Главная страница
Навигация по странице:

  • «Рисунок на свободную тему».

  • «Знакомство». Инструкция. Представить себя группе в любой художественной форме, не прибегая к словам.«Ассоциации с цветом».

  • «Образ личного времени».

  • Коллаж «Мое прошлое, мое настоящее, мое будущее».

  • Коллаж «Моя реальность, мои планы и мечты».

  • «Реалистический автопортрет».

  • «Автопортрет-шарж» Инструкция.Выполнить автопортрет, преувеличив свои наиболее характерные особенности.«Мои профессиональные роли».

  • «Самореклама». Создать визуальную и текстовую рекламу себя в роли успешного профессионала и в других ролях.«Мой герб».

  • «Работа с профессиональной проблемой».

  • «Работа с внутренним конфликтом».

  • «Древо чувств». Нарисовать групповое дерево, с использованием обоев (размер 3 х 3 м). Рисунок на тему «Я и группа».

  • «Интервью-презентация».

  • «Начальник и подчиненный».

  • Создание композиций на различные темы.

  • «Прогулка по лабиринту».

  • «Подготовка к расставанию с компанией».

  • Инсталляция «Презентация в лучшем свете».

  • _Пурнис Н. Е., Арт-терапия в психологическом сопровождении персо. Ббк 88. 4 П88


    Скачать 1.68 Mb.
    НазваниеБбк 88. 4 П88
    Дата26.03.2023
    Размер1.68 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Пурнис Н. Е., Арт-терапия в психологическом сопровождении персо.doc
    ТипКраткий очерк
    #1016727
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Арт-терапевтические упражнения


    Предлагаем различные арт-терапевтические техники и упражнения для работы с менеджерами. Целью данных упражнений является укрепление психологического здоровья, развитие профессионального самосознания, индивидуально-личностных и профессионально-важных качеств. Они могут использоваться самостоятельно, блоками, объединенными общей целью, или в виде арт-терапевтического тренинга [2, 4, 5, 6, 7, 10]. Процедуры проведения некоторых упражнений изменены и адаптированы в соответствии с целевыми установками группы.

    Упражнения, техники, методики можно разделить на две основные группы: упражнения для настройки на занятие, и упражнения для основной части арт-терапевтического занятия.

    Упражнения для настройки на занятие


    Предлагаемые упражнения предполагают освоение разных изобразительных материалов и способов работы, способствуют проявлению спонтанности, позволяющей снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на образное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности, помогают в установлении доверительных отношений между участниками группового процесса.

    «Каракули».

    Инструкция.

    Позволить карандашу или шариковой ручке двигаться спонтанно, без какой-либо цели и замысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге». Можно использовать различные цвета — поочередно или одновременно.

    «Глиняные каракули».

    Инструкция.

    Выполнить любую глиняную фигурку (на ее задней части сделать отметку авторства). Передать следующему участнику по кругу, который будет работать с ней в течение 1 минуты. В нее можно вносить изменения, но не ломать и не переделывать до неузнаваемости. Передача по кругу продолжается до тех пор, пока к каждому автору не вернется его фигурка. Далее можно обсудить чувства, возникшие в процессе занятия, принятие или неприятие изменения первичного образа фигурки и коллективное авторство.

    «Вырезанные формы».

    Инструкция.

    Начертить любую фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.

    «Рисунок на свободную тему».

    Инструкция.

    Выполнить рисунок на свободную тему, затем в групповом обсуждении рассказать о нем. Рисунок выполняется в течение 15–20 минут. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.

    «Знакомство».

    Инструкция.

    Представить себя группе в любой художественной форме, не прибегая к словам.

    «Ассоциации с цветом».

    Инструкция.

    Высказать свои ассоциации различных ситуаций или явлений с тем или иным цветом. Например: типы людей, отношения между людьми, между руководителем и подчиненными и т. д.

    «Общий танец».

    Инструкция.

    Придумать и одновременно выполнить танцевальное движение и звук. Затем своим движением и звуком обменяться в парах, затем в четвертках и т. д. На заключительном этапе все движения и звуки, предварительно разученные участниками, объединяются в общий танец, мелодию и исполняются.

    Упражнения на рефлексию собственного времени


    «Ресурс из прошлого».

    Инструкция.

    Вспомнить позитивное состояние из прошлого, свое телесное, эмоциональное состояние. В любой художественной форме выразить свои ощущения.

    «Круг времени».

    Инструкция.

    Нарисовать свое время в виде часов (круга). Разделить его на сегменты. Каждый сегмент отражает время, потраченное на определенные дела, досуг, общение с друзьями и т. д. Раскрасить сегменты разными цветами, в зависимости от восприятия и ассоциаций.

    «Образ личного времени».

    Инструкция.

    Создать образ своего времени из листа бумаги (3–5 минут). Бумагу можно мять, рвать, жевать, и т. д. Дать название образу. Написать сказку о времени.

    «Линейность времени».

    Инструкция.

    Нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками.

    Коллаж «Мое прошлое, мое настоящее, мое будущее».

    Инструкция.

    Выполнить коллаж, используя иллюстрированные журналы. Затем сделать самоописание — «Я как личность и профессионал в прошлом, настоящем, будущем».

    Коллаж «Моя реальность, мои планы и мечты».

    Инструкция.

    Выполнить коллаж. Затем ответить на вопросы «Кто Я?», «Мои перспективы и задачи личностного и профессионального развития в будущем».

    Упражнения, направленные на формирование образа «Я», повышение самооценки, развитие позитивного самоотношения


    Работа с «Я-концепцией» может проводиться в трех разных направлениях.

    1. Если прослеживается развитость всех структурных компонентов «Я-образа» с представленностью различных ценностных, смысловых отношений и с выходом на самореализацию, поиск возможностей преодоления внутриличностных противоречий, то арт-терапевтическая работа может осуществляться с психопрофилактической целью для поддержания оптимального уровня соотношения «Я-образов» и успешного прохождения последующих кризисов профессионального развития.

    2. Если существуют затруднения в интерпретации внешнего мира, прогнозировании поведения других людей и собственных взаимоотношений с ними, наблюдается кризис профессиональной самооценки и низкая мотивация к профессиональной деятельности при заниженной самооценке (при общем кризисе самооценки) и желании осознавать собственные возможности и особенности саморегуляции, то требуется работа с целью улучшения интерпретации внешнего мира, прогнозирования поведения других людей, собственных взаимоотношений с ними, развития навыков самоконтроля и саморегуляции.

    Напомним, самооценка — это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка включает знания о себе и отношение к себе. Поэтому ее разделяют на «Я-образ» и «Я-концепцию». «Я-образ» — это внутренние эмоционально окрашенные представления о себе. Они могут быть положительными или отрицательными и влияют на уверенность человека в себе. Эти представления в значительной мере формируются подсознательно, а базовые основы «Я-образа» формируются в раннем детстве и зависят от того, насколько удовлетворены первичные психологические потребности ребенка в любви, контроле и включении. Образ «Я» достаточно устойчив и инерционен, поэтому так трудно бывает избавиться от неуверенности в себе. «Я-концепция» — это осознанные оценки, результаты анализа и прогноза, представления человека о последствиях своих действий. «Я-концепция» начинает формироваться также очень рано, но основная ее часть складывается в подростковом и юношеском возрасте.

    Реальное «Я» включает жизненный опыт человека, впечатления и чувства от общения с другими людьми, представления об отношении к нему других людей. Идеальное «Я» — это такой образ себя, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей. Часто при ответах на вопросы психологических тестов человек ориентируется не на реальное, а на идеальное «Я». Реальное «Я» стремится приблизиться к идеальному «Я». Кроме самооценки у каждого человека есть потребность в признании, уважении, дружбе, заставляющая его стремиться завоевать положительное отношение к себе или к тому, что он делает. При этом люди, как правило, положительно оценивают дела, эмоции, мысли, поведение человека в том случае, если они соответствуют их эмоциям, мыслям, представлениям и пр. Поэтому человек начинает скрывать свои истинные чувства и мысли и перестает понимать, в чем смысл его жизни, чего он хочет. Это порождает тревогу, чувство экзистенциального вакуума. Изменение самооценки — это сложный и болезненный процесс.

    3. Если имеет место чрезмерная категоричность в оценках людей, в интерпретации внешнего мира, отсутствие объективности и достаточной гибкости при объяснении поступков других, непонимание себя как главного творческого начала в профессиональной деятельности, то арт-терапевтическая работа может осуществляться с целью улучшения психической адаптации. Можно рекомендовать методы саморегуляции эмоционального состояния. Психологическая коррекция может заключаться в сознательном разведении смысла «Я-образов». Это может разрушить ригидные и не всегда адаптивные установки и в целом улучшить когнитивную систему человека.

    «Реалистический автопортрет».

    Инструкция.

    Нарисовать или вылепить автопортрет, соответствующий реальности, обращая внимание на детали.

    «Образный автопортрет».

    Инструкция.

    Выполнить автопортрет в образах, выражая свое впечатление о себе самом или своих ощущениях от себя.

    Варианты:

    • выполнить рисунок самого себя, каким, по мнению участника, его видят окружающие;

    • выполнить рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие;

    • выполнить образно-метафорическое изображение себя с использованием различных подручных материалов.

    «Автопортрет-шарж»

    Инструкция.

    Выполнить автопортрет, преувеличив свои наиболее характерные особенности.

    «Мои профессиональные роли».

    Инструкция.

    Изобразить себя и свои роли в профессиональном амплуа в любой художественной форме. Рассказать о них в группе.

    «Две маски “Я”».

    Инструкция.

    Изготовить маску, отображающую восприятие себя самим участником и маску, отображающую восприятие участника окружающими.

    «Самореклама».

    Создать визуальную и текстовую рекламу себя в роли успешного профессионала и в других ролях.

    «Мой герб».

    «Девиз и герб являются символами, которые предлагают человеку возможность в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций», — отмечает И. В. Вачков [2, с. 172].

    Инструкция.

    Придумать и изобразить свой герб или символ, отражающие наиболее характерные профессиональные качества, семейные и личностные ценности.

    Упражнения для работы с конфликтами


    «Работа с профессиональной проблемой».

    Инструкция.

    Изобразить свою профессиональную проблему, особенно ту, которая имеет устойчивый характер, в любой доступной художественной форме. Далее изобразить в рисунке или коллаже те выгоды и неприятности, которые приносит эта проблема.

    «Работа с внутренним конфликтом».

    Инструкция.

    Изображение «внутреннего» конфликта в абстрактно-символической форме или метафорическом виде. Возможно «озвучивание» различных сторон «внутреннего» конфликта путем составления монологов или диалогов между ними.

    Упражнения для улучшения взаимодействия в группе, прояснения отношения к работе, определения психологического климата в коллективе


    «Скульптура».

    Инструкция.

    Из различных материалов (фольга, проволока, бумага и т. д.) создать скульптуру — абстрактную версию организации или общей проблемы коллектива.

    После создания образа обсудить скульптуру в группе, отмечая ее детали, особенности, ассоциации. После обсуждения внести желательные изменения в скульптуру.

    «Древо чувств».

    Нарисовать групповое дерево, с использованием обоев (размер 3 х 3 м).

    Рисунок на тему «Я и группа».

    (Проективная методика «Я и группа» Н. И. Веремеенко.)

    Методика позволяет диагностировать структуру группы (диффузная, структурированная, единая, разобщенная и др.), положение индивида в группе (в центре, среди других, вне группы); изучить динамику внутригрупповых отношений с точки зрения автора рисунка, его видения ситуации.

    Диагностика производится путем качественного и количественного анализа содержания, техники изображения (четкость, штриховка, исправления и т. д.); использованных цветов; расстояний между фигурами; размера изображаемых объектов.

    Инструкция.

    Нарисовать рисунок. Обозначить на рисунке себя и тех членов группы, которых захочется.

    «Интервью-презентация».

    Инструкция.

    Работа в парах. Один участник рассказывает о своих делах, а другой отражает то, что ему показалось важным.

    «Начальник и подчиненный».

    Инструкция.

    Один участник руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать, какое дать название работе. Затем поменяться местами.

    Упражнения для снижения уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний


    Низкий уровень тревожности в профессиональной деятельности сопряжен с безответственностью и проявляет себя в опозданиях, отсутствии мотивации и самоконтроля в исполнении профессиональных обязанностей. Высокий уровень тревожности (особенно неосознаваемая тревожность) приводит к снижению эффективности труда, затруднению адекватного планирования деятельности и т. д.

    Психологическое обеспечение профессиональной деятельности предполагает проведение тренингов, направленных на формирование эмоциональной устойчивости, снижение уровня тревожности.

    Тревожность усиливается при наличии следующих условий:

    • дефицит, лимит времени;

    • сложность задач;

    • высокая мотивации достижения;

    • индивидуальные особенности человека.

    В настоящее время люди считают стрессовыми такие ситуации, в которых опасность угрожает не их жизни и здоровью, а чувству гордости, собственного достоинства или честолюбию. Таким образом, состояние, которое столетия назад было важным защитным механизмом, в современном мире превратилось в основной источник заболеваний. Особенность реагирования на стресс еще и в том, что главное значение для человека имеет уже не само событие, а его оценка, отношение к нему. Так источник стресса оказался внутри человека, он сам формирует его своим отношением к травмирующей ситуации. Если избежать стресса невозможно, то один из путей — выработка правильной стратегии, заключающейся в извлечение пользы из негативной ситуации. В этом заключается суть стрессменеджмента — управления стрессом. Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни» [18].

    Если человек попадает в ситуацию, где невозможно исключить стрессовые факторы, необходимо изменить отношение к ним.

    Стрессоустойчивость состоит из трех связанных между собой компонентов:

    1. Ощущение важности своего существования.

    2. Чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь.

    3. Открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития.

    Основные ресурсы преодоления стресса.

    Когнитивное преодоление — понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним.

    Эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, устранение эмоционального «застревания» или неполного отреагирования.

    Поведенческое (деятельностное) преодоление — перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности.

    Социально-психологическое преодоление — коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, межличностных отношений.

    Таким образом, преодоление стресса в рамках применения арт-терапии можно выразить в четырех «Я» — «Я осознаю», «Я чувствую», «Я действую», «Для меня важно». И в процессе создания художественных работ, направленных на развитие стрессоустойчивости, важно стремиться к осознанию, принятию и актуализации преодоления стресса.

    Для саморегуляции в сфере чувств, эмоционального состояния необходима правильная оценка значимости события.

    С целью экстренного понижения уровня напряженности может быть использовано общее расслабление мускулатуры. Мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5–10 минут, привести себя в спокойное состояние. Мы предлагаем также совмещать направленные медитации с последующим изобразительной, танцевальной или музыкальной деятельностью.

    Создание композиций на различные темы.

    Инструкция.

    Создать художественные композиции на темы «Шторм», «Взрыв», «Чудовище», «Спортивные состязания» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с конфликтом.

    «Выпускание пара».

    Эта техника дает выход сильным чувствам, связанным с конфликтом. Крупномасштабная работа с использованием малярных кистей, губки, тряпки, ног, рук и т. д.

    Инструкция.

    Разорвать газеты или бумагу на мелкие клочки. Затем склеить из обрывков бумаги скульптуру.

    «Планирование».

    Инструкция.

    Создать план сада или парка, в котором вам было бы приятно, спокойно отдохнуть, совершить прогулку. Используйте технику рисунка, коллажа, трехмерные объекты.

    «Четыре стихии».

    Для снятия накопившегося напряжения, преодоления стрессовых состояний, нормализации психического состояния при повышенной раздражительности, вспыльчивости и тревоге можно использовать различные методики, в том числе медитации.

    Мы предлагаем использовать медитации Л. М. Беленицкого [1]. Для их успешного проведения необходимо учесть ряд рекомендаций. Во-первых, проведение медитаций требует специальной атмосферы; во-вторых, — дополнительных знаний и умений от специалиста, который проводит подобные медитативные упражнения. В современных психологических тренингах используется большое количество медитативных техник, основанных на релаксации, методах «исконной» медитации, элементах аутотренинга, аутосуггестивных приемах. Результаты применения подобных техник носят разные названия: «трансовые состояния», «состояния измененного сознания», «суггестивное погружение» и прочее. Но не все «медитативные» техники являются собственно медитациями. В общих словах, медитация — это система духовной практики, позволяющая приблизиться к центру своего «Я». Некоторые специалисты, говоря о медитациях, подразумевают упражнения активного воображения либо направленной визуализации. Упражнения, которые мы используем в своей практике, мы называем «медитативно-художественными релаксациями», поскольку практически всегда они связаны с направленной визуализацией, мышечным расслаблением, и последующим созданием образов в любой художественной форме, что, собственно, отражает трансперсональный подход в арт-терапии. Предложенные далее медитации содержат в себе метафоры ресурсных состояний для восстановления эмоционального состояния участников и повышения их работоспособности.

    Общие инструкции.

    1. Выполнить один или несколько рисунков, связанных с различными природными стихиями.

    2. Провести медитации на каждую стихию (см. ниже).

    3. Создать или подобрать символ каждой стихии.

    4. Построить ландшафтный мини-садик.

    Медитация «Огонь».

    Настраиваемся на медитацию.

    Вы дышите легко и свободно.

    Вы спокойны, спокойны...

    Ваше тело полностью расслаблено…

    Представьте, что вы сидите перед костром. Языки пламени текут вверх, выбрасывая искры в небо. Потрескивают сухие дрова. Веет теплом. Горячий воздух маревом струится над огнем.

    Вы всматриваетесь вглубь костра. Созерцаете танец огня. Чувствуете его тепло и ласку. Огненное пламя дарит вам приятное тепло. В вас просыпается любовь к огню. Это чувство заполняет вас изнутри, переполняет ваше тело.

    Вы впитываете в себя силу огня, его состояние, мощь, танец, свет и тепло.

    С каждым вдохом вы наблюдаете за огнем. Огонь растет, набирает силу и пламя. С каждым выдохом вы наблюдаете за огнем. Огонь тает и угасает. Вдохи и выдохи несут вам наслаждение возрождения и сгорания огня, сердца, поэзии, музыки, любви, юности. Вы едины с огнем. Вы дышите легко и свободно.

    Вы сидите перед костром. Вы созерцаете костер, его движение, треск сухих веток, дыхание огня.

    Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох.

    В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания.

    Медитация «Чистое горное озеро».

    Настраиваемся на медитацию.

    Расслабляем тело.

    Вы дышите легко и свободно.

    Вы спокойны, спокойны, спокойны...

    Ваше тело полностью расслаблено.

    Расслабляются кисти, запястья, предплечья, локти, плечи. Расслабляется плечевой пояс, грудные мышцы, широчайшие. Расслабляется грудь, живот. Расслабляем поясницу, спину. Расслабляем шею, лицо. Расслабляем мышцы шеи, лица, головы. Ваша шея и лицо полностью расслаблены. Ваше тело полностью расслаблено от пальчиков ног до макушки головы. Вы спокойны, расслаблены, умиротворены. Легкость растекается по вашему телу. Вы полностью расслаблены. Ваше тело становится все легче и легче

    Течения и воздушные потоки увлекают вас, и вы летите над городом, планетой, реками и морями. Горы проплывают под вами. Вы летите, летите, летите...

    Вы медленно и плавно, как воздушный шар, проплываете над высокой-высокой горой. Обозреваете гору сверху. На плато, укрывшись от любопытных взоров снизу, покоится прозрачное горное озеро. Вы парите над ним, опускаясь все ниже и ниже.

    Уже веет прохладой, свежестью, вы опустились так низко, что видите дно, камешки, песок, водный мир животных и рыб. В своем парении вы опускаетесь на берег. Созерцаете воду. Сбрасываете с себя одежду. Идете к воде. Теплый воздух овевает вас, перемешиваясь с дуновениями бодрости озера. Солнышко припекает сверху своими лучами. Вы подходите все ближе и ближе к воде. Горное озеро готово принять вас в себя для кратковременного прохладного купания. Бодрость, свежесть воды обжигает вас, жар солнечных лучей сверху и теплый воздух лета — ничто по сравнению с глубокой чистотой прохладой горного озера. Вы зябко поеживаетесь, набираетесь смелости через полный вдох и прыжком устремляетесь в воду.

    Время останавливается для вас. Кажется, что сердце заполняется журчанием, чистотой, молодостью. Вы выскакиваете из воды. Тщательно растираетесь полотенцем и, подставляя грудь и лицо солнцу, совершаете спасительную своим согревом разминку и другие упражнения. Тело постепенно согревается, вам уже жарко, и решение искупаться повторно приходит как снег на голову. И вы бросаетесь в воду снова и снова...

    Проходит время, вы сушитесь у костра, ваши ноги обернуты теплым толстым спальником, куртка согревает плечи. Вам тепло и хорошо. Окружающий мир тает вокруг вас. Вы парите в воздухе, плывете над горой, как воздушный шар. Ваше тело наполнено теплом и прохладой, свежестью и бодростью, спокойствием и молодостью.

    Вы летите... Летите... Летите...

    Вы спокойны, расслаблены, умиротворены. Легкость растекается по вашему телу.

    Вы ощущаете необходимость завершить медитацию. Вы концентрируетесь в точку. Собираете, формируете вокруг точки свое тело. Представляете свое тело. Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох.

    В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания.

    Медитация «Земля».

    Представьте, что вы сидите на земле, на поле, на пашне, в лесу на поляне, на лугу в траве.

    Вы дышите спокойно.

    Ваше сердце бьется спокойно.

    Вы ощущаете под собой землю, ее сырость, прохладу, плодородие, свежесть, детородную силу. Земля расстилается под вами, сохраняя в себе тайны прошлого и настоящего, былых цивилизаций, секреты кладов, сокровища царей и бедняков, ценности материи и духа.

    Вы проникаете своим сознанием в стихию земли. Сравниваете себя и стихию. Осознаете, кто вас кормит и держит на своей поверхности. Вы пытаетесь осознать свою роль на земле, свое предназначение в рамках этой стихии.

    В вас просыпаются чувства благодарности и любви. Эти чувства заполняют ваше тело, разум, полностью охватывают вас. Вы любите землю как стихию и как планету, как мать всего живого.

    Вы мысленно тянетесь к земле, сливаетесь с ней, проваливаетесь вглубь, в чернозем, к корню, к истокам всего живого на земле.

    Вы растворяетесь внутри стихии земли. Вы и земля — едины.

    Ваши тело и дух растворились в земле. Вы растеклись по огромной планете, превратились в шар, вобрали в себя мощь и силу, движение и гармонию, спокойствие и мудрость.

    Вы заполняете своим сознанием все пространство земли. Вы спокойны, расслаблены, умиротворены.

    Легкость растекается по вашему телу.

    Вы ощущаете необходимость завершить медитацию.

    Вы концентрируетесь в точку. Собираете, формируете вокруг точки свое тело. Представляете свое тело. Выныриваете на поверхность земли быстро и мгновенно. Вы сидите на земле. Земля — источник силы, кормилица, мать, она держит вас на себе.

    Вы созерцаете землю под вами, ее движение, дыхание.

    Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох.

    В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания.

    Медитация «Море и камень».

    Раннее июльское теплое утро. Полупустынный пляж. Море. С легким шуршанием волны накатывают на берег. Недалеко от берега возвышается большой камень. Со стороны моря камень отвесный, волны разбиваются о его стену. Вы сидите на камне и созерцаете восходящее солнце...

    Любовь к солнцу и к морю переполняет вас, заполняет собой каждую клеточку вашего тела. Вы чувствуете на коже ласку солнечных лучей и слышите пьянящий запах моря. Легкие прикосновения солнца пронизывают вас насквозь, и шепот морской волны успокаивает вас.

    Волна манит вас к себе летней прохладой и бархатной свежестью, перекатываясь и искрясь в золоте янтарного Солнца. Изумрудные блики в волнах завораживают взгляд и будоражат воображение. Вы спокойны, спокойны, спокойны. Ваше сердце бьется спокойно, спокойно, спокойно. Время замедляется внутри вас, величественно позволяя управлять им. Все происходит как в замедленном кино: вы медленно встаете и плавным перетекающим движением плывете, как волна по камню, в сторону моря. Отталкиваетесь от камня и летите вперед как в замедленной съемке. Невесомое перетекающее движение вперед продолжается бесконечно, вы летите как птица, в сторону открытого моря, навстречу искрящейся лазоревыми брызгами волне.

    Море парит вам навстречу, благоухая ароматом трав, йода и пролетающего мимо ветерка. Кончиками пальцев вы уже коснулись воды и медленно с восторгом плывете по морю. Сверкающий подводный лазурно-изумрудный мир принимает вас в свои бодрящие душу и тело объятия и отпускает вас в свободном парении среда хрустальных просторов подводно-солнечной фантазии.

    Вы медленно поднимаетесь к солнцу из сказочного царственного мира. Вы выныриваете, и воздух приветствует вас своим первым входом в легкие...

    Вы подплываете к камню и по ступенькам восходите опять на вершину, сохраняя состояние опъяненности морем и первым глотком живительного воздуха. Солнце и воздух принимают вас в себя, лаская горячими лучами и щекочущим касанием ветерка.

    Полный вдох. Открыли глаза. Медленный выдох. В любой художественной форме (танец, песня, рисунок) выразите свои переживания.

    Медитативные упражнения


    «Прогулка по лабиринту».

    Инструкция.

    Сделать лабиринт из подручных материалов в своем саду, на огороде, на школьной площадке, на берегу озера и т. д. В зависимости от времени года лабиринт можно начертить на земле или на снегу, выложить из цветных камешков, выполнить из шерстяных ниток. Например, американские арт-терапевты работают с лабиринтами, изображенными на шелковой ткани размером 6 х 6 м,

    Материалы для изготовления лабиринта: дерево, пластилин, бумага, камни, ткань, шаблоны.

    Текст медитации.

    Перед входом в лабиринт сделайте несколько глубоких вдохов и, медленно выдыхая, представьте, что с каждым выдохом вы освобождаетесь от своих повседневных проблем и забот. При движении к центру лабиринта обратите внимание на возникающие чувства и телесные ощущения, на мысли, которые приходят и уходят, освобождая вас.

    Оказавшись в центре, вы можете получить ответы на свои актуальные вопросы. Запомните свои ощущения и ассоциации в центре и отправляйтесь в обратный путь. Возвращение из лабиринта — это интеграция полученного опыта и размышления.

    Дальнейшая работа с полученной информацией может осуществляться в виде написания рассказа, создания рисунка, скульптуры, маски, исполнения песни или танца и др. Необходимо сделать полученную информацию более доступной для сознания и восприятия.

    «Рисуем свой лабиринт».

    Напомним, что наше левое полушарие отвечает за ориентацию во времени, а правое — за ориентацию в пространстве.

    Наблюдения показывают, что данное упражнение может носить диагностический характер. Опорные точки для анализа:

    • наличие центра, расположение лабиринтов, смещение направо или налево, вверх или вниз;

    • разряженность или уплотненность рисунка;

    • размеры лабиринтов на обоих листах;

    • наличие штриховки, число используемых цветов и т. д.

    Инструкция.

    Нарисовать два лабиринта любого вида и любого размера: левосторонний и правосторонний. Сравнить оба рисунка.

    Общие вопросы для обсуждения:

    Сравните ваши ощущения на входе и выходе из лабиринта.

    Что вы испытывали, когда двигались по направлению к центру лабиринта?

    Какие чувства, ощущения возникали в центре лабиринта?

    Особые ощущения при прохождении пути.

    Какой вы получили опыт?

    Что нового внес данный опыт в вашу повседневную жизнь?

    Что есть общего между прохождением по лабиринту и движением вашей жизни?

    Упражнения для профилактики профессионального выгорания


    Профессиональное выгорание возникает в случаях, когда результат деятельности трудно прогнозировать, работа требует большой ответственности и высокого уровня эмоционального напряжения, связана с агрессивными и трудными клиентами и т. д. Признаками профессионального выгорания могут быть потеря интереса к работе, снижение самооценки, ощущение тщетности собственных усилий, сужение жизненных интересов, наличие стойких семейных проблем.

    «Моя жизнь».

    Инструкции.

    1. Выполнить коллаж или рисунок на заданную тему, выразив в художественной форме все аспекты личной жизни: работа, семья, здоровье, личные интересы, друзья, путешествия и т. д.

    2. Попытаться ответить на вопрос: «Если бы сейчас было время натурального хозяйства, чем бы вы занялись?» Затем в любой художественной форме выразить особенности человека, занимающегося тем или иным трудом, и сравнить то, что получилось, с реальной профессиональной деятельностью, которой участники занимаются в реальной жизни.

    Как правило, ответы можно разделить на пять групп, в которых ярко прослеживаются архетипы Охотника, Сеятеля, Собирателя, Рыбака, Строителя.

    Ритуалы безболезненного расставания с компанией


    Слово «аутплэйсмент» (от англ. оutplacement — трудоустройство уволенных) пришло к нам в период активного распространения иностранных компаний в России. Аутплэйсмент, или цивилизованное увольнение — это перемещение специалиста на другую должность или другую работу. Не будем описывать полный перечень должностных обязанностей консультанта по аутплэйсменту, отметим только, что он встречается с уволенным сотрудником и устанавливает с ним психологический контакт, позволяет «выпустить пар» и подсказывает выход из ситуации. Психолог обсуждает вместе со своим подопечным варианты его дальнейшей жизни, перспективы получения новой работы, возможность реализации мечты о любимом деле.

    «Я и моя организация».

    Инструкции.

    1. Выполнить коллаж на заданную тему. Проанализировать следующие аспекты: Что я приобрел, работая в этой компании? Что мне необходимо приобрести в дальнейшем?

    2. Изобразить в любой художественной форме те выгоды, которые могут быть у человека, если он расстанется с компанией, и если он останется в ней.

    «Подготовка к расставанию с компанией».

    Инструкция.

    Изобразить свою профессиональную деятельность (прошлое и настоящее и будущее) в виде лабиринта или спирали, отмечая значимые события.

    Проиллюстрировать свой рисунок вырезками из журналов.

    Обратить внимание на направление линий, их цели, моменты, связанные с преодолением препятствий.

    Как правило, у всех людей есть опыт расставания с детским садом, школой, институтом и т. д. Если участник — молодой человек, выяснить, какой опыт он хотел бы получить в своей жизни.

    «Взгляд на будущее».

    Инструкция.

    Создать три рисунка: прошлое, настоящее, будущее.

    Изобразить себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения.

    Участникам нужно проиллюстрировать, откуда они пришли, где находятся и куда направляются. Затем проиллюстрировать свои потери и возможности в прошлом и то, что хотелось бы обрести в будущем. Изобразить возможные трудности в ближайшем будущем.

    Упражнения для развития лидерских качеств


    Мой литературный герой.

    В мини-дискуссии обсуждается тема лидерства. А также вопросы, связанные с темой «Ситуации проявления героем бойцовских и лидерских качеств, пути развития, результат событий — проигрыш или выигрыш».

    Инструкция.

    Вспомнить ряд известных литературных произведений, желательно разного литературного жанра, в которых сюжет раскрывает максимально сходные проблемы.

    Написать как можно больше вариантов позитивного завершения сюжета с решением проблем.

    При наличии очень схожего сюжета разыграть его по ролям с художественным оформлением (музыкальной подборкой, выполнением коллажа, рисунков).

    Инсталляция «Презентация в лучшем свете».

    Инструкция.

    На пластмассовых стаканчиках (плафонах электросветильников, бумажных абажурах) нарисуйте свои лучшие личностные качества.

    Готовые работы можно выстроить в аллею, между светильниками выложить дорожку их подручных материалов (флазелин, ткань и т. д.), зажечь свечи или лампы.

    Фрески.

    Инструкция.

    Выполнить композиции-фрески на темы «Лидерство» и «Героизм»; «Лидер» и «Боец». Возвожные варианты: «Герой» и «Противник»; «Герой» и «Бунтарь». Участники, разделившись на две подгруппы (работающие с темами «Лидер» и «Герой» соответственно), должны раскрыть свои темы, используя разнообразные выразительные средства. Для этого подобрать дома какой-нибудь текст на предложенную тему в выбранном жанре композиции (поэтическая декларация, художественно-прозаическое описание, научный доклад, философский дискурс и т. д.). Подобрать произведения для музыкального сопровождения.

    Можно использовать отрывки из видеофильмов и другие произведения искусства на заданную тему. Возможно сочетание изобразительной деятельности с драмой, движением и танцем, музыкой.

    Киноролик «Лидер».

    Инструкция.

    Каждой из подгрупп написать «сценарий» в любом жанре (миф, былина, легенда, сказка, триллер, фэнтэзи, экшэн, детектив, вестерн, и т. д.) на тему лидерства.

    Каждой подгруппе проиграть свой сценарий.

    Описать свои ощущения и ассоциации, возникавшие в процессе изобразительной работы, а также саму композицию.

    В процессе обсуждения затронуть разные аспекты групповой динамики и уровни опыта участников.

    Выставка «Лидерство».

    Инструкции.

    1. Выполнить рисунки в малых подгруппах (2–3 чел.) на тему «Лидерство» в любом классическом жанре (пейзаж, авангард, сюрреализм, икона).

    2. Подобрать дома произведения для музыкального сопровождения, поэтическо-художественный текст.

    3. Оформить помещение как выставку, вернисаж.

    4. Каждой подгруппе познакомить остальных участников со своей работой под музыкальное и поэтическое сопровождение.

    5. По завершении «выставки» каждой подгруппе записать свои впечатления о ней, отразив, как раскрыта тема «Лидерство» и каковы впечатления от работы над темой.

    «Письмо другу».

    Инструкция.

    Написать письмо другу или подруге в эпистолярном жанре, где рассказать о своих делах на работе, или изложить размышления о профессии, о своих чувствах.

    «Танец или песня».

    В дискуссии обсуждаются различные ранние формы лидерства, существовавшие в прошлом.

    Инструкция.

    Исполнить «Танец Вождя», или «Песню атамана», рассказать «Притчу странника» и т. д.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта