Авангард и первые школы модернизма. Авангард и первые школы модернизма
Скачать 5.28 Mb.
|
Чикагская архитектурная школаОдним из первых представителей и своего рода первооткрывателем модернизма был американский архитектор Луи Салливан, или, как его называют «отец небоскребов». Высотные здания строили и современники Салливана, но именно ему удалось сделать теоретическое усилие: он сформулировал универсальные правила возведения небоскребов и создал убедительные образцы. Помимо того, что Салливан — ключевая фигура архитектурного модернизма, он автор формулы «форма следует функции», идеолог Чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Большой чикагский пожар 1871 года уничтожил многие здания, город надо было восстанавливать, и архитекторы были нарасхват. Так что поначалу работы было полно. Здесь Луис Салливан трудился в команде архитектора Уильяма Ле Барон Дженни (контора возводила здания со стальными конструкциями) и, заработав немного денег, уехал в Париж, где начал посещать Школу изящных искусств (1874–1875). Позже, вернувшись в Чикаго, он начал работать чертежником в фирме Joseph S. Johnston & John Edelman. Салливен стремился соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов, складывалась его архитектурная теория. Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания. Спекуляции земельными участками в деловом центре Чикаго привели к громадному росту их стоимости и тем самым породили новый тип здания – небоскреб. Развитие строительства небоскребов обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века. Самой первой крупной работой Адлера и Салливана было здание театрального зала «Аудиториума» в Чикаго (1887-1889), (рис.1). Театральный зал на 4237 зрительных мест заключался в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Монументальность и сила выразительности «Аудиториума» зависят не от технических новаций. Конструкция этого здания традиционна, но Салливен хотел, чтобы здание выражало больше, чем дух практичности, предпринимательства. Он мечтал сделать его выражением времени во всех его гранях. Мечта об архитектуре, обращенной ко всесторонне развитой человеческой личности, отделила Салливена от прагматиков чикагской школы. Рис. 1. «Аудиториума» в Чикаго (1887-1889) Рис. 2. Уэйнрайт Билдинг в Сент-Луисе 1 0-этажный Уэйнрайт Билдинг в Сент-Луисе — самый важный небоскреб, спроектированный Салливаном (рис.2). В отличие от Здания Аудитории, внешние стены которого являются твердой каменной кладкой и несущей, это стальной каркас повсюду. Предшественники Салливена не могли визуально выразить высоту высокого здания и часто прибегали к неподходящим историческим стилям. Салливан, однако, решил проблему, сделав свой дизайн «гордым и парящим» единством. Он дал своему зданию двухэтажное основание, над которым вертикальные элементы подчеркнуты, а горизонтали, будучи углубленными, сведены к минимуму. Эти вертикальные ритмы ограничены глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом. Рис. 3. Здание Гарантии-билдинг в Буффало (1894-1895) З дание Гарантии-билдинг в Буффало (1894-1895), (рис.3) завершило его эксперименты, в котором вертикальные членения строго отвечают его функциям. Здание является одним из шедевров архитектурного творчества Луиса Салливaна. Архитектор работал над проектом Гаранти вместе с Данкмаром Адлером, взявшим на себя всё инженерное обеспечение проекта. Здание Гаранти – это их совместное произведение. Здание Гаранти напоминает, построенное 5-ю годами ранее здание Уэйнрайт-билдинг (The Wainwright building), но воспринимается как дальнейшее развитие и индивидуального стиля Салливана. Рис. 5. Здание Гарантии-билдинг в Буффало (1894-1895). Орнамент фасадов. Рис. 4. Здание Гарантии-билдинг в Буффало (1894-1895). Орнамент фасадов. В то время как внешняя оболочка Гарантии выражает новую форму стального небоскреба, ее план указывает на те сложные реалии функций, которые необходимы для строительства такого здания и его продажи. По сути, здание представляет собой U-образный план, сложенный на прямоугольном массиве. Промежуточные пространства между крыльями «U» создают возможность добавить световые люки в вестибюль внизу и покрыть потолки витражами. План содержал единое вертикальное циркуляционное ядро с четырьмя лифтами, почтовым отсеком и лестницей. Пожарной лестницы не было и не было необходимости. Внутренняя часть U-образной формы обращена на юг, чтобы собирать свет для внутренних ниш здания. Свет является необходимым товаром для привлечения хороших арендаторов. Салливан не пожалел ничего для достижения этой цели: "Чтобы увеличить количество света в интерьере, лестничная клетка и световая щель, выходящая во внутренний двор, были облицованы белой глазурованной терракотой, которая была более дорогостоящей, чем обычная плитка». Орнамент - одна из наиболее определяющих характеристик Гарантии, поскольку «Весь фасад этого здания покрыт орнаментом, как иероглифы на колоннах и стенах храмов в Древнем Египте», (рис.4,5). Орнамент Салливана безошибочно оригинален, но он не лишен прецедентов в современной традиции движения английского искусства и ремесел. Орнаментальные узоры, особенно около основания, отражают пролет и соединение нижележащих стальных элементов. По мере того, как компоненты поднимаются, сюжет за сюжетом следует жесткому шаблону, пока карниз не превращается в зловещую путаницу листьев и виноградных лоз, закрывая окна и простираясь на улицу внизу. |