Главная страница

Аспекты социологии научного познания в физике Поздняк Н.И. 10.02.22 1.22 Аспекты социология научного познания в физике. Аспекты социологии научного познания в физике Введение


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеАспекты социологии научного познания в физике Введение
АнкорАспекты социологии научного познания в физике Поздняк Н.И. СПб
Дата27.05.2022
Размер1.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла10.02.22 1.22 Аспекты социология научного познания в физике.pdf
ТипДокументы
#553333
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Стремление человека с помощью аффектов поддерживать собственное существование выражается в таких терминах как желание, влечение, радость, удовольствие и др, в тоже время, отрицательные свойства пьянство, скупость, злоба, развратит. п. тоже можно отнести к состоянию души и тела. Иногда человек бессилен перед своими страстями, и этот атрибут души Спиноза назвал рабством, хотя сам человек внушает себе, что это есть свобода воли.
Философская страсть к познанию природы считается самым сильным аффектом состояния души, которая приносит удовлетворение и счастья бытия. Критикуя библию в части Ветхого закона Спиноза находит множество противоречий, разночтений, выдуманных чудес, повторений и т. п. Однако, какие-то мифологические истории по мнению Спинозы следует сохранить для моральных устоев толпы, незнакомой с философией морали.
Спиноза не был атеистом, хотя его работы серьезно подрывали устои религии.
В буржуазном обществе к общей морали приобщилась понятие собственной выгоды и интереса. Классовый интерес — это материальный интерес каждого человека, и Спиноза не разобрался в этом вопросе и вопросе значения разделения орудий труда в обогащении одних и

27 обнищании других. Для
Спинозы достаточно было разработать внеклассовые юридические правовые законы в соответствии с нормами морали.
Действия человека у Джона Локка (1632-1704) напрямую зависят от воспитания и познаний, воли и способности жить по морали. Воспитание включает как физическое, таки духовное. Локк основоположник эмпирического сознания. Относительно религиозных убеждений Локк говорит, что вера есть согласие ума на разумном основании. Государство не должно вмешиваться вдела церкви, а, тем более, заниматься принуждением граждан верить или не верить. Каждый вправе самостоятельно решать, как распорядиться свободой воли и поведения, но всегда помнить о моральности своих действий и быть терпимым ко всем, кто имеет другие убеждения. Политическое мировоззрение Локка хорошо видно из его тезисов государство обязано обеспечить личную свободу и права человека, власть избирается народом, права народа на восстание против тирании. В основе философии познания у Локка — эмпирические познания через чувственные восприятия разделяют разум и бытие, но которые взаимодействуют между собой. Локк считает, что субъективные познания ограничены и не следует тратить время на познание того, что не поддается познанию. Мышление зависит и состоит из идей, которые не могут быть врожденными, но и врожденной морали, как и врожденного бога, тоже не бывает, следовательно, идеи и есть эмпирические познания, состоящих из отдельных восприятий и интуиции абстрактного мышления. Получается, что единственным подтверждением существование вещей является наличие идей восприятия и чувств. Еще не выполняя действий, человек может разобраться в их добром или плохом намерении, и это достигается внутренним или внешним опытом. Внутренний опыт — это

28 рефлексии душевной деятельности, а внешний опыт есть результат влияния внешних вещей на чувственные восприятия и ощущения.
Одним из критериев обоснования истины у Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) является закон противоречия, который позволяет мыслить непротиворечиво. Анализ опытных фактов — это их связь с другими фактами с последующей формулировкой гипотез. Принцип причинности у Лейбница основывается на законе достаточного основания, которое, в свою очередь, опирается на законы тождества и непротиворечия. Все они являются опорой опытного познания природы. В тоже время, закон достаточного основания отображает мыслительную деятельность исследователя, результатом которой является обоснование предложенной гипотезы.
Метафизика Лейбница включает категорию субстанции бытия. Хотя богу Лейбница что-то аморфное, но он всегда прибегает к нему в случаях, когда не может объяснить необъяснимое. Как и у Декарта, Богу Лейбница субстанция, абстрактное существо, обладающее могуществом, волей и абсолютными знаниями. В работе Новый опыт человеческого разума он подчеркивает, что одному богу известна любая бесконечность и следствия из нее. Проблема чуда и мистификации — это эффект невежества у Спинозы, ау Лейбница — это проблема безграммотности. Понятие свобода воли Лейбниц отвергает, как противоречащие детерминизму, ибо воля человека детерминирована внутренними и внешними причинами. Свобода, а несвобода воли у Лейбница, как у Спинозы и Гоббса, связаны с необходимостью в смысле объективного ограничения действия. Свобода разумного — это мотивированность поступков субъекта в рамках поставленной цели и обстоятельств. Закон достаточного основания является обоснованием мотивов, а значит и свободы, которая для разных людей отличается.

29
По мнению Дэвида Юма (1711-1776), учение о человеке в философской науке наиболее важное, так как все науки есть творение человека. Сознание человека Юм делит на две категории ментальное и обобщающее. Он анализирует способности человека в рамках естественного опыта. Юм не скептика скорее всего, реалист и оптимист с мировоззрением на основе антропологии. Юм использует общепринятые понятия для характеристики внутреннего состояния человека вера, впечатления, настроение, привычка, жажда, активность, скептицизм и др. Сам скептицизм Юм делит на группы академический и картезианский пирронизм, в смысле сомнения, источником которого является природа и окружение человека. Психологические впечатления шире и ярче идей, так как впечатления состоят из идей. Юм делит впечатления на первичные и вторичные, то есть на ощущения и рефлексию. В тоже время, Юм делит идеи на идеи памяти и воображения, при этом, общих идей не бывает, так как отдельные идеи можно комбинировать в соответствии законами ассоциации сходство, причинность, смежность. К этим понятиям отношений он присоединяет количество, качество, тождество и противоположность.
Дух по мнению Юма есть множество перципций, то есть не осознаваемых человеком ассоциаций. Отрицая категорию Я Юм пользуется им при обсуждении категории аффектов — добра и зла, радости и печали, слабости, раздражения, симпатии и др. В Трактате о человеческой природе Юм обращает внимание на категориях унижение и гордость, которые в соответствующих обстоятельствах поведения субъектов могут переквалифицироваться в ненависть и любовь, связанных через отношения двух Я. Особое внимание Юм уделяет критерию воля — состоянию человеческого мозга не как аффекта как состояния субъекта, направленного на выполнения внутренней установки или необходимости. Уровень воли, а

30 тем более, свободной воли, у каждого человека индивидуальна и зависит от его способности и мотивации преодолевать трудности в достижении цели.
В этическом плане моральное чувство бескорыстно и отождествляется с понятием долга, добра и необходимости, в отличие от эгоизма. В социальной философии Юм рассматривает взаимоотношения людей, общества, государства на принципах справедливых взаимных обязательств и прав. Для простых людей вера в бога — надежда на улучшения своей жизни и возможного спасения души после нее. Бессмертие души надо заслужить поступками добра является одним из аффектов религиозного учения, направленного на исправления или удержания человека от плохих поступков, при обязательном совершении богопочетания всю жизнь.
Франсуа Мори Вольтер (1684-1778) постоянно критиковал церковь за догмы и жестокость, нос другой стороны считал, что в бога надо верить, а в церковь необязательно ходить. Он считал, что целесообразность в природе определяется богом. Раз существует вечное, то это вечное в природе и есть бог, который и есть причина бытия. У Вольтера материю и ее вечное движение создал бог, как первопричина. Вера в бога необходимое учение для успокоения верующих и соблюдения морали, но тогда все равно бога надо было придумать. Отрицая бестелесность души Вольтер утверждал, что душа не субстанция, а способность человека мыслить и это дано богом. Знания — это сумма идей в процессе познания, без чего не возникает цивилизованного общества. Он считал, что мнения великих людей влияют на общество, и оно может стать лучшим или наоборот. Деспотическая власть должна уступать место разуму, при сохранении различий между богатыми и бедными.
Жан Жак Руссо (1712-1778) различает два типа неравенства — физическое неустранимое) и политическое, при котором одни пользуются трудом других, одни имеют привилегии, а другие не имеют даже прав. Развитие

31 общества Руссо делит на этапы эволюции сознания людей от добра и свободы до жестокого соперничества, злобы, стяжательства, разврата. Чтобы искоренить это и вражду государств Руссо предлагает создать общественный договор, который гарантирует политическое равенство людей и закрепляет право собственности. Соблюдение общественного договора контролируется правительством и общественным собранием. Он же предлагает бороться с атеистами, не признающих бытия бога, а значит религиозной, а значит общественной морали. К слову сказать, некоторые философы считают, что общественный договор Руссо спровоцировал Великую Французскую революцию.
Дени Дидро (1713-1784) считал, что в природе существует лишь материя и движение, а абсолютного покоя нет, тем самым полностью принимает законы Ньютона. Он говорит, что материя состоит из неделимых молекул и они вечны. Для вечно движущейся материи первопричина в виде бога ненужна. Источником познания у Дидро являются чувственные восприятия и образы. Методы изучения природы наблюдения — собирание фактов, размышления — комбинирование догадок и гипотез, опыт — проверка гипотез. Дидро считает, что жизнь появилась из микроорганизмов, которые произошли из неживой материи. Более сложные организмы образовались в результате трансформации простых. Он отрицал деизм, как науку о происхождении мира через бога, но который дальше ненужен в объяснении явлений природы. Дидро также отрицал метафизику и механицизм, которые утверждали, что полученных познаний достаточно. На основании того, что Вселенная бесконечная Дидро считало невозможности познать ее исчерпывающим образом, однако призывает изучать природу, чтобы ее познания служили людям. В результате своей деятельности его философские взгляды стали отрицать религиозные учения и сам он сал на позицию материализма.

32
Не отрицая роль эмпирического познания, Иммануил Кант (1724-1804) указывает о необходимости дополнять исследования логическими выводами, чтобы исследования имели законченный вид научного знания. Однако, роль разума у Канта важнее чувственных восприятий, полученных в опыте, так как именно разум формирует знания в процессе синтеза о сущности вещей через математику, философию, естествознание. Для этого он анализирует познавательные возможности субъекта в формах трансцендентальной аналитике, эстетике, диалектике, то есть в формах рассудка, чувственности и разума в целом. Сочетания этих форм Кант подразделяет на четыре категории количество, качество, модальность и отношение. При этом, в отличие от рассудка, разум может рассуждать о бесконечности пространства и времени, о свободе личности, о воле, о боге. Кант считает, что старая метафизика всегда старалась реализовать связь опыта и разума, что противоречило самому разуму.
От критики метафизики Кант перешел к обсуждению понятий человек и свобода в концепции метафизика нравственности в своих работах Основы метафизики нравственности, Критика практического разума, Метафизика нравов. Канта интересовали мотивы поступков людей без связи времени и состояния общества. Кант говорит, что поступать во всех случаях по моральному закону, или так, как будто твое поведение в рамках уважения к закону. Несмотря на конфликты между людьми, властью и обществом историческая цель человечества создание общего гражданского правового общества.
По мнению Канта, порядок в природе управляется высшим разумом, так как целесообразность и жизнь не могут быть объяснены естественными науками. Основная задача метафизики по Канту — это выявление простых понятий мышления человека, а тогда философия не должна заниматься измышлением. Наличие Высшего разума в философии Канта не позволила

33 ему понять стационарную Вселенную Ньютона, хотя, принял концепцию абсолютного пространства, которая необязательно вмещает в себя тела и из взаимодействия. У Канта время, как и пространство чувственное восприятие каждого индивидуума в отдельности иначе говоря, имеет субъективное восприятие. У Канта абсолютное пространство и время есть чувственное восприятие, а вещи в этом пространстве имеют нечувственное восприятие. Такое отношение к восприятию Кант назвал трансцендельтальностью мышления, или трансцендельтальным идеализмом. В итоге, Кант пришел к мысли в работе Критика чистого разума, что нельзя познавать вещи сами по себе, но можно познавать только собственные чувственные восприятия — феномены.
Критическая система Канта по отношению к механистической философии изложена в работах Критика чистого разума, Практическая философия и Критика практического разума. Кант ставит вопросы что я могу знать и, что я должен знать, и на, что я могу надеяться. С одной стороны, он строит систему чистого восприятия и обобщения относительно законов природы, с другой стороны, рассматривает мораль целесообразности и связанной с ней свободой человеческой воли. В итоге, поставленные Кантом вопросы сводятся к одному что такое человек. Изучение этого вопроса по Канту можно рассматривать с антропологической зрения, или философской рефлексии, обладающей способностью познания всего окружающего мотивации, воли и чувственного отношения к чему-либо, через могу — не могу. Способность человека в познании законов природы зависит от его отношения к восприятию через чувства и воли, при этом, Кант считает, что человек не является творцом вещей в смысле создании новой материи неизвестной ранее, а значит человек не может создавать вещи сами по себе, отсюда познание неизвестного невозможно.

34
У Канта время — внутреннее чувство и оно должно быть связано с внешним чувством пространства и материи, так как всякие изменения в пространстве связаны с интервалами времени. Другое дело, геометрия и математика вообще могут познаваться без привлечения внутренних и внешних чувств. Способность человека — это умение рассуждать и создавать правила по известным понятиям.
Возможность восприятия явлений Кант соотносит с категориями противоположного свойства 1) совокупность, множество, единство 2) ограничение, отрицание, реальность 3) причина — действие, субстанция 4) возможность
— невозможность, необходимость
— случайность, существенное — несущественное. Для познания явлений чувственного восприятия недостаточно, так как требуется воображение в форме различных образов доступных субъекту познания. Кантовские категории являются основой его концепции чистого разума — все наблюдения относятся к экстенсивным величинам, ареальное относится к интенсивным величинам. Когда при смене событий в природе все изменения подчиняются закону отношения причина — действие закону сохранению материи.
Таким образом, познание законов природы есть чувственные восприятия и умозаключения, которые связаны между собой. Так как человек наделен разумом, то по Канту логический разум создает умозаключения, ареальный разум создает новое, конкретное. У Канта идеи чистого разума — это душа, мир, боги они нужны для познания природы путем рассуждений и восприятий разумом. Кант утверждает, что существование бога нельзя доказать ни космологически, ни практически, то есть следует принять его a priori без доказательств, как необходимость, как факт целесообразности, позволяющий объяснять явления, которые человеческому разуму пока не под силу как возникновение Вселенной, или жизни на Земле. Бывают

35 случаи, когда разум человека раздваивается антиномия и бесполезно обсуждать бесконечна или конечна Вселенная, так как это вещь в себе, не имеющая отношение к человеку.
Кант говорит в отличие от чувственных склонностей человека, его свобода должна подчиняться моральным закону, требованию воли для победы чувства долга над эгоистическими наклонностями. Хотя чувственная мотивация связана с волей, однако может оказаться, что уровень мотивации не соответствует уровню воли. Поступки людей не всегда соответствуют требованиям морали и тогда свобода может оказаться аморальной. В случаях, когда человек плохо знаком с законами морали, тогда его воля будет направлена на эгоистическое удовлетворение свободы поведения. Значительно чаще бывает, когда человек намеренно игнорирует законы морали, и, как правило — это преступники разной масти.
Понятие свобода относительное и зависит от уровня воспитания и развития человека. То есть, это понятие противоречивое и неоднозначное. Свобода действия должна соответствовать правовому законодательству и быть в рамках моральных устоев, что обеспечивается волей и мотивацией. Практический разум по Канту — это бессмертие души, существование бога сего абсолютной свободой воли. Природа и свобода связаны между собой целесообразностью, которая поясняет эволюционный процесс в живом мире. В тоже время, субъективная целесообразность проявляется как познавательная сила души в стремлении находить гармонию в природе и обществе. Просвященное общество обязано соблюдать права личности и свободу слова в пределах моральных общественных взаимоотношений, а также с учетом того, что свобода одной личности не должна ограничивать свободу другой личности.
Последователь учения Канта Иоган Фихте (1562-1814) в работе
«Наукоучение» подчеркивал первенство морали и человека перед

36 государством, и, действуя по морали человек должен опираться на научную основу. У Фихте философия есть наука-наук, которая дает основы всякого знания, безусловное и наивысшее для каждого. Если знания достоверны, значит они или новые, то есть первоначальные, или производные, которые выводятся из первоначальных знаний. Отсюда — первоначальных достоверных знаний не может быть много, иначе, одни станут противоречить с другими. Следовательно, наука опирается на аксиомы и основополагающие законы природы и общества.
В своих философских теориях Фихте вводит критерии логического мышления категорию качества закон формальной математической логики закон основания, в котором все должно иметь причину категорию трансцендентной, то есть неподдающейся опыту и пониманию, философии. Для характеристик ощущения и мышления Фихте вводит понятия созерцание, воображение, рассудок, суждение, способности разума. В итоге, у Фихте предмет мысли субъекта есть объект собственного мышления в форме образов духовного восприятия. Если раньше Фихте говорил, что нельзя объяснить понятие интуиции и доказать ее существование, то позже он выводит логический вариант опосредованного познания самого знания. При этом, вместо субъективной созерцательности говорит о объективной истине, которая не должна зависеть от сознания и интуиции субъекта.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта