Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Средства создания внешнего образа героев в романе Г. Грина «Комедианты»

  • Дарма В.С. - 4 Англ - диплом (рецензия отзыв). Английский язык и литература


    Скачать 87.93 Kb.
    НазваниеАнглийский язык и литература
    Дата10.08.2022
    Размер87.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДарма В.С. - 4 Англ - диплом (рецензия отзыв).docx
    ТипРеферат
    #643793
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ Г. ГРИНА «КОМЕДИАНТЫ»
    2.1 Лингвистические средства создания персонажа в художественном тексте
    Как было отмечено ранее, художественный образ ‒ один из главных элементов литературного произведения. Поскольку в его формировании активно участвуют различные средства языка, изучению образа в языкознании уделяется особое внимание.

    По мнению А. В. Татаровой, в процессе образования художественного образа в первую очередь выступают разнообразные языковые средства (стилистические, фонетические и лексические), позволяющие автору произведения создать яркий образ персонажа, а также идею произведения искусства в целом. [ 35, с.96]

    Отметим, что, говоря про образ в художественном произведении, исследователи, прежде всего, имеют в виду образ персонажа/героя. Создавая образ героев, автор уделяет пристальное внимание проблеме их «представления» читателю. Причина тому то, что художественный образ обязан быть ярким и выразительным, чтобы легко запечатлеться в памяти читателя.

    С точки зрения В. Е. Хализева структура художественного образа показана в следующих элементах: 1) поступки; 2)портрет; 3) биография героя; 4) индивидуализация речи; 5) характеристика персонажа другими главными героями; 6) авторская характеристика; 7) психологический анализ; 8) отношение героя к природе; 9)привычки, манеры; 10) мировоззрение героя; 11) вещная характеристика; 12) говорящее имя/фамилия. [38 с.309]

    Основным строительным материалом художественной картины, по мнению М. И. Котовича, является словарный запас. В лексический состав образа входят и имплицитные, и эксплицитные лексические средства. [25 с.65]

    Скрытые живописные способы образования образа играют главную роль в художественном тексте, и их эстетическое значение часто бывает более значительным и обширным, чем у явных. В ряду таких имплицитных средств выделяются стилистические средства (эпитеты, метафоры) и употребление сверх того базовых познаний для интерпретации образа (топонимы, прецедентные тексты, аллюзии, имена).

    К явным средствам создания образа чаще всего относится описание героя: национальность, характер, его профессия.

    И. Я. Чернухина подчеркивает немаркированную и маркированную лексику среди эксплицитных средств создания образа. Немаркированная лексика является своеобразной основой для образования образа персонажа с использованием родственных тематических групп имен и некоторых качественных прилагательных, которые являются индифферентными и языковыми средствами и не передают отношения автора к персонажу. В немаркированной лексике главное место принадлежит названию двух тематических групп: лексемы со значением «тело» и лексемы со значением «одежда». [41, с.81]

    По сравнению с немаркированной лексикой, которая не передает авторского отношения к герою, маркированная лексика передает авторскую оценку предмета, что осуществляется с помощью сравнений, эпитетов, антонимов и синонимов.

    По мнению М. И. Котович, маркированная лексика представляется ​​тремя главными лексико-семантическими группами:

    1). элементы неотъемлемой собственности человека ‒ черты лица, части тела, позы, жесты, мимика, движения, возраст;

    2). предмет одежды и его атрибуты;

    3). цветовое кодирование. [25, с.64]

    В то же время М. И. Котович сообщает, что черта знаков слов, входящих в рассматриваемые группы, отличается: элементы - первая группа характеризует человека, тогда как прочая лексика словесного образа характеризует как человека в общем так и конкретно. [25, с.64]

    Среди основных стилистических средств, которые использует автор для того, чтоб создать неповторимый художественный образ, употребляются лексические средства, к которым в основном относятся разные тропы. Самыми частыми являются: сравнение, эпитет, гипербола, метафора, оксюморон, литота, градация, олицетворение.

    Употребление эпитетов дает возможность автору показать свою оценку к описываемому явлению или предмету, так как этот троп обладает особыми эмоционально-экспрессивными свойствами.

    Суть сопоставления лежит в сравнении двух или более описываемых явлений или предметов, которые содержат сходную природу. При этом сравниваемые термины содержат самостоятельность, не сводясь в единое впечатление. Каждое сопоставление передает образ, в котором читатель имеет возможность обнаружить часть авторского замысла.

    Метафора способствует к созданию целостной картины мира произведения, в котором сочетаются особенности различных явлений и предметов.

    Градация позволяет автору передать эмоциональное состояние персонажев, которое включает малейшее его изменение. Такие приемы, как гипербола и литота, дают возможность автору поэтапно выражать черты характера в образе героев.

    Оксюморон – стилистический прием, позволяющий создать контраст в художественном образе: он предлагает автору возможность создавать противоречивые и сложные образы, передавать борьбу противоположностей.

    Еще одним широко используемым стилистическим приемом является персонификация. Цель использования этого приема – соотнести изображаемые предметы с чертами человека, чтобы сделать образ, который создается, более понятным читателю.

    Различным стилистическим средствам, которые употребляются для создания образов, по мнению М.И. Котовича, характерно усиление экспрессии за счет содействия друг с другом. Поэтому в словесном портрете эпитет, сравнение и метафора зачастую работают в единстве, так как природа данных стилистических средств является близкой: эпитет и сравнение могут быть метафорическими, тогда как метафора может быть истолкована как скрытое сравнение. [25, с.66]

    В числе лингвистических способов формирования образа в художественном тексте в конкретную группу можно выделить синтаксические фигуры. К ним относятся, прежде всего, синтаксический параллелизм, инверсия и парцелляция. Например, синтаксический параллелизм, подчеркивающий сходство или различие между двумя параллельными явлениями (действиями), способствует тому, что читатель обращает внимание на данные явления в произведении. Парцеллирование позволяет усилить экспрессию текста, более ярко выразить эмоции героев. Инверсия расширяет влияния текста, точно отражая эмоции персонажей, при этом описывая их действия и раскрывая их характеры.

    В отдельности необходимо подчеркнуть следующие синтаксические способы: употребление вопросительных и восклицательных предложений. Их присутствие в тексте дает возможность автору точно описать эмоции героев.

    Основной элемент создания образа в художественном тексте ‒ это характеристика языка героя. Употребляя разные языковые средства (преимущественно лексические и синтаксические), автор дарует своим персонажам индивидуализирующий характер речи.

    Писатель часто не пренебрегает особенностями произношения персонажей, которых он изображает. Хотя художественный текст практически не дает автору возможности показать фонетические особенности речи, являющиеся важнейшим стилистическим фактором, в авторских ремарках о введении прямой речи писатели часто прибегают к комментариям, затрагивающими тембр речи и темп, интонацию. Как пишет М. А. Жданович, «с помощью авторской транскрипции выявляются характерологические особенности проявляющейся речи героев, их возрастная и социальная особенность, а также включение транскрипции в художественное произведение, для начала в прямую речь героя, подтверждает, что это часть из приемов создания образа речи». [21, с.115]

    Морфологические средства языка тоже могут участвовать в образовании художественных образов в произведении. В числе морфологических групп самой широкой возможностью разработки эстетического потенциала художественного стиля обладает родовая категория существительного. По Э. Э. Заря и Н. Г. Пелевиной, весьма важным фактором можно считать семантическую разнородность лингвистических единиц, которые составляют родовые группы имен существительных. Имеется в виду существительные женского и мужского рода. В любой из данных групп есть как существительные, имеющие денотативный компонент значения рода, так и тот, который не содержит этого элемента. Семантическая неоднородность имен существительных в каждой из групп предметных лексем определяет возможность эстетического употребления этих лингвистических единиц с целью создания художественного образа. [31, с.19]

    Грамматические формы старого образца также могут быть одним из приемов стилизации речи персонажа, указывающих на его оторванность от жизни.

    В. В. Бардакова считает, что имена собственные, в том числе фольклорные и литературные омонимы, географические названия, играют главную роль в процессе создания художественного образа. Отдельно В.В. Бардакова подчеркивает имена героев сказок, поскольку конкретно они поддерживают стилизацию, а также дают произведению особенную, сказочную тональность. [4, с.10]
    2.2 Средства создания внешнего образа героев в романе Г. Грина «Комедианты»
    Особый интерес для читателей представляет все, что содержит информацию о внешнем образе персонажа, а именно элементы одежды, поведения, описание черт лица. В процессе чтения люди склонны воссоздавать образы персонажей из литературы посредством своего воображения, чему очень явно способствуют языковые средства - они могут более тонко передать те или иные черты персонажей, что способствует более точному воссозданию характера.

    Информация о внешности персонажа может быть выражена в художественном тексте различными средствами. Для характеристики внешности героя чаще используются разнообразные языковые средства. Наиболее выразительными и употребительными являются такие тропы, как сравнение, метафора, эпитет, метонимия, которые содержат информацию о внешности и одежде персонажей произведения.

    Одним из распространенных средств в процессе создания образов персонажей произведения, то есть их внешности, является метафора. Можно выделить несколько подтипов, а именно метафоры цвета, метафоры формы и внешнего вида и т. д. Например: «His face had a tight papery look, above a body too big for the head, and he lay long hours in his berth». [46, p.76]

    В данном случае употребление метафоры довольно сложно прокомментировать, что именно имел в виду автор, говоря о сходстве лица с плотно тисненой бумагой ‒ неестественный цвет лица, старость или что-то другое.

    «He altered the position of an ash-tray, of a cigarbox, and then he moved a centimetre closer to him the photograph of the blank-faced woman whose hair seemed set in grey cement». [46, p.61]

    «His eyes were of clear washed blue and he had homely sprouts of grey hair from his nose and ears».

    «But the «he» was not her husband. A small creature, not much more than three feet high, with dark concentrated eyes, was forcing his way towards us with the arrogance of a midget…»

    Здесь можно сделать вывод, что метафорические единицы в романе отличаются тем, что они сопоставляют объект описания с вещами, совершенно далекими от мира искусства. Языковые приемы отличаются неэстетичностью, обыденностью (ср. большинство сравнений волос с шелковистой массой, с волнами и т. п.; у Грэма Грина мы видим сравнение прически с кустами, застывшей в цементе массой и т. п.); Обращает на себя внимание и традиционное сравнение возникновения метафорического типа (с представителем животного мира).

    «With the little black moustache and the dark Pekinese eyes I would have taken him for a Frenchman». [46, p.154]

    «He had the quick movements of a monkey, and he seemed to swing from wall to wall on ropes of laughter». [46, p.61]

    Но опять же нельзя сказать, что эти случаи наполнены эстетическим смыслом или несут информацию о положительных качествах героя. Наоборот, они создают отталкивающее ощущение.

    Говоря о наличии в романе Грэма Грина метафорических единиц, отражающих поведение героев, следует отметить, что они могут представлять самые разные структуры. Так, часто метафоры в романе разворачиваются в целые предложения и абзацы.

    «He waved his hand at the files on the shelves behind him, but as you see I have many cares. I noticed that the steel grips on many of his cares had been rusted by a long succession of rainy seasons: a care was not soon disposed of». [46, p. 79]

    Также одним из значимых тропов для создания черт внешности является эпитет. Анализ случаев употребления эпитетов показал, что чаще всего эпитеты, используемые Г. Грином, имеют отрицательную или нейтральную коннотацию.

    «The door of the saloon swung open and the Presidential Candidate appeared, an impressive figure in spite of the innocent ears: he had to lower his head in the doorway». [46, p.156]

    Здесь, чтобы усилить впечатление о мистере Смите, как о человеке, несмотря на свой внешний вид и статус, довольно наивном. Также этот образ подчеркнут эпитетами по отношению к цвету глаз.

    «His eyes were of clear washed blue and he had homely sprouts of grey hair from his nose and ears». [46, p.6]

    В следующем примере мы видим эпитеты с негативным оттенком: «He had brown expressionless Latin eyes like his father ‒ not the blue Saxon eyes of the hanged men».

    В данном случае через сознание главного героя мы видим отличительные черты внешности Анхела.

    В следующем примере мы наблюдаем использование эпитетов для создания внешних черт миссис Смит, а именно подчеркнуть ее возраст.

    «She made a jerking movement with her strong chin as she spoke which seemed to indicate that, if there were another presidential candidate on board, he was not the one she intended».

    «He stood up, lifted Mrs Smith's old horny hand to his lips, and strode out of the saloon».

    «They were beautiful and undifferentiated like birds of the same plumage».

    В этом примере мы можем найти случаи употребления, как эпитетов, так и сравнений. Девушки красивы и выглядят «неотличимо, как птицы с одинаковым оперением». Хотя их красота и подчеркнута, это сравнение все равно негативное ‒ они схожи друг с другом, в них нет индивидуальности, за красотой нет ничего глубокого.

    Эпитеты с положительной коннотацией можно обнаружить только в речи самих героев: «Why, it's that charming Mrs Pineda, Mr Smith exclaimed with relief».

    В ходе анализа текста романа было выявлено, что писатель преимущественно использует лексические средства для создания характеристик своих персонажей, а сравнения оказались наиболее частыми. Автор очень умело ею пользуется, очень показательны случаи использования этой подсказки. Перейдем к примерам, которые мы нашли при изучении текста романа.

    «He was acutely uneasy if I spoke ill of anyone even of a stranger or of an enemy. He would back away from the conversation like a horse from water».

    Этот случай использования тропа очень нагляден, так как образ, с которым сравнивается поведение мистера Смита, хорошо известен реципиентам текста, а именно поведение лошади при виде водных объектов.

    «A man without legs sat under the customs counter like a rabbit in a hutch, miming in silence». [46, p.127]

    Здесь автор прибегает к сравнению, чтобы показать читателю бессилие человека, чьи физические возможности ограничены.

    В следующем примере писатель сравнивает взгляд сына любовницы главного героя с черными пуговицами. Вполне возможно, что автор стремился показать им некое отсутствие жизни.

    «Angel was her son, the unbearable child who helped to keep us apart. He was too fat for his age, he had his father's eyes like brown buttons, he sucked bonbons, he noticed things, and he made claims ‒ claims all the time on his mother's exclusive attention». [46, p.135]

    Как пример использования сравнения с негативной коннотацией можно привести следующие случаи: «He was a small fat man who wore, for some reason, a fraternity pin, and his teeth were very big and white and separate, like tombstones designed for a much larger cemetery». [46, p.219] Здесь зубной ряд персонажа сравнивается с могильными плитами на кладбище, что очень четко выполняет функцию создания негативного впечатления от внешнего образа персонажа.

    «He carried his weight of flesh slowly, like a heavy load, between the drinktable and the sofa». В данном случае автор через мысли Брауна характеризует внешность посла, мужа любовницы Брауна. Из этого сравнения можно понять не только кое-что о внешности персонажа, но и об отношении Брауна к нему.

    Как и в любом произведении, здесь не обойтись без сопоставления с изображениями животных, которые обычно очень красноречивы: «He had very long arms and no legs and he moved imperceptibly nearer like a rocking-horse». [46, p.277]

    Кроме того, анализируя и интерпретируя единицы сравнения, мы обнаружили, что большинство сравнений в романе «Комедианты» метафоричны. Например, вот несколько таких случаев, обнаруженных при изучении романа в эпизоде ​​с расставанием с матерью главного героя: «Marcel stood by the bed, dressed correctly in black, and his face dripped with tears like a black roof in storm». [46, p.104]

    Здесь лицо в слезах темнокожего Марселя сравнивается с черной крышей дома во время грозы: это сравнение показывает не только то, что слезы катились по его лицу, но и отсылку к такому природному явлению, как буря усиливает впечатление об эмоциональном состоянии героя, да и то, каким обреченным он выглядел.

    «He started to leave the room, shaking his head as though to get the rain out of his eyes, and then he came hurriedly back, went down on his knees by the bed, and thrust his mouth against the sheet where it was rounded by her stomachю». [46, p.105] Так же мы замечаем, что слёзы сравниваются с природным явлением для усиления эффекта.

    «He knelt there in his black suit looking like some negro priest at an obscene rite». [46, p.104]

    Таким образом, можно сказать, что Грэм Грин в своем романе для создания особенностей внешнего образа героев чаще всего прибегал к сравнениям. Сравнения в романе чаще всего метафоричны. Метафора и эпитет используются реже. Использование метонимии не установлено. Говоря об эффекте, производимом всеми анализируемыми средствами при создании внешних характеристик персонажей, можно сказать, что большинство из них либо нейтральны, либо их коннотация имеет негативную окраску.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта