Энтони_Роббинс_-_Беспредельная_Власть. Беспре дельная Власть
Скачать 3.98 Mb.
|
Шести-этапная переконтекстуализация © Пусть часть, отвечающая за поведение, возьмет на себя ответственность за реализацию альтернативных моделей поведения, и пусть тот человек испытает это поведение как измененное. © Проверка конгруэнтности: Есть ли части, которые возражают? © Пусть творческая часть, совместно с той частью, которая отвечает за формы поведения, найдет три других способа получить преимущества. ® Найдите ПРЕИМУЩЕСТВА (которые могут быть недоступны сознанию). © Установите сигнальную систему. © Войдите в контакт с той частью личности, которая отвечала за поведение. и т. д. В течение первых недель или месяцев он будет очень рад, что у нее больше нет этой проблемы. Однако спустя некоторое время, поскольку у нее уже не немеют ноги, он может снова взвалить на нее мытье посуды, перестанет массировать ноги и вообще обращать на нее внимание. И вот у нее снова начинают отказывать ноги. Причем она не делает этого сознательно. Но для ее подсознания те прошлые выгоды оказались гораздо зна- чительнее того, что она приобрела в результате новой формы поведения. И однажды она обнаруживает, что ноги снова начинают неметь. В этом случае она должна найти для себя новые формы поведения, которые дадут ей такие же ощуще- ния, как общение с мужем. Она должна получать от нового поведения больше, чем получала от старого. На одном из моих семинаров была женщина, которая в те- чение восьми лет была слепой, но, тем не менее, казалась необычайно приспособленной к своему состоянию и даже счастливой. Позднее я узнал, что она вовсе не была слепой, а только прикидывалась. Почему? Дело в том, что когда-то с ней произошел несчастный случай, в ре- зультате которого у нее сильно ухудшилось зрение. И она заметила, что окружающие ее люди стали отдавать ей столько любви, внимания и тепла, сколько она не испытывала никогда в жизни. И она сделала вид, что и в самом деле ослепла. Люди же вокруг нее, думая, что она ничего не видит, обращались с ней совершенно особым образом, что стимулировало в ней поддержание такого поведения. Она и сама порой начинала верить в свою слепоту. Дело в том, что она не могла найти другого способа заставить людей относиться к ней с таким уважением и любовью. Она могла бы перестать при- творяться, если бы нашла другой стиль поведения, который приносил бы ей больше пользы, чем ее теперешняя «слепота». «ЗИГТИ», © 1985 Компания «Юниверсал пресс синдикат». Пе- репечатка разрешена. Все права защищены. Итак, до сих пор наше внимание было сосредоточено на способах переконтекстуализации негативных воспри- ятий в позитивные. Но я не хочу, чтобы вы думали о переконтекстуализации как о какой-то терапии, как о способе перехода от плохих ситуаций к более благопри- ятным. Переконтекстуализация — это способ реализации потенциальных возможностей, заложенных в ситуации. Существует совсем немного вещей в вашей жизни, которые невозможно переконтекстуализировать из хороших в лучшие. Одним из наиболее важных контекстов, который сле- дует рассмотреть, являются благоприятные возможно- сти. Мы очень часто погрязаем в рутине. Мы можем получать достаточно хорошие результаты, но можем до- стигнуть и фантастического успеха. Проделайте сле- дующее упражнение. Составьте список дел, которыми «Неправда, что весь мир против тевя... Есть миллиарды людей на земле, кому ты абсолютно ло лампочки!* вы занимаетесь в настоящее время и которыми очень довольны. Это могут быть отношения с другими людьми, которые хорошо развиваются, какие-то дела на работе, возможно что-то, что имеет отношение к детям, или состояние финансов. А теперь представьте, что дела пошли еще лучше. Уделите всего несколько минут размышлению об этом. Скорее всего, вы сами будете удивлены той легкостью, с которой нашли возможности для их радикального улуч- шения. Переконтекстуализация возможностей — это такое занятие, которое доступно всем. Для этого нужна только гибкость ума, внимательность, чтобы не упустить возможность, и решительность, чтобы предпринимать дей- ствия. Ив заключение позвольте мне высказать одну мысль, которая касается всего изложенного в этой книге. Пе- реконтекстуализация — еще один эффективный прием, который вы можете извлекать из своего умственного инструментального набора всякий раз, когда вам нужны более значительные результаты. Подумайте об этом приеме в более широком аспекте как о беспрерывном процессе — процессе исследования возможностей и оты- скания необходимого контекста, чтобы действовать все лучше и лучше. Выдающиеся лидеры в любой области и самые та- лантливые специалисты по общению являются велико- лепными мастерами в искусстве переконтекстуализа- ции. Они прекрасно знают, как мотивировать и вдох- новлять людей, взяв любое происходящее событие и представив его в виде модели благоприятных возмож- ностей. Есть замечательная история про Тома Уотсона, ос- нователя компании «Ай-би-эм». Один из его подчинен- ных совершил грубейшую ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов. В кабинете Уотсона, куда провинившийся был немедленно вызван, он спросил: «Наверное, вы хотите меня уволить?» Уот- сон посмотрел на него и ответил: «Вы что, с ума сошли? Мы только что потратили десять миллионов долларов на ваше образование». Из всего можно извлекать ценные и поучительные уроки. Самые популярные лидеры — это такие люди, которые извлекают уроки и умеют любое событие поставить в самый вдохновляющий контекст. Этот принцип работает и в политике, и в бизнесе, и в образовании и в семейной жизни. Мы все прекрасно знаем людей, которых можно назвать «переконтекстуализаторами наоборот». На самом ясном небе они ухитряются увидеть тучу. Однако любое непродуктивное поведение может быть эффективно преобразовано. Вам что-то не нравится? Измените это. Вы сознаете, что делаете что-то не то? Займитесь чем- нибудь другим. Есть масса способов не только создавать эффективные формы поведения, но и иметь их под рукой, когда мы в них нуждаемся. Из следующей главы мы узнаем, как вызвать в себе нужное поведение в тот самый момент, когда оно нам необходимо. Для этого мы рассмотрим способы... 17 Как зацепиться за успех Делайте все, что можете, всем тем, что у вас есть, и там, где вы есть. Теодор Рузвельт Есть люди — к ним принадлежу и я, а может быть, и вы тоже, — у которых мурашки бегут по спине всякий раз, когда они видят американский флаг. Если вдуматься, то это довольно странная реакция. В конце концов, флаг — это просто кусок материи, на котором изображен цветной, чисто декоративный узор. В нем изначально нет ничего магического. Но такое объяснение, конечно, не принимает во внимание самого главного. Да, это просто кусок материи. Но в то же время он символизирует все достоинства и лучшие качества нашего народа. Поэтому всякий раз, когда мы видим национальный флаг, мы воспринимаем его как мощный символ всех тех идеалов, за которые борется наш народ. Флаг, как и множество других окружающих нас ве- щей, является своеобразной зацепкой, сенсорным стиму- лятором определенного психологического состояния. Такой зацепкой могут быть слово или фраза, предмет, прикосновение, запах. Это может быть что-то, что мы ви- дим, слышим, ощущаем, пробуем на вкус или запах. Такие зацепки имеют чрезвычайно большое значение, потому что могут мгновенно вызвать энергетически продуктивные состояния. Что, например, происходит, когда вы видите флаг своей страны? Вы немедленно начинаете испытывать сильные чувства, которые отражают ваше отношение к своему народу и к своей стране, поскольку эти чувства неразрывно связаны в вашем сознании с кон- кретными цветами и символами национального флага. Окружающий нас мир полон таких сенсорных зацепок. Некоторые из них имеют очень глубокий смысл, другие являются чисто символическими. Если я спрошу американца о вкусе сигарет «Уинстон»* он, скорее всего, ответит, что он «истинно американский». Такой автоматический ответ можно слышать довольно часто. Нередко приходится наблюдать, как люди мгновенно Приходят в то или иное состояние в зависимости от тех ощущений, которые в них вызывает зацепка. Вы можете услышать определенную песню и немедленно ощутить в себе смену настроения. Все это является результатом работы сильных зацепок. Этот раздел книги заканчивается настоящей главой о зацепках с совершенно определенной целью. Использо- вание зацепок — способ, который позволяет придать опре- деленному жизненному опыту постоянство. Мы можем изменить систему своих внутренних представлений или физиологию за считанные секунды, создавая новые ре- зультаты, но такие действия требуют сознательной работы. Ас помощью таких зацепок мы можем создать в своем сознании устойчивый механизм, который будет ав- томатически переводить нас в состояние, наиболее соот- ветствующее определенной ситуации. При этом нам даже не нужно будет думать об этом, и напрягаться каким-то образом. Как только мы что-то зацепили, это уже от нас не уйдет и будет всегда под рукой в нужный момент. Вы уже освоили целый набор полезных методик, читая эту книгу, но создание зацепок в сознании — наиболее эф- фективная из всех известных мне методик, потому что с ее помощью мы можем продуктивно подключать наши мощные подсознательные реакции так, чтобы они всегда были к нашим услугам. Перечитайте эпиграф к этой главе. Мы все стараемся извлечь максимум пользы из того, что имеем. Мы все пытаемся использовать наши ресурсы наилучшим образом. Создание зацепок — способ, кото- рый всегда обеспечивает доступ к самым мощным из имеющихся в нашем распоряжении ресурсов. Это способ быть уверенным, что у нас есть все, что мы хотим. Мы постоянно создаем такие зацепки. По сути, без них вообще нельзя обойтись. Одна мысль будит другую, одна идея следует за другой, одно чувство цепляет другое — так создаются состояния, которые вызываются определенным стимулом. Помните опыты академика И. П. Павлова? Он ставил перед голодными собаками пищу на таком расстоянии, что они могли видеть ее, ощущать запах, но не могли достать. Еда становилась для них мощным стимулом, возбуждавшим чувство голода. У собак начинала интенсивно выделяться слюна. Поддерживая их в таком состоянии, Павлов по- стоянно включал звонок. И совсем скоро ему уже не надо было ставить перед собаками пищу — достаточно было включить звонок, и у собак немедленно начинала интенсивно выделяться слюна, как будто перед ними был кусок мяса. Таким образом, академик создал устойчивые ассоциаций между звуком звонка и рефлексом слюноотделения. Мы, люди, также живем в мире стимулов и реакций, где поведение человека во многом состоит из бессозна- тельных запрограммированных реакций на окружаю- щие раздражители. Например, многие люди в стрессо- вых ситуациях немедленно хватаются за сигарету, спиртные напитки, или им хотя бы нужно крякнуть с досады. Они даже не осознают, что делают, действуя точно так же, как собаки Павлова. И, конечно, многим из этих людей хотелось бы изменить свое поведение, но они не могут, потому что оно подсознательно и некон- тролируемо. Главная задача в таких случаях — осо- знать этот процесс, чтобы появилась возможность заме- нить его на другой комплекс стимулов и реакций, если вы считаете, что зацепка вызывает не то состояние, которое вы одобряете на сознательном уровне. Итак, как создавать новые зацепки? Если всякий раз, когда человек находится в духовном и физическом на- пряжении, на него постоянно воздействует какой-ни- будь специфический стимул в пик этого состояния, то стимул и состояние оказываются ассоциативно связан- ными. И впоследствии, когда на человека воздействует этот стимул, он автоматически напрягается. В Америке каждое утро в каждом государственном учреждении люди присягают на верность стране, глядя на нацио- нальный флаг. При этом они испытывают определенные чувства. Поэтому очень скоро бывает достаточно одного взгляда на флаг, чтобы вызвать эти чувства. Тем не менее, далеко не все зацепки вызывают поло- жительные ассоциации. После того как вас оштрафо- вали за превышение скорости, у вас будет появляться устойчивое чувство настороженности всякий раз, когда вы будете проезжать по этому участку автотрассы. Что вы чувствуете, когда в зеркале заднего вида у вас появляется тревожно мигающий красный маячок дорожной полиции? Разве он не вызывает мгновенное и автома- тическое изменение вашего состояния? Одним из факторов, влияющих на силу «зацепки», является интенсивность исходного состояния. Иногда у людей бывает столь интенсивный неприятный опыт — вроде стычки с супругом или начальником, — что вся- «Позови кошку. Хэрри» © 1981 Воспроизводится с разрешения Билла Хеста. кий раз, когда они видят лицо этого человека, у них немедленно внутри возникает злость и с этого момента отношения в семье или на работе теряют всякую пре- лесть. Если у вас появились такие негативные зацепки, то именно эта глава книги научит вас, как заменить их на приятные. Причем вам не надо будет постоянно на- поминать себе об этом: они будут включаться автома- тически. Многие наши зацепки достаточно приятные. Вы ас- социируете конкретную песню группы «Битлз» с одним прекрасным летом, и каждый раз, как только услышите эту песню, вы будете с удовольствием вспоминать то лето. Вы заканчиваете какой-то прекрасно проведен- ный день вкуснейшим яблочным пирогом с шоколад- ным мороженым, и, начиная с этого момента, это стано- вится вашим самым любимым десертом. Вы думали об этих приятных переживаниях не больше, чем собаки г Павлова думали о пище, когда определенные зацепки; вызывали в вас реакцию определенного типа. Многие из зацепок формируются случайно. Нас буквально бомбардируют радио, телевидение, повседневная жизнь. Часть этих сигналов становится зацепками другая — нет. Часто все зависит от случайного стечения обстоятельств. Если вы находитесь в продуктивном состоянии, то всякий раз, когда вы вступаете в контакт с конкретным стимулом, скорее всего, он станет вашей зацепкой. Постоянство стимула — тоже важный фактор. Если вы что-то слышите достаточно часто (например, рекламный ролик), скорее всего, это укоренится в глубине вашей нервной системы. К счастью, вы можете взять под контроль этот процесс внедрения, сознательно допуская в себя положительные зацепки и ставя заслон отрицательным. На всем протяжении истории политические лидеры широко пользуются распространенными в их нацио- нальной культуре зацепками. Когда политик завора- чивается в национальный флаг, он стремится исполь- зовать всю магическую силу этой мощной зацепки, пытаясь связать себя со всеми теми положительными эмоциями, которые вызывает в людях национальный флаг. Ни один уважающий себя кандидат на высокий выборный пост в Америке никогда не упустит воз- можности появиться на параде 4 июля, в День Неза- висимости. Это неслучайно. Вспомните сами, какое здо- ровое чувство единения со своим народом вы сами испытываете, наблюдая за парадом. Но не надо забывать, что и Гитлер любил военные парады и факельные шествия. Гитлер был гением разбрасывания зацепок. Он связывал конкретные состояния сознания и эмоций со свастикой, марширующими парадным маршем войсками и массовыми скоплениями людей. Он приводил людей в напряженные состояния и, пока они остава- лись в них, непрерывно давал им специфические и уни- кальные стимулы до тех пор, пока они не привыкали к ним настолько, что впоследствии любой такой раздра- житель — вроде поднятой в нацистском приветствии правой руки — вызывал к жизни те же самые состояния и те же самые эмоции. Таким образом он манипу- лировал чувствами людей и общественным мнением и, следовательно, состоянием и поведением целой нации. В главе, посвященной переконтекстуализации, мы от- мечали, что одни и те же стимулы могут иметь разные значения, в зависимости от контекста, в котором они возникают. Зацепки тоже могут использовать положи- тельные и отрицательные эмоции. Например, Гитлер соединил положительные сильные эмоции национальной гордости с нацистскими символами для членов своей партии, но он также соединил эти символы с чувством страха и ненависти для своих противников. Разве свастика имела одинаковое значение для живших в Гер- мании евреев и для гитлеровских эсэсовских штурмо- вых бригад? Конечно нет. В послевоенные годы члены еврейских общин взяли этот страшный опыт и сделали из него мощную зацепку, которая помогла им создать свою собственную страну. Лозунг «Это не должно по- вториться!» помимо воли помогает им сплотиться и сде- лать все для защиты суверенных прав своей нации. Многие аналитики считают, что ошибкой Джимми Картера была отмена многих ритуалов, традиционно сопровождавших появление президента страны перед лицом сограждан. В начале своего правления он раз- рушил одну из самых сильных зацепок американского президентства — отменил ряд официальных церемо- ний, в частности пение гимна «Да здравствует прези- дент». Эта демократическая инициатива поначалу вы- звала восхищение, хотя с тактической точки зрения, скорее всего, она оказалась неверной. Лидеры страны наиболее эффективны тогда, когда могут использовать свои мощные зацепки для мобилизации общественной поддержки. Немногие президенты могли с такой непринужденностью заворачиваться в национальный флаг, как это делал Рональд Рейган. Вне зависимости от того, нравилась вам его политика или нет, трудно удержаться от восхищения его умением (или умением его советников)использовать столь сильную политическую символику. Зацеплять можно не только глубокие и сильные чувства, но и нечто более легкомысленное. Комедианты — большие мастера использования зацепок. Хороший комик прекрасно знает, как использовать определенную тональность голоса, слова, выражения лица, чтобы мгновенно вызвать смех у публики. Как это им удается? Они делают или говорят что-то, что заставляет вас смеяться, и, пока вы находитесь в этом интенсивном состоянии, вводят в действие специфические и уникальные стимулы, вроде особой улыбки, гримасы или специфического тона голоса. Они делают это настойчиво, до тех пор, пока ваше смешливое настроение не окажется накрепко связанным с этим специфическим стимулом. И очень скоро, стоит ему только сделать эту гримасу или улыбнуться, вы уже не сможете удержаться от смеха. Ричард Прайор — большой мастер в этом деле. А Джонни Карсон создал на этой основе целую культуру. Стоило Джонни Карсону скорчить свою классическую лукавую мину, как аудитория уже начинала смеяться в предвкушении его очередной хохмы. А почему все смеются, когда Родней Дангерфильд говорит: «Возьмите мою жену»? В этих словах нет ничего забавного. Но эта фраза связана с настолько известным анекдотом, что достаточно кому-нибудь сказать ее, как собеседник разражается хохотом. Позвольте мне привести вам один пример из того времени, когда я сумел в максимальной степени исполь- зовать имеющиеся в моем распоряжении зацепки. Джон Грайндер и я вели переговоры с руководством Воору- женных сил США о разработке целого комплекса новых тренировочных моделей, направленных на повышение эффективности различных родов войск. Генерал, кото- рый отвечал за эти переговоры, назначил нам встречу с заинтересованными командирами с целью выработки рас- писаний, расценок, мест проведения занятий и т. д. Мы встретились с ними в большом конференц-зале, значи- тельную часть которого занимал огромный стол в форме подковы. Во главе стола было кресло, предназначенное для генерала. Оно в тот день пустовало, но было совер- шенно ясно, что даже в отсутствие генерала это кресло вызывало почтительный трепет у всех собравшихся в комнате. Именно из этого кресла исходили беспреко- словные команды. И Джон, и я намеренно несколько раз прошли за этим креслом и даже немного посидели в нем. Мы делали это до тех пор, пока на нас не перешла часть уважения, которое офицеры испытывали и к гене- ралу, и к его символу. Поэтому, когда мы подошли к вопросу о стоимости контракта, которая нас устраивала, я стал позади генеральского кресла и своим самым ре- шительным, командным голосом, вызвав в себе соответ- ствующее физиологическое состояние, объявил им сумму контракта в случае удачи эксперимента. Ранее у нас были ожесточенные дискуссии вокруг этой цифры, но на этот раз никто не задал ни одного вопроса. Поскольку мы использовали зацепку в виде генеральского кресла, мы смогли «выбить» нужную сумму без всяких обсуж- дений и возражений. Переговоры закончились так, как будто я специально заказывал их результат. В боль- шинстве важных переговоров на самом высоком уровне стороны активно пользуются подобными приемами. Эта же методика используется многими профессио- нальными спортсменами. Они могут и не осознавать, что и как они делают, тем не менее они используют именно этот принцип. Спортсмены, известные как «бойцы насмерть» или «заводные», для которых ситуация «по- бедить или умереть» является смыслом жизни, активно используют зацепки для получения самых выдающихся результатов. Теннисисты вызывают в себе свое самое продуктивное состояние, ударяя мячом о землю в определенном ритме или устанавливая соответствую- щий ритм дыхания перед исполнением подачи. Я использовал аналогичный прием и переконтекстуа- лизацию, работая с Майклом О'Брайеном, победителем Олимпийских игр 1984 года в плавании на 1500 метров. В качестве зацепки, которая должна была вызвать в нем прилив сил, я использовал звук выстрела стартового пис- толета (вспомнив, что он мне ранее рассказывал о музы- кальных стимулах, которые он использовал в успешном поединке со своим противником) с видом черной линии, нанесенной на дно бассейна и позволяющей пловцам ори- ентироваться. Результаты, которые он показал в этом своем пиковом состоянии, превзошли все его ожидания. Давайте теперь посмотрим, каким образом надо соз- давать такие зацепки для себя или других. По сути, в этой процедуре всего два основных этапа. Сначала надо перевести себя или другого человека в специфическое состояние, в котором вы хотите зацепиться или зацепить другого. Затем вы должны постоянно и на- стойчиво подавать специфический стимул в тот мо- мент, когда это состояние достигает пика. Например, когда кто-то смеется, он находится в особо конгруэнт- ном состоянии — в этом процессе задействован весь его организм. Если в этот момент вы с определенной силой сожмете мочку его уха и одновременно подадите какой-нибудь звуковой сигнал несколько раз, то позднее вы сможете с помощью этого стимула (сжатие мочки и звуки) легко его рассмешить. Научить цепляться за какое-нибудь положительное переживание из прошлого и использовать это для соз- дания в человеке большей уверенности в себе в настоя- щем можно следующим образом. Попросите его мыс- ленно вернуться в то состояние, чтобы ощутить его всем своим существом. Вы сразу же увидите изменения в его физиологии — в выражении лица, осанке, дыхании. Увидев, что это продуктивное состояние достигает своего пика, быстро подключайте специфический и уникальный стимул в течение нескольких раз. Вы можете ускорить эту процедуру, если поможете человеку быстрее войти в продуктивное состояние. На- пример, пусть он покажет вам, какую он обычно прини- мает позу, когда находится в таком состоянии. И в мо- мент изменения его позы подайте свой стимул. После этого можно попросить его показать, как он дышит, когда находится в продуктивном состоянии, и как только он начнет это делать, снова подайте тот же самый стимул. Затем спросите, что он обычно говорит самому себе, когда находится в продуктивном состоянии, причем пусть он скажет вам это именно таким тоном голоса, каким говорит в такие моменты. Когда он будет это делать, снова подайте тот же самый стимул (например, всякий раз нажимайте ему на плечо в одном и том же месте). |