Главная страница
Навигация по странице:

  • Война с Персами

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

  • Заключение

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Лиза. Барабанова Елизавета студентка 13У группы


    Скачать 3.87 Mb.
    НазваниеБарабанова Елизавета студентка 13У группы
    Дата28.01.2023
    Размер3.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛиза.docx
    ТипДокументы
    #909794

    Барабанова Елизавета
    студентка 13У группы

    Культура Афин

    V век до нашей эры называют «золотым веком» в истории Афин. В это время Афины обогатили мировую культуру такими ценностями, которые, по словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и потомков» . Обычно обеспеченные афинские граждане (мужчины) много времени проводили вне дома: посещали общественные учреждения, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, борьба) , беседовали на улицах, в портиках и тенистых аллеях общественных садов и парков. Всюду было людно и интересно: народ обсуждал новости, спорил по самым разнообразным вопросам. Тут же можно было послушать «учителей мудрости» , как называли философов. Афиняне ценили искусство красноречия и охотно слушали хороших ораторов. Делом государственной важности считался театр. Ему придавали большое воспитательное значение. Театр Диониса вмещал 17 тысяч зрителей. Театральные состязания продолжались несколько дней, ежедневно ставилось 4-5 пьес. На это время деловая жизнь в городе замирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались. В Афинах, кроме театральных, музыкальных состязаний, происходили и гимнастические. Но заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпийских играх. Красота этого города вызывала у афинских граждан чувство гордости за свое государство. Афины V века до нашей эры были не только «школой Эллады» , как о них говорил Перикл, но и школой для всего тогдашнего мира. Культурное наследие древних греков обогащает и нас.



    , Плодородные земли и мягкий климат котловины Аттики были по достоинству оценены еще во времена неолита. Именно тогда на скале Акрополя появляются первые жители. Но город, как таковой, родился много позже, когда на Акрополе выросла могучая крепостная стена, опоясывающая весь холм. Покинуть город или попасть в него можно было только с северной стороны холма, где по 156-метровому склону тянулись ступеньки. В центре города возвышался дворец верховного правителя, вокруг которого стояли дома ремесленников, солдат и слуг.

    От первоначального облика афинского Акрополя мало что осталось. Вероятнее всего это был традиционный микенский город-крепость, больше пригодный для отражения нападений, чем для жизни. Однако именно микенская эпоха была основой для «града пышнозданного», как назвал Афины Гомер. Вереница войн почти стерла с лица земли крупные города микенского периода. Наступили темные века античности. Уныние и апатия охватывают всю Элладу на 200 лет. Необычайная бедность всего населения мало способствовала развитию искусств и творческой мысли. Города пустеют. Из-за частых смертей умерших не хоронят, а сжигают.

    Обряд похорон возрождается лишь в восьмисотые года до н.э., когда просыпается вся Эллада. К этому времени многочисленные поселения Аттики объединяются вокруг Афин, образуя единый город-государство, во главе которого становится аристократия. Центр Афин с Акрополя сполз вниз. Рыночная площадь агора стала самым многолюдным местом. Здесь договаривались о встречах, покупали товар или обменивали его, искали работу. Позднее на агоре будет проходить знаменитый суд черепков - остракизм. Добропорядочные граждане будут писать на глиняных черепках имена опасных для общества личностей. И это будет называться демократией.

    От рыночной площади в разные стороны уходили две основные афинские дороги. Одна устремлялась на юго-запад к Депилонским воротам в сторону Керамик. Вероятно, район получил название благодаря гончарам. Ремесленники селились у реки Эридан, которая тянулась сквозь Керамик. Ее русло можно видеть и сейчас, а место обитания гончаров со временем превратилось в городское кладбище. На уцелевших надгробиях можно рассмотреть хорошо выполненные барельефы или рисунки. Обычно греки изображали умершего за его привычным занятием. Иногда писали эпитафию. Среди камней, как и прежде, извивается плющ - любимое надгробное растение эллинов. Дни поминовения мертвых проходили примерно в начале ноября. Их называли «тяжелыми днями». На могилы в специальных белых вазах - рекифах приносили благовония или другие дары. Загробная жизнь умершего зависела от заботы живых.

    В противоположную от Керамика сторону шла дорога к верхнему городу - Акрополю. Холм становился культовым местом - святилищем Афин. В те времена боги были до такой степени близки к людям, что их появление на земле было делом весьма заурядным, чем и воспользовался один хитроумный афинянин. Горожанина звали Писистрат. Он так стремился к власти, что решил переодеть одну из женщин в наряд богини. Потом объявил, что сама Афина спустилась с Олимпа, чтобы поддержать его во всех начинаниях. Трюк с богиней не удался. Но совершенный Писистратом переворот все-таки привел его к власти. Писистрат прославился как тиран. Но именно в период его правления Афины достигали рассвета в искусстве, политике, экономике. Вместо старых деревянных построек Акрополя на скале выросли беломраморные храмы. По западному пологому склону холма протянулась широкая лестница. Афины приобрели славу города искусства.



    Война с Персами

    В результате войны с персами Афины были практически полностью выжжены и разграблены. Храмы, украшавшие город Иагору, превратились в груду камней. Афиняне постановили оставить Акрополь в руинах, чтобы всегда помнить о трагедии.

    Возрождение города из пепла началось в эпоху Перикла. Это был золотой век Афин. На холме Акрополя вырос знаменитый Парфенон - святилище Афины Парфенас - Афины-девственницы. К моменту создания храма эллины достигли невероятного мастерства в архитектуре. Колонны Парфенона поставлены не строго вертикально, а с легким наклоном внутрь. Это придает большую устойчивость сооружению и эффект едва уловимой перспективы. Ощущение упругости колонн достигнуто благодаря небольшому утолщению, расположенному чуть ниже середины. Продольные желобки - каннелюры оживляют колонну, вызывая разнообразную игру света. Современники называли Парфенон «Гекатанпет», что означает «стофутовый». Небывалые по тем временам размеры святилища - сто футов в длину (примерно 30 метров), были новым словом в архитектуре. Парфенон первым получил просторную священную залу. Здесь стояла колоссальная статуя Афины Парфенас - двенадцатиметровое произведение античного скульптора Фидия. Богиня была выполнена из золота и слоновой кости. Покровительница города отражалась в бассейне, расположенном у ее ног. Предполагалось, что вода обеспечит статуе лучшую сохранность и подчеркнет ее красоту.

    Парфенон поражал своими размерами и величием. Его колонны, устремленные вверх, упирались в ровную ленту фриза, которую украшали различные мифологические сцены. Один из фризов отображает самый значительный праздник города - панафинеи, то есть всеафинские торжества. Великие панафинеи справлялись раз в четыре года в честь Афины Паллады. Весь город гулял и пил за здоровье богини целую неделю. Самым важным событием праздника было торжественное панафинейское шествие. Начиналось шествие в Керамике. Отсюда отправлялся в путь большой корабль. На нем привозился пеплас - своего рода новое платье Афины. Процессия двигалась через агору к священной скале. Миновав Пропилеи, врата Акрополя, движущаяся масса прекращала свой поход у храма Эрахтиэйем.

    Эрахтиэйем был посвящен сразу двум богам: Афине и Посейдону. Согласно легенде там, где возвышается Эрахтиэйем, произошел спор между олимпийцами за право дать городу имя. Бог Посейдон бросил свой трезубец на гору Акрополя, и хлынула вода морская. Владыка волн пообещал афинянам богатства от морской торговли. Но богиня мудрости решила не демонстрировать силы. Она посадила оливковое дерево. Растроганные горожане назвали город в ее честь - Афины. Говорят, что рядом с храмом росла священная маслина, а на северной стене Рахтиена виднелся след от трезубца.

    Значение храма в главном городском празднике подчеркивал южный выступ святилища. Здесь на место колонн встали женские изваяния - кариатиды. Шесть статуй изображают идущих женщин с корзинами на головах. Это канифоны - участницы всеафинского праздника. Эрахтиэйем был первым храмом, где человеческие фигуры заменили колонны. Кроме того, все сооружение возведено на разных высотах безо всякого признака симметрии, но выглядит таким же гармоничным, как и геометрически правильный Парфенон.

    Естественно, Акрополь не мог остаться без храма величайшего из богов - Зевса. Учитывая неуживчивый характер небожителя, обойти его стороной было просто недопустимо. Громовержцу возвели небольшой, но уютный храм в самой высокой части Акрополя.

    Ярким украшением священного холма было изваяние Афины Промахас - предводительницы в битвах. Статуя превышала все окрестные здания. Выполненная из бронзы, богиня сияла под солнцем и была видна всякому, кто приплывал в Афины.

    Люди искусства и мыслители стекались в Афины со всех концов Эллады. Открывались философские школы. Изящные статуи украшали дворы и дома состоятельных людей. Город набирал силу. При таком богатстве и славе Афины не могли не вызывать зависти у соседних полисов. Разгорались междоусобные войны. Впрочем, они не приносили такого вреда, как захват чужестранцев. Первый сильный удар по городу нанес римский полководец Сула, разграбивший и разоривший весь город. На смену римлянам пришли фанатики-христиане, потом крестоносцы, венецианцы и, наконец, захватившие город туркиизувечившие Афины до предела.



    МЕДИЦИНА

    Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны, но совершенно отличны друг от друга. В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и постоянной константой считают разум. Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская школа основала медицину как науку.

    Математика

    В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Важным для развития математики было создание дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.



    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА



    В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек. Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады. Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города. Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе. Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света. В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса. Показательно, что после Пелопонесской войны в IVв. до н.э. не только сократилось монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза. Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей. Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства. Популярность в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал). Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом. Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов. Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". О живописи IV в. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве. Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую на поле битвы мать, к груди которой тянется ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из фресок в Помпеях. В целом искусство данного периода расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.



    Заключение


    Всю историю древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация. Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность культуры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры. Затем в течении нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв.) в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю. За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии: математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры. В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась. Зато мы можем судить о вазописи, которое в отличие от многих других искусств гораздо более динамично, многообразно и быстрее откликается на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Таким образом период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции. За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.). В философии V в. основным направлением будет натурфилософия, материалистическая в своей основе и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от реальных знаний тем больше общественный скептицизм к натурфилософии, выразителями которого стали софисты. Возникновение софистического движения связано с общим усложнением структуры общества. Они сыграли большую роль в духовном перевороте в греческом обществе в середине V в., в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек. Конец V-IV в. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    • 1: Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги; 2: В.С.Нерсянц, "Сократ", изд. "Наука",1984 г.; 3: А.Ф.Лосев,А.А.Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных людей"-"Платон,Аристотель", изд."Молодая Гвардия" 1993 г.; 4: Проф. И.М.Тронский, "История Античной литературы", изд. УЧПЕДГИЗ, 1947 г.; 5: Кессиди Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972, с.68

    https://otherreferats.allbest.ru/culture/00317234_0.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Афины

    https://www.syl.ru/article/390878/drevnie-afinyi-opisanie-kultura-istoriya


    написать администратору сайта