Курсовая работа Символизм в творчестве Фердинанда Рущица. Белорусский государственный университет факультет социокультурных коммуникаций
Скачать 40.89 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Кафедра дизайна Символизм в творчестве Фердинанда Рущица Курсовая работа студентки 3 курса, специальность «Дизайн (коммуникативный)» Научный руководитель: кандидат филологических наук, Минск Белорусский государственный университет Факультет социокультурных коммуникаций Кафедра дизайна ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 1. Студентке : 2. Тема: Символизм в творчестве Фердинанда Рущица Срок представления курсовой работы к защите Исходные данные для научного исследования: Научная, научно-практическая и специальная литература, электронные ресурсы, собственные наблюдения автора Содержание курсовой работы ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ ФЕДИРНАНДА РУЩИЦА ГЛАВА 2. ФЕРДИНАНД РУЩИЦ И СИМВОЛИЗМ ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КАРТИНЫ ФЕДИРНАНДА РУЩИЦА «ЗАМЛЯ» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Руководитель курсовой работы____________ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4 ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ Ф.РУЩИЦА………..7 ГЛАВА 2.ФЕРДИНАНД РУЩИЦ И СИМВОЛИЗМ…………………… 14 ГЛАВА 3 АНАЛИЗ КАРТИНЫ Ф.РУЩИЦА «ЗЕМЛЯ»………………...21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………........29 ВВЕДЕНИЕ Пейзаж конца XIX - начала XX века является одной из интереснейших страниц истории изобразительного искусства. Он не только несет на себе печать эпохи, являясь результатом воздействия множества невидимых, но довольно сложных социально-исторических процессов, но и концентрирует существенные результаты художественных поисков своего времени, играя в общем процессе развития искусства рубежа XIX - XX веков во многом ведущую роль. Являясь отражением общих художественных процессов конца XIX - начала XX века, развитие пейзажа отличалось сложностью и противоречивостью. Характеризуя особенности польского искусства конца XIX - начала XX века, В. Ющак отмечает «, соединение различных, ранее появившихся и взаимно противоречащих направлений в искусстве, которые в этом новом синтезе взаимно дополняют и обогащают друг друга, часто даже не утрачивая своих определенных, индивидуальных черт, приводящих к явным конфликтам в рамках одного произведения». [1] И до сих пор в обширной литературе по истории искусства рубежа ХЗХ - XX веков существует целый ряд различных трактовок наследия этой эпохи, во многом взаимопротиворечащих. Об этом говорит обилие определений, стремящихся дать те или иные идейно-художественные рамки рассматриваемому периоду. Одновременно употребляются по отношению к одним и тем же явлениям такие наименования, как «модернизм», «новое искусство», «искусство рубежа ХЗХ - XX веков», «неоромантизм», «национальный романтизм» и особо популярное в последнее время «символизм». Поэтому и сегодня многие проблемы становления, развития и функционирования пейзажного жанра на рубеже XIX - XX веков остаются еще не решенными, а, следовательно, актуальными. Среди них - проблема национально-романтического пейзажа, как историко-художественной категории. Эта проблема представляет собой сложную совокупность вопросов, затрагивающих его проблематику, его соотношение с западноевропейской культурой и национальными традициями, его связь с политикой и идеологией, особенности творчества ведущих мастеров. Значение ее определяется тем, что проблема национально-романтического пейзажа является составной частью общей актуальнейшей проблемы искусствознания - «национального» в искусстве. Кроме того, сама проблема национального романтизма XX веков - явление еще мало изученное. Несмотря на постоянно увеличивающееся в последнее время число международных выставок, конференций, научных публикаций, посвященных как национально-романтическому пейзажу в целом, так и отдельным его представителям, вопрос существования национального романтизма, как особого направления в искусстве рубежной поры, до сих пор остается дискуссионным.[2]Раздробленность взглядов на национальный романтизм как направление, школу, стиль, художественный метод, тип мировоззрения актуализирует проблему исследования этого явления. Все сказанное особо актуально по отношению к творчеству польского художника Ф. Рущица. Оно принадлежит к числу сравнительно малоизученных явлений истории искусства. Обычно оно рассматривается в рамках «краткого курса» истории польской живописи в связи с культурно-художественным движением «Молодая Польша». В научном обороте находится лишь скромное число его произведений, из которых выделяется, прежде всего, картина «Земля». На самом же деле, являясь талантливым живописцем, графиком, сценографом и крупным общественным деятелем, он был ярким представителем культурных противоречий своей эпохи и оказал определенное влияние на дальнейшее развитие жанра пейзажа в польском искусстве. Актуальность исследования. Как видно из обзора работ, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Более того, часто упоминается об интересе только к новым живописным эффектам, оттенкам, новой трактовке поверхности. Ни в одной публикации не представлен философско-искусствоведческий анализ шедевра. Степень разработанности проблемы: Среди работ, посвященных творчеству Рущица, следует выделить и научные статьи, затрагивающие проблемы театрального наследия художника. К данному вопросу в своих исследованиях обращались В. Завистовский, Й. Вержиньский, И. Видавский, Э. Шванков-ский. Поднимаетмя эта проблема в обобщающем труде К. Дунича «Польский театр в Вильне в 1906 - 1919 годах (1988), и в книге «Драмы Ю. Словацкого на польской сцене» под редакцией В. Форина (1963). Объектом научного исследования данной курсовой работы является творчество белорусского и польского живописеца, графика, сценографа Фердинанда Рущица. Предметом исследования является живописное произведение «Земля» 1898года . Цель работы. Выявление сущности произведения в ходе философско-искусствоведческого анализа. На примере творчества Рущица охарактеризовать образную структуру национально-романтического пейзажа и особенности его художественного языка в различных видах искусства, определить его значение в общем художественном процессе на рубеже XIX - XX веков. Задачи. Изучить творчество мастера, выделить этапные работы, определить круг проблем, которые решает художник во всех работах. Провести искусствоведческий анализ: рассмотреть сюжет, изучить красочный слой, особенность техники мастера, традицию и новацию Ф.Рущица в живописи. В качестве методов научного исследования использовались: системный метод (для рассмотрения объекта как целостного комплекса), метод сравнительного анализа (для выявления сходств и различий в стилях). Провести философско-искусствоведческий анализ работы, выделить спектр художественных и философских идей мастера. Научная новизна работы состоит в обобщении, систематизации и искусствоведческой интерпретации обширного материала, затрагивающего проблематику национально-романтического пейзажа рубежа XIX - XX веков (специфика жанра в различных видах искусства, типология, функционирование) в творчестве Рущица. Теоретическая и практическая значимость. Результаты данной курсовой работы могут стать теоретической и практической базой для дальнейшего исследования творчества художника. Структура работы. В первой главе мы рассмотрим эволюцию творческой манеры Фердинанда Рущица. Во второй главе мы ознакомимся со вкладом художника в символизм. В третьей главе мы проведем анализ картины «Земля» 1898 года ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ ХУДОЖНИКА Фердинанд Рущиц - известный художник-пейзажист, график, театральный художник, педагог, профессор, общественный деятель. Вместе с признанными живописцами реалистического направления братьями А.Г. и И.Г. Горавскими, С.Ю. Жуковским, В.К. Бялыницким-Бирулей он заложил фундамент белорусской школы пейзажной живописи и оставил значительный след в развитии национального изобразительного искусства XX века и духовного возрождения, прославив на ниве искусства не только себя, но и род Рущицев герба «Лис», который происходил из старинной белорусской шляхты. Фердинанд Рущиц родился 10 декабря 1870 года в имении Богданово в Ошмянском уезде (сейчас Воложинский район Минской области). Красота окружающей природы и воспитание на христианских ценностях, безусловно, не могли не отразиться на формировании будущего художника. Его отец Эдвард Рущиц (1830-1910) и мать датчанка Альвина Мунх (1837-1918) имели четырех дочерей и единственного сына Фердинанда. Согласно семейным религиозным принципам дочерей крестили и воспитывали по вероисповеданию их матери в евангелистско-кааугсбургской вере, а сына - по вероисповеданию отца в римско-католической. Несмотря на это, в семье Рущицев царила атмосфера искренней толерантности и высокой нравственной культуры. После разгрома Польского восстания 1863 года семья Рущицев вынуждена была покинуть Богданово, а имение и землю сдать в аренду. Местом дальнейшего их жительства стала Либава, где Эдвард Рущиц получил должность в строительной конторе Либаво-Роменской железной дороги, а в 1870-е годы переехал с семьей в Минск и стал начальником счетоводов в руководстве стройкой железной дороги. В 1883-1890 годах мальчик учился в Минской государственной классической гимназии. Ему легко давалась учеба - он был способным к наукам. Фердинанд посещал частную школу художника Козьмы Ермакова, воспитанника петербургской Императорской Академии художеств, брал у него уроки рисунка. В течение всей жизни Рущиц часто с уважением и благодарностью вспоминал своего первого учителя. Эдвард Рущиц хотел, чтобы его сын связал свою судьбу с юриспруденцией и пошел по стопам деда-юриста, также Фердинанда (1786-1846). После окончания с золотой медалью гимназии в 1890 году Фердинанд по воле отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время учебы с огромным интересом посещал выставки, музеи. В 1891-м он подал прошение в Академию художеств о зачислении его вольнослушателем на отделение живописи; в 1892-м стал академистом и решил окончательно связать свою жизнь с искусством. Сначала был учеником в мастерской профессора И.И. Шишкина и после его ухода из Академии в 1895-1897 годах продолжал обучение у известного художника профессора А.И. Куинджи. Учеба у Шишкина и Куинджи оказала сильное влияние на будущего художника, позволила освоить главные методы работы не только в академических мастерских, но и на пленэре. «У Шишкина мы учились рисунку, технике, так сказать, арифметике, теперь должны перейти к обобщениям - алгебре, композиции»[7]. По совету Шишкина в 1894-1895 годах Фердинанд выезжал в Крым, где сделал ряд живописных набросков и зарисовок карандашом («Крымский мотив - Алупка» (1894), «Скалы в воде» (1894), «Скалы над морем» (1895), «Скалистый берег и волна» (1895), «Море и скалы» (1895). Потом было первое заграничное путешествие через Щецин, остров Рюген в южную Швецию, Берлин. Оттуда он привез живописные этюды в совершенно другом, более холодном колорите («Две лодки с парусами» (1896), «Морской берег» (1896), «Репейник на морском берегу» (1896) и другие). Эти путешествия не только расширяли кругозор молодого художника, но и требовали определенных финансовых затрат. Фердинанд во время учебы был вынужден зарабатывать продажей своих работ, о чем он не раз писал в своем дневнике. Педагоги хорошо от носились к его первым шагам в искусстве, и это давало стимул к дальнейшей творческой работе. В Академии Рущиц близко сходится с Аркадием Рыловым и другими сокурсниками. Молодые художники хотя и были сторонниками реалистической живописи, но стремились видеть себя в новых ее проявлениях, обогащенных школой импрессионизма. Фердинанд успешно перенял все лучшее из традиций русских, польских, французских мастеров, не говоря уже о белорусской народной традиции. И.Е. Репин высоко ценил его колористические и живописные успехи, уже тогда видел в молодом художнике выдающийся талант. В то время в мастерской А.И. Куинджи образовалась группа его учеников, в которую вошли Аркадий Рылов, Николай Рерих, Константин Богаевский, Александр Борисов, латыш Вильгельм Пурвит, поляк Константин Врублевский. Каждый из них с течением времени приобретет широкую известность и будет определять формирование своей национальной школы пейзажной живописи. В 1897 году Рущиц представил на дипломную выставку три картины - «Вечерняя звезда», «Тритоны» и «Весна» - и успешно окончил учебу в Академии художеств, получив звание художника. Его работу «Весна» - пейзаж родного Богданова - приобрел П.М. Третьяков, а в 1898-м коллекционер С.Т. Морозов купил картину «Мельница зимой». Это было настоящим признанием. Окрыленный первыми успехами, он летом 1898 года совершил почти трехмесячное путешествие по Западной Европе, откуда привез новые живописные и графические наброски и законченные произведения, созданные под впечатлением работ французских импрессионистов. После окончания Академии художеств Фердинанд переехал в Богданово, где жили его родители. Родные пейзажи не переставали вдохновлять художника. Именно здесь он пишет свою самую знаковую картину «Земля» (1898) - простой крестьянский мотив, доведенный до монументальности и эмоциональной напряженности. Художественный критик Элегиуш Неведомский, ученик И.Е. Репина, указывал: «Из обычной пахоты Рущиц сделал символическую драму»[6]. На творческом подъеме автором создаются в Богданове и другие значительные произведения: «Мельница» (1898), «Крево» (1898), «Последний снег» (1898-1899), «У костела» (1899), «Баллада» (18991900), «Дожинки» (1900), «Вечер - Вилейка» (1900), «С берегов Вилейки» (1900), «Лесной ручей» (1900), «Пустошь» (1901), «В мир» (1901), «Облако» (1901), «Эмигранты» (1902), «Прошлое» (1902), «Старый дом» (1903), «Зимняя сказка» (1904), в которых «символизм органично сочетается с экспрессионизмом на явно естественной почве»[3]. Под впечатлением от родных пейзажей он в 1898 году сообщал: «Мы видим красоту других стран, восхищаемся ими... но любим только свою, чувствуем, что она принадлежит нам, а мы ей»[4]. Художник виртуозно владел кистью: он способен был передать в своих картинах и романтическую, лирическую возвышенность («Баллада», «У костела», «Старый дом», «Крево», «Дожинки»), и драматически щемящую ноту («Земля», «Эмигранты», «В мир» и другие). Пожалуй, первым из белорусских живописцев Рущиц смог в своих произведениях не только отразить красоту родной природы, но и раскрыть через нее повседневную жизнь своего народа. Его произведениям присущи тонкое сочетание цвета и точная композиционная завершенность. Рущиц принимал активное участие в выставках в Москве и Петербурге, а в 1899 и 1911 годах по приглашению С.П. Дягилева и А.Н. Бенуа участвовал в выставках объединения «Мир искусства». Его произведения все чаще экспонировались и на родине. В 1899-м он впервые выставил несколько своих работ в Вильно; в конце года, в декабре, совместно с группой польских коллег, воспитанников петербургской Академии художеств, успешно дебютировал в Варшаве. Художественной критикой были высоко оценены его произведения «Земля», «Баллада», «Мельница», «В мир». Его имя стало в ряд с известными российскими и польскими живописцами. В 1900 году художник участвует в выставке Общества любителей изящных искусств в Кракове в честь 500-летия Ягеллонского университета, знакомится с выдающимися деятелями польской культуры - Станиславом Выспянским, Яном Станиславским, Юзефом Махофером и другими. Вскоре его приняли в Общество польских художников «Sztuka»[9], и несколько лет (до 1913) он участвовал в выставках Общества в Польше, Вильно, Львове, а также за рубежом - в Вене, Праге, Дюссельдорфе, Лондоне, Сен-Луи. В 1902 году Рущиц получил награду Академии знаний в Кракове за картину «Лесной ручей». В 1903-м он впервые организовал выставку польских художников «Sztuka» в Вильно. В 1903-1904 годах художник жил в небольшом местечке Влохи под Варшавой. Там вместе с местными художниками Каролем Тихим, Эдвардом Трояновским, Конрадом Крыжаковским и Казимиром Стабровским принимал активное участие в возрождении Школы изящных искусств в Варшаве. Тогда же им была закончена символическая картина «Nec mergitur» («Не потопима») (1904-1905), где изображен корабль, отплывающий в неизвестность, а также создано много рисунков интерьеров и картин окрестностей Влохов. В 1906 году художник прекратил свою деятельность в Варшаве и снова переехал в родное Богданово. В это время он создал картины, связанные с родительским домом («Камин», «Конторка», «Комната бабушки», «После бала»), а также много рисунков, набросков интерьеров карандашом и цветными мелками. В 1907 году Рущиц получил приглашение возглавить кафедру пейзажа Краковской академии изящных искусств и одновременно был избран председателем общества «Sztuka». Краковский период оказался не очень плодотворным в творчестве художника. Работы этого времени наполнены лирическим настроением и выдержаны в гармоничной цветовой гамме. До конца 1907/1908 академического года он вел занятия у студентов Краковской академии, руководил специальной студией пейзажа. Его учениками были Леон Должицкий, Станислав Подгурский, Мечислав Катарбинский, в Варшавской академии - выдающийся литовский художник М.К. Чюрлёнис. Почти через год, 6 июля 1908 года, Рущиц отказался от руководства кафедрой, разочаровавшись в отношениях, которые господствовали в Краковской академии и местной художественной среде, и вернулся в Вильно, чередуя городскую суету с наездами в спокойное семейное гнездо Богданово. Здесь, в родном имении, художник переходит от больших философских обобщений, присущих его раннему периоду, к поиску цветовых и композиционных эффектов. Работы приобретают более лирический характер. Мастерство Рущица-колориста достигает своего высшего расцвета в интерьерах богдановской усадьбы, зарисовках и этюдах («В комнатах», «Тусклое солнце», «Художник», «Зима»). Виленский период был самым плодотворным и важным в его творческой биографии. Здесь он проявил себя не только как выдающийся живописец, график, но и как сценограф и педагог. С 1909 года Рущиц активно работал в Вильно как театральный художник и книжный график: сделал оригинальную сценографию к драме Юлиуша Словацкого «Лилла Венеда» в постановке Нуны Млодзеёвска в Польском летнем театре; в 1910 году сотрудничал с городским театром «Ksiqzg nieugiety»; оформил литературный альманах Ю. Словацкого «Bociany»; иллюстрировал программу Виленского театра и книгу Ю. Вежинского «Воспоминания великих дней - Грюнвальд 1410-1910». Вместе с тем Рущиц не оставлял и художественной деятельности. Так, 12 марта 1911 года организовал в Минске свою первую персональную выставку, где представил картину «Nec mergitur»; в конце года вместе с Вацлавом Студницким, будущим директором Государственного виленского архива, издал первый номер «Tygodnik Wilenski», посвященный художественно-культурным событиям края и его связям с Польшей; в начале следующего года организовал представление «В мире сказок и развлечений», создал для него эскизы костюмов; сделал обложку журнала «Литва и Русь» в память о Владиславе Сырокомле и оформил его многочисленными изображениями; издал альбом «Вильно через века» с репродукциями Франтишка Смуглевича и собственными рисунками; в городской управе утвердил «Городской архив фотографий», где под руководством замечательного фотографа и друга Яна Булгака были собраны фотоснимки памятников архитектуры. Кроме театральной сценографии активно работал над сохранением памятников прошлого, собирал произведения народных мастеров. Рущиц работал над театральными постановками не только в Вильно. По заказу директора Польского театра в Варшаве Арнольда Шифмана он создал эскизы декораций и костюмов к постановке «Balladyna» Ю. Словацкого, ставшей настоящим триумфом художника и вошедшей в историю польской сценографии. В конце лета 1915 года художник снова переехал в Богданово. В течение 1916-1919 годов жил и работал в своем имении, перенес там лихолетье военной оккупации. 19 апреля 1919-го вернулся в Вильно, где сразу активно включился в творческую и общественную деятельность: приступил к организации Виленского университета, стал основателем и деканом факультета изящных искусств, профессором. Вся его творческая, педагогическая и научная деятельность была посвящена университету: он делал эскизы для знамен, вместе с педагогами и студентами занимался инсценировками, создавал экспозиции мемориальных залов выдающихся деятелей истории,науки и культуры. Творческая активность Рущица проявилась в самых различных сферах. Он стал инициатором, одним из основателей Общества любителей Вильно и его первым председателем. Возглавляя Комиссию по охране памятников древности, Рушиц, как и Наполеон Орда и Язеп Дроздович, много путешествовал по самым отдаленным местам Виленщины, ежедневно делал зарисовки бывших величественных замков и исторических зданий, рисовал улочки Вильно. Он также оформил много книг, журналов, декораций к торжествам и многочисленным театральным постановкам в Виленском университете. Книжная графика в искусстве мастера занимала особое место. Ни одно значимое издание не обходилось без его участия: он рисовал обложки, оформлял афиши, почтовые и расчетные марки, медали, печати, эмблемы. По его эскизам сделано более десяти знамен для армии, ремесленных цехов, обществ, школ. Это была целая эпоха в истории виленского книгопечатания. Стиль Рущица в графике и сегодня привлекает внимание специалистов. Публицистика также была важной частью деятельности художника: многочисленные статьи для периодических изданий, интервью, воспоминания. В 1894-1932 годах он вел дневник, который стал для исследователей важным источником информации о его жизни. Многогранная личность Рущица, активная деятельность в самых разных сферах вызывают восхищение и удивление: как один человек смог так талантливо себя проявить! Казалось, хватило бы и одной живописи, чтобы стать знаменитым! Напряженная творческая и общественная деятельность не могла не сказаться на здоровье художника. В 1932 году он тяжело заболел и лишился возможности говорить, а также писать правой рукой. Он перестал заниматься общественной и педагогической деятельностью, поселился в Богданове, однако продолжал делать зарисовки. В 1935 году Рушиц вышел на пенсию. Ему было присвоено звание почетного профессора Университета Стефана Батория. Задолго до болезни, в 1900 году, художник в собственном саду написал картину «Старые яблони». Вывернутые стволы, переплетенные ветви словно напоминают старческие руки изнуренных людей, испытавших годы тяжелой работы... И нас не оставляет мысль - это предчувствие собственной трагедии, потери возможности работать. Жизнь согнула, но не сломила: он писал левой рукой. Нельзя не вспомнить и еще одно мистическое произведение художника - «Nec mergitur». Жизнь и дух. Экспрессивная, невероятных цветов волна. На ней возвышается, словно Атлантида, яркий, освещенный багрянцем заката корабль. Через тридцать лет художника не станет на волнах жизни. На своем корабле он уплывет в Вечность, в Космос, чтобы оставить после себя долгую память на своей родине. Рущиц скончался 30 октября 1936 года. Он похоронен на семейном кладбище в Богданове, где также нашли вечный покой его родители и жена Регина Рауцк, с которой у него было шестеро детей. В Польше и Литве имя Фердинанда Рущица присвоено местам, где он жил и работал, в родном Богданове и Минске в его честь названы улицы и установлены мемориальные доски. Огромное творческое наследие художника и поныне привлекает внимание и социальной наполненностью, и высоким профессионализмом, и феноменом его многогранного таланта. Постепенно к нам возвращается не только имя выдающегося художника Белоруссии, но и его произведения. В Национальном художественном музее Республики Беларусь ранее находилось лишь одно произведение Ф. Рущица «У костела». В 2015 году, когда праздновалось 145-летие со дня рождения художника, корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась двумя живописными произведениями художника: «Сарай и прясло для сена» (1899), «Пейзаж. Вилия». В ближайшее время также планируется возродить фамильную усадьбу художника в Богданове, где смогут собираться художники и любители его творчества из разных стран мира. В заключении первой главы хочу отметить: исследование творческого пути Рущица в контексте культурной жизни Польши и Беларуси показало, что развитие национально-романтического пейзажа было тесно связано с общими историко-культурными процессами рубежа XIX — XX веков. Подъем национально-освободительного движения в конце XLX - начале XX века в Польше, рост национального самосознания, национальной гордости, привел к тому, что составной частью взглядов художника стал патриотизм, с годами приобретавшем все более активную общественную направленность. Вера Рущица в особую жизненную миссию искусства помогала ему формировать отношение публики к окружающему миру и природе. Он посвятил себя делу пропаганды национального искусства, полагая, что оно сможет пробудить патриотические чувства, стать краеугольным камнем в деле национального возрождения. Патриот-педагог, организатор и пламенный публицист, он стал одним из крупнейших общественных деятелей польской художественной культуры в Вильно. |