_Пурнис Н. Е., Арт-терапия в психологическом сопровождении персо. Ббк 88. 4 П88
Скачать 1.68 Mb.
|
Часть 3. Применение арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеровГлава 1. Краткий обзор исследования применения арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеровДиагностические возможности арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеровХотя арт-терапия является соединением творческих и психологических процессов, когда речь заходит о научном исследовании, творческие художественные процессы остаются вне поля зрения [6, с. 11]. На современном этапе развития арт-терапия и другие креативные арт-терапевтические подходы базируются, главным образом, на бихевиоральных методах исследования, поскольку стремятся обосновать свою деятельность с точки зрения доминирующей культуры [6, с. 10]. Аналитические исследования, основанные на сложившихся психологических представлениях и принципах бихевиоральной науки, с одной стороны, способствуют укреплению позиций арт-терапевтических подходов, с другой стороны, имеют целый ряд серьезных ограничений. Использование общепринятых методов исследования связано с тем, чтобы привлечь к арт-терапии «внимание широкого психологического сообщества» [там же, с. 11]. В последнее время появились тенденции к развитию исследований, основанных на процессах изобразительного творчества. Подобные эксперименты за рамками общепринятых подходов к арт-терапевтическим исследованиям могут обогатить современную научную практику в понимании человеческих возможностей [6, с. 24]. Как было отмечено ранее, изобразительная продукция арт-терапевтической деятельности не является исключительно объектом для психодиагностики, тем не менее существуют способы оценивания продуктов арт-терапии, в которых используются качественные и количественные методики. «В ходе любой арт-терапевтической сессии можно наблюдать разные формы креативного поведения, связанные с изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматической импровизацией. Все они сопутствуют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-терапевтической работы», — отмечает Б. Болл [1, c. 17]. Поэтому качественные и количественные методы исследования существенно дополняют друг друга. Качественные методы могут быть ценными для анализа арт-терапевтического процесса с характерным для него разнообразием интеракций и значений [1, 5]. Для оценки значимости терапевтических результатов используются следующие показатели: пространственные характеристики изображения, устойчивость образов [4]; изменение выбора цветов [3]; визуально фиксируемые особенности поведения; формально-стилевые особенности изображения [2]. Мы согласны с мнением М. Е. Бурно, что следует ориентироваться на формально-стилевые особенности изображения, отражающие личностное ядро, глубинный характерологический радикал личности человека [2]. Феноменологическое исследование предполагает выделение основных смысловых блоков и, в качестве результата, описание психологических характеристик субъективных значений опыта, или инвариантных структур некоторого переживания, которые называют структурными описаниями [16]. Специфические черты феноменологического исследования: качественный описательный характер исследования, где используется естественный язык описания; ориентации на переживание как на предмет исследования, где под переживанием понимается интенсивный непосредственный опыт взаимодействия человека с миром; использование рефлексивных данных — словесное обозначение собственных переживаний [16]. При анализе художественной продукции участников мы ориентируемся на формально-стилевые особенности изображения [2, 11]. Изменение формально-стилевых особенностей предполагает изменение тематического наполнения, содержания и насыщенности образов, авторской манеры исполнения при выполнении изобразительной работы. Качественный анализ заключается в контент-анализе вербальных характеристик образа «Я», феноменологическом анализе визуальных образов, а также в сравнении знаковых и вербальных коррелят образа «Я» [12]. Под знаковыми характеристиками образа «Я» мы понимаем визуальные образы, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему их значений, определяемую через положение на символическом пространственно-временном континууме рабочего листа для коллажа. Вербальными коррелятами служат словесные самохарактеристики участников, которые они дают до и после создания коллажа, отвечая на вопрос «Кто Я?». Сочетание этих методов позволяет сравнить вербальные и невербальные характеристики, отражающие взаимодействие сознательных и бессознательных сторон психической жизни человека, самооценку, самоиронию, самолюбование. Проиллюстрируем вышесказанное избранными примерами из арт-терапевтической программы исследования, и приведем результаты отдельных арт-терапевтических техник, методик, упражнений. Описание выборкиОбъем выборки исследования составил свыше 200 человек в возрасте от 25 до 40 лет, менеджеры, имеющие высшее техническое и психологическое образование, занимающие различное статусное положение на предприятиях разных городов России. Общий состав менеджеров был распределен по группам, согласно их статусному положению, занимаемому в структуре организации: «МЗ» — младшее звено менеджеров, «КР» — группа среднего звена, которая составляет кадровый резерв предприятия, менеджеры высшего звена — «Р», и менеджеры по персоналу — «МП». Под кадровым резервом понимается группа менеджеров, потенциально способных к руководящей деятельности, которые отвечают требованиям, предъявляемым к должности того или иного ранга, и прошли целевую квалификационную подготовку. Группа менеджеров по персоналу проходила обучение методу арт-терапии, использованию арт-терапевтических методик, которые применялись в программе исследования и в других группах. Социально-демографические характеристики участников, принимавших участие в исследовании, таковы: мужчины — 85%, женщины — 15%. В связи со спецификой деятельности, все менеджеры на производстве — мужчины, основная численность женской выборки составляет группу менеджеров по персоналу. Коллажи «Моя реальность, планы и мечты», «Я в прошлом, настоящем, будущем» в сочетании с тестом Л. Зурхера «Кто Я?».Основные критерии психологической оценки коллажей для специалиста: 1) число образов-картинок; 2) наличие или отсутствие свободного пространства между образами-картинками; 3) расположение в пределах или за пределами формата, рекомендованного по инструкции упражнения (при выполнении коллажа по инструкции предлагается использовать один лист формата А3); 4) использование целого образа или его фрагментов (деструкция предыдущего с целью конструкции последующего); 5) наличие портретного сходства или контрастных различий с автором коллажа. Для самостоятельного анализа коллажа участниками арт-терапевтической программы с целью выявления возможных содержательных аспектов профессиональной деятельности и личной сферы жизни был разработан перечень содержательных аспектов двух указанных областей. В результате самостоятельного анализа коллажа и обсуждения в малых группах многие респонденты сделали личное открытие, что их активность и стремление к карьерному росту не подкреплены пониманием цели этого роста («Для чего?»). Например, у большинства менеджеров в пункте «профессиональная деятельность» была отмечена только графа «карьера». Иными словами, образы коллажа отражали желание карьерного роста, но в отрыве от взаимосвязи с другими областями жизни. При обсуждении в группе многие менеджеры затруднялись ответить, какие желания они стремятся реализовать в карьерном росте: увеличение заработной платы, реализация своих профессиональных или творческих планов, создание семьи. Особенно активное обсуждение вызывал тот факт, что в коллажах не было образов, отражающих взаимоотношения менеджеров с коллегами по работе. Это означает, что достижения в карьере они воспринимают формально, не задумываясь о содержательном стороне, рассматривая карьерный рост как личное достижение, не подразумевающее взаимодействия с другими людьми, не требующее дополнительного образования, понимания ценностных ориентаций. Если сравнить между собой коллажи, выполненные на различные темы, то можно заметить, что увеличилось число изобразительных единиц, используемых в коллаже (с 67% до 81%), которые наполнены глубоким личностным смыслом, символизмом, метафоричностью, изменились по смыслу названия картин. Например, на начальном этапе исследования характерными были следующие названия коллажей: «Жизнь любителя пива», «Время — деньги», «Вперед! К достижениям!». Далее названия и тематика работ заметно изменились: «Будущее — мое и Земли», «Мое предназначение в жизни», «Мои возможности в личной и профессиональной жизни». Полагаем, что эти изменения являются убедительной иллюстрацией осмысления менеджерами собственных ценностных ориентаций, принятия многообразия своего «Я», появляющихся в результате применения арт-терапии. В результате исследования была обнаружена взаимосвязь между общим числом образов, используемых в коллаже, и общим показателем креативности у менеджеров. Респонденты, которые согласно психодиагностическому исследованию имеют более выраженный креативный потенциал, в своих коллажах используют большее число образов-картинок, многоярусные формы коллажа, дополнительные листы бумаги; наклеенные образы-картинки у них чаще выходят за пределы формата, рекомендованного по инструкции упражнения. Заметим, что, несмотря на информативность методики «Кто Я?», образы, проявляющиеся в художественной продукции — коллажах, скульптурном моделировании, рисунках, — являются наиболее информативными. Например, в вербальных самоописаниях менеджеров почти не встречается высказываний об отношении респондентов к природе. В то же время в коллажах (и других изобразительных работах) различные изображения природы встречаются чаще многих других. Они проясняют скрытые смыслы, воспроизводят в том числе неосознаваемое отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Оценивая себя, участники арт-терапии чаще прибегают к объективным характеристикам, нежели к субъективным, а при оценке образа «Я» в изобразительных работах — наоборот. Например, «Я — человек», «Я — менеджер», «Я — сотрудник компании» — в одном случае, и «Я — приносящий тепло и свет людям», «Я — умеющий принимать решения» «Я — приносящий пользу народу», «Я — берегущий Землю» — в другом. Данный факт мы рассматриваем как свидетельство более полного самовосприятия в процессе выполнения изобразительных работ по сравнению с процессом вербального самоописания. Показателем степени профессиональной самоактуализации служит наличие в коллажах образов ценностей, целей, выделение дальних профессиональных целей и задач. Структура образов в коллажах у менеджеров с различной статусной принадлежностью значительно различается. Анализ структуры профессиональных мотивов показал, что личностно-профессиональные цели менее выражены в коллажах группы «МЗ», более — в группах «КР-1» и «КР-2». Следует заметить, что как при изготовлении коллажей, так и при обсуждении работ в группе «МЗ» прослеживалась низкая мотивация к арт-терапевтическим занятиям, небрежное выполнение работ, низкая динамика в группе. В целом, образы в коллажах менеджеров групп «КР-1», «КР-2», «МЗ» можно соотнести с их приоритетными областями жизни (таблица 6). У группы «МП» образы, символизирующие профессиональные и личностные цели, практически не разделены, выделяются только образы, связанные с семьей, а структурные компоненты коллажей характеризуются некой несбалансированностью, противоречиями. Характерными для группы «Р» являются образы, направленные на взаимодействие с окружающей средой, заботу о природе, животных, попытки сохранить Землю для потомков. Изобилуют образы, проясняющие отношения с Богом, с Женщиной, поиски творческой самореализации как основного связующего звена между всеми приоритетными областями жизни представителей этой группы. При обсуждении работ было выявлено, что руководители довольны своей профессиональной деятельностью, но не видят себя в качестве творческого начала в данном виде деятельности. С одной стороны, производственный процесс требует четкой организации и соблюдения технических указаний, с другой стороны, менеджеры данного уровня находятся в строгом подчинении у вышестоящего руководства предприятия. Знаковые характеристики образа «Я» (визуальные образы) у менеджеров промышленного производства, имеющие ассоциативную нагрузку, а также систему значений, представлены в таблице 6. Таблица 6. Знаковые характеристики образа «Я» у менеджеров промышленного производства
Таблица 7. Сравнение знаковых характеристик образа Я в различных профессиональных группах
Таким образом, можно сделать вывод, что «Я-концепция» проявляет себя в художественных образах участников, отражает различную картину мира; в символообразовании присутствуют всеми узнаваемые образы. Упражнение «Человек и его дело»Цель данного упражнения — содействие пониманию отношения к собственному труду, профессиональным обязанностям. При анализе скульптурных композиций были выявлены как общие тенденции в группах, так и характерные особенности. Группе «МЗ» (до 40%) присуще отождествление себя с ролью человека, выполняющего тяжелый и «неблагодарный» труд. Большинство скульптур выполнено в образах кузнеца, пахаря, лодочника. Менеджеры групп «КР» (до 50%) изображают себя в образах зарубежного бизнесмена, шоумена, делового человека с портфелем. Наиболее интересны с психологической точки зрения результаты групп «МП» и «Р», так как именно эти специалисты большую часть времени посвящают работе с людьми. Менеджеры группы «МП» (больше 50%), независимо от своей гендерной принадлежности, в скульптурных композициях изображают себя человеком, сидящим за столом или компьютером. Иными словами, созданные образы фиксируют барьеры, препятствия между менеджерами по персоналу и людьми, с которым они взаимодействуют в своей деятельности. Нередко встречаются изображения сотрудников, проходящих профотбор при поступлении на работу, выполненные в виде маленьких человечков, сваленных в кучку общим комком, вынесенным за пространство листа. Характерным признаком для этой группы является изображение персонала, с которым менеджеры ежедневно взаимодействуют, в виде монументальной стены, братской могилы, таблички с надписью «материал». Наиболее часто встречающимися словесными метафорами для менеджеров по персоналу, выражающими их образ в профессиональной деятельности, являются следующие: «охотник за головами», «охотник за умами»; «кузнец кадров». Художественные работы менеджеров по персоналу действительно отражают их неосознанное негативное отношение к своей работе: обезличенное представление о людях — будущих претендентах на должность. При обсуждении в группе менеджеры по персоналу отмечают усталость, связанную с постоянным отбором персонала среди студентов, в службах Интернета, собеседованиях. Отличительной характеристикой женской выборки группы «МП» (43%) являются изображения себя в образах королевы, женщины, доминирующей над мужчиной, женщины в огромной шляпе, полы которой закрывают ее от персонала. Следует отметить, что независимо от возраста мужчины в визуальной самоподаче чаще всего демонстрируют три основные характеристики: «статус», «материальное положение», «ведущий жизненный мотив», и стремятся подчеркнуть в образах мужественность, силу, независимость. Женщины (несмотря на их маленький процент в нашей выборке) отдают предпочтение демонстрации «внешней привлекательности» и «доминантному поведению» по отношению к мужчинам и подчиненным. Для представителей группы «Р» (34%) типичными являются скульптурные изображения себя в образах Деда Мороза, волшебника, путешественника, и в наиболее часто встречающемся образе — мифического бога Прометея. Образы Жертвы, Сироты, Волшебника, Путешественника, Героя можно рассматривать не только в индивидуальной, но и в архетипической, культурологической плоскости (таблица 8). Следует отметить, что здесь речь идет о ведущем архетипическом сюжете Героя в аналитической психологии К.-Г. Юнга. С интрапсихической точки зрения образ Героя символизирует волю и способность добиваться своей цели и претерпевать неоднократные изменения в поисках целостности и смысла. Таблица 8. Архетипические сюжеты в художественных образах у менеджеров различных групп
Менеджеры группы «МП» чаще выражают в своих образах идею Волшебников, способных изменить мир в «лучшую сторону», кого-то спасти, и в то же время они ощущают себя Сиротами или Жертвами, иными словами, «они работают, ежедневно жертвуют собой, а их тяжкий труд остается незамеченным». Менеджеры групп «КР-1», «КР-2» на метафорическом уровне чаще видят себя в роли Героя или Противника, борющегося за «некие идеи спасения мира» или за «привнесение в мир добра и справедливости», что в действительности отражает ситуацию их колеблющегося поведения от «активного, граничащего с агрессивным», до «сотрудничающего или альтруистического». Тревожное поведение у менеджеров группы «МЗ» проявляется в образах людей, которые либо защищаются, либо борются с кем-то и с чем-то. Это отражает ситуацию, существующую на предприятии, — критика руководства, требование от менеджеров более креативных производственных, смелых решений, и личное отношение менеджеров к руководству, например, к незаслуженной критике с его стороны. В образах менеджеров группы «Р» присутствуют идеи познания мира и изменения его в «лучшую сторону», стремление к путешествиям, знаниям, и в то же время активно выражена воинственная позиция. Это связано с их профессиональной позицией на предприятии. С одной стороны, руководители проявляют стремление к демократическому стилю управления, к привнесению в производственный процесс общечеловеческих, гуманистических ценностей, а с другой стороны, имеет место жесткая кадровая политика предприятия. В рамках данного исследования интересны мифологические персонажи, которых специалисты называют «культурными героями». Их идеалами являются активность во благо народа, творчество, отсутствие бахвальства и т. д. Мифы о героях культуры описывают действия и характер существ, ответственных за открытие определенного культурного объекта или процесса. В греческой мифологии Прометей, укравший огонь у богов, является прототипом фигуры такого рода. В разных культурах присутствует схожий персонаж. Например, Прометею подобен кузнец, который крадет из житницы богов семена для человеческого сообщества, или фигура, снабжающая людей множеством необходимых и роскошных вещей из отверстий своего тела. Если объединить в общий ряд образы, создаваемые менеджерами (сенокосильщик, кузнец, волшебник), то все они могут быть отнесены к мифу о героях культуры, в частности, к мифу о Прометее. Данное упражнение способствовало прояснению неосознанного отношения участников программы к своим профессиональным обязанностям, осознанию мотивов, изменению отношения к ним, принятию решений. Упражнение «Маска»Изображения масок, полученные во всех группах респондентов, можно анализировать по двум критериям: По манере художественной окрашиваемости: число используемых цветов; блеклость или интенсивность цвета; смешанные или чистые цвета; контрастные тона, используемые при окрашивании двух половин одной маски. По форме изображения: отсутствие отдельных частей лица (волосы, язык, нос) и/или включение дополнительных деталей (очки, корона, крылья). Наличие в цветовом решении масок резкого, насыщенного «радужного» окраса отражает снятие сильного напряжения, агрессии. А использование смешанных, «грязных» цветов раскрывает внутреннее состояние авторов, их нахождение на временном перепутье («…уже не тут, но еще не там», «не прежний, но и не новый»). Это характерно для лиц кадрового резерва, которые знают о предстоящем повышении, но выполняют прежние должностные обязанности и ждут фактического перевода на новую должность. Включение в маски дополнительных деталей также позволяет сделать определенные выводы. В частности, волосы, язык, выступающий нос, очки — это дополнительная возможность изобразить свои преимущества (ум, интеллигентность, мужская сила, красоту); корона, крылья и др. — свидетельство «приоритета духовной жизни перед чувственным началом», воодушевленности. После упражнения было проведено общее обсуждение работ, полученного опыта, результаты которого были письменно зафиксированы. Позже был проведен контент-анализ высказываний участников, который позволил разделить все высказывания на две группы (по содержанию и частоте встречаемости): Высказывания о собственной «маске» как метафоре социальной роли, которую менеджер играет в жизни: облегчает взаимодействие в социуме, коллективе — 29%; помогает в интимно-личностном общении — 26%; определяет зону ближайшего личностного развития — 22%; снимает внутреннее напряжение — 18%. Высказывания, касающиеся эмоций, состояний, ассоциаций, возникших в процессе работы с маской: эмоциональный подъем, ощущение радости, детства — 28%; удовлетворение, самопонимание — 21%; обновление, очищение, «будто снята старая кожа» — 20%; желание понравиться окружающим — 15%. Важным моментом в данном упражнении является то, что работа с маской помогает осознать не только свои социальные роли, но и свое взаимодействие с другими людьми, способствует налаживанию более тесных взаимоотношений с ними. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что наиболее желаемые управленческие ориентации руководителя сдвинуты в сторону той управленческой роли, которую он сам предпочитает для достижения успехов в своей профессиональной деятельности и для повышения продуктивности работы своей команды. Иными словами, если образы, которые изображают скульптуры, маски, выполненные менеджерами, перевести с метафорического языка на язык производственной реальности, то это роли, которые менеджеры выполняют на производстве. В целом они отображают общепринятые в менеджменте роли: «Инноватор», «Реализатор», «Разработчик», «Организатор», «Производитель», «Координатор». Данное арт-терапевтическое упражнение дает менеджерам возможность осознать роль, которой они отдают предпочтение в жизни и деятельности; понять, какие «маски» способствуют им в достижении целей. Упражнение также способствует пониманию противоречивых требований, предъявляемых разными ролями, которые выполняет менеджер в своей профессиональной деятельности. Следует отметить дополнительный эффект и возможности арт-терапии, выявленные в ходе исследования. На предприятиях, где работают менеджеры, участвующие в арт-терапевтической программе, нередко возникают проблемы при назначении руководителей, менеджеров среднего звена путем последовательного перевода претендентов с должности на должность внутри одной организации. Например, специалист, непосредственно связанный с технологией производства продукции данного предприятия («КР-1», «КР-2»), выдвигается на руководящую работу, предполагающую более активное взаимодействие с людьми. Высокая оценка специалиста на одной должности совсем не является предпосылкой успеха его деятельности в новой должности руководителя. Часть менеджеров до арт-терапии отмечали свои опасения по поводу того, справятся ли они с возможным должностным повышением. После участия в арт-терапии, часть опасений рассеялась, как у самих респондентов, так и у менеджеров по персоналу. Это произошло благодаря тому, что в процессе арт-терапии у респондентов появилась возможность обнаружить предпочтение горизонтального передвижения вертикальному: переход на должность с одинаковыми квалификационными характеристиками, но в другом подразделении, и с более высокой оплатой труда, без принятия на себя ответственности, связанной с руководством людьми. В процессе арт-терапевтической работы менеджеры по персоналу смогли осуществить дополнительную (скрытую) аттестацию претендентов на новые должности, определив их коммуникативные навыки, ценностные ориентации. Это позволяет говорить о том, что для дифференциации перспектив профессионального развития менеджеров, планирования их карьеры можно учитывать данные арт-терапевтических методик. Анализ изобразительной продукции, самоописаний, и обсуждения работ в круге, позволяют сделать следующие выводы: Художественная продукция, изготовленная в ходе арт-терапии, обладает высоким психодиагностическим потенциалом, который может быть реализован в процессе обсуждения с клиентами. Художественные образы, создаваемые в процессе арт-терапии, отражают индивидуальную картину мира человека, в которой обнаруживает себя «Я-концепция». Во время продуцирования и восприятия художественного образа создаются психологические условия для глубинного и многофакторного самовосприятия и актуализации «Я-концепции». Высокая частота встречаемости отдельных графических признаков позволяет рассматривать их в качестве индикаторов психического состояния, а также как своеобразный показатель эффективности применения арт-терапии в процессе осознания отношения к своей профессии. Существуют различия между группами в направленности образов, в самоотношении, в отношении к другим и к миру. Менеджеры группы «МЗ» либо защищаются, либо борются с кем-то (чем-то). Менеджеры групп «КР-1», «КР-2» борются за «некие идеи спасения мира» или «привнесение в мир добра и справедливости». Менеджеры группы «МП» стремятся и могут изменить мир «в лучшую сторону». Менеджеры группы «Р» стремятся больше познать мир и изменить его «в лучшую сторону», путешествовать, учиться и готовы бороться за это. Арт-терапия обладает диагностическими возможностями и дополняет сведения, полученные с помощью психометрических методик. ЛитератураБолл Б. Интеграция научных исследований, практика и теория в арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Т. 3. 2001, № 4. С 10–32. Бурно М. Е. Психотерапия творческим самовыражением. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 363 с. Веремеенко Н. И. Социально-психологические особенности применения танце-двигательных методов в групповой форме работы: Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 220 с. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Т. 2. 1998, № 3. С 24–36. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с. Макнифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство. Междунар. журнал арт-терапии. Т. 5. 2002, № 2. С. 8–25. Польстер И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности / Пер. с англ. А. Я. Логвинской. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 227 с. Пономаренко В. А. Психология труда и жизни летчика. М.: Воениздат, 1992. С.181. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 315 с. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с. Психология личности. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. 397 с. Пурнис Н. Е., Соловьева Е. А. Психологические и знаковые корреляты образа «Я» Актуальные проблемы современного строительства // 57-я Междунар. науч.-технич. конференция молодых ученых: Сборник докладов. СПб.: СПбГАСУ, 2004. С. 184–185. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 1998. 672 с. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская и др. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 36 с. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 408 с. Улановский А. М. Феноменологический подход как качественная исследовательская методология: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2006. 25 с. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1999. 478 с. |