курсовая Черченко начало. Античный Эрмитаж предметы искусства античной эпохи в Государственном Эрмитаже
Скачать 57.36 Kb.
|
Античный Эрмитаж: предметы искусства античной эпохи в Государственном Эрмитаже. ОглавлениеВведение 1 1. Сохранение античного наследия в музеях мира 6 1.1. История и особенности появления античных экспозиций 6 1.2. Экспозиции и выставки античности в музеях мира 9 2. Эрмитаж: предметы античности. 13 2.1. Галерея истории древней живописи 13 2.2. Экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья» 13 Опубликованные источники и литература. 14 ВведениеАктуальность данной темы обуславливается развитием интереса к сохранению интеллектуального и культурного наследия, включающегося в рамках исторической памяти, которая, в свою очередь является основой для самоидентификации общества в рамках научной парадигмы мышления и залогом цивилизационного развития в условиях глобализирующегося и развивающегося научного мира. Музеи отражают склонность любого общества к актуализации, интерпретации и репрезентации исторического опыта, исторических феноменов и образов исторических личностей. Выдающийся искусствовед Паола Дмитриевна Волкова писала: «Античность — генетика европейского художественного сознания... вне античной философии, театра, архитектуры, скульптуры, расписной керамики европейская цивилизация немыслима по сей день1.Обращение к эпохе античности как к базовому пласту для развития современной европейской цивилизации и к наследию античности как к неисчерпаемому кладезю культурных ценностей для последующих эпох уже несколько веков является обязательным при формировании представлений о мире, социуме, человеке.» Степень разработанности проблемы: В начале исследования стоит отметить, что научные работы по данной теме следует разделить на две группы: Работы, посвященные сохранению античного наследия в целом; Исследования, в которых раскрываются особенности формирования экспозиций, процесса реставрации, проблемы музейного хранения экспонатов и т.д. В первом случае авторами работ являются историки, разрабатывающие проблему антиковедения в целом, во второй подавляющее большинство составляют музейные служащие. К первой группе работ мы можем отнести исследования П.П. Шкаренков2, Лосев А.В3, Глушанин Е.П.4, Литовченко Е.В.5, Болгов Н.Н.6, в исследованиях которых рассматриваются, анализируются огромные пласты исторического знания по данному периоду. В большинстве работ представлены авторские переводы источников, которые, к сожалению, на русский язык переведены лишь частично, либо не переведены вообще. Ко второй группе необходимо отнести Труды Государственного Эрмитажа7, в которых представлены как отдельные доклады, так и полноформатные исследования, в которых выделяются особенности сохранения исторической памяти в рамках музейного дела. Помимо этого в работе Т.И. Галич8 представляет анализ формирования экспозиций с позиции социологии: автор представляет не только экспозиционные особенности, но и психолого-социальной составляющей. Касательно темы нашего исследования, важнейшими исследованиями являются работы Д.П. Алексинского9, С.Варшавского10, Б.Б. Пиотровского11, О.М. Шуваловой12, в которых представлены исторический контекст появления античных экспонатов, основные аспекты сохранения и сложности реставрации предметов искусства античности и т.д. Объект исследования: сохранение античности в музеях. Предмет исследования: античный Эрмитаж. Цель исследования: изучить античный Эрмитаж: предметы искусства античной эпохи. Задачи: 1.выявить историю и особенности появления античных экспозиций; 2.изучить экспозиции и выставки античности в музеях мира; 3.проанализировать галерею истории Древней живописи. 4.исследовать особенности экспозиции «Античная колонизация Северного Причерноморья» Хронологические рамки исследования: XXI в. Источниковая база исследования. Одним из источников, используемых в данной работе, является перевод работы Флавия Кассиодора«Variae» под руководством П.П.Шкаренкова Как пишет автор в предисловии «Variae» является уникальнейшим памятником, являющимся одновременно и литературным произведением, и сборником государственных документов13. Важнейшим источником по данной проблеме являются трактаты Боэция14,Витрувия15 которые считаются основой для многих исследований античной культуры и роли личности в ее формировании. Также основным источником по данной теме являются онлайн-выставки и экспозиции экспонатов Эрмитажа, а также других музеев, имеющих оцифрованные элементы. Таким образом, количество наличествующих источников, позволяет сделать вывод о том, что данное исследование может быть информативным и достоверным, поскольку сопровождается достаточным объемом информации для такого рода работ. Методология исследования: В первую очередь, данная работа опирается на историко-системный подход, для которого характерно изучение степени изученности специальных тем, общенаучные методы анализа, синтеза и обобщения, а также обнаружение ведущих элементов их взаимосвязанности. Основу в работе составили принципы историзма и объективности, которые позволили выявить основные черты и тенденции научной периодики, выделить особенности развития мировоззренческой системы, влиявшей на современное понимание античной эпохи. Методы, которые были использованы в данной работе: анализ, синтез, систематизация. Они позволяют выделить и проанализировать основные процессы становления и развития периодики антиковедения. Сравнительно-исторический метод позволяет нам проанализировать особенности данных исторических подходов и направлений в сравнении с предыдущими или последующими периодами. Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка источников и литературы. 1. Сохранение античного наследия в музеях мира1.1. История и особенности появления античных экспозицийМузеи (мусеоны – «дом муз») как общественные хранилища, сохраняющие культурное и историческое наследие, известны еще с античности. Первоначально, музеи представляли собой коллекции, которые собирались для богатых людей, правителей или ученых. Со временем с накоплением исторического материала музеи становятся общественными организациями, которые ставят своей целью сохранение исторической памяти. В международном сообществе музей сегодня определяется как «некоммерческая, постоянно действующая на службе общества и его развития институция, открытая для публики, которая приобретает, сохраняет, исследует артефакты, обменивается данными и экспонирует объекты материального и нематериального наследия человечества и окружающей среды с целью образования, исследования и наслаждения»16. Как гласит Российская музейная энциклопедия «экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная экспозиция является особым синтетическим научно художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции»17. В 1523 году в Венеции был открыт первый археологический музей. Постепенно коллекционирование стало массовым «увлечением», а затем в эпоху Просвещения начали появляться публичные музеи. Одним из первых стал Капитолийский музей в Риме, забегая вперед, первоначально основой музейного комплекса стала экспозиция античной скульптуры. Этот музей признан первой коллекцией, которая стала доступна не только владельцу, но и общественности. Позже, уже в XVIII веке во Франции коллекции были преобразованы в музеи. Коллекция Габсбургов по описанию историков «превосходили размеры и уровень собраний других правящих домов Центральной Европы»18. С XX века античность планомерно становится одной из центральных тем культуры, искусства и науки. Образы античной культуры стали активно использоваться не только в рамках изучения, научного поиска и анализа, но и как объект художественного и творческого вдохновения. Отсюда мы можем видеть огромное количество примеров влияния античных образцов на образы европейского искусства. «Классика», в сущности, стала основой западноевропейского искусства Ренессанса, вплоть до наших дней. КультуроведыXX века (Г. Вельфлина, Э. Панофского, Г. Зедльмайра, Г. Кашниц фон Вайнберга, Э. Гомбриха и др.) в своих работах неоднократно подчеркивали, что концепция античности идёт неразрывно с развитием общественной мысли Запада. Искусствознание античности второй половины XX — начала XXI века отмечено большими переменами. Они включают в себя разработку новых тем и целых направлений, развитие методологии исследований. Проблема античной традиции играет немаловажную роль в развитии современной мысли, так как, по выражению Э.Панофского, «Классический элемент в нашей культуре встречал оппозицию…но уже не мог исчезнуть. /... /. Со времен Ренессанса, хотим мы этого или нет, античность была постоянно при нас». Искусство античности стало эталоном, формирующим гуманистические представления Европы, а затем и западноевропейского искусства19. На рубеже XX – XXI веков происходит переосмысление музея как хранилища исторической памяти. Сотрудники музеев совместно с историками и художниками, дизайнерами и архитекторами предпринимают попытки найти новые варианты взаимодействия артефактов и музейного пространства. С конца XX начала XXI века музеи все больше внимание уделяют месту зрителя, посетителя зала: что может привлечь внимание? Что может заинтересовать? Важно обратить внимание, что данный факт нисколько не уменьшает ценности музейных экспозиций, так как экспонаты обладают исторической и культурной ценностью. Искусствознание античности второй половины XX — начала XXI века отмечено большими переменами. Они включают в себя разработку новых тем и целых направлений, развитие методологии исследований. Проблема античной традиции играет немаловажную роль в развитии современной мысли, так как, по выражению Э.Панофского, «Классический элемент в нашей культуре встречал оппозицию…но уже не мог исчезнуть. /... /. Со времен Ренессанса, хотим мы этого или нет, античность была постоянно при нас». Таким образом, музеи приобретают, сохраняют, исследуют артефакты, обмениваются данными и экспонируют объекты материального и нематериального наследия человечества с целью сохранения и передачи исторической памяти. Античность в рамках современного музееведения является одной из важнейших тем музейных экспозиций. Особое внимание античность получает с начала XX века, современная репрезентация античности позволяет говорить о появлении новых и более эффективных методов взаимодействия артефакта и посетителя музея. 1.2. Экспозиции и выставки античности в музеях мираИзучая экспозиции в музеях мира, мы можем в полной мере понять масштабы влияния и ценности античности не только как исторического периода, а как «колыбели культуры». Важно понимать, что музейные экспозиции являются лишь частью огромного культуроведческого и исторического материала, хранящегося в музеях. Чаще всего в представленных экспозициях отобраны более яркие и «цепляющие» артефакты20, но для историков и культурологов огромную роль могут играть и те артефакты, хранящиеся в архивах музея. Античность представлена в огромном количестве как зарубежных, так и отечественных музеях. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, основателем которого является Иван Цветаев – профессор Московского университета, хранит потрясающие находки, принадлежащие античности. Особое внимание, как посетителей, так и историков привлекает «Золото Тори», включающая уникальную коллекцию предметов, обнаруженных Г. Шлиманом. Помимо этого в данном музее есть залы, посвященные античному искусству: Кипра, Древней Греции, Этрурии и Древнего Рима. Отдельное внимание привлекает уникальное собрание артефактов, обнаруженных разными археологическими группами на территории Пантикапеи – столицы Боспорского государства Северного Причерноморья21. В Музее Международного нумизматического клуба22 действует выставка монет Древней Греции и Древнего Рима. Благодаря высокой сохранности монет и профессиональной интерпретации историков, благодаря монетам мы можем проследить эволюцию и «преемственность» римской нумизматики, а также выяснить культурные и религиозно-мифологические представления (в частности, у греческих монет превалируют мифологические изображения, в то время как у римлян чеканили профиль императора). Следует также добавить, что данная выставка также оснащена интерактивными картами Древней Греции и Рима, на которых можно проследить где именно была обнаружена та или иная монета, а также анимационные портреты римских императоров «поведают» историю их правления. В Государственном историко-археологическом музее-заповеднике Херсонеса Таврического действует постоянная выставка Античности. Античная экспозиция музея-заповедника отражает историю Херсонеса со времени его основания в V в. до н.э. до распада Римской империи в IV в. н. э. В этот период Херсонес представлял собой типичный греческий полис (город-государство с сельскохозяйственной округой) с демократической формой правления, развитой экономикой и культурой. В экспозиции представлены памятники, иллюстрирующие основные этапы политического, экономического и культурного развития античного Херсонеса на протяжении его тысячелетней истории23. Помимо этого на территории музея действует новая выставка 2017 года, которая стала результатом многолетнего совместного труда сотрудников музея, археологов, реставраторов и дизайнеров. В период с 2010 года по 2017 год были «возрождены» свыше 3000 древних артефактов. Помимо помощи меценатов, музею была оказана поддержка Федаральной целевой программы 2016 года «Социально-экономическое развитие Крыма и города федерального значения Севастополя до 2020 г.». На данный момент вся экспозиция античности находится в двух больших залах бывшей монастырской трапезной. Первый зал полностью посвящен античному периоду истории Херсонеса, второй зал демонстрирует основные виды деятельности людей, живших на территории Северного Причерноморья. Помимо Отечественных музеев, мы можем говорить о зарубежных музейных экспозициях. Археологический музей Родоса, находящийся в здании 1140-1489 года, хранит невероятное количество материалов периода античности. Особую ценность представляют статуи. Некоторые из них представляют открытую экспозицию в саду музея, к примеру статуя Ники и скульптурные колонны эллинистического периода. В южной нише атриума установлено изображение надгробного памятника и выложен мозаичный пол из Аркасы острова Карпатос. Следующие три комнаты украшены скульптурами эллинистических времен, такими как статуя Афродиты, голова Гелиоса и др24. В пятнадцати комнатах северной и западной стороны этажа расположены погребальные ансамбли (вазы и мелкие предметы) с IX по IV век до нашей эры из итальянских раскопок на некрополях древних Ялиссоса и Камироса. Среди сосудов — амфоры, изображающие животных и шкатулки с гравировкой. В залах 14 и 15 выставлены черно-красные сосуды VI, V и IV веков до нашей эры. В восьмом зале представлены микенские украшения и клад серебряных монет эпохи эллинизма. В Археологическом музее Ираклиона25, образованном в 1883 году, только в XX веке, благодаря археологам Стефаносом Ксантудидис и Йозифом Хадзидакис, которые дополнили экспозицию уникальными артефактами, сделали его одним из самых известных музеев мира. В 1952 году музей насчитывал 20 залов с артефактами, преимущественно собранными с острова Крит. Среди них предметы минойского периода, эпохи неолита и греко-римского правления. На первом этаже расположены фрагменты фресок, найденных в Минойском дворце в городе Кносс. Коллекция содержит Фестский диск — один из первых образцов письменности. Помимо этого в музее хранятся золотые украшения, рыцарские мечи. В Новом музее Акрополя26 хранятся артефакты, обнаруженные в основании Парфенона. Первоначально здание музея было более чем в 10 раз меньше современного. На данный момент в музее представлены картины с изображением греческих культов Афродиты и Аполлона, Артемиды, уникальные статуи Посейдона, предметы, характерные для Римской эпохи В Археологическом музее Салоник хранится коллекция, датированная V-VII в. до н.э. до XI в. до н.э.. В музее хранится свыше 11 000 артефактов. Таким образом, античность является одной из любимейших тем музейных экспозиций. В Отечественных музеях, таких как Государственный музей искусств А. С. Пушкина, Музей Международного нумизматического клуба, Государственный историко-археологический музее-заповедник Херсонеса Таврического и во многих других расположены целые залы, посвященные античности. В зарубежных музеях представлены коллекции, включающие монументальные экспонаты (скульптуры, архитектурные комплексы и т.д), гравюры, мозаики, амфоры и т.д.В современных музеях действуют как постоянные, так и временные экспозиции. Причем, важно обратить внимание, что между музеями налажена связь: часть коллекций постоянно находится в разных музеях мира (в России большая часть временных выставок приходится на Москву, Санкт-Петербург и Херсонес). 2. Эрмитаж: предметы античности.2.1. Галерея истории древней живописи2.2. Экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья»Опубликованные источники и литература.Источники: Афиней. Пир мудрецов. Книги I—VIII / Изд. подготовили Н. Т. Голинкевич, М. Г. Витковская, А. А. Григорьева, О. Л. Левинская, Б. М. Никольский, отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Наука, 2004. — 656 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-022718-8. Афиней. Пир мудрецов. Книги IX—XV / Изд. подготовил Н. Т. Голинкевич. — М.: Наука, 2010. — 597 с. — (Литературные памятники). — ISBN 978-5-02-037384-6. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Изд. подготовил В. Г. Борухович, отв. ред. Я. М. Боровский. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1972. — 216 с. — (Литературные памятники). Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф. А. Петровского. — М.: Изд-во Всес. Академии архитектуры, 1936. — 328 с. Литература: Алексинский Д. П.Античное вооружение в собрании Государственного Эрмитажа / Алексинский Д. П.; Государственный Эрмитаж. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. — 120 с. : ил. — (Античность в Эрмитаже) ISBN 978-5-93572-495-5 АраповаТ.Б. Архитектурная керамика в собрании Эрмитажа // Общество и государство в Китае. – 2013. – №1.[Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnaya-keramika-v-sobranii-ermitazha (дата обращения: 11.10.2021). Борисфен-Березань. Начало античной эпохи в Северном Причерноморье. – М.: Государственный Эрмитаж, АРС, 2005. – 152 с. В.С. Люблинский, Н.В. Варбанец. Античные авторы в изданиях XV века. Каталог. – М.: Дмитрий Буланин, 2007. – 592 с. Варшавский С.. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа / Варшавский С., РестБ.. — Л. : Гос. изд-во «Искусство», 1939. — 252 с. — 5000 экз. (в пер.) Галич Т. И., Захаров С. В. Экспозиции Эрмитажа как культурологическая ценность // Аналитика культурологии. – 2004. – №1. [Электронный источник]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspozitsii-ermitazha-kak-kulturologicheskaya-tsennost (дата обращения: 10.10.2021). Галич Т. И., Захаров С. В. Эрмитаж: экспозиция как объект социологического исследования // Царскосельские чтения. – 2014. –№XVIII.[Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ermitazh-ekspozitsiya-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 09.10.2021). Добровольский В.И.. Эрмитаж. Картинная галерея. Альбом. – М.: Альфа-Колор, 2010. – 272 с. И.В. Соколова. Печати византийских императоров. – М.: Государственный Эрмитаж, 2007. – 120 с. Кудрявцева С.В.. Государственный Эрмитаж / The State Hermitage. – М.: Медный Всадник, 2011. – 256 с. Нащокина М.В.. Античное наследие в русской архитектуре николаевского времени. Его изучение и творческая интерпретация. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 776 с. Пиотровский Б. Б.. История Эрмитажа : Краткий очерк. Материалы и документы / Б. Б. Пиотровский,; [Вступ. ст. и общ. ред. М. Б. Пиотровского; Гос. Эрмитаж]. — М. : Искусство, 2000. — 573 с. : ил., факс.,портр. — Указ. имён: с. 549-568. Пиотровский М. Б.. Эрмитаж. — М. : Слово, 2003. — 616 с. : ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X. Подосинов А.В., Щавелева Н.И..LinguaLatina. Введение в латинский язык и античную культуру. В 5 частях. Часть 3. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 232 с. Труды Государственного Эрмитажа. LIV. Борисфен-Березань. Археологическая коллекция Государственного Эрмитажа. Том 2. – М.: Государственный Эрмитаж, 2010. – 322 с. Труды Государственного Эрмитажа. Западноевропейское искусство. –Т.1. – М.: «Искусство». 1956. – 296 с. Труды Государственного Эрмитажа. Культура и искусство античного мира и Востока. Т. II. – Л.-М.: «Искусство». 1958. – 256 с Труды Государственного Эрмитажа. Т. LXVIII. Эрмитажные чтения памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга(02.03.1893-27.06.1972), 2008-2010. –СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. 386 с., ISBN 978-5-93572-638-6 Шувалова О.М. Музейная реставрация и экспозиция античной керамики в Эрмитаже. Прошлое и настоящее // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – №131. [Электронный источник]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-restavratsiya-i-ekspozitsiya-antichnoy-keramiki-v-ermitazhe-proshloe-i-nastoyaschee (дата обращения: 11.10.2021). Эрмитаж-2014 // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. – №2. [Электронный источник]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ermitazh-2014 (дата обращения: 12.10.2021). Янченко С. Ф., А. В. Сивков. Дворцы Эрмитажа в советский период.. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2018. — 550 с. — ISBN 978-5-93572-788-8. Дополнительные ресурсы: Проект создания новой постоянной экспозиции «Античная колонизация Северного Причерноморья» URL: https://support.hermitagemuseum.org/ru/projects/ancient-colonization-northeren-black Некоторые экспонаты: URL: http://collections.hermitage.ru/cross-search?query=античность Виртуальный тур: URL:https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-m-1/?lng=ru 1Волкова П. Д. Мост через бездну: комментарий к античности. – М., 2015. – С. 154. 2Шкаренков П. П. «Последние римляне»: Квинт Аврелий Симмах и Кассиодор Сенатор // История через личность: ист. биогр. сегодня / Под ред. Л. П. Репиной. – М., 2005.— С. 607–641. Шкаренков П. П. Мифология исторической памяти на рубеже античности и средневековья // История и память: ист. культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. – М, 2006.— С. 138—179. Шкаренков П. П. Флавий Кассиодор: портрет на фоне эпохи // Кентавр: studiaclassicaetmediaevalia. – М., 2008. № 4.— С. 69–85. Шкаренков П. П. «Variae» Кассиодора — памятник переходной эпохи // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. — М, 2008. Вып. 25/2. — С. 305—341. Шкаренков П. П. Картина мира и риторический нарратив в сочинениях латинских авторов поздней античности и раннего средневековья. // Вестник РГГУ. 2008. № 9.— С. 227–253. Шкаренков П.П. Римская империя в «Эпоху упадка»: между мифом и реальностью // Новый исторический вестник. 2004. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rimskaya-imperiya-v-epohu-upadka-mezhdu-mifom-i-realnostyu (дата обращения: 27.09.2021). 3 Лосев А. Ф. Творчество Боэция как переходный антично-средневековый феномен (некоторые уточнения) // Западноевропейская средневековая словесность. Сборник / Под ред. Л. Г. Андреева. — М., 1985 4Глушанин Е.П. Провинциализация и варваризация в истории римской императорской армии // Власть, политика и идеология в истории Европы. – Барнаул, 2005. – С. 37-52. 5Литовченко Е.В.RomanDecadence: эпоха глазами позднеримской аристократии // Каразiнськичитання (iсторичнi науки). - Харкiв, 2007. – С. 178-179. Литовченко Е.В. К образу Аполлинария Сидония: человек поздней античности // Власть и общество: история взаимоотношений. Воронеж: ВГУ, 2007. – С. 115-116. Литовченко Е.В. Письма Сидония Аполлинария как источник сведений о жизни позднеантичного общества // Ученые записки исторического факультета НИУ «БелГУ». – Выпуск. 3. – Белгород, 2011. – С. 46 – 52. Литовченко Е.В. К образу Аполлинария Сидония: человек поздней античности // Научные ведомости БелГУ. Серия: История, политология, экономика. № 3 (34). Белгород, 2007.— С. 30-38 6Болгов Н.Н., Литовченко Е.В. Феномен Сидония Аполлинария: личность как отражение переходного характера позднеантичной эпохи // Античный вестник. Проблемы истории древнего мира и раннего средневековья. Вып. 5. Алматы, 2008.— С. 15-33 Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. – Белгород, 2009. – 96 с. Болгов Н.Н., Литовченко Е.В., Смирницких Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы IX региональной НПК. Т. 1. Белгород, 2007. — С. 47–55 7Труды Государственного Эрмитажа. LIV. Борисфен-Березань. Археологическая коллекция Государственного Эрмитажа. Том 2. – М., 2010. – 322 с. Труды Государственного Эрмитажа. Западноевропейское искусство. –Т.1. – М., 1956. – 296 с. Труды Государственного Эрмитажа. Культура и искусство античного мира и Востока. Т. II. – Л.-М,. 1958. – 256 с Труды Государственного Эрмитажа. Т. LXVIII. Эрмитажные чтения памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга (02.03.1893-27.06.1972), 2008-2010. –СПб, 2015. 386 с., ISBN 978-5-93572-638-6 8Галич Т. И., Захаров С. В. Эрмитаж: экспозиция как объект социологического исследования // Царскосельские чтения. – 2014. –№XVIII. [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ermitazh-ekspozitsiya-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 09.10.2021). Галич Т. И., Захаров С. В. Экспозиции Эрмитажа как культурологическая ценность // Аналитика культурологии. – 2004. – №1. [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspozitsii-ermitazha-kak-kulturologicheskaya-tsennost (дата обращения: 10.10.2021). 9Алексинский Д. П. Античное вооружение в собрании Государственного Эрмитажа / Алексинский Д. П.; Государственный Эрмитаж. — СПб., 2013. — 120 с. ISBN 978-5-93572-495-5 10Варшавский С.. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа / Варшавский С., РестБ.. — Л., 1939. — 252 с. 11 Пиотровский Б. Б.. История Эрмитажа : Краткий очерк. Материалы и документы / Б. Б. Пиотровский,; [Вступ. ст. и общ. ред. М. Б. Пиотровского; Гос. Эрмитаж]. — М., 2000. — 573 с. Пиотровский М. Б.. Эрмитаж. — М., 2003. — 616 с. — ISBN 5-85050-673-X. 12 Шувалова О.М. Музейная реставрация и экспозиция античной керамики в Эрмитаже. Прошлое и настоящее // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – №131. [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-restavratsiya-i-ekspozitsiya-antichnoy-keramiki-v-ermitazhe-proshloe-i-nastoyaschee (дата обращения: 11.10.2021). 13Шкаренков П.П. Кассиодор. Variae (фрагменты) / перев. С лат. , вступит. Ст. И примеч. П. П. Шкаренкова // Вестник РГГУ. — 2008. — №12. — С. 231-251. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kassiodor-variae-fragmenty-perev-s-lat-vstupit-st-i-primech-p-p-shkarenkova-1 14Бородай Т. Ю.«Утешение Философией» и другие трактаты. – М., 1990. — 414 с. 15Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф. А. Петровского. — М., 1936. — 328 с. 16Museum Definition: ICOM [Electron resource] URL: http://icom.museum/the-vision/museum-definition/ (date of access: 20.10.2021) 17Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?41 (Дата обращения: 20.10.2021) 18Зарождение и развитие музеев // Вестник культурологии. – 2010. – №4. [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarozhdenie-i-razvitie-muzeev (дата обращения: 22.10.2021). 19Бондаренко А. А. Античный Мусейон: рождение музея из мифа и ритуала // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2007. – №1. – [Электронный источник]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antichnyy-museyon-rozhdenie-muzeya-iz-mifa-i-rituala (дата обращения: 22.10.2021). 20Шувалова О.М. Музейная реставрация и экспозиция античной керамики в Эрмитаже. Прошлое и настоящее // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – №131. [Электронный источник]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-restavratsiya-i-ekspozitsiya-antichnoy-keramiki-v-ermitazhe-proshloe-i-nastoyaschee (дата обращения: 22.10.2021). 21Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. [Электронный источник] https://www.pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1/4_antique/index.php(Дата обращения: 12.10.2021) 22Музей Международного нумизматического клуба. [Электронный источник]URL: https://coinmuseum.ru/exhibitions/from-antiquity-to-the-middle-ages/(Дата обращения: 12.10.2021) 23Античная экспозиция — Постоянная экспозиция Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический[Электронный источник]URL: https://chersonesos-sev.ru/have-a-look/antichnaya-ekspozitsiya/(Дата обращения: 12.10.2021) 24ArchaeologicalMuseumofRhodes[Электронный источник]URL: http://odysseus.culture.gr/h/1/eh1560.jsp?obj_id=3312 (Дата обращения: 13.10.2021) 25Αρχική - HeraklionArchaeologicalMuseum[Электронный источник]URL: https://heraklionmuseum.gr/(Дата обращения: 13.10.2021) 26ΜουσείοΑκρόπολης[Электронный источник] URL: https://www.theacropolismuseum.gr/(Дата обращения: 13.10.2021) |