Антология «Лучшие сказочники мира» по детской литературе с практикумом по выразительному чтению. Козулина . Антология. Антология Лучшие сказочники мира по детской литературе с практикумом по выразительному чтению
Скачать 1.51 Mb.
|
Министерство образования и науки Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М.Горького» Антология «Лучшие сказочники мира» по детской литературе с практикумом по выразительному чтению Выполнила: Козулина Светлана Александровна, студентка 1 курса 12 группы отделения «Преподавание в начальных классах» Проверила: Нечаева Анастасия Валентиновна Оценка:________________________________ Красноярск 2016 Содержание Ганс Кристиан Андерсен……………………………………….1 Якоб Гримм, Вильгельм Гримм…………………………….....8 Джозеф Киплинг ……………………………………………….16 ЛингренАстрид Анна Эмилия ……………………………….20 Милн Алан Александр ………………………..………………30 Шарль Перро………………………………….……………….37 РодариДжанни……………………………………..…………45 Де Сент-Экзюпери Антуан-Мари-Роже ……………………..50 Янсон Туве Марика …………………………………………...61 Вильгельм Гауф……………………………………………….69 АНДЕРСЕН ГАНС КРИСТИАН (1805—1875) Биография Датский сказочник, поэт, писатель, драматург, эссеист Ганс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки. В 1819 мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков. В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение "Умирающий ребенок", которое позже принесло ему известность. На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене. В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии. Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена "Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер". В этом же году он написал водевиль "Любовь на Николаевой башне", который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех. В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии. За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). Всю свою жизнь Андерсен провел в путешествиях, он посетил многие страны. Во время путешествий Андерсен много писал. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. Два первых иллюстрированных выпуска "Сказок, рассказанных для детей" были напечатаны в мае и декабре 1835 года, третий сборник – в апреле 1837 года. В них вошли известные сказки"Огниво", "Принцесса на горошине", "Русалочка" и другие. В 1840-е годы был написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках "Сказки" с сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: "Книга картин без картин", "Свинопас", "Дюймовочка", "Снежная королева", "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утенок", "Девочка со спичками", "Тень", "Соловей" и другие. В 1858 году Андерсен впервые публично прочитал в недавно созданном Рабочем союзе свои сказки, которые имели большой успех. В последующие годы около 20 раз он читал сказки в аудиториях, состоявших из 500-900 человек. Помимо рабочих и студентов он читал свои сказки дворянству, знати и королевской семье. Андерсен был награжден датским рыцарским орденом Данеброг, немецким орденом Белого Сокола 1-го класса, прусским орденом Красного Орла 3-го класса, норвежским орденом Святого Олава. В 1867 году Ганс Андерсен получил титул статского советника и стал почетным гражданином города Оденсе. В 1875 году, в день рождения писателя, Андерсену было объявлено, что по приказу короля ему будет поставлен памятник в королевском саду в Копенгагене. Позже писателю были представлены несколько моделей скульпторов, изображавших его окруженным детьми, но ни одна из них ему не понравилась – он не считал себя только детским писателем. 4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене от рака печени. За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей, хотя был влюблен в нескольких девушек. Характеристика творчества Сказки Андерсена занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века. Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые. Андерсен — демократ и гуманист, мировоззрение которого складывалось под сильным влиянием традиций Просвещения и современных ему политических событий в Европе.. У Андерсена не было четкой и определенной политической программы, он стоял на общегуманистнческой позиции. Писатель не принимал участия в борьбе за конституцию у себя на родине, хотя сочувственно относился к передовым идеям эпохи. Он боролся за этический идеал справедливости, добра, любви и человеческого достоинства. Эти просветительские и гуманистические принципы Андерсен положил в основу своего творчества. В самом начале литературного пути писатель следовал традициям романтической школы, но уже в конце 20-х годов выступил против чрезмерной фантастики немецкого романтизма в творчестве его датских эпигонов. В дальнейшем Андерсен требовал, чтобы литература правдиво отражала жизнь. Андерсен начал писать еще в начале 20-х годов и пробовал свои силы в жанрах лирики, романа, драматургии, путевого очерка, биографического этюда и т. д. Даже в самых первых его стихотворениях отчетливо видны мотивы будущих сказок («Русалка с острова Самсё», «Хольгер-Датчанин», «Снежная королева» и т. д.), а позднее его патриотизм («Дания — моя родина») и сочувствие свободолюбивым идеалам («Часовой», «Шильонский замок»).К концу жизни великий сказочник стал подлинно народным писателем Дании. Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным. Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Калоши счастья» и др.). Своеобразие этих замечательных сказок заключается в том, что Андерсен, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастически персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.). Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества. Анализ сказки «Дюймовочка» Вся история маленькой девочки насыщена множеством очень непростых перипетий. Дюймовочка преодолевает их с терпением и какой-то чудесной легкостью, за что в финале получает самую большую награду, какая только может быть в жизни – взаимную любовь и счастье. При этом сакральный смысл сказки в том, что очень часто случайность – это божье провидение, которое ведет человека по его линии судьбы. Сказка начинается с банальной истории одинокой и бездетной женщины, которая на старости лет захотела иметь ребенка. Колдунья, к которой женщина пошла за помощью, дала ей цветок, из которого и появилась девочка всего в дюйм ростом. И все шло замечательно, женщина радовалась жизни и своему обретенному материнскому счастью. Но тут вмешалась её Величество Судьба в лице Жабы, которая решила женить своего сына на прекрасной девочке. Она выкрала красавицу и унесла в самую глушь болота. Рак-отшельник не смог смотреть на страдания Дюймовочки и спас её от ужасного брака. Тут же девочку сватает новый жених – толстый лоснящийся Жук. И вроде бы все шло хорошо, но девочку не принимает «общество» насекомых, слишком она тоненькая, «у неё даже нет усиков и всего две ноги и две руки». В самый разгар свадьбы Жук бросает невесту на произвол судьбы. Она терпит голод, лишения и вот уже почти замерзает в промерзшем поле, когда появляется новый жених – Крот. Он спасает девочку от смерти, но фактически делает узницей своего подземного жилища. В тоске по вольной жизни при помощи старой Полевой Мыши она лишь изредка может смотреть на Солнышко и то, только до свадьбы. И вновь вмешивается Судьба. Недалеко от норы Крота падает бездыханная Ласточка. Дюймовочка выхаживает птицу и прямо из под венца улетает с ней на свободу. Финал сказки фееричен. Дюймовочка попадает в королевство эльфов, принц которых влюбляется в хрупкую девочку с первого взгляда. Круг замкнулся – Судьба свершилась. Девочка, рожденная для любви и счастья, преодолела все превратности Судьбы, и обрела счастье вместе с крыльями, которые эльфы подарили ей на свадьбу. Кроссворд по сказкам Г. К. Андерсена 1. Как звали самую маленькую девочку в сказках Андерсена? 2. Что каждое утро пила Дюймовочка, когда жила все лето и часть осени в большом лесу? 3. Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? 4. Кто украл ночью Дюймовочку из дома женщины, чтобы выдать малютку замуж за своего мокрого и безобразного сына? 5. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? 6. Какой мальчик должен был выложить слово «вечность», за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет в сказке «Снежная королева»? 2 4 Р Ж 3 Д Ю Й М О В О Ч К А 1 С А Б А Л О К Й 6 В О Р К 5 Т ЯКОБ ГРИММ (1785 —1863) ВИЛЬГЕЛЬМ ГРИММ (1786 — 1859) Биография Сыновья чиновника. Якоб родился 4 января 1785 г. в Ханау, Вильгельм — 24 февраля 1786 г. там же. Братья получили юридическое образование в Марбурге. Гримм опубликовали ряд средневековых сочинений: «О старонемецком майстергезанге» (1811 г.), «Бедный Генрих» (1815 г.), «Рейнеке-Лис» (1834 г.), «Цветник роз» (1836 г.), исследование «Германские героические сказания» (1829 г.). Сборник «Детские и семейные сказки» братьев Гримм (в двух томах, 1812—1814 гг.) прочно вошёл в золотой фонд литературы народов мира. Литераторы настаивали на точной записи текстов сказок, стремясь сохранить своеобразие народной фантазии и языка устного повествования. В примечаниях к сказкам братья Гримм приводили многочисленные параллели из фольклора европейских народов. В духе своих романтических идей они объясняли сходство сюжетов наличием общего «прамифа», наследием от единого предка. Основоположники «мифологической школы» в фольклористике, исследователи использовали сравнительные методы (книга Якоба Гримма «Немецкая мифология», 1835 г.). С 1830 г. братья Гримм преподавали в Гёттингенском университете, откуда были уволены в 1837 г. за отказ от присяги ганноверскому королю. В 1840 г. император Фридрих Вильгельм предложил им профессорские кафедры; с 1841 г. Якоб и Вильгельм — профессора Берлинского университета и члены Прусской академии наук. Важное значение имели лингвистические труды Якоба Гримма «Немецкая грамматика» (в четырёх томах, 1819— 1837 гг.) и «История немецкого языка» (в двух томах, 1848 г.). Оба брата скончались в Берлине; Вильгельм Гримм — 16 декабря 1859 г., Якоб — 20 сентября 1863 г. Характеристика творчества Гриммы, особенно Якоб, – чрезвычайно сурово относились к тому, чтобы сказки оставались настоящими, народными, чтобы в их пересказе не было никакого искажения, никакой переработки на современный порядок, на собственный вкус. Суровый к педантизму Якоб настаивал на наиболее полной фольклорной достоверности. Вильгельм, больше поэт, чем ученый, считал, что нужна художественная обработка материала. Впрочем, расхождения эти были даже полезные: благодаря ним тексты гриммовских сказок совмещают в себе добросовестную научную достоверность с авторским поэтическим стилем. Записывая сказки со слов разных людей, Гримы не могли, да и не хотели, дословно воссоздавать манеру рассказчиков. Они оставляли в неприкосновенности порядок языка, композицию, сам дух сказки, но пересказывали ее по-своему, всегда творчески. Братья нашли свой единый стиль – живой, простодушный, иногда лукавый. Благодаря этому стилю их сказочные сборники стали не просто работой, но и большим явлением немецкой романтической литературы. Братья-писатели видели в произведениях устного народного творчества свои эстетичные образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера. Их литературным сказкам присущи объединение волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью. «Немецкие пересказы» братьев Гримм, как и «Детские и семейные сказки», вызвали к жизни бодрую деятельность собирателя во многих странах. Понятие «сказка» закрепилось за сказкой народной, но вместе с тем обозначало и литературную сказку. В тот же время делались попытки дать определение литературной сказке. Приоритет принадлежит Я. Гриму, который видел отличие литературной сказки от народной в осознанном авторстве и в присущем первой юмористическом начале. Анализ сказки «Сладкая каша» В этой сказке братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествуется о том, как одной девочке достался чудесный горшочек. Стоило ему только сказать: «Раз, два, три, горшочек, вари!» — и вкусная каша готова. Зажили безбедно мать с дочерью. Однажды девочка ушла из дома, а мать велела горшочку варить, но как остановить его — забыла. Горшочек наварил каши столько, что она поползла из дверей дома на улицу. От затопления деревеньку спасла девочка: приказала горшочку не варить больше. В сказке присутствует мотив чуда — волшебный горшочек. Однако его волшебная сила обернулась бедой, приключившейся от простой нелепицы. Викторина 1. Как звали известных на весь мир сказочников братьев Гримм? (Вильгельм и Якоб.) 2. Из какой страны были родом братья Гримм? (Из Германии.) 3. Назовите животных из одноименной сказки братьев Гримм, которые ради спора устроили марафонский забег на овощном поле. («Заяц и еж».) 4.Продолжите знаменитое сказочное заклинание, с помощью которого можно было управлять одним из предметов кухонной утвари: «Раз, два, три…» («…Горшочек, вари!») 5. Перечислите музыкантов ансамбля из сказки «Бре-менские музыканты». (Осел, Собака, Кот и Петух.) 6. В этой хижине все было маленькое. Посреди хижины стоял столик с 7 маленькими тарелками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем 7 ножичков и вилочек. Около стола стояли рядком 7 кроваток». Из какой сказки этот отрывок? («Белоснежка и семь гномов».) 7. Вспомните сказки братьев Гримм, в названиях которых присутствуют числа. («Три брата», «Три счастливца», «Семеро храбрецов», «Белоснежка и семь гномов».) ДЖОЗЕФ РЕДЬЯРД КИПЛИНГ (1865—1936) Биография Английский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1907. Родился 30 декабря 1865 в Бомбее (Индия). В шесть лет мальчика отослали в Англию на попечение кальвинистской семьи. В 1882 шестнадцатилетний Редьярд вернулся в Индию и устроился помощником редактора в лахорской газете. Не по летам развитый юноша удивлял местное общество проницательными суждениями о тайных пружинах колониального правления и знанием Индии, почерпнутым в основном в разговорах с энциклопедически образованным отцом. Ежегодные отпуска в гималайском городе Симле стали источником многих работ писателя. В 1886 он выпустил книгу стихов Департаментские песни (Departmental Ditties). За ней последовали Простые рассказы с гор (Plain Tales from the Hills, 1888) – лаконичные, зачастую грубоватые рассказы о жизни британской Индии. В 1887 Киплинг перешел в газету «Пайонир» в Аллахабаде. Лучшие его рассказы вышли в Индии, в дешевых изданиях, и позже были собраны в книгах Три солдата (Soldiers Three) и Ви-Вилли-Винки (Wee Willie Winkie), содержащих картины жизни британской армии в Индии. В 1889 Киплинг путешествовал по всему миру, писал дорожные заметки. В октябре он приехал в Лондон и почти сразу сделался знаменитостью. Следующий год стал годом славы Киплинга. Начав с Баллады о Востоке и Западе , он шел к новой манере английского стихосложения. С выходом первого романа Киплинга Свет погас (The Light That Failed) (1890) связаны некоторые библиографические трудности, поскольку он появился в двух вариантах – один со счастливым концом, другой с трагическим. Из-за переутомления здоровье писателя пошатнулось, и большую часть 1891 он провел в путешествиях по Америке и британским доминионам. Вернувшись в январе 1892, женился на сестре американского издателя У.Балестьера, в соавторстве с которым написал не имевший успеха роман Науланка (Naulanka, 1892). Во время медового месяца, который чета Киплингов проводила в Японии, банковский крах оставил их без гроша, и они обосновались в доме Балестьеров в Братлборо (шт. Вермонт). За четыре года, прожитых в Америке, Киплинг написал лучшие свои произведения. Это рассказы, вошедшие в сборники Масса выдумок (Many Inventions, 1893) и Труды дня (The Day's Work, 1898), стихи о кораблях, о море и моряках-первопроходцах, собранные в книге Семь морей (Seven Seas, 1896), и две Книги джунглей (Jungle Books, 1894–1895). В 1896 он написал книгу Отважные мореплаватели (Captains Courageous). Жизнь Киплингов в Новой Англии закончилась нелепой ссорой с шурином, и в 1896 они вернулись в Англию. По совету врачей писатель проводил зимы в Южной Африке, где сблизился с идеологами колониализма А.Милнером, Л.С.Джеймсоном и С.Родсом. Был военным корреспондентом во время англо-бурской войны 1899–1902. На вершине славы и богатства Киплинг избегал публичности, игнорировал враждебную критику, отказался от звания поэта-лауреата и многих почестей. В 1902 он поселился в глухой деревне в графстве Суссекс. В 1901 Киплинг выпустил роман Ким (Kim), свое прощальное слово к Индии, в 1902 – восхитительную детскую книгу Сказки просто так (Just So Stories). К середине жизни писателя его литературная манера изменилась, теперь он писал неторопливо, осмотрительно, тщательно выверяя написанное. Для двух книг исторических рассказов Пак с холма Пука (Puck of Pook's Hill, 1906) и Награды и Феи (Rewards and Fairies, 1910) характерен более высокий строй чувств, некоторые из стихов достигают уровня чистой поэзии. Киплинг продолжал писать рассказы, собранные в книгах Пути и открытия (Traffics and Discoveries, 1904), Действие и противодействие (Actions and Reactions, 1909), Самые разные существа (A Diversity of Creatures, 1917), Дебет и кредит (Debits and Credits, 1926), Ограничение и обновление (Limits and Renewals, 1932). В 1920-е годы популярность Киплинга уменьшилась. Гибель сына в Первую мировую войну и неотвязные болезни писатель перенес стоически. Умер Киплинг в Лондоне 18 января 1936. |