Авангард и первые школы модернизма. Авангард и первые школы модернизма
Скачать 5.28 Mb.
|
Голландский модернизм. Де Стейл (De Stijl).Одним из важных факторов появления Де Стейл стала Первая мировая война и изоляция Голландии, которая сохранила нейтралитет и оказалась отрезана от мира на несколько лет. Творческая богема, в том числе художник-абстракционист Пит Мондриан, ненадолго приехавший в 1914 году из Парижа, искала способы выразить себя в условиях культурной изоляции. В художественной колонии в Ларене Мондриан познакомился с художником, писателем и философом Тео ван Дусбургом, и к 1917 они собрали вокруг себя кружок единомышленников. В 1917 году вышел первый выпуск журнала De Stijl, давшего название всему движению. Если бы группа Де Стейл (по голландски — "стиль") возникла сегодня, в её пресс-релизах мы прочитали бы о проекте-коллаборации, цель которого — создание ультимативного стиля, способного обеспечить нужды архитектуры, графического и предметного дизайна, моды и искусства. Ключом к этому универсальному визуальному языку должна была стать абстракция — художественный прием, который изучал и практиковал Мондриан. Свою систему Мондриан обозначил термином "неопластицизм", "новое пластическое искусство". В ее основе — строгие ограничения в отношении цвета и формы. Мондриан сузил цветовую палитру до трех основных цветов спектра: красного, желтого и синего, и трех фоновых цветов: черного, серого, белого. Формообразование ограничивалось прямыми линиями, которые могли пересекаться только под прямым углом. О снователь архитектурной группы Де Стейл и ее главный идеолог Тео ван Дусбург был не только художником: он создавал мебель и проектировал интерьеры. Совместно с Корнелисом ван Эстереном ван Дусбург построил коттедж ван Зессен в Алблассердаме (рис.9), оригинальный дом-компромисс с традиционной голландской кирпичной кладкой, эффектно контрастирующей со ставнями, рамами, дверными коробками и другими архитектурными деталями ярких основных цветов. Архитектура здесь играет вспомогательную роль: она лишь предоставляет поверхности, на которых художник разворачивает трёхмерную абстрактную композицию. Рис. 9. Интерьер кафе "Обетт", арх. Тео ван Дусбург Е ще более масштабным проектом ван Дусбурга стал интерьер кафе "Обетт" (Café L’Aubette) в Страсбурге (1926), (рис.10). Здесь художник воплотил свою революционную для неопластицизма идею о принципиальной роли диагональной линии в композиции, которая стала причиной ухода Мондриана из группы двумя годами ранее. В зале для кинопросмотров двусветное пространство с высокими потолками и узкими прямоугольными окнами приобретает драматизм благодаря абстрактным стеновым панелям в виде повернутых на 45 градусов квадратов и прямоугольников. Рис. 10. дом Ритвельд Шредер, арх. Тео ван Дусбург В лияние нового голландского движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельд Шредер (рис.10,11), который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов Де Стейл — белые и серые стены, черные дверные рамы и множество элементов, окрашенных в яркие основные цвета. Здание отличается динамизмом: как внутри, так и снаружи. Его асимметричные фасады напоминают сложные коллажи с яркими элементами красного, синего и желтого цвета. Благодаря строгой и логичной системе, на которой основана абстрактная композиция особняка, он не просто эффектно выглядит, но и выигрывает в функциональности. В доме достаточно балконов и козырьков, а также отличный приток естественного света. Серия раздвижных и вращающихся перегородок внутри здания позволяет по-разному использовать пространство, зонируя его в зависимости от потребностей. Дом Трюсс Шрёдер — один из первых примеров практичности и удобства, свойственных модернистской архитектуре. Рис. 11. дом Ритвельд Шредер, арх. Тео ван Дусбург. Интерьер |