_Пурнис Н. Е., Арт-терапия в психологическом сопровождении персо. Ббк 88. 4 П88
Скачать 1.68 Mb.
|
Анализ упражненийУпражнение «Мой Рим». …Но стоит нам ступить на улицы Рима, и с нами происходит чудесное превращение — мы чувствуем себя не менее великими, чем то, что нас окружает. И. В. Гете Поскольку арт-терапия использует нестандартные способы решения проблем и ориентирована на исследование не только внутреннего мира, но и системы отношений, предлагаем рассмотреть групповую работу, построенную на основе смысловой триады «Я — Город — Мир». Упражнение «Мой Рим» направлено, в первую очередь, на осознание сотрудничающих и уменьшение агрессивных тенденций при возникновении проблем общения в коллективе. Новизна упражнения заключается в том, что оно отражает эмоциональный и когнитивный подходы, критерии системной интерпретации и процесс обсуждения. Подчеркнем также обучающий и социализирующий эффекты занятия. Инструкции. Возьмите лист бумаги и медленно вращайте его по часовой стрелке. Вскоре вы заметите, что лист «теряет углы». Представьте себе, что в этом листе находится ваша комната, в комнате — улица, в улице — город. Положите лист на стол и представьте себе, что на нем раскинулся ваш будущий город — без углов, без улиц, без дорог. Нарисуйте его. Для активизации воображения можно включить негромкую музыку. По возможности сопровождать упражнение видеорядом с изображениями городов, городских планов, отдельных фрагментов городов. Посмотрите на свой город и расскажите о нем. Есть ли у него центр, ведут ли к нему дороги, какие они, каков окружающий ландшафт и т. д.? Объедините свои работы в карту мира. Дополните эту работу так, чтобы возникло впечатление целостной карты мира. Обсудите работу. Общие вопросы для обсуждения: Посмотрите на карту вашего мира и расскажите о нем. Сколько дорог ведет к вашему городу? Что приходит вам в голову в связи со словосочетанием «Мой город»? Опишите «Мой Рим» в самом широком смысле. Какие элементы композиции «Мой город» кажутся вам самыми выдающимися (независимо от того, большие они или маленькие)? Назовите те из них, которые вам легче всего опознать и запомнить. Испытываете ли вы какие-то особые чувства, связанные с центром города, с самим городом? Как вы думаете, что мы пытаемся выяснить? Удовлетворены ли вы местом расположения своего города? Если бы вы оказались в городе с завязанными глазами, что помогло бы вам установить свое местонахождение, когда вы повязку снимете? Насколько, по вашему мнению, в «Вашем городе» легко найти дорогу и опознать свое местонахождение? Город — чрезвычайно емкий космический символ. С одной стороны, дом строится как уменьшенная модель Вселенной, с другой стороны, его иногда сравнивают с человеческим телом, обладающим пятью чувствами и семью отверстиями [16]. Городская среда представляет для каждого человека часть персонального образа мира, и его содержание в значительной мере определяется психологическими и культурными доминантами. Воспринимая город, мы воспринимаем мир людей, вещей, явлений, обладающих тем или иным смыслом. Восприятие городского пространства связано с нашей внутренней реальностью, с личным опытом. Это сложнейший ассоциативно-системный механизм, основанный на функциональной взаимосвязи различных уровней и компонентов психики. Город отделен от остального мира стеной, в нем царят свои законы, идет иная жизнь, нежели во внешнем мире, откуда городу грозит опасность. Из истории культуры известны различные символические отражения города и смысловой изоморфизм: «Я», «Город» и «Мир». Триада «Я — Город — Мир» — своеобразные концентрические круги расширяющегося самосознания. Об этом свидетельствуют и устоявшиеся выражения: «человек и город», «душа города», «что ни город, то норов», «город как модель мира». Можно сделать вывод: город — модель мира, и вместе с тем — модель человека. Вероятно, потому, что в триаде «Я — Город — Мир» город занимает срединное положение, образные представления о нем могут легко сжиматься до ничтожной точки, а могут разворачиваться до бесконечности. Город существует не только в реальном географическом пространстве, но и в пространстве воображения: как символ, как архетип сознания, как мыслеобраз. Сознание рассматривает город как отражение в зеркале. В новое время в бессознательном человечества закрепилось немало новых архетипов. Один из них — город. Запутанный рисунок улиц, набережных, пятна площадей, причудливые изгибы городского плана — ни что иное, как условный автопортрет, автограф — росчерк сознания культуры на коже земли. Город в сновидениях — предмет специальных исследований, начало которым было положено в работах К.-Г. Юнга. Хорошо известно, что квадрат в круге, круг в квадрате (типичные планы не только первобытных ритуальных площадок, святилищ, древних храмов и архитектурных монументов, но и целых городов) трактуются в символическом смысле как образ целостного «Я». Первоначальный Рим, Небесный Иерусалим, города из сновидений — особые символические структуры сознания, устремленного к центру, сознания, пытающегося «осознать» самого себя. Как психологический символ город есть центр регулярной жизни, которого удается достичь лишь после долгого путешествия и при наличии духовной зрелости, позволяющей путнику осознанно пройти через ворота и достигнуть центра духовной жизни. Движение по городу символизирует переход одной противоположности в другую. Как символическая форма «город» может означать очень многое. Смыслы часто противоречат друг другу и перетекают друг в друга: небо в землю, добро во зло, истина в заблуждение, и наоборот. Именно поэтому путешествие по символическому городу нередко становится метафорой поиска Бога в человеке и отпадения человека от Бога, моделью возвращения к себе и бегства от себя. Пример 1. В., 22 года: «К центру моего города ведет много дорог, широких и узких, прямых и запутанных. Если приглядеться, мой центр находится в некой «окольцованной защите». Это защитное кольцо в любой момент может быть либо прозрачным, либо более плотным — и это приносит мне спокойствие. Это мой и в то же время общий мир». Пример 2. П., 21 год: «Когда мы движемся по спирали, наше движение напоминает путь в лабиринте. В центре лабиринта мы боимся встретить чудовище, а встречаем самих себя. Мой город-лабиринт — особый, его центр связан с живым миром природы, с солнцем (мое сознание), с озером (мои чувства) и чем-то мне неизвестным (мои неиспользованные возможности). Мне радостно, что мой центр связан этими путеводными нитями с внешним миром. Я чувствую связь своего мира с миром в целом». Пример 3. С., 22 года: «Мой город — как паук. Мне неприятно, что его центр довлеет над всем окружением. Очень похоже на мое поведение в жизни. Мне стыдно, но я очень часто пренебрегаю мнением других людей, стремлюсь, чтобы мое слово было последним. Упражнение «Путь Героя» (архетипический героический сюжет). Пример упражнения (метафорической игры) «Путь Героя» в малых подгруппах стажеров-менеджеров, направленное на развитие лидерских качеств, иными словами, преодоление внутренних «драконов». Рис. 12. Структура упражнения Психогимнастика или настройка на работу и групповая дискуссия: Какое внимание уделялось геральдике в рыцарские времена? Чем отличаются изображения на гербе от изображений (символизма) на знамени? В чем сила девиза? Имеют ли место девизы, гербы, знамена в современной жизни? Что вы разместили бы в качестве символа на гербе и знамени менеджера, корпорации? Инструкции участникам. Представьте себя рыцарями средних веков. Какой героический путь вам предстояло бы тогда пройти, какие препятствия могли бы быть на этом пути? Для преодоления данных препятствий вам необходимо создать знамя войска, герб, девиз с изображениями различных ценностей, используя различные художественные формы. Вам предстоит пройти героический путь, пройдите его. Примеры из практики групп. История 1 В некотором царстве жил король. У него был единственный и неуспешный сын. Не было у сына никаких приоритетов в жизни. Решил король его женить и говорит сыну: «В одном царстве, до него 7 недель скакать, живет красавица, но она чужая невеста. Есть ряд препятствий, которые тебе надо преодолеть, чтобы похитить невесту и жениться. Необходимо проскакать 7 недель до пещеры, там 7 драконов и у каждого 2 головы. И как ты с ними справишься, такая у тебя и будет жизнь». Не очень хотел сын отправляться в дорогу, все думал: «Быть или не быть». Да делать нечего. Проскакал он 7 недель, нашел пещеру, входит в нее, а конь стал нервничать. «Погоди верный друг, конь, отдохни», — говорит рыцарь. Видит он 7 драконов и у каждого 2 головы: черная и золотая. Черная голова первого дракона говорит: «Я — ложь. Тебе не надо будет краснеть, ты будешь всегда на коне». Золотая голова молвит вслед: «Я — честность, с тобой тебе будет краснее жизнь». Рыцарь им отвечает: «Мои моральные принципы не дадут выбрать ложь, так как я представитель знатного рода». Черная голова второго дракона говорит тогда: «Я — лень. Ты можешь со мной лежать на диване, смотреть кино, а жена будет все убирать». Золотая голова перебивает: «Я — трудолюбие, но тебе надо вставать в 7 утра. Ты всегда будешь потеть и трудится». Рыцарь отвечает: «В моем гербе присутствует трудолюбие, поэтому не могу тебя выбрать, черная голова. Как же я тогда достигну своих целей и стану успешным?». Черная голова третьего дракона говорит тихим голосом «Я — предательство. Тебе будет хорошо, если ты будешь предавать друзей». Золотая голова перебивает «Я — верность, тебе придется страдать за других людей, жертвовать своими интересами». Опять рыцарь держит ответ: «Я выбираю верность, потому что я верен и честен перед своим народом. На предательстве многого не достигнешь». И снова перед рыцарем возникли две головы. Они предлагали рыцарю дальнейший выбор между милосердием, которое дает свет и тепло, и жестокостью, дающей холод и темноту. Выбрал рыцарь милосердие. На что дракон сказал: «Возможно, ты никогда не станешь богатым, но ты сможешь своим сердцем помочь другим. Каждый проходит свой путь и понимает чего он стоит». А вот когда последний дракон предложил выбирать между смелостью и излишней смелостью, рыцарь наш растерялся: «Смелость, о тебе сложат легенды, будут помнить. Излишняя смелость может навредить здоровью, и ты не сможешь показать себя другим». Принц вышел из пещеры и понял, что боролся со своими ощущениями. Он решил, что прошел все испытания: «Дорогая невеста, я определился со своими мотивами в жизни. Прими мой герб, мой щит и мое сердце». На что невеста ответила: «Ты много сделал для других, но ты завистлив и труслив. Я хочу подумать, приходи завтра». Эта история показывает, что герой не встретился с седьмым драконом, а проиграл шестому. В действительности игра отражает естественные процессы, которые происходят в группах кадрового резерва. Мы отмечали ранее, что не все готовы к карьерному росту «по вертикали», с принятием ответственности. Они, с одной стороны, в некотором роде «завидуют» власти и заработку руководителей, с другой стороны, еще «трусливы» и боятся «прекрасного будущего» в образе невесты. Групповая дискуссия. Общие вопросы для обсуждения: Какое отношение (прямое или косвенное) к вашей жизни имеют выбранные вами драконы. Чем вам близки эти драконы? Как рыцарь себя ощущал при распределении ролей драконов? Какие внутренние «драконы» могут встречаться в вашем реальном жизненном пространстве, в частности, на пути карьерного роста. Меняются ли в жизни наши внутренние «драконы»? Что нужно знать, чтобы научиться побеждать «драконов»? Мини-лекция. Мы играем на мифологическом уровне для того, чтобы расширить поведенческий диапазон, исследовать свое внутренне пространство, научиться находить отличия между лидером и бойцом. 1. Перевод метафор на язык производственной реальности. Например: «Похищение красавицы» — перспективное будущее в карьере. «Болото» — повседневная реальность. «Быть или не быть» — готов или не готов к должностному повышению. «Не хотел уходить с насиженного места» — нежелание, или неготовность к переменам. «Мы построим замок и будем жить» — интеграция. «Отказ красавицы» — отсутствие духовных ценностей, которые нельзя надумать, ими надо жить. 2. Перевод метафор на язык психологической реальности: «Красавица-невеста» — принятие интуитивного знания, творчества, чувствительности. «Головы драконов» — внутренние ограничивающие убеждения, привычные мысли, негибкое поведение и т. д. «Противоречивость драконов (две головы)» — расхождение между внутренними и внешними потребностями. Испытание между ожиданиями социума и внутренними желаниями. 3. Запись выводов в рабочую тетрадь. 4. Общие вопросы к группе и к каждому участнику: Каковы ваши личные и профессиональные ценности? Можно ли прожить достойную жизнь, не имея этих ценностей? Возможно ли построение карьеры без наличия внутренних ценностей и внутренней опоры (стержня)? В чем выражается внутренняя опора? История 2. На самом краю света, где-то в поднебесной мира, у самых облаков стоял древний храм. Уже тысячи лет жили в нем монахи — старцы великие. И был у них ученик — юноша, тянущийся к знаниям и духовности вечной. Уже много лет один старец обучал юношу тому, что сам знает. И вот однажды, когда остался последний урок, молвил Мудрец: «Осталась тебе последнюю преодолеть ступень для того, чтобы смог мир познать и свое место в нем. Жизнь за стенами храма полна испытаний. В том мире обитают шесть драконов, пожирающих людей. Иди, встреться и победи их! А после победы над ними возвращайся ко мне». Отправился ученик через горы, города, страны и культуры. Везде спрашивал, как и где ему отыскать драконов. Но люди не понимали, о чем их спрашивает молодой монах. Но, однажды… 1. Дракон Алчность. В одной по улице деревушке шел нищий старик. Засмотрелся на него юноша и столкнулся с ним. Извинился и спросил его, не видел ли он тут драконов. Странник ответил кивком, что нет, мол, не видел. Юноша пошел дальше. Немного отойдя, он обернулся и увидел, что у старика упал на землю кошелек. Поднял его, попытался было окликнуть старика, но что-то удержало его… и он оставил деньги себе. 2. Дракон Блуд. Пока ходил юноша по городам и странам, захотелось ему испытать любовь женскую. Соблазнил он местную девушку, а на заре ушел, не попрощавшись с ней. 3. Дракон Гнев. В большом городе, в который пришел наш герой, на центральной площади шло веселое представление с музыкой и танцами. Один простой горожанин наступил юноше на ногу. Извинился. Но рассердился юноша, накричал на неловкого. 4. Дракон Обжорство. Как-то сел перекусывать юноша, открыл свою котомку с простой едой. Но видит — недалеко стоит харчевня, предлагает яства разные, вина. Зашел он туда наелся, напился, как говорится «от пуза». 5. Дракон Зависть. Идет дальше юноша монах, драконов ищет. Повстречался ему щеголь в красивой одежде, загорелся он, захотелось ему поменяться одеждой, но оказалась она неудобной ему. Но след щеголя простыл. 6. Дракон Уныние. Обошел он весь мир, но так нигде не повстречал драконов, о которых ему рассказывал мудрый монах. Расстроился и решил вернуться в храм. В храме он сказал своему учителю: «Не нашел я, учитель, драконов, хоть и весь мир пешком обошел». На что ответил ему старец: «Не там искал их. Они внутри человека живут и пожирают его изнутри. И ты с ними повстречался, да только не распознал. Когда деду кошелек не вернул — это был первый дракон по имени Алчность. Когда деву соблазнил и на рассвете ушел — это второй дракон был по имени Блуд. Когда на неловкого раскричался — то был третий дракон — Гнев. Когда ел через край — то был дракон по имени Обжорство. Когда свою одежду удобную для себя поменял на щегольскую — то это дракон встретился по имени Зависть. А когда возвращался в Храм опечаленный, да в скорбных мыслях, то шестой дракон пожирал тебя — Уныние». Осознал все юноша и решил расправиться со всеми драконами. Вернул старику деньги, женился на девушке, которую соблазнил, извинился перед горожанином, на которого накричал, дал обет не есть скоромную пищу, обменялся обратно с щеголем одеждой. А дракону Уныние решил ответить гордостью своей и радостью, что заслужил теперь он от учителя высшей похвалы — пояса 12-го дана. На что ему монах учитель ему сказал, что теперь попался он в руки самого страшного Дракона — Гордыни. Задумался юноша и пошел он в мир свою гордыню лечить, и народ учить. В данной группе герой встретился и победил 6 драконов и осознал седьмого дракона. Упражнение «Монетка». Инструкции участникам. Перед вами лежат мелкие монетки из разных стран. Представьте, вообразите, почувствуйте, за какой труд могли рассчитаться этой мелкой монеткой, представьте эту сценку и выполните рисунок. Примеры историй, придуманных участниками. — Эту монетку мальчик нашел в фонтане. Он живет в городе, где бывают иностранцы, и они кидают монетки в фонтан. Мальчик был очень любопытным. Увидев в фонтане монетку, заинтересовавшую его, он, недолго думая, нырнул за ней. Потом он долго смотрел на нее, держа на маленькой ладошке, в непроходящих «цыпках», и решил, что когда вырастет, обязательно поедет в страну, из которой эта монетка. А пока он будет носить ее с собой — на счастье... Иными словами, он заработал ее, благодаря своему любопытству. — На улице в любое время года, и когда очень холодно, и когда жарко, стоит овощная палатка. Это тяжелый труд — таскать коробки с фруктами, бананами и прочими южными дарами, продавать их. Но эта продавщица всегда улыбается покупателю. Монетку, которой рассчитались с продавщицей за бананы, она получила еще и ее за то, что может выполнять свой тяжелый труд с улыбкой. — Моя героиня — танцовщица. Она танцует под палящим солнцем, в пыли. Ей очень жарко, пот течет по ее телу, но она вынуждена танцевать, чтобы заработать эту монетку. Ей не хватает денег, чтобы начать танцевать на театральной сцене. Если танцовщица поднимет глаза, то увидит, что она танцует давно не под изнуряющим солнцем, а под радугой и вместе с ней. — Человек стоит у моря. И вместе с волной на берег вынесло монетку — 2 копейки. Но человек эту монетку опять отправил в море, потому что он знает — кто-то мог бросить эту монетку на счастье, чтобы вернуться сюда еще раз, или чтобы сбылись его мечты. Возвращайся, монетка, в море, пусть сбудутся мечты… — Шелковый путь, караван верблюдов, тюки и торговец, получивший монетку за свой товар, который он перевозит из одной страны в другую. Товар его еще не весь продан, и путь еще очень далек. — На улице, на одном и том же месте, всегда встречаются слепой музыкант, играющий на скрипке, и продавщица цветов. Перед музыкантом стоит шляпа, и прохожие в нее кидают монетки за его удивительно трогательную игру на скрипке. Когда вечером он наклоняется за шляпой, то находит возле шляпы розу — без шипов. Эту розу, поцеловав, кладет ему в качестве оплаты продавщица цветов. Она давно и тайно влюблена в музыканта-скрипача. Но, увы, скрипач не видит ее любви… и не знает, что розы не растут без шипов. — Эту монетку вез с собой человек, возвращаясь с конгресса в чужой стране. И в далеком краю, найдя ее в кармане, он вспомнит эту страну, и решит инвестировать проекты в этой стране. И тогда монетка вернется, уже вместе с другими монетками. ЛитератураБеленицкий Л. М. Технология пути. Киев: Ника-Центр, 1998. 509 с. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Уч. пос. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Ось 89», 2001. 224 с. Глушаков В., Глушакова Т. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии. Мн.: Технопринт, 2000. С. 145. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. М.: Эксмо, 2003. 384с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь: ТЦ Сфера, 2001. 400 с. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005. 101 с. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. 320 с. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Лань, 2002. 230 с. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 416 с. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Пер. с англ. К.: София., Ltd., 1997. 336 с. Малкиоди Кати. Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию. М.: София, 2004. 272 с. Мейс-Кристеллер Ева. Художественная терапия на практике: Пер. с нем. Екатеринбург: Частное издание. 2002. 96 с. Метафорическая деловая игра. Практическое пособие для бизнес-тренера: Под ред. Ж. В. Завьяловой. СПб.: Речь. 2004. 134 с. Никологорская О. А., Маркус Л. И. Излечивает гнев и заполняет время. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам» №3. М.: Знание, 1990. 144 с. Пурнис Н. Е. Арт-терапия. Искусство архитектуры. Практикум. СПб.: Соларт, 2005. 140 с. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Крепс. М.: Прогресс, 1982. 124 с. Bibliography of Art Therapy Books // http://www.baat.co.uk/Biblio.htm/ |