Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М
Скачать 1.21 Mb.
|
Часть Закона, касающаяся ограничений прав авторов, коренным образом отличается от Основ 1961-1965 гг. и ГК РСФСР. Статья 138 Основ 1991 г., с одной стороны, вводит ряд изъятий в слишком широкой формулировке (например, допускается «репродуцирование в единичных экземплярах изданных произведений в научных, учебных и просветительских целях без извлечения прибыли»), с другой стороны, не устанавливает таких важных ограничений, как декомпиляция программ для ЭВМ или других, установленных ст. 22- 25 нового Закона. По новому Закону срок действия авторского права устанавливается в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения охраняются бессрочно (ст. 27). Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, исчисляется в 50 лет с даты его выпуска (posthumous publications). Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние (ст. 28). В общественное достояние попадают также произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке наследования и по авторским договорам. Авторское право переходит по наследству, за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. Положения об авторских договорах в новом Законе существенно сокращены, чтобы предоставить большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем установлен целый ряд норм, позволяющих восполнить возможные пробелы в определении существенных условий авторских договоров. Статья 30 устанавливает, что авторский договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав. В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. В ст. 31 устанавливаются существенные для авторского договора условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (пли) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, и права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными. В новом Законе зафиксирован отказ от системы государственного нормирования авторского вознаграждения в любом его виде. Установлено правило, что вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения пли, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, - в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. 8.5. Охрана смежных прав Отсутствие охраны смежных прав в СССР не давало возможности обеспечивать права артистов-исполнителей и изготовителей фонограмм. Сложилась парадоксальная ситуация, когда за воспроизведение песни на пластинке гонорар выплачивался автору музыки (композитору) и автору слов, а певец-исполнитель никакого вознаграждения не получал. То же самое относилось и к изготовителям фонограмм. Однако передачи организаций радио- и телевещания пользовались охраной нормами авторского права. Согласно ст. 486 ГК РСФСР, авторское право на радио- и телепередачи принадлежало передающим их радио- и телевизионным организациям. Это находилось в противоречии с важнейшими международными соглашениями об охране смежных прав (Римская и Фонограммная конвенции), в которых СССР не участвовал. В Основах 1991 г. была предусмотрена охрана смежных прав в ст. 141-143. Однако эти статьи страдали целым рядом недостатков. Во-первых, устанавливались только права субъектов смежных прав, а регламентация изъятий из них давалась на откуп будущему законодательству; во-вторых, вводилось смежное право не только создателя звукозаписи, но и создателя видеозаписи, без проведения разграничений между видеозаписью и видеофильмом, который являлся объектом авторского права. И наконец, сам ограниченный объем - всего три статьи - не позволял сколько-нибудь полно урегулировать смежные права. Субъектами смежных прав по новому Закону являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Права исполнителей охраняются в соответствии с новым Законом, если исполнитель является гражданином Российской Федерации; если исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации; если исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с Законом; если исполнение, постановка, незаписанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с Законом. Права изготовителя фонограммы охраняются в соответствии с новым Законом, если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации; или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской федерации. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации (ст. 35). Права исполнителей включают следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (ст. 37). Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать: передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки; запись ранее незаписанных исполнения или постановки; воспроизведение записи исполнения или постановки; передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки; сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, включающей исполнение или постановку с участием исполнителя. Права изготовителей фонограмм означают исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Исключительные права на использование фонограммы означают право осуществлять или разрешать: воспроизведение фонограммы; переделку фонограммы; распространение экземпляров фонограммы; импорт экземпляров фонограммы в целях распространения (ст. 38). Введено положение о «первой продаже» (first sale) также для фонограмм: если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их Дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Однако право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Установлена также законная лицензия на использование опубликованной в коммерческих целях фонограммы путем публичного исполнения, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю без согласия изготовителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения в установленном Законом порядке (ст. 39). Права организаций эфирного или кабельного вещания включают исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, в том числе право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации вещания разрешать ее трансляцию в эфир другой организации; сообщение передачи для всеобщего сведения по кабелю; запись передачи; воспроизведение записи передачи; сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом (ст. 40 и 41). Ограничения смежных прав прямо устанавливаются в Законе (ст. 42) при условии их применения без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений. Допускается без согласия исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм: 1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю; 2) исключительно в целях обучения или научного исследования; 3) для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях; 4) в иных случаях, которые установлены положениями Закона в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства (ст. 42). Срок действия смежных прав установлен в ст. 43 в отношении исполнителя в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или любого иного посягательства охраняются бессрочно. Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир (по кабелю). Течение сроков охраны смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Передача (переход) смежных прав допускается в порядке наследования (физические лица), правопреемства (юридические лица) и по договорам. К наследникам (в отношении юридических лиц - правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части срока охраны смежных прав. 8.6. Коллективное управление имущественными правами авторов До 1973 г. в СССР не было организаций, управлявших имущественными правами авторов на коллективной основе. Существовавшие творческие союзы, например, Союз писателей СССР, Союз композиторов СССР, Союз художников СССР и др. по существу этими проблемами не занимались. Функции осуществления имущественных авторских прав на коллективной основе и сбора вознаграждения за использование произведений начиная с 1973 г. были возложены исключительно на Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). ВААП занималось сбором вознаграждения за публичное исполнение произведений, за их механическую запись, за использование произведений изобразительного искусства и фотографии в промышленных изделиях без согласия авторов (ст. 104 Основ 1961-1965 гг., ст. 495 ГК РСФСР). ВААП было единственной организацией, которой авторы могли доверить свои имущественные права. И хотя ВААП создавалось как общественная организация, на него был возложен целый ряд государственных функций. В 1992 г. ВААП было трансформировано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) - федеральный орган управления. И хотя правовые основания для сбора вознаграждения без согласия авторов (ст. 104 Основ 1961-1965 гг., ст. 495 ГК РСФСР) отпали с Введением в силу на территории Российской Федерации Основ 1991 г., в Положении о РАИС сохранялись функции сбора авторского вознаграждения как с согласия автора, так и без такового. Вскоре Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. было одобрено создание авторами на базе РАИС Российского авторского общества (РАО) с целью реализации и защиты авторских прав. Принципы деятельности организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав состоят, по новому Закону (ст. 44, 45), в следующем: во-первых, эти организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют только в пределах полученных от них полномочий; во-вторых, такие организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью; в-третьих, полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами; в-четвертых, указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для коллективного управления; и другие. Функциями организаций по коллективному управлению имущественными правами являются: предоставление лицензий пользователям; согласование с пользователями размера вознаграждения и других условий, на которых выдаются лицензии; сбор предусмотренного лицензиями вознаграждения; распределение и выплата собранного вознаграждения обладателям авторских и смежных прав; совершение любых юридических действий, необходимых для защиты прав, управлением которых занимается такая организация; и другие (ст. 46). Установлены в Законе также и обязанности организаций по коллективному управлению, в частности, предоставление отчетов обладателям авторских и смежных прав, использование собранного вознаграждения исключительно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав и тому подобные (ст. 47). 8.7. Защита авторских и смежных прав Меры по защите авторских прав в соответствии с ранее действовавшим законодательством отличались слабостью и отсутствием реального механизма их применения. Например, при бездоговорном использовании произведений нарушитель ограничивался лишь выплатой вознаграждения в соответствии с утвержденными ставками, которое он выплатил бы, если бы произведение было использовано правомерно. Таким образом, для пользователя не было различий между договорным и бездоговорным использованием произведений. Не было в советском авторском праве и таких мер воздействия на нарушителя, как конфискация материалов и оборудования, использованного для изготовления незаконных экземпляров произведения, изъятие самих незаконных экземпляров и многих других. Существовавшая в Уголовном Кодексе РСФСР ст. 141, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение авторских прав, практически не применялась. Новый Закон «Об авторском праве и смежных правах» как закон гражданско-правовой не содержит норм об уголовной и административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 146) и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ст. 150.4). В общей форме в новом Законе установлено, что за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться (ст. 48). За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией. Новый Закон предусматривает целый комплекс мер, которые обладатель авторских и смежных прав может применить против нарушителя его прав, используя государственное принуждение. Сюда относятся следующие требования: 1) о признании прав; 2) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 3) о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; 4) о взыскании дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; 5) о выплате компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемой законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения доходов или взыскания прибыли; 6) о принятии иных, предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Указанные в подпунктах 3-5 меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав (ст. 49). Важно подчеркнуть введение непривычной и новой для российского права формы ответственности нарушителя в виде выплаты компенсации в пределах размеров, установленных Законом, по усмотрению суда (арбитражного суда), которая в определенной степени аналогична statutory damage и позволяет обладателю авторских и смежных прав обойтись без трудоемкого и сложного доказывания его убытков или доходов нарушителя. Важной новеллой Закона является норма о том, что помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсаций в твердой сумме, суд (арбитражный суд) может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы по требованию обладателя авторских и смежных прав могут быть переданы последнему (ст. 49). Предусмотрены в Законе и меры, связанные со способами обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав (ст. 50). 8.8. Переходные нормы по введению в действие Закона Эти нормы содержатся в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». В нем указано, что Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона. П. 3 постановления содержит крайне важную норму о том, что сроки охраны прав, предусмотренные ст. 27 (авторские права) и 43 (смежные права) Закона, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г. Инными словами, Закон будет охранять произведения и объекты смежных прав, выпущенные в свет до даты его вступления в силу, если не истек 50-летний срок с момента смерти автора (авторское право), выпуска в свет фонограммы (смежные права) и тому подобное. Тем самым Закону придана обратная сила в отношении ранее созданных произведений и объектов смежных прав. Поскольку новый Закон вообще не предусматривает авторского права юридических лиц, то постановление решает вопрос об авторских правах юридических лиц, возникших по ранее действовавшему законодательству. Установлено, что авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие указанного Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или его создания, если оно не было обнародовано. В отношении радио- и телепередач (передач в эфир), авторскими правами на которые ранее пользовались соответствующие юридические лица (ст. 486 ГК РСФСР), предусмотрено следующее: если с момента их правомерного обнародования (создания, если они не были обнародованы), не истек 50-летний срок, то они с даты введения в действие указанного Закона охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав. Новый Закон «Об авторском праве и смежных правах» отменяет действие всех ранее принятых законодательных и нормативных актов, противоречащих его положениям, и прямо устанавливает, что раздел об авторском праве Основ 1991 г. более не применяется. |