_Пурнис Н. Е., Арт-терапия в психологическом сопровождении персо. Ббк 88. 4 П88
Скачать 1.68 Mb.
|
Часть 2. Практическое применение арт-терапии в профессиональной средеГлава 1. Организация групповой арт-терапевтической работы в условиях предприятияПрименение арт-терапии в производственных условиях предполагает обязательное создание специальной среды, которая включает следующие компоненты: создание «художественного поля» самопроявления, продуцирования, осознания и актуализации концептуальных «Я-образов», коммуникации; тематическая проработка основных человеческих и профессиональных ценностей; наличие достаточного количества времени для проведения арт-терапевтической работы; мотивация и интерес респондентов к комплексу психологических воздействий; разнообразие художественных упражнений, техник и изобразительных материалов, музыкальных инструментов; специальное оборудованное помещение. Все перечисленные условия требуют наличия арт-терапевтического кабинета. Арт-терапевтический кабинет на предприятии (АРТК). Требования и рекомендацииДля проведения арт-терапии требуется специально оборудованное помещение, отвечающее ряду условий и требований. Требования и рекомендации к арт-терапевтическому кабинету (АРТК) в производственных условиях разработаны с учетом нормативов для проектирования кабинета психологической разгрузки (КПР) (В. И. Тимофеева и Ю. И. Филимоненко), арт-терапевтического кабинета универсального назначения (А. И. Копытин), современных исследований в области средовой психологии (Е. А. Соловьева) [11, 12, 16, 18]. Основная задача АРТК — создание атмосферы безопасности и терпимости, необходимой участникам арт-терапии для свободного творческого самовыражения; взаимодействия с художественными материалами и формами; проявления ими своих чувств, мыслей и потребностей в изобразительной и иных видах деятельности (движение, драматическая импровизация, речевая экспрессия и т. д.). Требования и рекомендации к проектированию интерьера и оборудования АРТК. Помещение и оборудование должны отвечать санитарным нормам и правилам противопожарной безопасности. В составе арт-терапевтического кабинета (АРТК) следует предусмотреть три зоны. Первая зона — рабочая, в которой происходит взаимодействие с художественными материалами и создание продуктов изобразительной деятельности. Рабочая зона должна предусматривать быструю перестановку мебели или иметь две по-разному оборудованные площадки: для изобразительной работы, и для общения арт-терапевта и группы после завершения изобразительной работы. Ориентация столов в пространстве должна предполагать достаточное разнообразие мест для работы, чтобы предоставить каждому участнику группы возможность работы в комфортных для него условиях. АРТК должен обязательно иметь специально отведенное место для хранения изобразительной продукции, а также справочно-информационных, методических материалов, отчетной документации и др., как минимум, в течение трех лет (согласно международному стандарту профессиональной деятельности арт-терапевта). Изобразительные работы участников должны храниться в индивидуальных папках на специальных стеллажах. Вторая зона — для отдыха и релаксации, интерактивных и подвижных игр. Третья зона — аппаратная. Современные кабинеты для групповой интерактивной арт-терапевтической работы могут быть оборудованы компьютерной техникой, аудио- и видеокамерами. Для этого в аппаратной части размещается звуко- и видеовоспроизводящая аппаратура, хранится психодиагностический инструментарий, протоколы обследований занимающихся. Для эффективного проведения арт-терапевтических занятий желательно иметь в аппаратной магнитофон или плеер для индивидуального прослушивания специально подобранных музыкальных записей. Оборудовать АРТК следует так, чтобы создавалось ощущение большого открытого пространства и относительной уединенности в нем каждого участника. Ощущение большого пространства возникает, если помещение имеет высокие потолки, большие окнам. Для быстрого проветривания и поддержания в помещении свежести воздуха, оптимального температурного режима необходимо специальное оборудование. Обязательным для студии, так же как и для других типов помещений для арт-терапевтической работы, является достаточное количество раковин, чтобы обеспечить свободный доступ к воде. Рекомендация по эстетическому оформлению кабинета. АРТК должен быть оформлен так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от рабочих помещений. Этому могут способствовать непрямоугольная, округлая форма помещения; навесной потолок; специальная отделка стен; наличие природно-декоративных элементов (камни, растения, фонтан). При оборудовании кабинета, особенно для групповой арт-терапевтической работы, следует учитывать высокую степень восприимчивости людей, участвующих в арт-терапевтическом процессе, к мельчайшим особенностям интерьера (таким, например, как окраска мебели, вид из окна и т. д.). Следует также иметь в виду, что АРТК является не только реальным физическим пространством, но и пространством символическим, в котором каждый элемент может иметь свои скрытые смыслы и функции для участников арт-терапии. Интерьер должен привлекать внимание, уводить в мир плавных линий, неярких полутонов, тишины. Не нужно перенасыщать кабинет мелкими деталями и предметами. Изобилие слайдов на стенах, несколько различных светильников или бра, избыток растений и т. п. субъективно вызывают ощущение занятости окружающего пространства, тесноты. С учетом практического опыта эксплуатации АРТК, нужно оборудовать и оформлять его так, чтобы он мог использоваться полифункционально. Обеспечение арт-терапевтического кабинета художественными материалами. Существует ряд требований к качеству и наличию выбора применяемых художественных материалов: качество материалов должно быть как можно более высоким, чтобы не снизить ценность художественной работы в глазах самих участников; необходимо наличие широкого выбора художественных материалов, чтобы можно было учесть личностные особенности участников: различные краски, карандаши, пастель, мелки, кисти разных размеров, губки, бумага разных форматов и оттенков, глина, пластилин, фольга, текстиль, материалы для коллажей (журналы, открытки) и пр. Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями личности и ее психологического состояния, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Оснащение художественными материаламиАрт-терапевтический кабинет на предприятии не должен создавать ощущения группы детского сада. Взрослые люди, «вырванные» из производственной реальности на тренинг, не отнесутся должным образом к арт-терапевтической работе, если в наборе художественных материалов будут присутствовать обычная для их восприятия бумага, фломастеры и набор карандашей в шесть цветов. Один из участников арт-терапевтического тренинга сказал: «Когда берешь в руки кисть, все мелочи становятся важными». В этом есть и заслуга определенного подхода к подбору художественных материалов. Мы используем в работе с персоналом профессиональные кисти и краски, бумагу разного качества и формата и т. д. Стандартный набор художественных материалов: Кисти художественные для работы с акварелью, маслом, гуашью. Акриловые, акварельные краски, гуашь. Краски для работ по глине, стеклу. Аэрозольные баллончики с краской серебристого, золотого, бронзового цвета. Фольга промышленная, плотная (для мужской аудитории) и фольга более тонкая (пищевая). Бумага от формата А4 до А0, цветная бумага формата А0, бумага для факса. Обои (шириной от 1 метра). Ножи для резки картона. Журналы, газеты, рекламные проспекты (глянцевые). Полиэтиленовая пленка, картон, грунтованный холст и картон в рулонах. Подрамники. Степлеры для скрепления холста. Палитры. Глина, пластилин для скульптурного моделирования, стеки. Гипс, проволока. Стаканы полиэтиленовые для горячего, емкостью 0,5 л. Свечи. Мужской и женский манекены. Пальчиковые куклы. «Малый» стандартный набор художественных материалов: Набор карандашей, фломастеров, мелков. Черная тушь (предпочтительнее та, что смывается водой). Набор пастели 72 цветов. Набор мелков 24 цветов. Набор фломастеров 12 цветов. Набор гуаши 8 цветов. Акварельные, темперные краски. Акриловые, перламутровые краски. Акрил декор (серебро, золото). Пальчиковые краски. Набор кистей разных размеров, зубные щетки. Плотная бумага или картон разных форматов (А4, А3, А2, А1). Бумага различных цветов (возможно, отходы фабричного производства). Акварельная бумага, калька, пергамент. Куски полиэтилена 50×100 см. Бумажные коробки разного размера. Иллюстрированные журналы, фольга, оберточная бумага. Проволока, веревка или бечевка. Правила групповой работыПравила групповой работы существуют в любом тренинге. Арт-терапевтический тренинг включает в себя общепринятые правила и ряд специфических правил: Правило активности — не принуждать к выполнению изобразительной продукции. Правило искренности — каждый говорит то, что думает и чувствует, а не то, что от него ждут; при этом меру доверительности каждый устанавливает сам; каждый имеет право сказать: «Я не хочу сейчас об этом говорить». Правило конфиденциальности — информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за пределы группы. Правило «здесь и сейчас» — обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», а не то, что происходило «там и тогда». Правило Я-высказываний — каждый говорит от своего имени: «Я чувствую…, я думаю…», «Я вижу…». Правило регламента — говорить только в рамках заданной темы о том, что человек чувствует «здесь и сейчас». Правило бережного отношения — к любой изобразительной продукции арт-терапевтического процесса следует относиться с уважением — не наступать, не рвать, не выбрасывать, не использовать для своей дальнейшей работы без разрешения автора. Правило «фотоэтики» — не разрешается фотографировать художественные работы, игровые сцены и прочее в арт-терапевтическом процессе без специально организованной видеосессии, без согласия или разрешения участников, а также использовать фотографии в печати. Правило безоценочного отношения — не оценивать изобразительную продукцию арт-терапевтического процесса с эстетической стороны — «красиво, некрасиво, нравится, не нравится, правильно, неправильно…». Правило уважения к участникам группы — не прерывать говорящего, не выходить из круга, пока не завершится обсуждение; не нарушать тишину, пока не закончат работу все участники группы, быть внимательным к переживаниям другого человека. Правило ответственности — по завершении работы в тренинге каждый принимает ответственность за свою изобразительную продукцию. А также имеет право оставить ее на хранение в арт-терапевтическом кабинете. Организационные процедуры в процессе арт-терапевтической программыТренинг арт-терапевтической направленности — это многофункциональный метод преднамеренных изменений, основанный на изобразительной деятельности и принципах арт-терапии, направленный на личностное и профессиональное развитие менеджера. Он включает в себя диагностику посредством анализа и переоценки жизненного опыта, изменения отношения к социальному окружению и к собственной личности в творческой форме в процессе группового творческого взаимодействия. В качестве предмета в данной модели арт-терапии выступает здоровой человек, имеющий желание раскрыть свой личностный и профессиональный потенциал, иными словами, устремленный к самоактуализации, к более полной реализации в профессиональной деятельности [3, 12, 14]. Целью программы арт-терапевтического тренинга в профессиональной среде является оптимизация личностных ресурсов и укрепление психологического здоровья. В качестве задач выступает самоактуализация как процесс, направленный на личностный и профессиональный рост, творческое самовыражение, изменение системы отношений, расширение форм опыта. Тренинг арт-терапевтической направленности является одним из самостоятельных направлений в практической психологии, в этом его основное отличие от психокоррекции, психотерапии, обучения, диагностики, творчества, которые выступают его компонентами (рис. 6, 7, 8). В нем уделяется равное внимание диагностике, психокоррекции, психотерапии, обучению, творческой деятельности (рис. 7). Рис. 6. Отличительные особенности, цели психотерапии, психокоррекции, обучения, диагностики, творчества Рис. 7. Соотношение диагностики, психотерапии, психокоррекции, обучения, творчества в социально-психологическом тренинге арт-терапевтической направленности Рис. 8. Цели арт-терапевтической групповой работы Структура дня арт-терапевтического тренингаКаждый арт-терапевтический тренинг в нашем подходе может состоять из нескольких модулей (6–7 модулей), в зависимости от тематической направленности (рис. 9). Структура модуля в середине или в конце тренинга представлена на рис. 10. Рис. 9. Структура дня арт-терапевтического тренинга Рис. 10. Тренинговый модуль (середина или конец тренинга) Арт-терапевтическая сессия (модуль)Арт-терапевтическое занятие, в нашем случае арт-терапевтический модуль, складывается из трех этапов: введение, или «разогрев»; основная часть; заключительный этап. Этапы указаны условно и могут варьировать в зависимости от цели, темы тренинга, темпа работы участников. Примерное содержание упражнений для каждого этапа приведено во второй части в главе 2. Введение. Настрой, «разогрев». Задача данного этапа — настройка на творчество, которая состоит в подготовке участников к спонтанной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. На этом этапе арт-терапевт знакомит участников с основными правилами поведения в ходе арт-терапевтической работы, ее характером, целями и задачами. Он объясняет, что важно использовать индивидуальный творческий стиль, что не требуется создавать произведение искусства. Также он уточняет, что задача арт-терапии состоит не в том, чтобы сделать из участника процесса художника, а чтобы активизировать его творческие способности, возбудить у него активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Для разогрева используются различные виды физической активности, игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Дополнительная актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений достигается включением в процесс элементов музыкальной, танцевально-двигательной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Рекомендуется использовать малознакомые музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягкой ритмикой без словесного текста, которые принимаются всеми присутствующими. Основная часть. Разработка темы. Индивидуальная изобразительная работа. Выбор темы и ее последующая разработка определяются тематическим запросом группы. Арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор. Например, если тренинг направлен на развитие лидерских качеств можно предложить участникам выбрать свободные темы для работы маслом, которые иначе мы называем «Темы для художественной медитации». Ими могут быть такие темы: «Творчество и лидерство», «Творчество и развитие», «Харизма лидера» и т. д. (см. работы на обложке). После выбора темы участники приступают к ее раскрытию с помощью изобразительных средств. Работа должна проходить в спокойной обстановке, нежелательны громкая музыка, разговоры, преждевременные оценки. Большинство тем предполагают индивидуальную деятельность, однако немало тем, которые требуют парной или коллективной работы. В этом случае допускается некоторая степень вербального взаимодействия. Заключительный этап. Вербализация и рефлексивный анализ. На этом этапе каждый участник показывает свою работу, делится впечатлениями, рассказывает о своих эмоциях, ассоциациях, которые возникли в ходе изобразительной деятельности, что улучшает психологическое самочувствие и помогает освободиться от внутренних психологических проблем. При этом, как правило, остальные участники воздерживаются от комментариев и оценок, но могут задавать вопросы, направленные на уточнение содержания работы, мыслей и переживаний. Для усиления эффекта терапии участникам следует постараться описать созданные ими образы в виде рассказа, сказки, стихотворения или проиллюстрировать их с помощью музыкальных произведений, движений. В завершение занятия арт-терапевт может суммировать его общий итог, подчеркнув положительные стороны, и поблагодарить участников за работу [13]. Программа арт-терапевтического тренинга может состоять из различных блоков упражнений, имеющих свои цели и задачи, наиболее часто используются следующие тематические блоки (см. табл. 2). Таблица 2. Возможные тематические блоки тренинга
Основные методы арт-терапевтического тренингаВ таблице 3 представлены общепринятые методы арт-терапевтического тренинга [3, 8, 9, 15, и др.]. Таблица 3. Методы, используемые в арт-терапевтическом тренинге
В следующей главе будут более подробно рассмотрены различные художественные формы, техники, тематически ориентированные арт-терапевтические упражнения, которые можно использовать для достижения различных психокоррекционных, развивающих целей в психологическом обеспечении профессиональной деятельности. ЛитератураАрт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. 380 с. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2001. 224 с. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2005. 160 с. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005. 101 с. Глухова Т. Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья средствами арт-терапии: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2003. 25 с. Гройсман А. Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1989. 55 с. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. Т. 2. 1989, № 1. С. 127–136. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. 320 с. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: Дисс. … д-ра психол. наук. СПб., 1998. С. 43. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. С. 7–27. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности СПб.: СПбГУ, 1996. 176 с. Рожкова А. П. Развитие личностных профессиональных качеств студентов-психологов средствами тренинга: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 20 с. Соловьева Е. А. Исследование роли предметно-пространственного компонента в формировании образовательной среды вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 5 (12): Психолого-педагогические науки: научный журнал. СПб.: РГПУ, 2005. С. 83–95. Соловьева Е. А. Семиотические механизмы воздействия музыки как компонента среды // Ананьевские чтения-2004. Материалы науч.-практич. конференции 26–28 октября 2004 г. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 620–622. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга // Психологический журнал. 1984, № 4. С. 57–64. |