Главная страница
Навигация по странице:

  • Пьесы композиторов, перекликающиеся по образному содержанию Р. Шуман

  • А. А. Копылов «14 музыкальных картинок из детской жизни» ор 53

  • «Капризы»

  • «Наказанный»

  • «Прогулка в деревне»

  • «Урок музыки»

  • «В разлуке»

  • Белгородский государственный институт искусств и культуры губкинский филиал


    Скачать 7.84 Mb.
    НазваниеБелгородский государственный институт искусств и культуры губкинский филиал
    Дата04.10.2022
    Размер7.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла������ �� ����஫����11.docx
    ТипДокументы
    #712722
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    ГЛАВА 3. ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ А. КОПЫЛОВА «ЧЕТЫРНАДЦАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАРТИН ИЗ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ» ОР. 53.

    3.1 Обзор фортепианной музыки А. Копылова

    Еще одной не менее значимой сферой творчества Александра Копылова стала фортепианная музыка. Но если духовные произведения большей частью известны и изучены, то камерно-инструментальная музыка в целом, например, струнные квартеты и сочинения для фортепиано не стали объектом, как музыковедческого исследования, так и исполнительства. Все работы композитора Копылова являются высокопрофессиональными с точки зрения композиции, драматургии, образной наполненности. При этом само количество сочинений камерной музыки, в сравнении с опусами более знаменитых его современников, не столь велико.

    В XIX веке фортепианная миниатюрасталаочень распространенным инструментальным жанром, ведь ее образный строй позволяетохватить и передать самые разные сферы переживаний. При этом, глубина содержания и эмоциональная насыщенность, драматизм и даже трагизм образов миниатюрыпорой, можно поставитьв один ряд с широкоохватными и величественными замыслами крупных жанров.

    Александр Копылов обращался к фортепианным жанрам на протяжении практически всей своей жизни. В списке фортепианных произведений18 приводится целый ряд произведений, это, прежде всего, пьесы программного и жанрового характера, а также сборники и циклы пьес. В фортепианной музыке композитора чувствуется лирическая направленность композитора.

    Как настоящий мастер миниатюры, Александр Копыловв создании своих ярких музыкальных образов, большое место отводит детализации: для него важен каждый исполнительский штрих, темповая и динамическая нюансировка, выразительность интонации, гармонически краска, гибкость голосоведения, линии фактурного рисунка и т.д.

    Два опуса детских пьес (ор.52 и ор.53) относятся к позднему его периоду творчества композитора.

    Сама идея и причины, побудившие композитора написать сборник для детей доподлинно неизвестна, из-за чего возникает несколько гипотез. Самая реалистичная из них, на наш взгляд, связана с тем, что создание цикла с детской тематикой было спровоцировано многолетней деятельностью преподавателя. Хорошо знакомый с педагогическим репертуаром, композитор чувствовал потребность в его совершенствовании и расширении.

    Однако первый опыт: цикл «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 52, изданный Циммерманом, не увенчался успехом. В статье «Русской музыкальной газеты»1906 года, посвященной разбору только что вышедшего цикла, Копылова обвинили в несоответствии технической сложности музыкального материала исполнительским возможностям ребенка. Кроме того, содержание произведений было названо неинтересным, а весь цикл – случайным сборником произведений автора, завалявшихся у него в портфеле…»19.

    Этот нелестный отзыв не только не сломил дух композитора, но заставил двигаться дальше. Музыка 52 опуса послужила отправной точкой для создания нового сборника,примерно через год А. Копылов пишет новый 53 опус с таким же названием (он вышел в свет под редакцией Юргенсона). Интонационнопьесы двух циклов перекликаются. Они имеют много общего в плане формы, гармонического языка и композиции. Новый опус также не пришелся по вкусу критическому взгляду, его назвали «недетским», трудным для исполнения. Некоторые пьесы сборника «Четырнадцать музыкальных картиной из детской жизни» ор. 53 показались критику нелепым подражанием пьесам Шумана и Чайковского). Интересно, что оба отрицательных отзыва подписаны одним псевдонимом, т.е. одним и тем же критиком.

    В данной работе мы пытаемся доказать жизнеспособность цикла, отмечая талант и мастерство композитора,присущую циклу детскую исполнительскую направленность,соответствие ярких музыкальных образов психологии ребенка, тем самым,опровергаем негативные критические высказывания начала XX века об этом замечательном произведении.

    3.2 Анализ пьес ор.53 (образность и композиция цикла)
    Преподавая в Петербургской Придворной певческой капелле долгое время, А. Копылов не мог обойти вниманием такую сферу музыки, как детская фортепианная миниатюра.

    Фортепианная миниатюра становится популярным жанром в эти годы, что обусловлено ее богатыми возможностями: эта жанровая модель удобна для самовыражения композиторской и исполнительской мысли. Она воспитывает в музыканте культуру художественный вкус, логику мышления, образное восприятие.

    Композитор остро ощущал потребность в расширении репертуара начального музыкального, в частности фортепианного, образования. Хорошо знакомый с положением дел в этой области обучения, он чувствовал неудовлетворенность художественным уровнем находившегося тогда в употреблении педагогического репертуара. Список пьес детской фортепианной литературы на тот момент был уже весьма значителен и возглавил его «Детский альбом» П. И. Чайковского.

    Написанный в 1878 году, «Детский альбом» оказал большое влияние на весь фортепианный педагогический репертуар конца XIX – начала XX столетия. Это сказалось как в музыкальном языке фортепианной музыки такого рода, так и в выборе сюжетов для пьес. Причем сам Чайковский писал свой цикл, опираясь на традиции, заложенные Р. Шуманом. Поэтому, образный строй и композиция последующих опусов для детей в русской музыке будет невольно перекликаться с принципами композиции Шумана и Чайковского. В качестве примеров сходства образов Р. Шумана («Детские сцены», «Альбом для юношества») и П. Чайковского («Детский альбом») с образной сферой пьес композитора Копылова(14 музыкальных картинок из детской жизни») приведем названия некоторых пьес:

    Пьесы композиторов, перекликающиеся по образному содержанию

    Р. Шуман

    «Альбом для юношества» и «Детские сцены»

    П. И. Чайковский

    «Детский альбом»

    А. А. Копылов «14 музыкальных картинок из детской жизни» ор 53

    «Смелый наездник»;

    «Верхом на полочке»

    «Игра в лошадки»




    «Горелки»




    «Прыгание на одной ножке»

    «Марш»

    «Марш деревянных солдатиков»




    «О чужих странах и людях»




    «На чужбине»

    «Просящее дитя»;

    «Бедный сиротка»




    «Сиротка»

    «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

    «Шарманщик поет»

    «Прогулка в деревне»


    Подобные параллели можно провести не только на уровне образного содержания пьес названных циклов, но и в сфере стилистических средств: музыка опуса 53 будет рассмотрена в отношении тонального плана, интонационного строя, фактурного оформления текста, ладогармонических и композиционных особенностей, драматургии цикла.

    Шумановский принцип построения пьес в цикле (принцип сюитности) является опорой, как для Чайковского, так и для последующих композиторов. Но в «Детском альбоме» Чайковского кроме сюитного принципа контраста присутствует некое подобие сюжета (один день из жизни ребенка), что является еще одним фактором объединения пьес в цикл.

    Так как Александр Копылов, принадлежал к романтическому направлению в музыке, его композиторский стиль, ярко проявляющийся и в цикле «14 музыкальных картин из детской жизни», имеет много общего с предшественниками. Это касается как музыкального языка, так и композиционных основ. Пьесы опуса 53 менее связаны друг с другом, чем допустим миниатюры в цикле Чайковского, они могут быть извлечены из сборника и исполняться самостоятельно без особого ущерба. Тем не менее, существуют скрытые факторы цикличности, которые предстоит выявить в ходе анализа.

    В цикле превалирует строгая трехчастность, почти все композиции цикла представляют сложную или простую трехчастную форму с репризой.

    Круг образов делит произведение на несколько жанровых сфер: пьесы могут содержать в себе танцевальную основу, песенность, черты картинности. Лирико-драматическое начало составляет основу следующих миниатюр: «На чужбине» (№ 8), «Увлечение» (№12), «Воспоминание» (№10), «В разлуке» (№7), «Сиротка» (№4). Они являются выражением легкойили глубокой печали, светлой грусти, состояния сосредоточенности. Пьесы «На лодке», «Прогулка в деревне», «За стрекозами» воплощают образы природы. Есть в цикле пьесы жизнерадостные, веселые, бодрые по характеру, такие как «Паяцы пришли», «Прыгание на одной ножке», музыка которых раскрывает игривый детский образ.

    В цикле также присутствуют пьесы, которые можно назвать пьесами-сценками: «Наказанный» (№2), «Урок музыки» (№6), «Урок танцев» (№9), «Капризы» (№1). В этих миниатюрах выявляется картинность, зримость образов.А в пьесе «Наказанный» проступает не только линия внешнего действия, но и черты психологического портрета.

    Все пьесы цикла «Четырнадцать картинок…»имеют яркие композиционные и стилистические особенности. Они выразительны интонационно и гармонически, логичны и закончены по форме, разнообразны и отточены по фактуре. Это во многом обусловлено богатой хоровой практикой композитора: почти все пьесы ор.53 претворяют принципы свободно трактованного четырехголосного гармонического склада. В силу этих качеств, пьесы цикласпособствуют развитию музыкального мышления у детей, прежде всего, гармонического. Соприкасаясь с музыкой цикла, юные музыканты чувствуют логику каждого музыкального построения, улавливают четкость и плавность голосоведения, воспринимают стиль композитора.

    Переходя непосредственно к анализу миниатюр, следует отметить, что между пьесами цикла существует интонационное единство. Так, близки друг другу по своему интонационному наполнению следующие пьесы: «Капризы»,«Воспоминание», «Увлечение»; «Паяцы пришли» и «Прыгание на одной ножке»; интонационное родство можно обнаружить и в пьесах «Сиротка» (мелодия 2ч.)и «В разлуке», «На чужбине».

    В пьесах «Наказанный» и «В разлуке» тоже отмечено движение от квинтового звука к приме тоники, что, безусловно, является объединяющим фактором первой и второй части цикла. Объединению номеров способствует и образное наполнение миниатюр. К примеру, ряд композиций, раскрывают разные сторонылирики:от нежной и созерцательной, до глубокой и скорбной.Этопьесы «Наказанный», «На лодке», «Урок музыки», «В разлуке», «Воспоминания», «Увлечение». Легкость и скерцозность присущи картинкам, рисующим ясные картинные образы, таким как: «Капризы», «На лодке», «Прогулка в деревне», «Урок танцев», «Паяцы пришли», «Прыганье на одной ножке», «За стрекозами». Помимо пьес-настроений, в цикле естькомпозиции, представляющие различные жанры. Так, например, «В разлуке» выдержана в жанре элегии, попутной песней можно назвать №5 «Прогулка в деревне», а в №9 «Урок танцев» присутствуют черты полонеза.

    Пьесы-сценки, входящие в 53 опус, говорят нам о программности, конкретности музыкального материала. Самыми яркими в этой области оказались картинки «Наказанный» и «Урок музыки» и «За стрекозами». Эти миниатюры представляют собой полотно, хорошо понимаемое детьми.

    Отдельного внимания заслуживают пьесы портреты. Такими являются «Сиротка» и «Наказанный». Опираясь на свой тонкий музыкальный слух, а также на опыты композиторов XVIII и XIX столетия, в музыке этих миниатюр композитор сумел понять и четко передать детскую манеру поведения,настроение и характер ребенка.

    Открывает цикл ор.53 пьеса под названием «Капризы»(№ 1 f-moll).Легкая и грациозная музыка этой миниатюры воплощает изменчивость настроения, утонченный образ. Изящные штрихи подчеркивают танцевальную природу сочинения. Кратковременные замедления и ускорения, раскрывают неустойчивость характера пьесы:

    Пример №1 «Капризы»



    Несмотря на то, что пьеса детская, А.Копылов ставит в ней сложную техническую задачу. Исполнение разных динамических оттенков, и crescendoиdiminuendo, четкое выполнение в конце каждой фразы приемаritenutoделает образ пьесы болееярким и выпуклым. Легкий штрих staccato иприхотливый ритмический рисунок, частая смена темпа придают теме первого раздела еще более капризный оттенок.

    Пьеса написана в сложной трехчастной репризнойформе. В основе первой части лежит незатейливая мелодия, звуки которой, то стремятся вверх, тоскатываются вниз, что также отвечает капризному характеру произведения. Средний раздел первой части наполнен светом, здесь мелодия радостная, мажорная, стремящаяся ввысь. (C-dur) Местная реприза возвращает минорную тему, тем самым показывая переменчивое настроение.

    Пример №2 «Капризы»



    Вторая часть пьесы (L`istessotempo) – новый, с точки зрения тематизма, материал.По характеру он контрастен первой части, и, благодаря бархатной тональности As-dur музыка второго раздела звучит нежно и поэтично. Витиеватая мелодическая линия вызывает ассоциации с кружащейся и льющейся мелодией вальса, этому ощущению не мешают ни двухдольный размер пьесы, ни отсутствие характерного для вальса фактурного рисунка.

    Мелодия лирична и задумчива, ее легкость, плавность, гибкость, певучесть(отсутствие широких скачков) и мечтательность усиливаетсяи введением legato.В ладотональном отношении этот раздел пьесы неустойчив (ряд отклонений и альтерированных аккордов насыщают музыкальную ткань, развитие основной темы происходит в тональностях As-dur, f-moll, c-moll). С появлением капризной мелодии первого раздела и основной тональности (f-moll) наступает момент общей репризы сложной трехчастной формы. В заключительной каденции аккорд фа минора, как точка в конце предложения, создает ощущение законченности произведения.

    Пример №3 «Капризы»



    Следующая меланхоличная пьеса «Наказанный»(№2 c-moll)воссоздает не просто почти зримую картину, а настоящий психологический этюд, созданный музыкальными средствами: образ проказника, нашкодившего и поставленного в угол в наказание. Нежная и печальная музыка первой части(пьеса написана в простой трехчастной репризной форме) звучит в c-moll. Ее выразительная мелодия звучит на фоне прозрачного аккордового сопровождения. Скорбные, жалобные интонации темы в высоком регистре ассоциируются с падающей слезой маленького сорванца.

    Пример №4 «Наказанный»



    Выразительное значение имеет каденция первого раздела. Строгие аккорды, изложенные половинными нотами, после подвижных восьмых, кажутся тяжелыми вздохами наказанного. Особую выразительность придает теме доминантовый септаккорд с секстой в конце фразы, который звучит жалобно и печально.

    В середине пьесы (Piumosso) музыка становится более воодушевленной, словно ребенок рассказывает, что наказание он получил незаслуженно. Подвижныйтемп и восходящее секвентное развитие короткого, но выразительного мотива по тональностям Es-dur,g-moll, B-durпередают ощущение быстрой сбивчивой детской речи.

    Пример №5 «Наказанный»



    Летящая мелодия стремится все выше и выше. Но вскоре она сменяется жалобными нисходящими малосекундовыми интонациями, настойчиво повторяющимися, постепенно они становятся более спокойными, ритмически ровными словно теряют свою силу.Такой композиционный ход очень реалистично раскрывает ситуацию: возможно проказник немного устал….

    Пример №6 «Наказанный»



    Повторение первой части возвращает слушателя в меланхолическое настроение. Александр Копылов умело и психологически точно раскрывает внутренние переживания ребенка. Возможно, сюжет для пьесы он «подсмотрел» у Мусоргского (вокальная миниатюра «В углу»), который гениально отразил всю психологию детского восприятия в своем вокальном цикле «Детская».

    Пьеса №3 «На лодке»рисует музыкальный пейзаж: образ покачивающихся волн, игру воды: светлая и ясная мелодия на фоне широких гармонических фигураций вносит элементизобразительности.Не случайна и тональность пьесы: E-dur –тональность,которая в зарубежной и русской музыке часто становится красочным средством для воплощенияводной стихии: от журчащего ручейка («Колыбельная ручья» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта) до образов моря (тема моря из оркестровой сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада»). (Шуберт «Липа», «Неоконченная симфония» 2ч.). Музыкальное развертывание происходит неспешно (ассоциации со статикой музыкальных форм импрессионистов), рождается ощущение спокойной глади озера.Очень выразителен тонический органный пункт, на фоне которого звучат, имитирующие всплеск воды, арпеджированные аккорды, что придает теме большую широту, разреженность фактуры и лирико-созерцательное настроение:

    Пример №7 «На лодке»



    Форма пьесы основана на трех разделах (простая трехчастная репризная), выдержанных в едином фактурном изложении. Благодаря этому, а также коротким связкам между разделами создается текучесть и непрерывное развитие. Пьеса открывается небольшим вступлением (кварто-квинтовые попевки, имитирующие тишину), за ним следует простая, песенная мелодия, отражающая красоту природы. Созерцательная лирика окутывает всю пьесу. Кантиленность и лирическая простота первого раздела пьесы наполняет музыку чувством умиротворения.

    Мелодия середины(начало в H-dur) более широкого дыхания, насыщена интонационным развитием. Как и в предыдущихпьесах,композитор применяет в среднем разделе прием секвенции, содержащей отклонения в cis и dis миноры. Тональный план середины симметричен:

    H-dur, cis-moll, dis-moll, сis-moll, H-dur.

    Пример №8 «На лодке»







    По образному наполнению и эстетической составляющей эта пьеса близка сочинению Ф. Листа «На Валленштадском озере» (из «Годов странствий» 1 тетрадь).

    Завешается пьеса повторениемпервого раздела. В репризе происходит расширение структуры (варьированное повторение основного мотива, прерванная каденция).Одновременно статичная и изменчивая стихия воды передана Копыловым как нельзя точно. Статике способствует присутствующий практически на протяжении всей пьесы тонический органный пункт с мягкой гармонической фигурацией, а изменчивость связана с мелодическим и гармоническим развитием. Постепенно музыка истаивает: мелодия растворяется в гармонических фигурациях.

    «Сиротка», (№4h-moll). Образ сиротки в музыке XIX и начала ХХ веков имел широкую популярность, пьеса с таким названием встречается в детских опусах многих композиторов. Образ сиротки имеется в детских опусах и русских и зарубежных авторов: «Бедный сиротка» Шумана из «Альбома для юношества», романс «Сиротка» Мусоргского, «Сиротка» Майкапара из цикла «Бирюльки». Их образное и интонационное наполнение схоже.Наиболее яркому восприятию образа сиротки способствует ряд определенных средств музыкальной выразительности. В сочинениях с таким названием часто встречаются никнущие интонациималой секунды, строгий хоральный тип изложения, или, напротив, взволнованное движение восьмыми и шестнадцатыми и многое другое.

    Пьеса написана в «черной» тональности (h-moll). Строгая аккордовая фактура с ярко выраженными альтерированными гармониями выражает глубокую печаль (первая часть простой трехчастной репризной формы). В мелодической линии сопряжены два типа интонаций: 1 – интонация«несостоявшегося» вопроса, 2 – нисходящая, никнущая, обрекающая на неизбывную скорбь.

    Пример №9 «Сиротка»



    Начальный период дважды повторяется, тем самым закрепляя в сознании образ, особую выразительность привносит каденционный оборот: звучание доминантового септаккорда с секстой, который, как и в миниатюре «Наказанный», оставляет легкую напряженность (тяжелый вздох ребенка). Однако в отличие от миниатюры «Наказанный», где музыка выражала эмоции и чувства самого ребенка, здесь безрадостная картина развертывается как бы перед нашими глазами, мы созерцаем ее и сопереживаем.

    Второй раздел (Piumosso) более просветленный. Его музыка навевает меланхолию и вместе с тем чувствуется тревожность в мелодии. Тональный план середины очень неустойчив. В ее секвентное развитие врезается ряд отклонений: D-dur,fis-moll, C-dur, a-moll, e-moll.

    Пример №10 «Сиротка»



    Заканчивается средний раздел на ми минорной тонике (субдоминанте по отношению к основной си минор)утверждаемой мягкими плагальными оборотами. Материал второго раздела также звучит дважды. С возвращением тональности h-moll и хоральной фактуры наступает реприза, а с ней и настроение щемящей грусти и беспросветной печали. Финальная каденция имеет характерный оборот. Многократное повторение мотива D76-t с замедлением, всякий раз в более высоком регистре ассоциируется с падающей слезой, с последним вздохом.

    Пример №11 «Сиротка»



    Сильным контрастом предыдущему печальному настроению звучит жизнерадостная музыка следующей миниатюры «Прогулка в деревне»(№5 G-dur).Эта музыкальная зарисовка имеет жанровую основу марша. Пьеса написана вподражание стилистике и образному строю Шумна, что сказывается в общности интонаций (частые квартовые ходы), гармонических оборотах сопровождения, схожести фактурного рисунка, в ритме шага, в общем движении мелодии, и, собственно, характере музыки.

    Пример №12 «Прогулка в деревне»



    Пример №12а)



    Задорная, веселая, незатейливая песенная мелодия в басовом голосе отдаленно перекликается с интонациями третьей пьесы цикла («На лодке»). Живость подвижность мелодии, бодрый темп (Allegretto), энергичная аккордовая пульсация сопровождения в верхнем голосе в комплексе создают почти зримую картину яркого солнечного дня и радостного путешествия в деревню. За счет пауз на сильных долях в сопровождении тема звучит более ярко и свежо. Во втором предложении первого периода к басовой мелодии присоединяется второй голос, что освежает музыкальный образ, придавая музыке характер дуэтного пения. И вновь можно вспомнить пьесу Шумана.
    Пример №13 «Прогулка в деревне»



    Пример №13 а)



    Короткая средняя часть (8 тактов)интонационно опирается на тему первого раздела, хотя насыщена развивающимися мелодическими линиями. Точное повторение материала первой части делает форму пьесы замкнутой.

    «Урок музыки»(№6, a-moll) воссоздает яркий зримый образ. Музыка первой части (пьеса написана в трехчастной форме) словно воспроизводит процесс игры ребенком на фортепиано скучных, заученных до автоматизма упражнений. Размеренный, как будто выверенный по метроному, темп, строго выдержанная диатоника, неспешное, однообразное движение ровными длительностями – все передает «равнодушное» отношение маленького музыканта к заданному уроку, как к чему-то рутинному, безжизненному.В характере этой музыки угадывается жанр старинного танца – аллеманды, это ощущение усиливается благодаря использованию полифонического принципа изложения темы-ядра (1-4 тт.) и его секвентного развертывания (5-10тт.)

    Пример №14 «Урок музыки»



    Совсем другое настроение охватывает юного исполнителя в середине пьесы. В ее подвижной мелодии отражается порыв чувств ученика, который не хочет играть унылую полифонию, ему интересна современная романтическая музыка. Контраст между первой и второй частью довольно яркий и наблюдается во всем.

    Музыка середины (F-dur) становится более выразительной и одухотворенной, чему способствует большая градация динамики, свобода темпа (второй раздел –Piumosso), насыщение его ускорениями и замедлениями. Благодаря интенсивному гармоническому развитию, частым тональным сменам музыкальный образ обретает импровизационный полетный характер.

    Пример №15 «Урок музыки»



    Он настолько увлекает маленького пианиста, что тот, не замечая времени, погружается в музыку полета: второй раздел разрастается до масштабов двухчастной формы с повторенной второй частью. И только в маленькой коде происходит возвращение к реальности, к унылому и скучному уроку, что нашло отражение и в тональном плане (F-dur - a-moll).

    Реприза пьесы точная (DaCapoalFine). При всем контрасте образном первая и вторая части имеют общие черты, их сближает фактурный рисунок: мелодии в крайних голосах и мелодическая фигурация в среднем; секвентное развитие (общий контур секвенции тот же, но во второй части она гармонически - более сложная, вид секвенции – хроматическая).

    Образный контраст, являющийся главным в драматургии любого цикла, выступает таковым и в цикле пьес ор.53 А. Копылова. Однако композитор размещает свои пьесы в таком порядке, чтобы раскрыть многогранный мир образов детского восприятия, его психологические особенности. В центре оказываются две близкие по настроению миниатюры лирико-драматического характера с трагическими нотками: «В разлуке»(№7) и «На чужбине»(№8).

    Элегия «В разлуке» передает тоскливое, печальное настроение и погружает слушателя в глубокие раздумья. Выразительна и сама тональность сочинения–es-moll. Широкие ходы в басу во вступлении и долго выдерживаемый тонический органный пункт настраивают на напряженное содержание музыки. Песенная, задумчивая мелодия первого периода постепенно обрастает подголосками и становится более возбужденной:

    Пример №16 «В разлуке»



    1   2   3   4


    написать администратору сайта