Главная страница

Антихристиан. сущ. целый текст. Антихристианская сущность нацистского режима


Скачать 86.5 Kb.
НазваниеАнтихристианская сущность нацистского режима
Дата18.07.2022
Размер86.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнтихристиан. сущ. целый текст.doc
ТипДокументы
#632749

Антихристианская сущность нацистского режима.

В церковной политике двух крупнейших тоталитарных режимов ХХ века – советского и нацистского имелось много общего, но существовали и серьезные различия. Хорошо известны гонения на Церковь и антирелигиозная политика в СССР в 1920-е – 1930 – е гг., в результате которой из 50 тыс. православных храмов к 1941 г. Остались действующими лишь около 350 (не учитывая присоединенных в 1939 г. Территорий). Гораздо меньше информации о том, что создание социалистического общества в Советской России первоначально имело некий псевдорелигиозный характер.

В 1920-е гг. немалое распространение получила советская имитация религиозных обрядов - всевозможные «Красные Пасхи», крестины, октябрины и т.п. В феврале 1923 г. Была даже создана специальная Центральная комиссия по проведению «Комсомольской пасхи» при Политпросвете ЦК РКСМ. На государственном уровне поддерживалось создание раскольничьих групп православного духовенства реформаторского толка, внедрявших всевозможные новшества. Внедряемая ВКП(б) идеологии осталась, прежде всего, политической, и псевдорелигиозные элементы в ней постепенно отмирали.

Некоторые временные изменения в этом плане произошли в 1960-х гг. в русле политики хрущевских гонений на Церковь и провозглашенного построения коммунизма. В феврале 1962 г. На Всесоюзной конференции по научно-атеистической пропаганде восторжествовало мнение, что религиозные обычаи и традиции следует вытеснять новыми праздниками и ритуалами. В печати начали появляться предложения о введении псевдорелигиозных ритуалов, которые бы при помощи определенных символов устанавливали мистическую связь людей с обещанным коммунистическим обществом будущего. Еще с конца 1950-х гг. вводились торжественные ритуалы бракосочетания, регистрации рождения ребенка, вручения паспортов подросткам, «гражданские панихиды». Однако они не получили распространения по всей стране и вскоре утратили всякий оттенок «советского богостроительства», которое после смещения Хрущева практически полностью исчезло.

Последние годы в западноевропейской историографии стала популярной концепция «политической религии» - существовавшей в нацистской Германии, СССР и некоторых других странах. Согласно этой концепции, утвердившиеся в указанных государствах, режимы имели лишь некие псевдорелигиозные формы, оставаясь при этом явлением политическим. Действительно, в СССР и ряде других коммунистических или фашистских стран так и было, но в нацистской Германии дело обстояло иначе.

Руководителей III Рейха очень привлекал опыт антицерковных гонений в СССР В директивах Гейдриха, Олендорфа и других видных нацистских чиновников летом­­­­­­­­­­­­­ – осенью 1941 г. Содержались указания тщательно сберегать и вывозить в Германию для изучения материалы антирелигиозных музеев и документы Союза воинствующих безбожников.

С самого момента своего возникновения национал-социализм не был чисто политическим движением. Значительная часть его создателей и руководителей воспринимали нацизм как новое мировоззрение и, в конечном итоге, основу для новой веры, которая расчистит себе путь пропагандой и насилием и придет на смену всем религиям мира. Уже в год основания (1920) Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) в ее программе было заявлено, что она «представляет точку зрения позитивного христианства». Так впервые прозвучало одно из возможных названий нового религиозного учения, постепенно – вплоть до 1945 г. Создаваемого нацистами и ставшего существенной составной частью их идеологии.

В этом плане среди работ нацистских лидеров, написанных до их прихода к власти, выделяется вышедшая в 1930 г. книга идеолога НСДАП и главного редактора центрального печатного органа партии – газеты «Фёлкишер беобахтер» Альфреда Розенберга «Мир XX века». На ее примере хорошо видно, что Розенберг стремился создать не просто еще одну теорию общественного развития, а совершенно новую религию, фактически не имевшую ничего общего с христианством. В ее основе лежали учения о крови и расе и откровенный разрыв с нравственными принципами христианства, говорившими о равенстве всех народов и рас земного шара. Розенберг писал о полном разделении Нового и Ветхого Завета, который отвергался как религиозная книга. Апостол Павел объявлялся «фальсификатором Евангелия», а сущ0ествующие Церкви назывались «порождением иудейско-сирийских стремлений апостолов». Вместе с ветхозаветными корнями христианства упразднялась и вся новозаветная догматика, «магия» таинств и иерархии, Иисус Христос рассматривался как один из духовных вождей, наряду с предшествовавшими ему в других религиях. Согласно Розенбергу «религия Иисуса» должна быть исправлена и освобождена от проповеди смирения и любви к ближнему.

Одним из первых глубокий анализ взглядов Розенберга и идеологии нацизма в целом сделал известный православный богослов протоиерей Сергий Булгаков. В декабре 1941 – в феврале 1942 гг. в оккупированном Париже он бесстрашно написал объемную работу «Расизм и христианство», в которой прямо и резко говорил о языческом характере новой религии: «Вместо Распятого и Его искупительной крови провозглашен также культ крови, но еще расовой, и знамением его является нехристианская свастика…Этот бог крови и эта религия являются нехристианскими…. Это есть не столько гонение… сколько соперничающее антихристианство, «лжецерковь» (получающая кличку «немецкой национальной церкви»)». Сравнивая нацизм с другими проявлениями антихристианства - «воинствующим безбожьем французских материалистов», взглядами Ницше, «ненавистью к святыне марксистов» и «варварскими гонениями большевиков», Булгаков пришел к выводу, что в Германии 1920-1930-х гг. возникла наиболее острая, злая и опасная форма: «Здесь приходится сказать, что гитлеризм, как религиозное явление, есть еще более отрицательное, даже чем воинствующий атеизм большевизма, он более глубоко отравляет душу народную, чем большевизм; поскольку последний есть удушающее насилие, первый есть своеобразное явление духовной жизни, некоторое зачатие духовное, однако не в христианстве, но в язычестве».

Забегая вперед, следует указать, что создать построенную на принципах нацистской идеологии религию в III рейхе не успели. Большое влияние в Германии имели две традиционные крупнейшие христианские конфессии – Лютеранская и Католическая Церкви, и руководству НСДАП на протяжении всего срока своего правления приходилось, так или иначе, считаться с ними. Еще в 1932 г. Внутри Лютеранской Церкви было образовано пронацистское движение «немецких христиан». Ставший канцлером, А.Гитлер включил Лютеранскую и Католическую Церкви в орбиту официальной политики унификации, согласно которой все сферы общественной жизни Германии подлежали подчинению новой идеологии. Первые преобразования в этом направлении должны были произойти у лютеран. 14 июля 1933 г. Рейхстаг одобрил указ о новой имперской церкви. Движение провозгласило себя «Евангелической Церковью германской нации», призванной явить миру «германского Христа деиудаизированной Церкви». Начались преобразования в духе нацистских установок.

Но часть лютеранских пасторов выступила с протестами против внедрения псевдохристианской нордической мифологии и «арийского параграфа» в расовом законодательстве «коричневого» генерального синода. Эти протесты стали частью программы Чрезвычайного союза пасторов, положившего начало евангелическому движению сопротивления, которое получило название «Исповедническая Церковь». Оно отказалось признать власть имперского епископа Мюллера и дало понять, что христианские догматы несовместимы с мировоззрением и политикой нацизма. Около 7 из 17 тыс. пасторов Германии присоединились к «Исповеднической Церкви» и оказались объектом преследований. В дальнейшем репрессиям подвергались основные руководители движения – Мартин Нимёллер, Карл Барт и известный протестантский теолог Дитрих Ботхёффер, арестованный 5 апреля 1943 г. И повешенный 9 апреля 1945 г. В концлагере Флоссенберг. Но все-таки «Исповедническая Церковь» смогла просуществовать до крушения III Рейха.

Еще более враждебным было отношение руководителей НСДАП к католицизму с его строгой догматикой и широким международным влиянием. Гитлер родился в католической семье, именно эта Церковь являлась для него наиболее одиозной. Тем не менее, став канцлером, он неоднократно заявлял, что новое правительство ставит своей целью создание благоприятных условий для религиозной жизни, и в июле 1933 г. предложил заключить соглашение (конкордат) с Ватиканом. Конкордат гарантировал неприкосновенность католической веры, сохранение прав и привилегий верующих, но предусматривал исключение всякого политического влияния со стороны Церкви. Порой данный документ трактуется как благословение Папой Пием XI нацистского режима. Это, конечно, не так. Подписание конкордата состоялось 20 июля. Но уже летом 1933 г. В Германии были распушены все католические партии и объединения, появилось и маловлиятельное движение «автокефалов», выступавших за отделение немецких католиков от Ватикана.

Осенью в 1933 г. Фюрер в одной из бесед с Геббельсом заявил: «Насчет вероисповедания: что одна вера, что другая – все равно. У них нет будущего. По крайней мере, в Германии. Итальянские фашисты во имя Господа предпочитают мириться с Церковью. Я поступлю так же. Почему бы и нет. Но это не удержит меня от того, чтобы искоренить христианство в Германии, истребить его полностью вплоть до мельчайших корешков.

Первый серьезный удар по настроению значительной части церковных кругов в пользу сотрудничества с правительством Гитлера был нанесен 24 января 1934 г., когда последний поручил Розенбергу контроль за всем духовным и мировоззренческим обучением и воспитанием членов НСДАП и подведомственных организаций. Автор «Мифа XX века» был известен, в то время как лидер всех известных христианству ил внутри нацистской партии, и его назначение стало очень тревожным сигналом.

Появление «Исповедующей Церкви» и критика нацизма со стороны некоторых католических священнослужителей способствовали давно задуманному переходу к антицерковным акциям. Уже в 1934 г. Были ликвидированы многие религиозные общественные организации, закрыты приходские школы, конфисковалась церковная собственность, активных христиан увольняли с государственной службы, некоторых пасторов изгнали, а другим была ограничена возможность проповедовать, что должно было подорвать силу церковной оппозиции. Начавшись против лютеран, гонения с марта 1935 г. Захватили и католиков. По стране прокатилась серия скандальных судебных процессов, имевших целью дискредитировать Католическую Церковь. Сотни священников и монахов обвинялись в контрабанде золотом, незаконных валютных сделках, аморальных действиях и распутстве. Католическая пресса подверглась жесточайшей цензуре, религиозные процессии, колокольный звон запрещались и т.п. Острие удара было направлено против монастырей – только в Австрии после ее присоединения к Германии закрыли около 1000 обителей.

Был начат эксперимент по дехристианизации крестьянства с помощью внедрения языческих обычаев – празднования зимнего и летнего солнцестояния и т.п. Все руководители нацистских организаций на селе регулярно получали приглашения на своеобразные антихристианские собрания, с которых началась пропаганда элементов новой религии. Вскоре последовало принуждение к выходу из церковных общин. Таинства крещения и миропомазывания (конфирмации) пытались вытеснить неоязыческой обрядностью посвящения молодежи. Свастика как иной языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялся христианскому кресту как символу унижения, достойного лишь «недочеловеков». Особое внимание уделялось антицерковному воспитанию молодежи в рядах «Гитлерюгента». В пропагандируемых песнях ее учили поклоняться нацистским кумирам, типа молодого функционера НСДАП Х. Веселя: «Мы – бодрая гитлеровская молодежь, и христианские добродетели нам не нужны, потому что наш вождь Адольф Гитлер всегда за нас предстательствуют. Николай зловредный поп не в силах нам помешать чувствовать себя детьми Гитлера. Мы идем не за Христом, а за Хорстом Васселем; долой кадило и святую водичку!»

Целый ряд германских теологов принялись разрабатывать догматы новой религии. Так, например, в 1934 г. 25 ее тезисов опубликовал профессор богословия Э. Бергман: «Еврейский Ветхий Завет не годится для новой Германии; Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и воином, призванным спасти мир от еврейского влияния; Адольф Гитлер – новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев; Свастика является преемницей меча как символа германского христианства» и т.п. Рассуждая о новой религии в III рейхе, Берман говорил: «Или у нас будет германский бог, или не будет никакого. Мы не можем преклонять колени перед всеобщим богом, который уделяет больше внимания французам, чем нам. Мы, немцы, были оставлены Христом богом на произвол судьбы. Он несправедлив, и потому мы терпели поражения за поражениями, что верили ему, а не нашему германскому богу».

В середине 1935 г. Под воздействием ряда внутриполитических и международных факторов Гитлер пришел к идее временно нормализовать резко обострившиеся отношения с Церковью и 16 июля подписал указ о создании Рейхсминистерства церковных дел. Его главой в то т же день был назначен член НСДАП с 1925 г. Прусский министр юстиции Ганс Керл. В публичном разъяснении своей будущей деятельности 8 августа 1935 г. Министр ясно отмежевался от розенберговского направления и религиозной политики «Коричневого дома» (штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене), направленной на радикальное разделение Церкви и государства, так как был убежден в необходимости их совместной работы.

Вплоть до 1938 г. Керл открыто защищал точку зрения, что религия и мировоззрение, христианская вера и национал-социализм являются чем-то идентичным.

1 декабря 1937 г., выступая в Хагене, министр сказал, что если судить не догматически, а жизненно, то слова и дела Христа, как они показаны в Евангелии, не противоречат учению национал-социализма. В итоге Керлу не удалось настоять на проведении своей церковно-политической линии. Оказавшийся в изоляции Керл был вынужден отменить свой указ. Тяжелый удар для министра была также неудача его плана создания Имперского церковного комитета, то есть государственно-церковного правительственного органа. Действия Керла способствовали консолидации его противников и более явному выявлению их позиции. В 1935-1936 гг. открыто начали свою антицерковную деятельность руководитель Партийной канцелярии Р.Гесс и его заместитель М. Борман. В это время также и СС под руководством рейхсфюрера Г.Гиммлера показала свою антихристианскую направленность.

К середине 1930-х гг. СС сложилась в структуру, напоминавшую ордена средневековья. Но с антихристианской сущностью. Праздники здесь отмечались по руническому зодиакальному кругу, главным считался день летнего солнцестояния, существовали ритуалы поклонения огню и т.п. Сохранились документальные кадры об имевшем культовое значение замке Вевельсбург. Он был избран Гиммлером, по-видимому, мечтавшим о создании своеобразного «Ватикана» СС – центра возрождения языческой религии и традиций.

Суть идеологического воспитания эсэсовцев хорошо показывают учебные материалы Службы имперской безопасности (от 28 марта 1943 г.), в которых перечислялись пять главных мировоззренческих врагов национал-социализма: евреи, масонство, марксизм, либерализм и Церковь. Она называлась последней, но при этом подчеркивалось: «Еще большим врагом является Церковь. Она постоянно стремится к мировому господству, Христианство, которое основывается на Ветхом и Новом Заветах, было взято из европейской религии. Христианское мировоззрение проистекает из переднеазиатской расовой души, а не исходит из естественных ценностей народа. Также в отличие от национал-социализма оно не знает рас, а его пароль гласит: перед Богом все равны, и к тому же исходной точкой считается еврейство. Как и другие наши враги, Церковь борется всеми имеющимися в ее распоряжении средствами против национал-социализма и его организации, заодно с европейскими капиталистическими и большевистскими режимами, чтобы уничтожить наш народ».

В 1935 г. Гиммлер придал статус государственного учреждения созданной в 1933 г. профессором Ф. Гильшеромом частной организации « Аненэрбе» (в переводе «Наследие предков»). Полное ее название гласило: «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», и теперь этому учреждению было поручено изучать все, что касалось духа, деяний, традиций, отличительных черт и наследия «индогерманской нордической расы». 1 января 1939 г. Аненэрбе получила новый статус, еще более расширивший сферу ее изысканий, к этому времени общество располагало почти 50 научными подразделениями. С 1938 г. все археологические раскопки в III рейхе стали проводиться с его ведома. Аненэрбе организовало несколько экспедиций в Тибет, на Ближний Восток и на юг Украины с целью подтверждения превосходства арийской расы. Наиболее известна организованная в 1937 г. Службами СС экспедиция Шеффера, в числе прочего изучавшая буддийские святилища Тибета. Сохранился снятый ее участниками документальный фильм, который в мае 1942 г. Просматривался в ставке Гитлера. Кроме чисто научных исследований Аненэрбе занималось также изучением оккультных тайных обществ и возрождением древних мистических культов, участвуя в создании новых обрядов. Среди сфер его деятельности было проектирование разработки психотропного оружия, призванного подавить «кристаллы воли». На заключительной стадии дело дошло до чудовищных медицинских экспериментов на живых людях в концлагерях. 1 января 1941 г. Аненэрбе было включено в состав личного штаба Гиммера и полностью стало органом СС. Его генеральный секретарь полковник СС В. Сиверс был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала. Документация же Аненэрбе в значительной части сохранились, и находится сейчас в Российском государственном военном архиве.

Из работ, посвященных изучению оккульто-языческой составляющей в идеологии нацизма, действительно известно, что Гитлер, Гиммлер, Гесс и многие другие руководители НСДАП были склонны к мистицизму и проявляли интерес к оккультным проблемам. По некоторым свидетельствам, под влиянием бесед с оккультистами Гиммлер даже начал считать себя воплощением императора Генриха I, а Гитлер – императора Фридриха II.

Антихристианские акции, стихнувшие на некоторое время после создания Министерства церковных дел, в дальнейшем продолжались с новой силой. Католическая Церковь первой оказалась в положении осажденной крепости, которую враги пытались разрушить любыми средствами. В этой ситуации 14 марта 1937 г. Папа Пий XI опубликовал обращенную к немцам-католикам энциклику «С горячей тревогой». Она была доставлена в Германию, тайно отпечатана, роздана и через неделю – 21 марта в Вербное воскресенье зачитана с кафедр всех католических храмов страны. В ней ясно говорилось о нехристианской сущности национал-социализма и несоответствии основам веры возникших среди немецких христиан пронацистских движений.

Для Гитлера опубликование энциклики стало полной неожиданностью. Гестапо конфисковало все захваченные экземпляры, но помешать распространению не смогло. В ответ последовало усиление репрессий. Записи в дневнике Геббельса свидетельствуют, что фюрер в мае 1937 г. Говорил о «большом походе» против Католической Церкви. Он приветствовал «радикальный поворот процессов над попами», планировал запрещение целибата, конфискацию церковного имущества, затруднение богословского образования, роспуск монашеских орденов и хотел полностью отобрать у «Церкви право воспитания», подчеркивая, что «только так мы измельчим ее за несколько десятилетий». Количество судебных процессов над ними возрастало до июля 1937 г., и в следующем году в «специализировавшемся» на духовенстве лагеря Дахау под Мюнхеном находилось уже 304 священника.

Начавшаяся территориальная экспансия и подготовка к войне переключили основное внимание фюрера на другие проблемы и заставили несколько дистанцироваться персонально от антицерковных акций. В этой ситуации усилилась борьба между Керлом и его сотрудниками с одной стороны и радикальным крылом НСДАП во главе с Борманом и Розенбергом с другой стороны. В отличие от Керла, отстаивавшего модель лояльной централизованной государственной Церкви, Борман выступал за полное отделение государства от Церкви, чтобы, лишив последнюю всех привилегий, путем децентрализации и раздробления ее на отдельные приходы максимально ослабить и в удобный момент вообще ликвидировать.

С присоединением в марте1938 г. Австрии у Бормана впервые появилась практическая возможность реализации своих идей, и он разработал новый правовой статус Церкви на свободной от конкордата территории «Остмарка». Изданный 28 апреля 1939 г. «Закон о регистрации церковных взносов в земле Австрия» значительно ограничил права религиозных организаций. В конце 1939 г. Гесс, Борман т Розенберг воспрепятствовали публикации книги Керла «Мировоззрение и религия – национал-социализм и христианство». Министр умер или, что вполне возможно, был тайно убит гестапо в Париже 14 декабря, и его должность оставалась вакантной вплоть до крушения III Рейха.

В 1939 г. В антицерковные акции активно включалось только что образованное Главное управление имперской безопасности (РСХА), глава которого Р. Гейдрих относился к числу наиболее активных и убежденных врагов христианства. Усилия различных служб безопасности имели два основных направления: разрушение сложившихся традиционных устойчивых церковных структур и тотальный контроль над всеми проявлениями религиозной жизни. В результате практически во всех крупных конфессиональных организациях различных европейских стран действовала разветвленная агентурная сеть нацистских специальных ведомств. 30 января 1939 г. Гитлер на заседании рейхстага заявил, что не может быть жалости и сострадания к преследуемым служителям Церкви, так как они отражают интересы врагов германского государства. 10 февраля 1939 г. Умер Пий XI, и на последовавшей вскоре интронизации нового Папы Пия XII посол Германии сказал вслух: «Впечатляющая и красивая церемония – но это в последний раз».

В конце 1930-х гг. дело дошло до разработки планов создания новой государственной религии, с заменой Библии книгой Гитлера «Моя борьба» как считают авторы, посвященной этой теме работ, ссылаясь на речь президента США Рузвельта от 28 октября 1941 г.

Однако подлинность зачитанных Рузвельтом материалов вызывает большие сомнения и, скорее всего, не выдерживает исторической критики. Примерно в то же время, предположительно в 1939 г., ведомство рейхслейтера Розенберга разработало совершенно другой «План национал-социалистической религиозной политики». Он был найден автором работы в документах берлинского Бундесархива в делопроизводстве упомянутого ведомства. Целью борьбы между национал-социализмом и Церковью провозглашалось создание официальной, обязательной для всех граждан «государственной религии». Наряду с ней объявлялась религиозная свобода в частной жизни, но все допускаемые религиозные сообщества должны были следовать «немецкому моральному и расовому чувству», причем явное предпочтение отдавалось «германско-нордичекому религиозному движению», а традиционные христианские конфессии предполагалось постепенно привести к полному исчезновению. Детально разработанный поэтапный план был рассчитан на 25 лет и включал в себя также перечисление средств борьбы с католиками и лютеранами.

С началом 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны Гитлер, руководствуясь прагматическими соображениями поддержания в критический период «гражданского мира» в германском обществе, посчитал необходимым временно ослабить давление на Церковь и не поддерживать открыто неоязыческое германское движение за веру. Через несколько дней после нападения на Польшу, фюрер заявил, что «всякая акция против Католической и Протестантской Церквей на время войны запрещается». Но от конечной цели – истребления христианских конфессий Гитлер не отказался.

В 1940 г. Борман посчитал, что настало время перейти к практическим экспериментам по обработке модели будущей антицерковной политике на всей территории III рейха и захваченных землях. В качестве испытательного полигона была избрана присоединенная к Германии после разгрома Польши область Вартегау с центром в Познани.

Эта провинция с населением 4,6 млн. человек (из них 340 тыс. немцев) была образована по указу Гитлера от 8 октября 1939 года, а 26 октября ее наместником назначили обергруппенфюрера СС А. Грейзера. Но на эксперимент в этой провинции нацистское руководство все-таки не решалось, так как Данциг с его большим немецким наследием как повод к войне с Польшей слишком явно находился в поле общественного зрения. Вартегау подходила больше, и предложения, высказанные в июньском проекте, нашли полное отражение в так называемых «13 пунктах», переданных 10 июля 1940 г. Властями представителю Познанской консистории. В дальнейшем эти пункты были окончательно сформулированы в указе наместника Грейзера от 13 сентября 1941 г.

При чтении упомянутых «13 пунктов» возникает ощущение их удивительной близости с соответствующими советскими законами и постановлениями конца 1920 – 1930-х гг. Церковь полностью упразднялась как единая централизованная иерархически соподчиненная организация. Членами общин могли быть только совершеннолетние, все конфессиональные организации (юношеские группы) упразднялись. В храмах могли служить только священники из Вартегау, которые при этом должны были иметь еще другую профессию. Наконец, немцам и полякам запрещалось состоять вместе в одной общине.

Германская Евангелическо-Лютеранская Церковь пыталась оказать сопротивление. В августе 1940 – ноябре 1941 гг. она направляла жалобы в различные государственные органы, но получила поддержку только Министерства церковных дел. 21 августа 1940 г. Керл попытался в последний раз вмешаться в развитие ситуации. Но наместник Вартегау заявил, что решения министерства «для него не существуют», и Керл был вынужден уступить.

К моменту прихода советских войск 97% существовавших в сентябре 1939 г. Храмов и все монастыри были закрыты, из 1900 священников более 90% арестовали, депортировали или убили, и к 1942 г. Их оставалось в приходе лишь 73.

С осени 1940 г. Вновь заметно ухудшилось положение христианских конфессий в самой Германии. Согласно изданному в январе 1941 г. Секретному приказу Партийной канцелярии гаулейтеры получили право конфисковывать всю монастырскую недвижимость без оглядки на законы и постановления. Жертвой этой акции за полгода «пали» 120 монастырей, которые в основном стали использоваться в качестве домов отдыха для членов партии. Сопротивление изгоняемых монахов было подавлено репрессиями – 418 священнослужителей отправили в концлагеря. В мае – июне 1941 г. Была запрещена почти вся церковная пресса, включая теологические журналы.

29 мая 1941 г. Борман был назначен вместо улетевшего в Англию Гесса руководителем Партийной канцелярии. В этом качестве он отвечал как за разработку, так и за окончательное редактирование и публикацию всех имперских законов и указов.

Хорошо известны и антицерковные письма Гиммлера своим сотрудникам, например письмо Кальтенбруннеру от 21 июля 1944 г., в котором рейхсфюрер СС писал о необходимости ввести на завоеванных российских землях вместо традиционно распространенных там конфессий новые формы религии.

Начало войны с СССР было встречено целым рядом церковных деятелей Германии положительно.

Трудности военное кампании в России заставляло нацистское руководство проявлять определенную осторожность. 31 июля 1941 г. Последовал очередной секретный приказ фюрера, запрещавший во время войны в Германии любые мероприятия против Церкви и не допускавший даже допроса полицией какого-либо епископа без разрешения свыше.

На практике в III рейхе до самого его крушения шла неослабная малая война против христианских конфессий, которой руководил лично Борман. И он по указанию фюрера неустанно готовил нацистскую партию к грядущему окончательному сведению счетов с Церковью.

Репрессии в отношении священников никогда не прекращалась полностью. Например, 23 октября 1941 г. Был арестован настоятель берлинской католической Хедвигскидхе Б. Лихтенберг, который с ноября 1938 г. Ежедневно публично молился «о евреях и всех несчастных узниках концлагерей». 22 мая 1942 г. священник был осужден и вскоре умер. Примеры же репрессий священнослужителей в самой Германии очень многочисленны. Так, в 1944 г. Были арестованы священники Ламперт, Шейнбахер и Даниель в г. Штеттине, настоятель бенедиктинского монастыря Неттен в Баварии аббат К. Гофмейстер, католический священник в Берлине И. Мецгер, которого «за измену родине» передали суду и казнили и др. Всего за годы войны было рассмотрено около 9 тыс. дел по обвинениям католиков в антигосударственной деятельности и после вынесения приговоров казнено и замучено около 4 тыс. человек. Причем в это число не входило еще несколько тысяч членов Ордена иезуитов. Только в концлагерь Дахау было заключено 2720 священников, из них 22 православных.

Таким образом, несмотря на всю яростную враждебность к христианству нацистских руководителей, «промежуточная стадия» в их антицерковной политике продолжалась до конца войны. В обстановке затянувшихся военных действиях и последовавших затем неудач они не решились перейти к следующим этапам своих планов. Ни целостного религиозного учения, ни единого набора ритуалов нацисты создать не успели. Вероятно, новая религия Гитлера была бы эклектичной смесью германского язычества, различных оккультных учений, каких-то внешних элементов христианства и даже буддизма. Но в мае 1945 г. «тысячелетний рейх» рухнул, похоронив под своими обломками и нацистский мистицизм.


написать администратору сайта