Главная страница

Авангард и первые школы модернизма. Авангард и первые школы модернизма


Скачать 5.28 Mb.
НазваниеАвангард и первые школы модернизма
Дата31.05.2022
Размер5.28 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАвангард и первые школы модернизма.docx
ТипРеферат
#560377
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6

Советская архитектурная школа. Авангард


Архитектура советского авангарда – модернистское направление архитектуры Советской России и СССР в 1920 – начала 1930-х годов, ставшее значительной частью мирового архитектурного наследия.

Предельно схематизируя реальные процессы развития «русского авангарда», можно выделить два десятилетия: первое — начало 1910-х — начало 1920-х годов, когда основную роль в генерировании оригинальных стилеобразующих тенденций играли левые течения изобразительного искусства, и второе — начало 1920-х — начало 1930-х годов, когда новаторские течения архитектуры приняли эстафету от левого изобразительного искусства и завершили процесс становления нового стиля.

Наиболее известным течением архитектуры советского авангарда является конструктивизм (ведущие деятели которого входили в Объединение современных архитекторов (ОСА)). Но помимо него существовал рационализм (представленный Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) и Объединением архитекторов-урбанистов (АРУ)), а также супрематизмсимволический романтизм и другие течения. Важную роль в становлении архитекторов нового поколения играл ВХУТЕМАС. СССР эпохи авангарда наряду с ГерманиейФранцией и Нидерландами стал центром формирования нового глобального стилевого направления. В этот период в конкурсном и реальном проектировании в СССР участвовали многие известные иностранные архитекторы.

Такое положение не только нередко приводит к недооценке роли советской школы в развитии архитектуры XX в., но и не дает возможности объективно разобраться в целом ряде сложных и противоречивых процессов формирования новой архитектуры. В значительной степени именно этим объясняется то обстоятельство, что последнюю четверть века во многих странах резко повысился интерес к периоду становления советской архитектуры.

Важной особенностью становления нового стиля было то, что он появился не как узкое стилевое течение, постепенно расширявшее амплитуду средств и приемов: уже на раннем этапе новый стиль возник как очень развитой комплекс средств и приемов, хотя еще и недостаточно связанных между собой, но уже обозначивший общие контуры стиля. Это была как бы ветвистая крона дерева без четко выявленного «ствола» — стилевого стержня.

В дальнейшем оформившиеся идеи социального равенства, обобществления быта, изменение индустриальных канонов потребовали более глубокого и тщательного пересмотра действующих архитектурных постулатов.

На первое место вышли три основных принципа:


  • целесообразность и практичность сооружений. Возводимые постройки должны были служить утилитарным целям, организовывать жизнь людей в соответствии с их потребностями, создавать комфортные условия для труда и быта.

  • обнажение истинной формы архитектурной оболочки. Рисунок внутреннего пространства задавал функциональный и эстетический образ экстерьера.

  • аскетичность конструкций и природная естественность материалов. Принцип «искусство ради искусства» был уже неактуален. Художественный и утилитарный смысл выражался в создании «чистой» композиции, лишенной атрибутивной завуалированности.

Д еятели-новаторы той поры — Кузнецов, Лолейт, Шухов – в своих творениях во многом предвосхитили последующие достижения.

Рис. 17. Шаболовская телевизионная башня (1922 г.)

Башня радиостанции имени Коминтерна Владимира Шухова (рис.17) по праву считается одним из первых сооружений в стиле авангард и выразительным индикатором наступления эпохи экспериментов и художественного нигилизма. В первоначальном проекте башня достигала 350 метров в высоту и состояла из 9 ярусов. Однако в связи с нехваткой металла в стране решено было сократить количество ярусов до шести. Несомненным достижением и инженерным новшеством проекта была удивительная легкость конструкции.

В 1922 году радиобашня на Шаболовке была построена. Её высота составила около 150 метров. Она представляет собой ажурную конструкцию из перекрещивающихся стальных стержней — по форме однополостной гиперболоид вращения — без криволинейных элементов, впервые применённую в строительстве. Она возводилась без лесов по придуманному В.Г. Шуховым методу телескопической сборки. Радиобашня на Шаболовке, иначе называемая Шуховской башней, вошла в историю как эмблема советского радиовещания.

Одним из ведущих архитекторов советского авангарда являлся также Константин Степанович Мельников. Он не входил ни в одно из творческих объединений 1920-х годов, оставаясь яркой творческой индивидуальностью в архитектуре. Собственный дом архитектора в центре Москвы по сей день по праву считается уникальным явлением среди архитектурных памятников столицы. В 1927 году К.С. Мельников создал чертежи и макет «Показательного жилого строения», для которого подыскал участок в небольшом переулке возле Арбата.

Рис. 18. Дом К.С. Мельникова (1929 г.)

Д ом К.С. Мельникова (рис. 18) был построен в 1929 году. Композиция здания представляет собой два врезанных друг в друга цилиндра одинакового диаметра, но разной высоты. Передняя часть более низкого цилиндра срезана сплошь остеклённой плоскостью фасада, в ней расположен вход и большое окно гостиной. Стены дома сложены из кирпича и представляют собой сетчатый каркас с диагонально ориентированными ячейками, кратными шестиугольным окнам. Из 200 шестиугольных проёмов 140 было заложено, а 60 стали окнами, создающими рассеянное освещение. Архитектором было спроектирована оригинальная система печного отопления и вентиляции воздуха.

Высота и форма внутренних помещений также были необычными. Перепад высот гостиной и мастерской (ок. 5 м.) и остальных помещений (2,6-2,7 м.) создавал игру пространственных впечатлений. Помещения первого этажа были предназначены для повседневной жизни. Второй этаж занимали большая гостиная (в последние годы жизни мастера гостиная служила личным кабинетом К.С. Мельникова) с огромным окном и спальня. К.С. Мельников придавал большое значение сну, считая, что в этом состоянии человек проводит треть своей жизни. В общей спальне, разгороженной двумя перегородками-ширмами, не доходящими до стен, должны были помещаться только три кровати и ничего лишнего. Третий этаж был предназначен для мастерской архитектора, в верхней части которой располагался антресольный балкон с выходом на крышу-террасу.

Рис. 19. Клуб Союза транспортников МКХ им. И.В. Русакова (1927-1929 гг.)

А рхитектор К.С. Мельников построил в Москве пять клубов, которые вошли в историю архитектуры авангарда. Самый знаменитый из них — клуб Союза транспортников МКХ (Московского коммунального хозяйства) им. И.В. Русакова (рис.19), построенный в 1927–1929 годах. Необычное объёмно-пространственное решение здания тесно взаимосвязано с планировкой внутренних помещений, предполагавшей возможность трансформации основных залов. Балконы зрительного зала в виде динамичных выбросов своеобразных срезанных консолей, разделённых остеклёнными вертикалями лестниц, составляют основу композиционного решения фасада.

Важную часть образного решения здания составляли светотеневые контрасты и цветовые сочетания. Стены угловой части и верха портала сцены сохраняли красный цвет неоштукатуренного кирпича, боковые грани консольных выступов были белыми с меняющимися крупными надписями на торцах, а обрамления остеклённых вертикалей и нижние поверхности консолей демонстрировали тёмно-серый цвет штукатурки.

Значительным архитектурным новшеством являлся интерьер здания. Архитектор умело обыгрывал перепады высот и варьировал изменяющиеся объёмы помещений. Огромный зрительный зал имел возможность трансформации: с помощью движущихся экранов образовывались пять дополнительных аудиторий. Реконструкции и перепланировки последующих лет нарушили уникальный замысел К.С. Мельникова, однако, энергичный объём консольных выносов клуба по-прежнему вносит мощный импульс динамики в окружающую застройку.

Рис. 20. Клуб обувной фабрики «Буревестник» (1927-1929 гг.)

Е ще один знаменитый клуб, построенный по проекту К.С. Мальникова - клуб обувной фабрики «Буревестник» (рис.20), построенный в 1927–1929 годах. Композиция клуба исходила из предполагаемой трансформации интерьера. Фойе зрительного зала предполагало возможность превращения в плавательный бассейн, зрительный и спортивный залы с помощью раздвижной стенки образовывали единое помещение, при этом партер вместе с полом раскрывался, и амфитеатры видоизменялись в трибуны бассейна. Технические возможности того времени не позволили осуществить эту идею до конца, а реконструкции последних лет практически полностью изменили интерьеры.

Композиция фасадов построена на контрастном сопоставлении пластического объёма остеклённой пятилепестковой башни, вмещающей клубные помещения, и глухой стены зрительного зала, нависающей над входом. Основной объём клуба, составленный из двух, словно выдвигающихся один из другого прямоугольников, уходит в глубину участка. Стеклянная башня, в которой располагались комнаты для занятий разных кружков, стала символом, визитной карточкой клуба «Буревестник».

Рис. 21. Планетарий (1927-1929 гг.)

О дним из наиболее ярких и запоминающихся сооружений московской архитектуры 1920-х годов стал планетарий (рис.21). Он был построен в 1927–1929 годах спустя всего шесть лет после открытия первого в мире планетария на заводе К. Цейсса в Германии. Авторами проекта московского планетария были архитекторы М.О. Барщ и М.И. Синявский. Основой необычной композиции здания стал параболический железобетонный купол диаметром 25 м, служащий перекрытием главного зала, рассчитанного на 500 мест и расположенного на втором этаже. К нему подвешен экран-полусфера.

Цилиндрический объём основания акцентирован тремя выступами лестниц. Служебная винтовая лестница заключена в стеклянный цилиндр, увенчанный закруглённым колпаком технического перехода. Широкая лестница для входа посетителей из фойе первого этажа в зал сильно выдвинута вперед и обстроена дополнительными помещениями. Закруглённые рукава лестниц выхода из зрительного зала на улицу вторят лаконичным линиям цилиндра основного объёма.

Рис. 22. Проект здания Московского отделения редакции газеты «Ленинградская правда»

1 924 году был объявлен конкурс на проект здания Московского отделения редакции газеты «Ленинградская правда» (рис.22), которое должно было разместиться на Страстной площади (ныне Пушкинской). Пятиэтажную постройку «из железа, стекла и железобетона» требовалось уместить на участке площадью 6 × 6 метров. Функциональное разделение этажей выглядело следующим образом: первый этаж отводился под газетный киоск, второй — под читальный зал, третий — под общую контору и контору объявлений, два верхних этажа — под помещения редакции. Авторам проектов предлагалось отразить в фасадах технологический и «агитационный характер сооружения». Выходивший на Страстную площадь фасад задумывался как монументальное «мультимедийное» агитационное панно, состоявшее из витрины для новостных сообщений, установки для световой рекламы, часов, громкоговорителя и прожектора. Среди конкурсных работ новаторским замыслом выделялись проекты братьев А.А. и В.А. Весниных, К.С. Мельникова и И.А. Голосова.

Ни один из представленных на конкурс проектов не был реализован: идея строительства здания «Ленинградской правды» уступила место плану сооружения Издательского дома газеты «Известия».

Заключение


Творческое преломление достижений различных областей искусства, и, самое главное, уникальные методы работы с объемно-пространственными категориями и материалами создали неповторимый облик российского авангарда 20-х гг, повлиявший на формирование стиля работы таких признанных мастеров современности как Заха Хадид, Стивен Холл, Тадао Андо. Но золотая пора самого направления длилась недолго. В феврале 1932 года на конкурсе проектов Дворца Советов побеждают проекты, далёкие от идеалов модернистской архитектуры. Этот момент считают знаковым в истории архитектуры авангарда. Сразу же после этого начался постепенный переход советских архитекторов к неоклассицизму, активно поддерживаемому сталинской властью. Несмотря на свою недолгую жизнь, советский авангард стал значительнейшей вехой в истории архитектуры СССР и всего мира. Он оказал влияние на послесталинский модернизм и на многих современных архитекторов. Зародился постконструктивизм, продуктивно использующий авангардистские приемы работы с объемом, формой и цветом под внешней оболочкой неоклассики.

Мировая архитектура прошла в XX веке громадный и сложный путь. Возникла, созрела и оказывает все большее влияние на развитие всего мирового зодчества архитектура Советского Союза и стран социалистического содружества. В начале века были выдвинуты новые социальные, технические и творческие принципы архитектурного проектирования, получившие после второй мировой войны в странах Запада широчайшее распространение, а уже в конце 50-х годов встретившие резкую критику, перешедшую в 70-е годы в разочарование и отрицание. Современное движение в архитектуре, с его взлетами и падениями, выдвинуло целую плеяду выдающихся мастеров-художников и мыслителей, создавших произведения, которые вошли в золотой фонд истории мирового зодчества. Творческие личности, крупные как в своих находках, так и в своих заблуждениях, они оказали воздействие на перестройку профессионального мышления нескольких поколений архитекторов.

Литература:





  1. С.О. Хан-Магомедов «Архитектура Советского авангарда» Кн.1: проблемы формообразования. Мастера и течения. Москва, Стройиздат, 1996

  2. Иконников А. В. Архитектура ХХ в. Утопии и реальность. М., 2001. Т. 1.

  3. И. А. Азизян «Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма», М., 2002

  4. «Русский авангард в архитектуре», статья: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/russkiy-avangard-v-arhitekture

  5. «Ле Корбюзье – эстетика стиля», статья: https://probauhaus.ru/le-corbusier/


 
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта