Белгородский государственный институт искусств и культуры губкинский филиал
Скачать 7.84 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основываясь на обзоре произведений композиторов ХIХ и начала ХХ века, воплощающих образы мира детства, а так же подробном анализе цикла А.А. Копылова «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни», проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. Произведения, посвященные юным музыкантам, начиная от классических образцов Шумана и Чайковского и написанных позже, обладают своими специфическими чертами: они должны быть привлекательны и доступны для ребенка, направлены на воспитание художественного вкуса ребенка, формирование его музыкального мышления.Анализ цикла А. Копылова сделан именно с этих позиций. При знакомстве с информацией, историческими сведениями доступных источников, была предпринята попытка сбора и систематизации биографического материала о композиторе, прояснения фактов из жизни и творчества А. А. Копылова. В разделе «Приложение №1» собраны фотоматериалы о композиторе. Широкая панорама творчества Александра Копылова, представленная во второй главе, стала опорой для более подробного изучения фортепианного цикла ор.53, которому посвящена третья глава работы. В процессе исследовании были выявлены яркие стилевые особенности композитора, черты программности, цикличности и драматургии рассмотренного опуса 53. Одним из важных итогов анализ стало интонационное единство цикла, позволившее при ярком образном контрасте объединить все пьесы цикла. Фортепианные пьесы сборника ор.53 предназначены для юных исполнителей средних и старших классов музыкальных школ. Благодаря своей яркости и самодостаточности, они могут быть прекрасным дополнением педагогического репертуара. Абсолютно все миниатюры цикла легко воспринимаются и способствуют развитию образного мышления, профессиональных навыков и пианистического аппарата юных музыкантов. Думается, что вышедшее недавно (в 2006 году г. Челябинск) новое издание цикла А. Копылова «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» займет свое достойное место среди подобных циклов для детей, так как отвечает всем запросам детской музыкальной литературы. Хотелось бы, чтобы данная работа, представляющая первую и скромную попытку систематизации и сбора фактологического материала об А. Копылове и анализ пьес цикла, послужила началом более глубокого изучения его творчества и знакомства широкой исполнительской и слушательской аудитории с незаслуженно забытым композитором Александром АлександровичемКопыловым и его музыкой. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Артемова Е. Г./ Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX – начала XX века: историко-стилевой аспект [Электронный ресурс]: автореферат/Артемова Е. Г./ Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX – начала XX века: историко-стилевой аспект М. 2015г. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005559601 (Дата обращения 18.декабря 2018 года). Артемова Е. Г./ Духовно-музыкальное творчество А.А. Копылова. [Электронный ресурс]: статья / Артемова Е. Г./ Духовно-музыкальное творчество А.А. Копылова. М. 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/duhovno-muzykalnoe-tvorchestvo-a-a-kopylova (Дата обращения 15 января 2018г.) Арутюнов В. Д. / Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани. [Электронный ресурс]: диссертация./ Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Ростов-на-Дону 2017г. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008888093 (Дата обращения 25 декабря 2018г) Айзенштадт С. А. «Детский альбом» в фортепианном творчестве Чайковского.//Айзенштадт С. А. «Детский альбом» Чайковского, М., 2006., с 5-35. Богданов П. А. // Палладий Андреевич Богданов и его «Страницы воспоминаний»// [Электронный ресурс]: Палладий Андреевич Богданов и его «Страницы воспоминаний»// http://kapellanin.ru/names/bogdanovPA/ (Дата обращения 7 мая 2019 года). Даев М. П. / Семейный архив. [Электронный ресурс]: Режим доступа: (Дата обращения 14 января 2018) Ермаков А. А. /О трактовке понятия детская музыка в русском музыкознании. [Электронный ресурс]: статья. / О трактовке понятия детская музыка в русском музыкознании. Режим доступа: http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/890/893 (Дата обращения 14 января 2018) Кандинский А., Аверьянова О., Орлова Е. Русская музыкальная литература учеб.пособие, Вып. 3// Кандинский А., Аверьянова О., Орлова Е. Русская музыкальная литература, М., 2004., с. 3 – 197. Кандинский А., Петров Д., Степанова И. История русской музыки // Кандинский А., Петров Д., Степанова И. История русской музыки, М., 2009., с 5 – 263. Копылов А. А. 14 музыкальных картинок из детской жизни: ор.53 для ф-но / нотное издание/. Челябинск:MPI,2006.-40с. Компанейский Н. Духовно-музыкальные сочинения А. Копылова. Русская музыкальная газета №7-8 Стр. 197 – 200 1906, № 1 (1 янв.) – 51-52 (17-24 дек.) [Электронный ресурс] / Компанейский Н.Духовно-музыкальные сочинения А. Копылова. Русская музыкальная газета №7-8 Стр. 197 – 200 1906, № 1 (1 янв.) – 51-52 (17-24 дек.). Режим доступа: http://asmlocator.ru/viewtopic.php?t=243470Дата обращения (13.декабря 2018 года). Луконин Д. Е./«Повседневная жизнь Беляевского кружка в первой половине 90х годов XIX века. [Электронный ресурс]:/«Повседневная жизнь Беляевского кружка в первой половине 90х годов XIX века Режим доступа: http://disus.ru/r-istoriya/167153-1-belyaevskiy-kruzhok-hudozhestvennoy-zhizni-rossii-80-e-xix-nachalo-xx-vv.php (Дата обращения 13 января 2018 г.). Майкапар А. Александр Копылов и его сборник пьес для детей / вст. статья к сб. //Копылов А.А. 14 музыкальных картинок из детской жизни: ор.53 для ф-но//. Челябинск:MPI,2006.-40 с. Михайлова М. К., Фрид Э. Л. Русская музыкальная литература учеб.пособие, Вып. 4 // Михайлова М. К., Фрид Э. Л. Русская музыкальная Ленинград «Музыка» 1986 с 3 - 58 Оссовский, А. В. /А. А. Копылов (Дополнения к некрологу) /Русская музыкальная газета [Электронный ресурс]: / Оссовский, А. В. А. А. Копылов (Дополнения к некрологу)/О. А. В-ва № 15/16. – Cтр. 385-388. 1911, № 1 (2 янв.) – 51-52 (18-25 дек.) Режим доступа: https://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_112566/ (Дата обращения 13.декабря 2018 года). Прокопчук А. В./ Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи. [Электронный ресурс]: автореферат./ Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи. Владивосток 2006. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/kvartetnoe-tvorchestvo-kompozitorov-belyaevskogo-kruzhka-istoricheskoe-znachenie-prelomlenie-hudozhestvennyh-tendentsiy-e (Дата обращения 11.января 2018 года). Римский–Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Глава XIX. М., 1980.,с.197-207. Савенко С. И. История русской музыки XX столетия // Савенко С. И. История русской музыкиXX столетия, М., 2011 с 5-61 Шуман Р. Альбом для юношества / нотное издание / М., 2005 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (фотоматериалы) А. КОПЫЛОВ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА А. КОПЫЛОВ НА ЗАНЯТИИ В СМОЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ 1889г. ХОР ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ ПЕТЕРБУРГА 1895г.НА ФОНЕ ЗДАНИЯ КАПЕЛЛЫ 1899. Придворная певческая капелла. Г РУППА ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ КАПЕЛЛЫ, НАЧ. 1890-Х. в центре сидят (слева направо): А.К. ЛЯДОВ, Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, А.А. КОПЫЛОВ Чествование М. П. Беляева по случаю пятилетия создания Русских симфонических концертов. Слева направо: В. В. Стасов, К. Ф. Антипов, С. М. Блюменфельд, А. Н. Антипов, А. А. Копылов, А. К. Лядов, Н. А. Лавров, Ф. М. Блюменфельд, С. А. Дианин, Ц. А. Кюи, Н. А. Арцыбушев, П. А. Трифонов, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Беляев, Н. А. Соколов, А. К. Глазунов, А. А. Петров, Я. Витоль «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» Изд. Юргенсона А. А. Копылов 1911г. Фото из Русской музыкальной газеты Ч ествование М. П. Беляева по случаю пятилетия создания Русских симфонических концертов. Справа налево: А. К. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов, К. А. Антипов, А. А. Копылов ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (аудиозапись цикла) Александр Александрович Копылов, «Четырнадцать музыкальных картинок из детской жизни» ор. 53 исп. Юрий Поповhttps://www.youtube.com/watch?v=haDJkaiBjZ8 3Кременецкий Михаил Филиппович - заслуженный скрипач и регент. Родился в 1823 в Херсонской губернии. Первоначальное музыкальное образование получил у своего дяди М. Г. Коршикова, уже десятилетним мальчиком выступал публично в качестве скрипача. В 1835 стал воспитанником придворной певческой капеллы, где изучал также игру на скрипке у профессора Бема. С 1845 по 1877гг. служил в оркестр Императорской итальянской оперы. В 1858 начал преподавать в певческой капелле, умер в 1909г. 4 Иван Осипович Рыбасов (1846-1877) – русский пианист, дирижер, композитор. Музыкальное образование получил в Придворной Певческой Капелле, в которой потом был и учителем. В 1866 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (А.А. Герке - фортепиано, Н.И. Заремба - композиция). Преподавал в консерватории, состоял дирижером Александринского театра в Петербурге, для которого писал вставные куплеты, романсы. Основательное музыкальное образование, даровитая артистическая натура, большие дирижерские способности, сердечность, душевная доброта, чувство товарищества создали ему уважение и любовь среди всех знавших его. Искренний художник, он думал только о своем искусстве, никогда не заботясь о материальных выгодах; он скончался всего 30-ти лет от роду. 5 Иосиф Карлович Гунке (1801-1883) – композитор, педагог, теоретик. Чех по происхождению, получил австро-немецкое образование, большую часть жизни провел в России. Был близко знаком с М.И. Глинкой. Преподавал теорию музыку в консерватории и певческой капелле в Петербурге, автор первых в России учебников по композиции, музыкальной форме, гармонии. 6 А.А. Копылов дирижировал хором на концерте «500» петербургского Церковно-певческого благотворительного общества. 7Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни М., 1980 с. 197 8Из воспоминаний П.А. Богданова: «…Однажды, когда Е. С. Азеев был болен, Копылову особенно удалось управление хором в «инвалидном концерте» 19 марта. Хор поселян из оперы А. П. Бородина Князь Игорь так художественно был исполнен, что потом долго вспоминали о том, как Капелла, стоя на месте, изобразила проход толпы, начав пение пианиссимо, продолжив крещендо и закончив изумительным диминуэндо». [5.] 9Митрофан Беляев был богатым лесопромышленником, чья неизменная страсть к музыке привела его к созданию регулярных русских симфонических концертов и издательства для продвижения произведений молодых русских композиторов. Именно ему А. Копылов посвятил пьесы для струнного квартета, фортепианное трио, Андантино ор.7 и прелюдию и фугу ор.11 на тему «B-la-f». 10Беляев опубликовал свыше 20 миниатюр Копылова для фортепиано. Под его же редакцией были опубликованы две мазурки ор.3, 3 фуги ор. 12. Последним произведением, которое было найдено под редакцией Беляева, является салонная полька на тему B-la-fop.16. Дальнейшие сочинения были опубликованы Ю. Г. Циммерманом. 11Скерцо было впервые исполнено в русском симфоническом концерте 17 декабря 1888г. 12Некая холодность и даже враждебность, сложившаяся в отношениях А. Копылова и М. Балакирева не смогли помешать Александру Александровичу Копылову проститься с Балакиревым: Копылов присутствовал на похоронах Милия Алексеевича в 1910 году. 13Из последнего он был уволен «без причины и стеснения» после 19 лет работы. 14Годами ранее в 1924 году на дирижерском отделении у Сараджева учился и сын А. Копылова. 15Духовные композиции Александра Копылова в современном музыкознании уже стали предметом глубокого научного исследования, существуют диссертации, с содержанием которых ознакомился автор данной работы, они приводятся в списке литературы. 16Симфония датируется концом 1880-х годов и впервые прозвучала в Петербурге 21 декабря 1889 годав первом отделении концерта П.И. Чайковский дирижировал двумя собственными произведениями, а затем передал эстафету Римскому-Корсакову, который исполнил сначала две оркестровые серенады Глазунова, а затем премьеру симфонии Копылова до минор. 17Митрофан Беляев был богатым лесопромышленником, чья неизменная страсть к музыке привела его к созданию регулярных русских симфонических концертов и издательства для продвижения произведений молодых русских композиторов 18 Ссылки https://youtu.be/haDJkaiBjZ8 - цикли пьес ор. 53; https://youtu.be/xQYncJFoCm0 - цикл пьес ор.52; где можно послушать запись с нотами фортепианных циклов Александра Копылова в исполнении пианиста Юрия Попова. Пьесы ор 52и 53 исполнены и записаны как единые циклы- впервые. 19Русская музыкальная газета[11]: «Картинки из детской жизни, как автор окрестил их, а случайный сборник произведений автора, завалявшихся у него в портфеле; детского – в них одни только названия, напр.: «Гвоздик», «Менуэтик», «Вальсик» и т. д. К хорошей стороне этих пьесок следует отнести присущий автору отпечаток стиля национально-русской музыки, лежащей на некоторых из них. №7 грешит в гармоническом отношении. От талантливого автора мы вправе били ожидать большего и напрасно он торопился изданием рассматриваемого сборника». (К. Ч.) |