Главная страница
Навигация по странице:

  • «На чужбине»

  • Урок танцев»

  • «Воспоминание»

  • «Увлечение» (

  • «Паяцы пришли»

  • «Прыганье на одной ножке».

  • «За стрекозами»

  • НАЗВАНИЕ ПЬЕС ТОНАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ЧЕРТЫ ЖАНРА

  • Белгородский государственный институт искусств и культуры губкинский филиал


    Скачать 7.84 Mb.
    НазваниеБелгородский государственный институт искусств и культуры губкинский филиал
    Дата04.10.2022
    Размер7.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла������ �� ����஫����11.docx
    ТипДокументы
    #712722
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Раздел Agitatounpoco является связующим, хроматические интонации в среднем голосе, полифоническая фактура, доминантовый органный пункт способствуют драматизации основного образа. Средний раздел пьесы рождает светлое чувство надежды, мелодическая линия восходит по мажорным тональностям в виде секвенций (E-dur, F-dur, Ges-dur).

    Пример №17 «В разлуке»



    Кажется, будто одна единственная мысль, не дающая покоя, превращается в навязчивые размышления «если бы…», но в процессе развития возвращается тональность es-moll и тема вновь обретает мрачный характер, особенно тревожно и напряженно звучат восходящие скачки в мелодии на септиму (сначала малую, затем уменьшенную), вместо хода на чистую квинту.

    Пример №18 «В разлуке»



    Реприза трехчастной формы динамическая, она начинается сразу с отклонения в субдоминанту, она целиком звучит на тоническом органном пункте, что придает музыке характер глубокой печали.

    Чувства меланхолии и ностальгии навеяны пьесой «На чужбине» (№8 a-moll). Образное содержание этой картинки популярно в музыке конца XIX – начале XX века. Так подобное название можно встретить в «Альбоме для юношества» Р. Шумана («О чужих странах и людях».), а так же в «Лирических пьесах» Э. Грига («Тоска по Родине»). Пьеса открывается простой лирической мелодией. Высокий регистр придает теме особую нежность. Выразительность и ощущение светлой грусти она приобрела благодаря плагальному обороту (второй терцквартаккорд и тоника) в начале построения.

    Пример №19 «На чужбине»



    Утонченность и поэтичность обусловлена скачками на широкие интервалы (ч5, ч4, б6). Повтор мелодии первого периода на октаву ниже более сочно и уверенно.

    Средний раздел (Piumosso) – нахлынувшие светлые воспоминания в тональности F-dur. №6 «Урок музыки», тем самым подтверждая мысль о единстве цикла. Примечательно, что тональный план этой пьесы совпадает с планом картинки.Музыка этой части вызывает ассоциации с прелюдиями Шопена или песнями без слов Мендельсона.

    Пример №20 «На чужбине»



    Равномерно пульсирующая плотная аккордовая фактура в подвижном темпе рождает трепетный характер в музыке. Но резко обрывающаяся пульсация восьмыми создает впечатление ушедшего вдохновения и, с появлением основной тональности,начинается реприза, и утверждается настроение светлой грусти. Образуется простая трехчастная репризная форма.

    Пример №21 «На чужбине»



    Совсем иной характер передает следующая музыкальная картинка – это яркая и необычная пьеса «Урок танцев»(№9C-dur). Вступительный раздел –своеобразное приглашение к танцу – выдержан в торжественном характере полонеза с характерным для него метроритмом.

    Пример №22 «Урок танцев»



    Легкая, броская основная тема раскрывает зримый образ: пронизывающая тему синкопа словно рисует несуразные, нелепые движения учеников, пытающихся повторить стройные танцевальные па учителя.

    Пример №23 «Урок танцев»



    Пьеса написана в сложной трехчастной форме, где каждая из частей представляет собой простую трехчастную форму с репризой.

    Вторая часть (Menomosso) также выдержана в характере полонеза, но представляет образный контраст: лирико-драматическая тема звучит более мягко, певуче, некоторую напряженность привносит ритмическая формула полонеза, остинатно проходящая в нижних голосах фактуры. Музыка средней части вызывает отдаленные ассоциации с полонезами Шопена, есть даже интонационно-стилистические переклички.

    Пример №24 «Урок танцев»



    Важную роль в создании музыкального образа пьесы играют ладогармонические особенности. Аккордовое сопровождение мелодии первой части в тональности C-dur включает диссонирующие созвучия альтерированной субдоминанты, эллиптические обороты, что придает музыке остроту и изысканность звучания. Тональный план второй части более разнообразен (As,b, As,c,b,As), а гармонический язык–утончен, особую выразительность имеет фонизм уменьшенного септаккорда, используемого в отклонениях. Вторая часть остается разомкнутой и переходит репризу, которую открывает материал вступления к пьесе. Динамизированная и сокращенная реприза возвращает к основному образу картинки.

    Несколько заключительных пьес отличаются чередованием двух образных сфер, где светлое лирическое настроение сменяется веселой беззаботностью. Пьеса. «Воспоминание» (№10,g-moll) интонационно близка двум первым пьесам цикла.

    Пример №25 «Воспоминание»



    Пример №25 а)



    Начальные обрывающиеся мотивы этой миниатюры перекликаются с интонациями первой части «Капризов», а порывистая тема среднего раздела отдаленно напоминаю музыку из сочинения «Наказанный» с его повествовательным настроением.

    В другой пьесе 53 опуса – «Увлечение» (№12) Копыловотдает дань эстетике романтизма. Томная, постепенно разворачивающаяся мелодия, напоминает состояние размышления, увлечения мыслями. Тонкая лирика, присущая стилю Копылова получила в этой пьесе цикла самое яркое воплощение. Эту пьесу можно сравнить с картинкой «Урок музыки»:
    Пример №26 «Увлечение»



    Пример №26 а)



    На примере этих пьес можно доказать присутствие интонационного единства, одного из главных факторов цикличности музыки. Так же здесь наблюдается перекличка образов между первой и второй частями цикла.

    Лирическая мимолетная картинка «Воспоминание» является одной из самых психологических пьес цикла. Образное содержание музыки первого периода привлекает своей простотой и детской наивностью. Начальные мотивы основной темы перекликаются здесь с интонационным материалом пьесы «Наказанный». Это ясно прослеживается в фактурном оформлении, штрихах, на направлении движения мелодии, характере темы.

    Пример №27 «Воспоминание»



    Первая часть составляет период единого строения. Он построен на повторении нескольких мотивов, фраз создающих напряженность, трепетность звучания.Каждый мотив повторяется дважды.

    Последняя фраза в основной тональности g-moll завершает экспозицию образа. Его драматичное развитие происходитвсреднем разделе. Если в первом периоде мелодия имела капризный характер, синкопы (звук «ре» на слабой доле перетянут лигой на сильную долю такта), украшения в виде форшлагов, то вторая часть (Agitato) отличается ровным движением мелодии по звукам уменьшенного септаккорда, четким ритмическим рисунком басового голоса, звуки которого образуют доминантсептаккорд. Напряженность музыке придает средний пласт фактуры.Восьмые паузы на сильную и относительно сильную долю такта, олицетворяют ускользающую мысль, которую усердно пытается вспомнить ребенок.Отклонение в c-moll, во втором предложении, прорывается к концу построения. Как и во второй части «Наказанного» здесь передан такой же трепетный характер.

    Пример №28 «Воспоминание»



    Материал середины повторяется с небольшими изменениями в каденции, которая плавно подводит к репризе. В репризное построение внедряется движение по уменьшенному септаккорду, что говорит о расширении композиции. Следом идет точное повторение первой части, и дополнение первого раздела, которое и завершает пьесу (трехчастная форма).

    Игривые, веселые и подвижные пьесы тоже нашли свое место в цикле «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни». Легкая, блестящая, веселая миниатюра«Паяцы пришли» (№11 C-dur) раздел рисует картину циркового представления. Другая не менее яркая музыкальная зарисовка «Прыганье на одной ножке» (№13C-dur) представляет собой воплощение детской шалости.

    Призывное звучание квинт во вступлении пьесы «Паяцы пришли» сразу же вводит слушателя в состояние праздника, веселья и смеха. Яркая зажигательная музыка пьесы изложена в одночастной форме, которую можно разделить на фразы. Каждая фраза повторяется, как будто передразнивая, и превращается в безобидную шутку.
    Пример №29 «Паяцы пришли»



    В этой картинке можно разглядеть форму второго плана. Чувствуется три раздела: первая часть, середина и реприза. Интервал квинты как бы обрамляет всю композицию.

    «Прыганье на одной ножке». Музыка этого номера изображает сценку детской игры. И во многом она близка пьесе «Паяцы пришли». Во-первых, их роднит тональность C-dur, а также единство темпа.Во – вторых структура аккомпанемента обеих пьес имеет общий орнамент. В – третьих наблюдается интонационное родство:

    Пример № 30 «Прыганье на одной ножке»



    Пример №30 а)



    Заметно общее интервальное движение, направление, фактурный рисунок.

    Форма пьесы простая трехчастная. Первый период модулирующий (C-dur –G-dur) повторного строения. Его музыка озорная и незатейливая. Игривому характеру способствует акцентировано подчеркнутые сильные доли такта, которые звучат на фоне прыгающего сопровождения. Это придает неустойчивость теме, она так же проявляется в нисходящем хроматическом движении среднего голоса.

    Пример № 31 «Прыганье на одной ножке»



    Середина развивающего плана. Музыкальный материал также повторен дважды. Тема первого периода замыкает композицию.

    Завершает цикл легкая миниатюра «За стрекозами»(№14C-dur). Парящий скерцозный характер мелодии действительно передает ощущение беззаботно летающих, порхающих стрекоз. Форма пьесы простая трехчастная. Небольшое вступление в светлой тональности C-dur оживляет сочинение. Легкость и изящество музыка обретает благодаряиспользованиюарпеджиато. Мягкость и хрупкость музыкального образа ощущается благодаря прерванному обороту (D7-5 – II2).повторение материала в высоком регистре усиливает этот эффект. Фактурный рисунок первого периода складывается из двух линий: мелодия верхнего пласта, олицетворяющая порхающих насекомых на лугу, создает игривое скерцозное настроение, благодаря коротким форшлагам, изящному ритму, динамике, высокому звенящему регистру. Осторожный, разделенный паузами, «крадущийся» нижний голос представляет собой «охотника», пытающегося угнаться за стрекозами. Будто опаздывающие из-за форшлагов в мелодии, аккорды сопровождения становятся важным дополнением главного образа:

    Пример № 32 «За стрекозами»



    Середина развивающего плана отделяет первую часть от репризы, она начинается в доминантовой тональности, носит неустойчивый характер (альтерация в аккордах сопровождения). Связкой между серединой и репризой служит материал вступления, который очень живописно подчеркивает образное содержание пьесы. В репризевозвращается и главный музыкальный образ, словно порхающая стрекоза, улетает и растворяется в летней синеве, основная тема пьесы.

    Завершая анализ всех пьес цикла А. А. Копылова, следует отметить следующие важные, на наш взгляд, моменты.

    С полной уверенностью можно сказать, что композитор прекрасно знал детские опусы, ставшие классическими образцами в этой области музыки – циклыШумана и Чайковского. Опираясь на композиционные приемы и стилистику названных произведений, Александр Копылов смог создать свой оригинальный детский опус, в котором проявилось понимание композитором особенностей детской психологии, умение небольшим набором выразительных средств создать яркие, контрастные музыкальные образы, привлекательные и доступные для детей.

    В музыке цикла нашли отражение и черты собственного стиля композитора, который сформировался и расцвел в русле позднее романтической музыки, под влиянием П.И.Чайковского, Н.А.Римского – Корсакова, А.К. Лядова. Многое из того, что было свойственно романтизму, нашло отражение в фортепианном цикле А. Копылова «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор.53 –этосвежестьмелодизма, красочный гармонический язык, острая ритмика, жанровое разнообразие, богатство фактурных изложений.

    Проводя исследование, нам удалось выявить яркие стилевые особенности композитора, композиции, а также раскрыть образную сферу пьес.

    Говоря о цикличности и программности 53 опуса, можно сделать следующие выводы (для наглядности ниже приводим таблицу):

    1. В цикле преобладают, характерные для фортепианной миниатюры, трехчастные простые репризные формы

    2. Каждая пьеса цикла,раскрывая определенную образную сферу, внутренний мир и жизнь ребенка, вбирает черты тех или иных жанров, делая музыкальный образ более выпуклым и ярким. Многие из миниатюр можно назвать пьесами-сценками, пьесами-портретами, пьесами-пейзажами и т.д.

    3. Тональный план номеров не имеет строго порядка расположения (по квинтовому кругу, или по полутонам), но в нем прослеживаются некоторая симметрия в расположении тональностей: центральное место отведено самой мрачной тональности ми-бемоль минор («В разлуке»), которая появляется единственный раз в цикле, ее обрамляют пьесы в ля миноре. Далее в двухстороннем направлении расположены своеобразные тональные микроциклы по три пьесы, где минорная тональность окружена мажорами. И наконец, начальные тональности двух пьес (f-moll – c-moll) повторяются в завершении цикла (последние три пьесы написаны в f-moll-C-dur), создавая подобие репризы.

    №№

    НАЗВАНИЕ ПЬЕС

    ТОНАЛЬНОСТЬ

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

    ЧЕРТЫ ЖАНРА

    1

    «Капризы»

    f-moll

    Сложная трехчастная

    Скерцозность. Кантиленность

    2

    «Наказанный»

    c-moll

    Простая трехчастная

    Песенность. Прелюдийность.

    3

    «На лодке»

    E-dur

    Простая трехчастная

    Песня без слов. Ноктюрн

    4

    «Сиротка»

    h-moll

    Простая трехчастная

    Хорал.

    5

    «Прогулка в деревне»

    G-dur

    Простая трехчастная

    Песня. Марш

    6

    «Урок музыки»

    a-moll

    Сложная трехчастная

    Полифония. Прелюдия

    7

    «В разлуке»

    es-moll

    Простая трехчастная

    Песня. Декламация

    8

    «На чужбине»

    a-moll

    Простая трехчастная

    Декламационность. Прелюдия

    9

    «Урок танцев»

    C-dur

    Сложная трехчастная

    Полонез

    10

    «Воспоминание»

    g-moll

    Простая трехчастная

    Скерцозность. Прелюдийность

    11

    «Паяцы пришли»

    C-dur

    Простая трехчастная

    Этюд

    12

    «Увлечение»

    f-moll

    Простая трехчастная

    Ариозность. Декламационность

    13

    «Прыганье на одной ножке»

    C-dur

    Простая трехчастная

    Этюд

    14

    «За стрекозами»

    C-dur

    Простая трехчастная

    Скерцо

    Преобладание и утверждение До мажора во второй половине цикла выявляет его общую оптимистическую направленность, что отражает светлую гармоничность детского восприятия.

    1. Следует отметить и интонационное единство ряда пьес, что также позволяет воспринимать пьесы ор.53 как единый цикл.

    В подтверждение приведем ниже несколько музыкальных отрывков:

    Пример № 33 «Капризы»



    Пример № 34 «В разлуке»



    Пример № 35 «Наказанный»



    Пример № 36 «На чужбине»



    При подробном изучении можно рассмотреть в верхнем пласте фактуры общее движение к тонике, которое как бы опевает либо терцию, либо приму основной тональности. Заметно и одинаковое изложение фигурой из восьмых.

    Сравнивая самые драматические композиции цикла «Сиротка» и «В разлуке» мы обнаружили интонацию малой и уменьшенной септимы, характерную для скорбных и печальных образов.

    Пример № 37 «Сиротка»



    Пример № 38 «В разлуке»



    Есть нечто объединяющее у пьес «За стрекозами и «Прыганье на одной ножке».

    Пример № 39 «Прыганье на одной ножке»



    Пример № 40 «За стрекозами»



    Общая инотонация наблюдается и в пьесах «Наказанный» и «Воспоминание».





    1. Стройность формы, ясность и разнообразие фактуры, логика ладогармонического мышления свидетельствуют о ярком и цельном стиле композитора, его профессиональном мастерстве.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта