изданию и вынужден был закрыть свою газету, но сохранил цензорские полномочия.

    Самым громким процессом, связанным с нарушением закона о цензуре, стало дело типографщика Твина. В 1664 г. Твин, желая подработать, тайно напечатал в своей типографии не дозволенный цензором политический памфлет. По приказу Л’Эстранжа Твина, несмотря на его признание и раскаяние, присудили к публичной смертной казни через четвертование.

    КазньТвина была задумана и произведена как показательный образец для его коллег и потенциальных нарушителей цензурных установлений. Л'Эстранж практиковал и другие, более мягкие способы наказания: кнут, позорный столб, клеймение частей тела, каторжные работы.

    В последние годы правления Карла II наступило некоторое послабление для печати. Действие закона о цензуре истекло в 1679 г., и преследования журналистов ослабли. Новый король Яков II (1633—1701, правиле 1685 по 1688 г.), пытаясь восстановить абсолютизм, возобновил закон о цензуре на срок до 1694 г., и, таким образом, положение прессы снова серьезно ухудшилось.

    1. Английская концепция свободы печати. Билль о правах (13 февраля 1689).

    3 февраля 1689 года парламент принял Билль о правах – документ, который до сих пор играет роль конституции и закона о печати. Первый параграф Билля гласит, что если парламент принял закон, король не вправе отменить его. Для журналистов был самым важным девятый параграф: «Свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не может быть поводом для преследования, быть предметом рассмотрения в суде и нигде кроме парламента».

    Билль о правах лег в основу английской концепции свободы печати. Ее отличительные особенности в том, что, во-первых, только парламент может регулировать работу прессы; во-вторых, отвергается контроль со стороны государства и церкви; в-третьих, ее основа – экономическая свобода, то есть газету могут издавать все, у кого есть идеи и деньги, и решающий фактор – не политический, а экономический. Кроме того, именно в Билле о правах впервые появляется термин свобода слова.

    В 1694 году был отменен принцип лицензирования прессы, парламент не возобновил закон о цензуре. Но далеко не сразу английская печать смогла воспользоваться реальными плодами свободы. Парламент еще более полувека пытался сдерживать рост и влияние прессы экономическими методами, вводя различные налоги (например, штемпельный налог, налог на бумагу, объявления).


    написать администратору сайта