Главная страница

Авангард и первые школы модернизма. Авангард и первые школы модернизма


Скачать 5.28 Mb.
НазваниеАвангард и первые школы модернизма
Дата31.05.2022
Размер5.28 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАвангард и первые школы модернизма.docx
ТипРеферат
#560377
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

Немецкая архитектурная школа. Баухауз.


25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар была образована Высшая школа строительства и конструирования — Баухаус. Буквально это слово переводится с немецкого как «дом строительства». Первым директором и вдохновителем школы стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который сформулировал ее главный принцип так: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».

По мнению Гропиуса, Баухауз должен способствовать созданию коллективных произведений, в которых строительное и декоративное искусство соединялись бы в единое целое.

На подобных принципах была построена и структура школы, и вся педагогическая система учебного заведения. Даже подбор педагогических кадров был основан на системе единства изобразительного искусства, прикладного творчества и архитектуры с ее сложными техническими особенностями.

Рис. 5. Здание школы Баухауз в Дессау

О днако после шести лет успешной просветительской деятельности власти Веймара изгнали Баухауз из города, и В. Гропиус занялся строительством нового школьного комплекса в Дессау (рис.5). За год ( с 1925 по 1926) были построены школьные корпуса и жилые дома, которые стали ярким образцом европейской функциональной архитектуры.

Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты.

Впоследствии, когда В. Гропиус покинул Баухауз, его место занял архитектор Ханнес Майер, руководивший отделением архитектуры с 127 года. В этот период в деятельности школы произошли существенные изменения. Так, Х. Майер сделал основной упор на социальное назначение архитектуры. Он считал, что постройки должны быть максимально практичными и функциональными, и призваны служить нуждам жителей.

Последним директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. А в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и школа Баухауз навсегда прекратила свою деятельность.

Здания в стиле Bauhaus чаще всего характеризуются геометрической четкостью линий и имеют подчеркнуто кубическую форму. Однако иногда встречаются постройки с закругленными углами и балконами, которые имеют гладкие фасады и открытую планировку. Наиболее близкими к движению Баухауз можно считать идеи рационализма, конструктивизма и, конечно, модерн, который фактически стал источником основных идей. Так, например, вслед за рациональной модернистской архитектурой сторонники Баухауза стали акцентировать внимание на конструкции здания, а также на его экстерьере. Они начали использовать железобетонные и кованые металлические элементы, а также стекло. Такие постройки не требовали слишком больших вложений и при этом отвечали эстетическим и функциональным требованиям. Особенно актуально это было в послевоенные годы, когда  экономика требовала максимально доступного жилья при минимальных затратах на строительство.

Простота, функциональность и практичность, целесообразное использование пространства – все эти характеристики с самого начала стали ключевыми для зданий, построенных в стиле Баухаус. Основные принципы можно сформулировать следующим образом:

  • Минимум орнамента, максимум функциональности.

  • Использование асимметрии и повторяющейся симметрии.

  • Максимальное использование пространства помещений.

Ввиду своей универсальности стиль требовал отказа от исторических черт, именно поэтому начали активно использоваться геометрические формы, нейтральные цвета и гладкие текстуры. Наиболее популярными материалами стали железобетон, стекло и металл. Пространства стали более широкими и в том же время практичными.

Яркие примеры Баухауса есть по всему миру, множество можно найти в Тель-Авиве и США. Один из ярких примеров архитектуры Баухауса — дом Фарнсуорт в Чикаго (рис.6), который построен по проекту Людвига Мис ван дер Роэ.



Рис. 6. Дом Фарнсуорт в Чикаго, арх. Людвиг Мис ван дер Роэ

Одноэтажный дом площадью 140 м2 состоит из восьми стальных колонн, которые поддерживают крышу и пол, эти колонны имеют структурную и декоративную функцию. В промежутках между колоннами находятся окна от пола до потолка по всему дому, открывая вид на лес вокруг. Идея проекта дома была в том, чтобы обеспечить приватность в доме с помощью деревьев, расположенных на частной территории. Ван дер Роэ буквально создает простран­ства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше».

Рис. 7. дом Сонневелда в Роттердаме, арх. Йоханнес Бринкман и Лендерт ван дер Флюхт

Д остойным примером архитектуры в стиле баухауз также является дом Сонневелда в Роттердаме (рис.7),  построенный по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, разделявшим взгляды Гропиуса. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.

Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и по-монашески аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов.  Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготов­лена по индивидуаль­ному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех ком­натах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.

1932 год  становится переломным для баухауса, как уже было сказано, нацисты отдали приказ о закрытии школы за ее «излишнюю свободу и распущенность». Этот факт, а также  укрепление нацистских настроений в Германии послужили причиной оттока большого количества евреев – архитекторов, инженеров и художников. Они прибывали в Палестину, в Тель-Авив — в город, свободный от религии, традиций, готовый к принятию нового. Он стал для них чистым холстом, нуждавшимся в сотнях новых зданий. Баухаус предоставил Тель-Авиву модель, которая могла быть использована для создания новой восхитительной обстановки. Здания могли возводиться быстро и дёшево, а в социалистической атмосфере тогдашней Палестины все аспекты и замыслы жилых строений в стиле баухаус, такие как доступность, функциональность и открытость миру, были востребованы в полной мере.

В Тель-Авиве около 4000 зданий в стиле баухаус (рис.8). Основная их часть расположена в центре города, на бульваре Ротшильда, улице Дизенгофа, улице Шенкин и на улице Кинг Джордж. В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века». В заявлении также упоминалась уникальность адаптации современного интернационального стиля к культурным, климатическим и местным традициям города. В настоящее время большинство новых построек в центре города тяготеет к стилю баухауса, несколько модернизируя и изменяя его. Используются и комбинируются другие материалы, активно применяется в отделке дерево. Современные архитекторы стараются вписывать новые здания в окружающую застройку, тем самым они сохраняют неповторимый и уникальный облик города, в котором спустя сотню лет сохранилось ощущение свободы, авангарда и плюрализма.



Рис. 8. Архитектура Тель-Авива в стиле Баухауз
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта