Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Копылов. «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 53.К вопросу претворения детской темы в фортепианном цикле.

  • Оглавление Введение………………………………………………………………………………..

  • Глава 1. Детские фортепианные циклы в истории музыки.

  • Глава 2. Композитор А. А. Копылов.

  • Глава 3. Фортепианный цикл А. Копылова «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 53

  • Заключение…………………………………………………………………………… 52 Список литературы…………………………………………………………………..

  • Приложение…………………………………………………………………………… 56 ВВЕДЕНИЕ

  • Александр Александрович Копылов

  • Объектом

  • цели: 1

  • В работе используются следующие методы исследования

  • Структура работы включает следующие разделы: «Введение», «Основная часть», «Заключение», «Список литературы», «Приложение».

  • Белгородский государственный институт искусств и культуры губкинский филиал


    Скачать 7.84 Mb.
    НазваниеБелгородский государственный институт искусств и культуры губкинский филиал
    Дата04.10.2022
    Размер7.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла������ �� ����஫����11.docx
    ТипДокументы
    #712722
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

    ГУБКИНСКИЙ ФИЛИАЛ


    Кафедра теоретических дисциплин


    Дубинина Диана Витальевна

    А. Копылов. «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 53.К вопросу претворения детской темы в фортепианном цикле.
    Выпускная квалификационная работа

    студентки IV курса

    53.02.07. Теория музыки


    Научныйруководитель:

    преподавателькафедры

    теоретическихдисциплин

    СбитневаГалинаАнатольевна


    Губкин, 2019
    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………………..

    3

    Глава 1. Детские фортепианные циклы в истории музыки.




    1.1Краткий обзор фортепианных циклов и сборников пьес XIX столетия, рубежаXIX–XXвеков....……………………………..…………..…………………..

    8

    Глава 2. Композитор А. А. Копылов.




    2.1 Биографические сведения…………………………………………………..

    12

    2.2 Духовные и камерно-инструментальные жанры в творчестве А.Копылова………………………………………………………………………….....

    18

    Глава 3. Фортепианный цикл А. Копылова «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 53




    3.1 Обзор фортепианной музыки А.Копылова……………………………….

    23

    3.2 Анализ пьес ор.53 (образность и композиция цикла)…………………….

    25

    Заключение……………………………………………………………………………

    52

    Список литературы…………………………………………………………………..

    54

    Приложение……………………………………………………………………………

    56

    ВВЕДЕНИЕ

    Период рубежа XIX – XX веков является важным для становления и укрепления позиций русской музыки на общеевропейском уровне. Небывалый подъем музыкальной культуры России обусловлен тремя поколениями композиторов, нашедшими свое мировосприятие в разных направлениях и стилях.

    Творчество композиторов старшего поколения, таких как П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, было эталоном для всех последующих.

    К концу XIX столетия представители «Могучей кучки» и Чайковский вступают в период творческой зрелости, в это время рождаются их главные шедевры.

    Наряду с выдающимися композиторами «Балакиревского кружка», появляются сочинения учеников Н.А.Римского-Корсакова – Александра Глазунова, Анатолия Лядова и Антона Аренского, а так же почитателя и последователя творчества П.И. Чайковского – СергеяТанеева. Воспитанники Московской и Петербургской консерваторий, опираясь на лучшие достижения кучкистов, создали свой яркий художественный стиль музыки.

    Уже в последнее десятилетие XIX века в музыкальное искусство вливается новая, свежая струя: расцветает творчество учеников Танеева – А.Н. Скрябина, С.В. Рахманиноваи других молодых композиторов третьего поколения.Свой недолгий творческий путь начинает В.С. Калинников.

    Таким образом, вслед за яркой деятельностью «кучкистов» и Чайковского, русская музыка к концу XIX столетия вступает в новый период своего развития, вошедший в историю русской культуры как «серебряный век» (данное определение одним из первых ввел в обиход С.К. Маковский), или «русский духовный ренессанс» (термин Н.А. Бердяева и др. русских философов). Хронологически границы «серебряного века» охватывают временной отрезок от начала 90-х гг. XIX века до 1917г. В искусстве происходят кардинальные изменения мировоззренческих позиций, самой картины мира. В центре художественной концепции стоит творчески свободная личность. Новаторские поиски таких композиторов как А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев существенно изменили облик мировой музыкальной культуры наступающего ХХ века.

    Эпоха духовного ренессанса нашла свое отражение в русской церковной музыке. Ряд талантливых композиторов, осуществивших подъем этой сферы музыкального творчества, представлен такими именами, как А.Т. Гречанинов, А.Д. Кастальский, А.А. Никольский, С.В. Смоленский, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.А. Соколов, Н.Н. Черепнин, С.В. Панченко, Е.С. Азеев. Творчество многих из них непосредственно связано с деятельностью Придворной певческой капеллы Петербурга, где и формировался стиль русской духовной музыки.

    Примерно с 1883 года, когда руководящие должности в капелле занимали М.А. Балакирев и Н.А. Римский-Корсаков, свою деятельность в нейначинает один из ярких, талантливых ее представителей:композитор, скрипач, педагог, мастер хорового делаАлександр Александрович Копылов (1854 –1911). Он был известен как выдающийся духовный композитор, однакозначительную часть его творческого наследия занимают светские сочинения. Перу Копылова принадлежат: симфония до минор, 4 струнных квартета, фортепианные трио, многочисленные хоры и романсы. Светская музыка композитора насчитывает 60 опусов, в число которых входят и фортепианные пьесы для детей.

    Среди детских миниатюрследует выделить два оригинальных фортепианных цикла с одинаковым названием «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 52 и ор. 53. Оба они были написаны приблизительно в одно время и предназначены для решения, прежде всего, педагогических задач. Некоторые пьесы ор.53 перекликаются по образному содержанию, фактурным рисункам, формальным признакам с пьесами ор.52. Примечательно то, что музыка 53 опуса неоднократно издавалась, но ни разу не подвергалась целостному музыковедческому исследованию, как и целостному исполнению в виде цикла.

    В данной дипломной работе предпринята попытка анализа пьес ор 53 «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни».

    Актуальность данного исследования обусловлена целым рядом причин:

    1) анализ цикла «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» может послужить начальным импульсом к изучению детской и, более широко, фортепианной музыки композитора, известного в основном, как автора духовной и камерно-инструментальной музыкиконца XIX– начала XX веков;

    2) обращение к данному фортепианному опусу дает возможность не только выявить особенности претворения «детской темы» в творчестве А.Копылова, но и привлечь внимание к самой фигуре композитора, как к своеобразной творческой личности, к поиску и систематизации биографических данных о нем;

    3) изучая фортепианные сочинения для детей ор. 53 А. Копылова можно более полно раскрыть его художественный стиль в целом;

    4) и, наконец, сам факт обращения к творчеству и истории жизни талантливого, но незаслуженно забытого русского композитора, остающегося до сегодняшнего дня в тени неизвестности ималоизученности, способствует пусть малейшему, но уменьшению «белых пятен» в музыковедении. Все это делает актуальным содержание данной работы.

    Объектомисследования являются фортепианные циклы пьес для детей композиторов рубежа XIX – XXвеков, рассмотренные в историко-культурном аспекте.

    Предметом изучения стал цикл АлександраКопылова «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 53.

    Дипломная работа преследует следующие цели:

    1. Исследование фортепианного цикла ор.53А. Копылова в контексте эпохи.

    2. Выявление особенностей претворения «детской темы» в цикле.

    3. Воссоздание более полной творческой биографии композитора на основе сбора информации и фактологического материала о жизни и творчестве Александра Александровича Копылова.

    Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:

    • рассмотреть цикл пьес ор.53 А.А Копылова в плане драматургии, цикличности, программностиобразности и композиции;

    • выявить особенности музыкального языка композитора;

    • сравнить ор. 53 с известными циклами композиторов современников и предшественников;

    • ознакомиться с содержанием исторических документов в электронной версии и других доступных электронных источников.

    • собрать и систематизировать разрозненные биографические сведения о композиторе, музыкальной династии Копыловых, тем самым обратить внимание на творчество Копылова с музыковедческой точки зрения.

    В работе используются следующие методы исследования: аналитический, исторический, сравнительный, обобщение и изучение литературных и электронных источников.

    Структура работы включает следующие разделы: «Введение», «Основная часть», «Заключение», «Список литературы», «Приложение».

    Во «Введении» представлена краткая панорама русской музыкальной культуры рубежа XIX – XXвеков, приведена аргументация актуальности темы дипломной работы, изложеныосновные цели и задачи исследования.

    Основная часть включает три главы. Первая глава посвящена обзору детской музыкальной литературы рубежа столетий. Во Второй главе собрана и систематизирована информация, которая позволяет воссоздать, насколько это возможно, биографический очерк жизни композитора Александра Копылова, в разделе также обобщены имеющиеся в музыковедческих источниках сведения о духовном и камерно-инструментальном творчестве композитора. Третья глава освещает фортепианнуюмузыкуАлександра Копылова, в ней также анализируется цикл фортепианных пьес «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор.53.

    В «Заключении» содержатся некоторые выводы и итоги исследования.В списке литературы дан перечень литературных источников и электронных ресурсов, используемых в дипломной работе.

    Некоторые интересные на наш взгляд материалы о жизни, личности и творчествеА.А.Копыловасобраны в разделе «Приложение» (Приложение №1 – фотоматериалы; Приложение №2 – аудиозапись цикла «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни»ор.53 в исполнении пианиста Ю. А. Попова).
    ГЛАВА 1. ДЕТСКИЕ ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ.

    1.1Краткий обзор фортепианных циклов и сборников пьес XIX столетия, рубежа XIXXXвеков.

    Попытки сочинять музыку для детей известны со времен И. С. Баха. Немецкий композитор одним из первых в истории музыки начал создавать небольшие музыкальные пьесы, направленные на обучение маленьких музыкантов искусству полифонии, на совершенствование исполнительских навыков: приемов игры на клавесине, а позже и на фортепиано. Самый известный сборник детских пьес композитора эпохи барокко: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» способствует знакомству детей с полифонией и в наши дни.

    При сочинении детской музыки каждый композитор сталкивается с проблемой сочетания высокого художественного содержания произведения и его доступности для восприятия ребенка. Все многообразие чувств и эмоций автор должен передать понятными детям средствами. При этом композитору нельзязабывать и о педагогической стороне такого рода музыки. Поэтому, автору, пишущему для детей, просто необходимо мастерство, особого склада дарование. Он должен придерживатьсямаксимальной типизации образов в сочинениях для детей: они должны быть узнаваемыми, но при этом индивидуализированными, это достигается благодаря использованию ярких выразительных средств, доступных для ребенка.

    Детская музыкальная литература в XIX столетии выходит далеко за пределы только дидактических задач. Композиторы уделяют большое внимание художественной стороне произведений. Именно вXIX – XX веках мировая музыкальная культура обогатилась шедеврами детской музыки. Циклы для детейнемецкого композитора Роберта Шумана «20 песен для больших и маленьких детей»,«Альбом для юношества» и «Детские сцены», «Альбом песен для юношества»стали своеобразной отправной точкой и послужили дальнейшему развитию музыки для детей.

    Творческое наследие французских композиторов также включает сборники детских пьес. Самыми выдающимися из них являются «Детский уголок» Клода Дебюсси, «Моя Матушка-Гусыня» Мориса Равеля и «Карнавал Животных» Камиля Сен-Санса.

    Неоценимый вклад в эту область творчества внесли венгерские композиторы: ФеренцЛисти Бела Барток. Сборник из двенадцати фортепианных пьес «Рождественская елка» Ф. Листа, написанный в начале 70х годов XIX века и посвященный внучке композитора – Даниэле, представляет собой программные миниатюры, в которых соединяются религиозные и светские образы, разворачивающиеся в сюжетной последовательности.

    В 1926 году Б. Барток начал работу над созданием огромного, оригинального фортепианного цикла «Микрокосмос», который включал в себя более 150 пьес. Уникальность этого сборника пьес заключалась в том, что композитор синтезировал венгерский фольклор с новыми веяниями в искусстве XX столетия, поэтому пьесы «Микрокосмоса» не только ярки по образному содержанию, они призваны воспитывать юного музыканта, формировать его музыкантское мышление.

    Созданию «Микрокосмоса» предшествовали и другие детские фортепианные циклы композитора: цикл «Детям» стал отправной точкой педагогической серии Бартока, потом появились «Багатели» ор.6, «Десять легких фортепианных пьес» (1908).

    Каждый из названных композиторов в рамках своего индивидуального стиля создает круг образов близкий детскому восприятию, сочетая педагогические задачи с художественной идеей. При всех различиях мелодического строя, гармонических особенностей идругихсредств музыкальной выразительностиглавной объединяющей этих циклов является их высокохудожественная ценность. Для детской музыки это особенно важно, ведь она призвана не только технически развивать ребенка, но в большей степени эта музыка должна формировать личностные качестваребенка, будить его воображение,воспитывать художественный вкус и культуру чувств маленького музыканта.

    Одним из первых композиторов, кто претворил в своем творчестве детскую тему во всей своей глубине и полноте, стал Р. Шуман. Его циклы фортепианных миниатюр для детей – это музыка, не столько обучающая отдельным приемам фортепианного исполнительства, сколько воплощение широкого спектра самых разных образов, преломленных через восприятие мира ребенком: переживания маленького человека, его игры и впечатления, истории из жизни.

    Детские фортепианные циклы Шумана стали образцом для П.И. Чайковского, написавшего уже во второй половине XIX века свой опус «Детский альбом». Сам композитор не скрывалэтого факта, в письме Н.Ф. фон Мекк он писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с заманчивыми для детей названиями, как у Шумана», а в подзаголовке «Детского альбома», автор указал «в подражание господину Р. Шуману». Вполне закономерно, что образное содержание пьес двух композиторов перекликается,что можно заметить уже в названиях пьес: «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана («Альбом для юношества») и «Шарманщик поет» П. Чайковского («Детский альбом»); «Сицилийская песенка» («Альбом для юношества»)и «Итальянская песенка»(«Детский альбом»);«Первая утрата» («Альбом для юношества») и «Болезнь куклы» или «Похороны куклы»(«Детский альбом»); «Военная песня» («Альбом для юношества»)и «Марш деревянных солдатиков»(«Детский альбом») и т. д.

    Это проявляется не только в самом музыкальном языке пьес (иная национальная культура и стиль композитора), но и в композиционных принципах объединения пьес в цикл. Если Шуман в «Альбоме для юношества» опирается на принципы сюитности, связывая пьесы в микроциклы внутри целого цикла, то в «Детском альбоме» русского композитора претворена некоторая сюжетность: проживаемость ребенком одного дня жизни, хотя внутри цикла пьесы также объединяются в микроциклы. Особенностью «Детского альбома» является и отражение жизни, увиденной взрослым и детским взглядом одновременно. Об этом пишет в своем исследовании С. А. Айзенштадт, указывая на наличие в этом произведении двух уровней смысла – «детского» и «взрослого»[4.С. 6].Все последующие детские фортепианные циклы, созданные на рубеже XIX – XXвеков и далее, опираются в той или иной степени на, ставшие уже классикой, образцы Шумана и Чайковского.Например: детские пьесы А. Лядова (Пьесы для детей), А. Гречанинова («День ребёнка», соч. 190, «Бусинки», «На зеленом лугу»), С. Майкапара («Бирюльки»), Н. Мясковского («Пьесы для детей» ор.43), Д. Кабалевского («Фортепианная музыка для детей и юношества»), Ф. Стравинского (пьесы для детей), С. Прокофьева («Детская музыка» 12 легких пьес соч.56), Д. Шостаковича («Танцы кукол») и многих других композиторов продолжают эту традицию. Анализируемый нами фортепианный цикл Александра Копылова ор. 53 «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» также находится в русле названных тенденций.

    ГЛАВА 2. КОМПОЗИТОР А. А. КОПЫЛОВ.

    2.1 Биографические сведения.

    Для создания этого биографического очерка было отобрано и переработано огромное количество информации и фактологического материала. Важными и достоверными информативными источниками по данной теме являются статьи, посвященные творчеству Александра Александровича Копылова: Е. Г Артемовой «Духовно-музыкальное творчество А.А. Копылова» и «Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX – начала XX века: историко-стилевой аспект», работа Д. Е Луконина «Повседневная жизнь беляевского кружка в первой половине 90х годов XIX века». Некоторые данные были собраны из литературы мемуарного жанра, в частности из «Летописи моей музыкальной жизни» Н. А Римского–Корсакова, семейного архива М. П. Даева, воспоминаний других современников композитораА.А. Копылова. Ценные сведения, касающееся жизни и творчества композитора, были найдены в периодической печати того времени, в частности, нескольких номеров «Русской музыкальной газеты» в электронной версии: Н. Компанейский. Духовно-музыкальные сочинения А. Копылова; А. В. Оссовский, А. А. Копылов.Дополнения к некрологу.Полный список работ, послуживших материалом для создания картины жизни и творчества Александра Александровича Копылова, представлен в библиографии.

    Итак, Копылов Александр Александрович (02.07.1854 – 20.02.1911) – талантливый русский композитор. Еще при жизни он был известен своими духовными и светскимисочинениями, которые по достоинству оцененыН.А. Римским-Корсаковым. Кроме того, Александр Копылов играл на скрипе и занимался педагогической деятельностью в области теоретических дисциплин, был дирижером и активным участником «Беляевского кружка».

    Александр Копылов родился 2 июля 1854 года в городе Санкт-Петербург. Его отец Александр Абрамович служил в Мещанской управе, и владел также несколькими земельными участками в Павловске. К музыке в семье Копыловых относились с трепетом. Особый интерес к музыке питала мать будущего композитора, от которой, вероятно, он и унаследовал незаурядные музыкальные способности. Александр обладал сильнымголосом и приятным тембром, и в 1862 году он получил место в хоре малолетних певчих, где преподавал известный регент и композитор Александр Рожнов. В капелле будущий композитор Копылов обучался игре на скрипке уМихаила Филипповича Кременецкого3и фортепиано у Ивана Осиповича Рыбасова4.Теоретическими знаниями Александр овладел под руководством И. К. Гунке5. В 70-е годы Александр Копылов брал урокикомпозиции у Анатолия Лядова, прошел курс инструментовки у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Александра Копылова могла ожидать печальная судьба. По свидетельствованию Римского-Корсакова, «мальчиков по спадении голоса просто увольняли из капеллы, выдав некоторую сумму денег»6. Когда у юного Александра Копылова начал ломаться голос, его уволили из хора в чине коллежского регистратора. Однако позже Копылов поступил в ту же Капеллу помощником учителя пения. Он получил всестороннее музыкальное образование, которое расширилось, благодаря его многолетней педагогической практике.

    После окончания обучения и по 1897год Александр Александрович вошел в преподавательский состав придворной капеллы. Здесь он руководил хором и занимался вокалом. Об этом свидетельствует высказывание Н. А. Римского-Корсакова, который положительно отзывался о работе Копылова с хором. «Четыре учителя – Смирнов, Азеев, Сырбулов и Копылов – были людизнающие и опытные»[17.С.206].Также известно что, Копылов принимал участие в составлении «Всенощной» вместе с педагогами Придворной капеллы Степаном Смирновым, ЕвстафиемАзеевым и Федором Сырбуловым, а так же с Н. А. Римским-Корсаковым7. На протяжении всей музыкально-педагогической деятельности в капелле Копылов показал себя как многопрофильный педагог. Кроме церковного пения, он вел классы фортепиано и скрипки, церковный устав. Из воспоминаний П. А. Богданова, выпускника Придворной певческой капеллы, известно, что Александр Александрович Копылов был не только профессионалом хорового дела. Удивительно проводились им и сами занятия, они проходили в торжественной и одновременно в дружелюбной, легкой атмосфере, при этом Копылов строго следил за дисциплиной в хоровом коллективе8.В хор к Копылову стремились попасть дети не только из близлежащих городов, но и отдаленных уголков Российской империи (Украины).

    Служба Копылова в Придворной капелле пришлась на пору ее бурного расцвета деятельности,совпавшего по времени с управлением капеллойМилием Балакиревым и Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. К концу XIX века Императорская Придворная певческая капелла сложилась как уникальный, творчески-исполнительский и учебно-образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания музыкантов органично сочетался с концертной деятельностью. В 80-90 годы – капелла являлась самым влиятельным и солидным учебным заведением высокого уровня. Ее воспитанники систематически участвовали в концертах Филармонического общества. Высокую оценку исполнительскому мастерству Придворной певческой капеллы и ее педагогам дали выдающиеся зарубежные композиторы, посетившие каждый в свое время Санкт-Петербург. Среди них: Гектор Берлиоз, Роберт Шуман, Ференц Лист и другие европейские музыканты.

    Наряду с педагогической деятельностью, длившейся свыше 20 лет, Александр Копылов много времени уделял исполнительству и композиции. В середине 80-х гг., в Петербурге сложилось видное творческое объединение – «Беляевский кружок», учредителем и идейным вдохновителем которого являлся крупный музыкальный деятель и меценат Митрофан Петрович Беляев9. В его доме собирались выдающиеся музыканты, главным образом, исполнители и композиторы Петербурга: Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, В.В. Стасов, А.К. Лядов, А.К. Глазунов, А.С. Аренский, Ф.С. Акименко, К.А. Антипов, Ф.М. и С.М. Блуменфельды, Н.Н. Черепнин, Н.А. Соколов, Н.С. Лавров и многие другие талантливые композиторы.

    Александр Копылов был хорошо известен всем участникам беляевскихпятниц.Во-первых, благодаря близкому профессиональному общению с Римским-Корсаковым, во – вторых, он превосходно играл на скрипке и принимал участие в квартетных вечерах кружка. Сам Беляев оказывал поддержку Копылову как композитору: в частности, он способствовал исполнению и изданию камерных и симфонических сочиненийАлександра Александровича на протяжении многих лет.Следует также отметить, что в издательстве М. П. Беляева10было опубликовано большинство и фортепианных сочинений Копылова.

    К концу XIX столетиякомпозитором созданы крупные оркестровые и камерные произведения: СкерцоA-dur11, симфония c-moll (10.12.1889) ор. 14, квартетов G-dur(18.11.1892) ор. 15 и F-dur (7.12.1894). Камерная музыка А. Копылова получала высокую оценку среди критиков, она часто исполнялась за рубежом.

    Особое место в ряду камерных сочинений занимал жанр струнного квартета, а квартет F-durполучилБеляевскуюпремию на концерте Камерного Общества в Санкт-Петербурге.

    Интересна и до-минорная симфония композитора. Это масштабное и содержательное сочинение, отличающееся мелодичностью, стройностью и аккуратностью. Симфония была впервые исполнена под управлением Римского-Корсакова 21 декабря 1889 года в Петербурге, имеет посвящение Анатолию Лядову.

    Последние годы преподавания в капелле для А.Копылова были омрачены испорченными отношениями с М. А. Балакиревым, после чего Александр Александрович решил покинуть капеллу. Основной причиной разлада директора Придворной капеллы Милия Балакирева с Александром Копыловым явилась антипатия Балакирева к Митрофану Беляеву. Балакирев считал, что Беляев потворствовал некоторым педагогам Певческой капеллы, в частности, Соколову и Копылову тем, что публиковалнекоторыеих произведения, не являющимися, по мнению Балакирева достойными этого.Н.А. Римский-Корсаков,напротив,защищалА.Копыловаот нападок Балакирева12 и сожалел о потере капеллой в лице Копылова такого великолепного учителя хоровой музыки и композитора. В 1897г. после выхода на пенсию, А. Копылов служил скрипачом в оркестре Александрийского театра, преподавал курс музыкально-теоретических дисциплин в Павловском и Преображенском полках13. А в начале двадцатого века композитор получил должность преподавателя в Смольном институте, а также в регентском училище

    Многие из тех, кто лично знал и близко общался с композитором, оставили самые теплые воспоминания о светлой личности А. Копылова, его легком характере, дружелюбии, редком заразительном смехе, отличном чувстве юмора и в то же время о тонкой душевности, искренности и доброте композитора по отношению к людям, ученикам.

    Композиторские интересы А. Копыловав последние годы жизни были сосредоточены на произведениях малого жанра, это преимущественно хоры, романсы и фортепианные пьесы. Произошедший разрыв с Беляевым и его кружком отозвался на настроении, творческом направлении Копылова и общем самочувствии композитора (к концу жизни у него обострилась болезнь сердца). Все, что сочинялось уже в ХХ веке,было издано фирмами П. Юргенсона и Ю. Циммермана. Произведением, завершившим творческий путь Александра Копылова,стало изящное фортепианное трио, оно было с успехом исполнено всего за несколько дней до кончины композитора в одном из камерных вечеров.

    Талантливый русский композитор Александр Александрович Копылов скончался1911г в Стрельне. Он похоронен на Митрофановском кладбище в Санкт-Петербурге. «Александр Александрович Копылов оставил о себе память как о человеке деликатном, мягком, скромном, искренно любившем свое искусство» – такиеслова были напечатаны в некрологе после смерти композитора. Знакомясь с творчеством и жизнью А. Копылова, нельзя обойти вниманием и тот факт, что от Александра Александровича берет начало музыкальная династия. Его сын и внук (оба Александры) стали видными музыкантами. Сын, А.А. Копылов, – тоже скрипач, выпускник Петербургской консерватории по классу Л. Ауэра.Внук Копылова – еще один А.А. Копылов – известный дирижер Большого театра, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР и обладатель Ордена Трудового Красного Знамени. После Великой Отечественной войны А. А. Копылов(внук)обучался в Ереванской консерватории по классу дирижирования у Константина Сараджева14, ученика легендарного маэстро Артура Никиша. С начала 60гг. А. А. Копылов служил в Большом театре, где поставил большое количество балетов. За свою дирижерскую карьеру он работалсо многими зарубежными коллективами. Многочисленные отзывы коллег-дирижеров, балетных артистов, всех, кому довелось сотрудничать или быть просто знакомым с человеком и музыкантом А. Копыловым, свидетельствуют о выдающемся таланте маэстро и его человеческих достоинствах. В этом просматривается невероятная схожесть характеровосновоположника династии и его потомка. Известно, что внук Александр Александрович, также как и его дед, был удивительно интеллигентным мягким, деликатным в общении, веселым и добродушным человеком, и при этом был великолепным дирижером, отлично справлялся с руководящей должностью.

    2.2 Духовные и камерно-инструментальные жанры в творчестве

    А.Копылова

    В конце XX века усилился интерес композиторов к православной культуре, возникает много новых сочинений, авторами которой были как выдающиеся русские композиторы, так и менее известные музыканты, связанные с русской духовной музыкой. Творческое наследие Александра Копылова15 включает три жанровые сферы, между которыми не существует непроходимой стилистической границы: духовная музыка, камерно-инструментальные и фортепианные произведения. Общее число духовных композиций Копылова составляет 53 опуса, большая часть которых была опубликована в 900-е годы издательством Юргенсона. Это хоровые сочинения для разных составов. Особую известность получила Литургия Св. Иоанна Златоуста, на текст центрального песнопения Литургии Херувимской песни Копылов создал отдельно еще семь сочинений.

    Сегодня такие песнопения композитора как «Под твою милость» e-moll (№21), «Ныне отпущаеши» g-moll (№31), «Достойно есть» F-dur (№23), «Свете тихий» a-moll (№30), «Милость мира и Тебе поем» F-dur– d-mollи «Милость мира и Достойно есть» C-dur,«Тебе поем» g-moll (№19), «Блажен и я же избрал» c-moll (№14), «Хвалите Господа с небес» B-dur, «Богородице Дево, радуйся» a-moll(№22), «Милосердия двери отверзи нам» g-moll(№20), «Сам един еси бессмертный» c-moll (№18), «К Богородице прилежно» g-moll (№24) популярны как в церковном, так и в концертном исполнении.

    Духовное творчество Александра Копылова, который был сначала учеником, и затем долгое время преподавателем Петербургской Придворной певческой капеллы, ориентировано на строгое претворение церковных традиций, веками складывающихся в практике капеллы. Об этом пишет один из исследователей русской духовной музыки конца XIX – начала XX века Артемова Е. Г. «Хоральные приемы в некоторых песнопениях сочетаются с имитационными, что связывает творчество Копылова с капелльскими традициями, идущими от Бортнянского» [1].Основным выразительным началом в хоровых сочинениях композитора становится мелодическая линия. Мелодии песнопений Копылова всегда логически выстроены,развиваются естественно и широко, имеют интонационно-смысловую наполненность и четко обозначенную кульминацию.

    Ладогармоническая основа сочинений композитора представляет собой классическую систему лада, но аккордика интенсивно обогащается использованием альтерированных созвучий, септовых гармоний, красочных смен тональностей.

    Некоторые гармонизации распевов свидетельствуют о влиянии Балакирева и Римского-Корсакова.

    Процессы формообразования в духовных композициях Копылова связаны естественно с текстовой основой песнопения, но для мышления композитора в целом характерна классическая ясность, периодичность структуры.

    Несмотря на то, что Александр Копылов написал массу произведений светского содержания, в творческом наследии композитора главное место отведено духовной музыке. Наследник петербургской традиции Придворной певческой капеллы, ученик Римского-Корсакова, воспринявший новые веяния в духовной композиции, Копылов оставил ряд примечательных образцов духовных песнопений, в которых авторский почерк отмечен сочетанием индивидуальной выразительности мелодического и гармонического содержания, соединением классических форм с русскими церковно-певческими основами.

    Яркая и интересная страница русской духовной музыки – творчество Копылова свидетельствует о том, что композитору удалось не только стать настоящим профессионалом этой сферы культуры, но и создать свой индивидуальный авторский стиль, черты которого претворились и в жанрах светской музыки.

    А. Копылов как композитор не ограничивался созданием только церковных произведений, он оставил 60 опусов в области оркестровой, камерно-инструментальной, вокальной и фортепианной музыки. В его творческое наследие входят камерные инструментальные и вокальные произведения, среди которых: четыре струнных квартета, высоко оцененных современниками. Один из квартетов был исполнен знаменитым в то время американским коллективом Кнайзеля.

    Светская музыка композитора, как и церковная, претерпела эволюцию его стилевой манеры. Не получив консерваторского образования, он все же стал высокопрофессиональным музыкантом и композитором, преодолев ограничения связанные исключительно с хоровой композицией. Свое композиторское мастерство А. Копылов совершенствовал под руководством Н.А. Римского–Корсакова, А.К.Лядова. Результатом этого стали произведения как крупных жанров: Симфония c-moll, посвященная Анатолию Лядову и изданная Беляевым16, «Концертная увертюра», «Скерцо в А», так и камерных: 4 струнных квартета, 2 фортепианных трио.

    Благодаря профессиональному общению с Н.А. Римским-КорсаковымА.Копылов в середине 1880-х годов был вовлечен в «Беляевский кружок».17М. Беляев, будучи альтистом-любителем, инициировал еженедельные вечера камерной музыки, проводимые по пятницам. Среди произведений, сыгранных, а позже изданных Беляевым, были две книги коротких пьес для струнного квартета, известных как «LesVendredis» («По пятницам»), которые были составлены членами группы. Последняя (седьмая) часть второй книги - полька на «Си» А. Копылова.

    Став завсегдатаем кружка Беляева,Александр Копылов увлекся камерной музыкой и завершил четыре струнных квартета. Один из квартетовв 1894 году был удостоен Беляевскойпремии.Исполнительская судьба камерной музыки Копылова была весьма успешной и перешагнула границы России, его сочинения исполнялись в Европе и Америке.

    Музыка мастера квартетного жанра, отличаласьромантическим характером, выразительностью мелодии, лаконичностью тем. В этой области творчества ощутимо влияние П.И. Чайковского, П.А. Бородина, М. А. Балакирева и А. Н. Римского-Корсакова, писавших в камерных инструментальных жанрах.

    Лирическая образная сфера, свойственная камерному жанру А. Копылова, сталасвоеобразнойвизитной карточкой всего творчества композитора. Философия «квартетного» подхода в обращении с музыкальным материалом, нашла отражение не только в инструментальной, но и в хоровой музыке композитора.

    Таким образом, можно утверждать, что все творческое наследие А.А. Копылова, включающее квартетные, хоровые, фортепианные и оркестровые сочинения, не имеет четких стилевых разграничений. Композитор мог свободно преодолевать рамки той или иной жанрово-стилевой сферы: усложнение гармонии и интонационногоязыка, поиски в области музыкальной формы стали «сквозной темой» его творчества.В этом проявляется своеобразие и самобытность композиторского почерка А. Копылова, некий универсализм мышления. Вероятно, поэтому его светские и духовные композиции пользовались спросом и неоднократно переиздавались на рубеже веков и в послереволюционный период.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта