Безопасность жизнедеятельности. В вопросах и ответах, задачах и. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах, задачах и решениях
Скачать 3.32 Mb.
|
ВопросМожет ли человечество избавиться от болезней? ОтветИзбавиться от болезней полностью нам никогда не удастся, несмотря ни на какие достижения науки и техники. В этом нет особой трагедии. С помощью болезней природа направляет нас, указывая слабые места, где человек должен что-то изменить в своем образе жизни. Надо пользоваться этим шансом. Правда, за последнее время в норму вошла практика не искать истинные причины болезней, а бороться с возбудителями, которые всегда были и будут. Но почему-то одни люди регулярно болеют и "живут на лекарствах", а другие успешно противостоят натиску возбудителей. Причины снижения нашей сопротивляемости, как и причины таких неприятностей, как травматизм, раздражимость, депрессия лежат в нашей дисгармонии с природой, социумом и самим собой. Неумение видеть и устранять причины дисгармонии приводит к тому, что мы упорно идем по пути ошибок, где учителями являются только боль и страдание. Существует и другой путь. Если человек вовремя послушает совета мудрого учителя, то количество ошибок существенно уменьшится. Таким учителем может стать сама природа, которая всегда "знает лучше". Мы бросили все силы на то, чтобы изучать ее, и совершенно перестали ее "слушать". В результате многое поняли, но и количество ошибок возросло. Доверившись голосу природы, человек может свести болезни до минимума. Для этого необязательно развивать в себе особые способности. Все мы изначально умеем слушать природу. Она "прорывается" к нам в первую очередь в виде голоса совести. Но очень часто мы ему не доверяем. Поступая вопреки совести, мы достигаем мелких успехов, но теряем несоизмеримо большее. Внутренняя дисгармония (несогласие со своей совестью) является истинной причиной подавляющего большинства болезней. ВопросМожет ли проблему болезней решить нетрадиционная медицина? ОтветПри всем своем могуществе современная медицина не всесильна. Там, где она не справляется, люди ищут защиту у специалистов в области так называемой нетрадиционной медицины, которая формировалась веками и представлена множеством разного рода методик, культов и т.п. Это всевозможные мистики, маги, колдуны, экстрасенсы, гипнотизеры и т.п. Если не считать тех, кто лечит травами, то практически всех их объединяет то, что они пытаются воздействовать не на возбудителей болезни, а на тонкие психические структуры человека, то есть на его подсознание. Это "святая святых" человека. Все то, что находится в подсознании, является частью "внутреннего голоса". Корректировка подсознания может в корне изменить весь образ жизни человека, чего собственно и добивается природа. Не случайно, поэтому иногда удается достичь поразительных успехов. Однако при этом сторонний человек берет на себя роль самой природы, то есть роль мудреца, который всегда прав. Где гарантия, что его вторжение в подсознание больного несет в себе благо истины в последней инстанции? Правом на такую истину обладает только сама природа. Человек же, каким бы мудрым он ни был, какими бы древними учениями он не располагал, всегда несет в себе вероятность ошибки. Поэтому в случае таких вторжений иногда начинает "сыпаться" не только психика человека, но и все системы его тела. Особенно часто от этого страдают сами лекари, которых природа жестко осаждает за их попытки делать не свое дело. На этом фоне выделяются некоторые психотехники, особенно религиозные, которые не дерзают вмешиваться в подсознание, минуя личную свободу воли человека. Они пытаются оградить человека от ошибок путем "слова", располагая зачастую огромным опытом своих подвижников. При этом человек вправе принять или не принять тот или иной опыт. "Внутренний голос" всегда подскажет ему, где истина. На наш взгляд, это наилучший способ обмена опытом, дающий человеку шанс узнать, что выход из его проблем существует. ВопросМожет ли человек победить смерть? ОтветЧеловек – это открытая система, которая может бесконечно возобновлять свою структуру [2.1]. То есть теоретически в индивидуальном бессмертии человека нет ничего противоестественного. Почему же мы умираем? Пока человек является неразрывной частью биосферы, пока само существование человека вне биосферы немыслимо, индивидуальное бессмертие человека можно рассматривать лишь как огромную опасность для природы. Жизнь на Земле развивается только благодаря бесконечному круговороту живого вещества. Только благодаря смерти природа может наращивать биологическое разнообразие путем поиска новых форм живых существ. Ограничивается даже количество клеточных делений. В организмах со сложной организацией, типа человека, смерть запрограммирована генетически. Попытки "подкорректировать" природу, исключив "ген смерти" из генотипа человека, чреват процессами, аналогичными распространению в организме раковой опухоли (раковые клетки практически бессмертны). Бессмертное человечество – это, по сути дела, рак биосферы. Вопрос В чем причины современных природных катаклизмов? Ответ Любой природный катаклизм имеет свои конкретные причины и механизмы. Как правило, они настолько сложны, что возникает искушение сослаться на действие слепых сил природы. Однако во многих случаях нам все же удается расшифровать свое участие в механике природных катаклизмов. К числу типичных примеров такого рода можно отнести возросшую в последнее время силу ураганов и наводнений. Дело в том, что нам "удалось" поколебать температурный баланс планеты, вызвав потепление в среднем на 2 С по сравнению с доиндустриальной эпохой. Это произошло из-за увеличения содержания углекислого газа в атмосфере, что вызвало парниковый эффект. В результате возросла штормовая деятельность мирового океана. В будущем ожидаются еще более сильные последствия вплоть до таяния ледниковых шапок на полюсах, которое, судя по сообщениям о нестабильности антарктических ледниковых шельфов, уже началось. Это сопровождается ростом активности циклонов, которые несут на материки значительное количество осадков. Раньше водный баланс на материках поддерживался лесами, которые стабилизировали уровни рек после дождей. Сейчас густонаселенные зоны материков практически потеряли свой лесной покров. Поэтому дождевая вода, не задерживаясь в почве, прямиком попадает в реки, вызывая подъем их уровня, особенно в низовьях. Примеров подобного рода огромное множество. Человек в настоящее время превратился не только в главную геологообразующую силу (как на это указывал Вернадский), но и стал главным творцом большинства наиболее масштабных природных процессов, которые в первую очередь бьют по нему самому. Вопрос Можно ли предотвратить техногенные катастрофы? Ответ По вопросу о человеческих корнях техногенных катастроф у нас обычно не возникает никаких сомнений. Более того, мы всегда стремимся найти конкретного виновника той или иной катастрофы, что больше напоминает поиск "козла отпущения", а не поиск истинных причин катастрофы. Действительно, самое простое – это обвинить диспетчера авиарейсов в том, что он проявил преступную халатность, что привело к авиакатастрофе. Обвинить начальника атомной электростанции за необеспечение своевременного проведения требуемых по инструкции работ. Однако корни техногенных катастроф лежат гораздо глубже, что подтверждается статистикой роста числа и тяжести этих катастроф. Людей невозможно превратить в роботоподобные автоматы, они способны забывать, проявлять халатность, совершать ошибки. Средний процент этих халатностей и ошибок на удивление постоянен. Поэтому, наказав конкретного виновника, мы не сможем предотвратить нарастающего вала техногенных катастроф, хотя, конечно же, и ослаблять контроль за соблюдением людьми своих обязанностей ни в коем случае нельзя, так как это равносильно самоубийству. Существует закономерность, гласящая, что с ростом сложности производства количество и тяжесть техногенных катастроф будет возрастать, несмотря на все усилия по обеспечению должной производственной дисциплины. Дело в том, что человек имеет своеобразный "предел безошибочности", остается довериться автоматике. Но чем сложнее техника, тем больше вероятность сбоев и отказов в ее работе. Человек оперирует все большими энергиями. И если эти энергии выходят из-под его контроля, последствия сопоставимы с крупными природными катаклизмами. В дальнейшем эта тенденция будет, вероятно, нарастать. Возникает порочный круг, который неуклонно ведет нас к глобальной катастрофе. Таким образом, в социальной среде мы сталкиваемся с законами природы, регулирующими наше вторжение в механизмы биосферы, которые бьют по нам же, когда природа не выдерживает натиска. Вопрос Можно ли создать экологически чистое производство? Ответ Согласно второму закону термодинамики исключительно все реальные процессы сопровождаются ростом энтропии (беспорядка, хаоса) [2.1]. Обойти этот закон невозможно, как бы нам ни казалось, что мы смогли обмануть природу. Просто мы чего-то не учли, но это обязательно проявится когда-нибудь. Поэтому никогда нам не создать безотходного производства. Правда, можно снизить количество отходов до оптимума. Однако этот предел уже был однажды найден природой, создавшей механизмы круговоротов веществ, так что отходы с одного уровня природных систем поступают на другой. При этом все круговороты согласованы друг с другом наилучшим способом. Человеку еще не удавалось достичь такой степени организованности производственных процессов, поэтому круговороты, создаваемые нами, всегда гораздо менее эффективны. В то же время природа нашла наиболее оптимальный ритм и темп своих круговоротов, который гораздо ниже темпов производственных. Пока мы не синхронизируем темпы своего производства с темпами природных процессов, говорить о безотходных производствах не имеет смысла. Поэтому пока мы не ограничим наши растущие потребности, мы будем конфликтовать с природой. Куда же девать отходы производства? Попытки их захоронений ведут к росту опасности в будущем. Даже вынос отходов за пределы планеты не решит проблемы. Так например существуют даже проекты отправки ядерных отходов на Солнце. Однако законы экологии гласят, что любая наша деятельность возвращается к нам в виде экологического бумеранга [2.2]. Поэтому есть только один выход, связанный с отказом от ценностей благосостояния [2.10]. ВопросМожно ли создать экологичную экономику? Какова роль государства в вопросах охраны природы? ОтветНесмотря на родственность названий (экология – наука о доме, экономика – наука о ведении домашнего хозяйства) экономика является главным препятствием на пути сохранения природной среды [2.10]. Основа этого антагонизма лежит в природе рынка, который начинает давать сбой, когда в него вмешиваются с разного рода нерыночными отношениями, когда общество считает некоторые ценности более или менее желательными, чем это обозначается рыночными ценами. С точки зрения рынка стоимость любого товара оценивается по количеству вложенных в него средств, сил, времени. Природные богатства, которые даются человеку даром, оцениваются лишь усилиями по их добыче. Поэтому любые вложения средств в защиту окружающей среды экономически невыгодны. Попытки усовершенствовать рыночные отношения так, чтобы забота о природе и потомках приобрела значимую рыночную ценность, до сих пор не привели к успеху. Единственной силой, способной противостоять рынку является государство, которое более чувствительно к проблемам экологии. Только благодаря государству существуют заповедники, очистные сооружения, дымоуловители и т.п. Устанавливая систему законов по охране природы, государство сдерживает натиск рынка на природу. Однако оно постепенно сдает свои позиции под натиском рынка. Все чаще в политике звучит требование избавить экономику от "чрезмерного" государственного регулирования. Сила рынка в его интернациональности. Ничто не смогло бы так крепко спаять международное содружество и обуздать агрессивную сущность самого государства, как международный рынок. Не за горами осуществление мечты многих людей о создании единого общепланетного государства, которое смогло бы положить конец всем войнам на Земле. Это можно было бы только приветствовать, если бы не тот факт, что сущность грядущего общепланетного государства чисто рыночная. Это значит, что рынок встанет над всеми национальными государствами и силой высшей власти сможет диктовать им свои условия. Это значит, что государство перестанет быть регулятором рынка, его лимитирующим фактором. Это может снизить до минимума роль всяких нерыночных ценностей. Что тогда будет с экологией? 2.2. Человек и социум Вопрос Что такое социум? Можно ли считать социум живым организмом? Может ли человек прожить без социума? Ответ Социум – это то человеческое общество, в котором мы живем. По отношению к отдельному человеку социум – это наиболее тесно контактирующая с ним часть окружающей среды. Вместе с тем социум является одной из подсистем биосферы, поэтому наиболее глубокие механизмы, регулирующие жизнь социума, кажущиеся нам подчас вольным порождением человеческого разума, являются продолжением законов природы, управляющими воздействиями биосферы. По принципу подобия части и целого (любой элемент самоогранизующейся системы подобен системе в целом) [2.10] социум, как и биосферу в целом, можно рассматривать как относительно самостоятельный живой организм, построенный из отдельных людей так же, как многоклеточное существо построено из отдельных клеток. Правда, "клетки" социума сравнительно подвижны и самостоятельны. Отличительной особенностью органичности может служить факт нежизнеспособности отдельных клеток за пределами организма. Так ампутированные ткани нежизнеспособны. Между колонией живых существ и единым организмом, построенным из этих существ, можно проследить ряд промежуточных форм, отличающихся разной степенью органичности. Человеческий социум, как и социумы многих видов насекомых (пчелы, муравьи, термиты и т.п.), характеризуется достаточно высокой степенью органичности. Это подтверждается наблюдением фактов вынужденной изоляции людей от социума. Так основная масса людей, оказавшихся на необитаемом острове и потерявших надежду на возвращение, теряет рассудок уже на пятом-шестом годах одиночества. Четкая дифференциация общества, разделение труда, разного рода специализация – все это способствует усилению органичности социума. Таким образом, человек (личность), являясь органичной частью социума, создается социумом, живет ради социума хотя и несет в себе иллюзию самостоятельности, но не способен полноценно существовать за пределами социума. ВопросЧто нас объединяет? ОтветКак бы мы не были недовольны законами социума, как бы мы не превозносили достоинства уединения, нас тянет к людям. Это можно назвать голосом крови или "социальным тяготением" (по аналогии с гравитационным тяготением). В любом случае можно констатировать наличие особой силы психического плана. В системной динамике такие силы называют системообразующими. Их природа лежит в действии наиболее фундаментальных законов природы, которые распространяются как на живые, так и на неживые объекты природы. Это вариационные принципы, которые можно объединить единым понятием оптимальности: любая система стремится занять состояние, в котором любое изменение внутри системы минимально возможным образом влияет на состояние системы в целом; из всех возможных состояний в каждый момент времени реализуется то состояние, с которым связано наименьшее количество изменений. Поэтому любая система стремится к состоянию с наименьшим количеством внутренних напряжений, с наименьшей потенциальной энергией, с наименьшим количеством конкурентных отношений, с наименьшими затратами на поддержание жизни и т.п. Социальные механизмы системообразования (объединения, дифференциации, структурирования и т.п.) строятся на основе информационного обмена между отдельными личностями и социальными группами (возможно, это универсальный природный механизм). Особенность любого социума в создании языков общения, то есть внутренних информационных каналов с предельной степенью стилизации информационных конструкций (абстракций). Так аналогами человеческой речи могут служить пчелиные "танцы на сотах", язык кодировки нервных импульсов, кодировка ДНК и т.п. Эти языки призваны повысить четкость, однозначность и упорядоченность внутрисистемных отношений. Однако помимо стилизованного языка человеческой речи, мы обладаем массой информационных каналов, доставшихся нам по наследству от наших предков, стилизация которых менее явна. Это язык запахов, движений, жестов, мимики и многое другое, о чем мы пока, возможно, даже не догадываемся. На этих "древних языках" можно даже разговаривать с животными. Это внутренний язык природы, который воспринимается человеком на подсознательном уровне, то есть без осознания принимаемой информации. Тем не менее эта информация играет огромную роль в мотивации наших поступков, что мы относим к "внутреннему голосу", интуиции и т.п. Именно в этих информационных взаимодействиях лежит причина многих наших, порой необъяснимых, желаний. Именно здесь, по-видимому, кроются основные механизмы социального системообразования. Вступая в частые, порой мимолетные, отношения с людьми, мы даже не подозреваем о той работе по обработке массы информации, которая осуществляется на уровне подсознания. Неуловимые, а потому не осознаваемые запахи, движения, восклицания и т.п., идущие от разных людей, складываются в целостные образы, которые, накладываясь друг на друга, формируют то, что психологи называют коллективным бессознательным. Это единый информационный массив, в котором трудно выделить "свои" и "чужие" информационные элементы. Это то, что мы – люди – имеем одно на всех. Мы подпитываем этот информационный комплекс своими мыслями, отражающимися в наших глазах, эмоциями, читаемыми по выражению лица и жестикуляции, неосознанными поступками, в которых находит обобщение весь наш внутренний мир. Этот комплекс подпитывает нас психической энергией, давая нам мотивы (силу) для наших поступков. Это информационное нечто обладает определенной самостоятельностью, а может даже и аналогом личности, борющейся за свое выживание, а потому крайне заинтересованной в открытии все новых системообразующих механизмов. |