Безопасность жизнедеятельности. В вопросах и ответах, задачах и. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах, задачах и решениях
Скачать 3.32 Mb.
|
Вопрос Можно ли жить без конфликтов? Ответ Зная природу конфликтов, можно найти множество способов уменьшить их количество в своей жизни или избавиться от них вовсе. Один из способов – повысить свою "психическую силу", под которой понимается способность человека выдерживать психический удар. Индикатором того, что удар достиг цели и разрушил вашу психическую защиту является состояние раздражения. Здесь удобно различить два вида психической защиты: жесткую и мягкую. Жесткая защита – это способность отбить удар, ответить ударом на удар, наказать обидчика. Это сила бетонной стены, ударив по которой можно лишь отбить себе руку. Сила такой защиты оценивается гордостью человека. Примерами могут служить наши попытки не реагировать на оскорбления, в результате чего постепенно внутри зарождается "вулкан" раздражения, а также попытки осадить кого-то, ответить оскорблением на оскорбление. Применение жесткой защиты втягивает человека в замкнутый круг конфликтов, интенсивность которых все более нарастает, грозя в конечном итоге пробить любой психический барьер. Мягкая психическая защита подразумевает уход от удара, в результате чего психический удар не находит цели. Это требует большого искусства. Механизмы такой защиты могут быть самыми различными. Чаще всего используется юмор, если он достаточно безобиден и не задевает чье-либо личное достоинство. Опытный юморист может свести к шутке любую обостренную ситуацию, особенно если он способен "посмеяться над собой". Вообще минимальный уровень личной гордыни отличает людей с развитой мягкой психической защитой. Более высокой степенью такой защиты обладают люди, идущие по пути так называемого смирения, под которым понимается готовность принять мир (а также и социум, и населяющих его людей) таким, как он есть, ничего не требуя от него взамен. С такими людьми легко общаться, так как они не давят на собеседника, не заставляют его признать свою правоту, даже если они с ним не согласны. Удары судьбы они воспринимают как должное, считая их "уроками жизни", которые всегда "бьют" по наиболее слабым (негармоничным) местам психической защиты, указывая тем самым на эти слабости, чтобы можно было приложить все силы на их устранение. Это не значит, что их можно как угодно ломать, их внутренние принципы обычно настолько сильны, что они готовы ради них "идти на крест", не озлобляясь при этом и не теряя уважения даже к своим палачам. Высшая степень мягкой психической защиты – любовь к ближним, любовь ко всему, что есть в этом мире. Такие люди постепенно выходят из круговорота конфликтов – очень трудно ударить того, кто тебя любит. 2.3. Человек наедине с собой Вопрос Что такое обида? Ответ Обида – это перенесение конфликта в свой внутренний мир. Нежелание принять мир таким, как он есть, и адаптироваться под его требования приводят к тому, что человек, встретив отпор со стороны внешнего мира (особенно со стороны социума), переносит силу своего давления (упрямства) на внутренний мир, как одну из наиболее близких и податливых составляющих окружающей среды. Таким образом, происходит замещение объектов внешнего мира их образами, которыми населен внутренний мир. Человек пытается воздействовать на образы, как на реальные объекты, никогда не достигая при этом желаемой цели – реальность от этого не меняется. Но это приносит временное облегчение, на мгновение снимая остроту конфликта. В результате человек вновь и вновь проигрывает в душе конфликтную ситуацию, что напоминает движение белки в колесе. В итоге однажды ему удается исказить сам образ реального явления, который перестают верно отражать реальность. Это своего рода самообман, наркотическое опьянение, уводящее человека в мир вымышленных персонажей. Обида "застилает глаза", она заставляет видеть мир в кривом зеркале. При этом человек пребывает в уверенности в своей правоте и в том, что мир несправедлив и уродлив, что его нужно срочно переделать. Это рождает "праведный гнев", дающий человеку силу обрушить на реальный мир все свое негодование. Это тоже один из видов психической защиты, точнее псевдозащиты, так как человек сам себе творит ад, увлекая себя в круги страданий. Обидчивый человек несчастен, он не знает покоя, так как даже оставаясь наедине с собой, он всегда окружен врагами. Природа знает лучше – это аксиома экологии. Не осуди ближнего – это подобная ей аксиома межчеловеческих отношений. Живя в окружении искаженных образов, мы невольно оказываемся в ситуации, когда свои оценки внешнего мира могут оказаться ошибочными. Смирение праведников – это постоянная готовность принять возможность собственной ошибки в оценке окружающей реальности, готовность принять реальность такой, как она есть, а не такой, какой нам рисует ее наше обиженное искаженное воображение. Людей, способных на это, на востоке называют буддами, то есть пробудившимися, проснувшимися, просветленными. Это мудрость жизни, накопленная тысячами поколений ищущих людей. Вопрос Почему так не везет? Ответ Секрет удачи кроется во внутреннем мире человека. Удача – вещь относительная. Иногда человек клянет судьбу за то, что опоздал на самолет, не ведая того, какой подарок она ему посылает, спасая от предстоящей авиакатастрофы. А сколько таких подарков, о которых мы даже не подозреваем? Неудачник склонен видеть мир в мрачных тонах, коллекционируя свои неудачи и не замечая подарков судьбы. Удачливый человек предпочитает радоваться тому, что дарит ему жизнь, считая мелкие неудачи пустяками. Есть правда и более объективные черты типичных неудачников и удачливых счастливчиков. Неудачник требует от жизни больше того, что она может ему дать, поэтому его требовательное давление на внешний мир, как правило, превышает пределы, после которых мир начинает отвечать на это давление ответными ударами, количество которых в жизни неудачника растет, как явное подтверждение его неудач. Тот, чьи требования к окружающей среде понижены, кто привык довольствоваться малым, принимать мир таким, как он есть, является претендентом на удачу. Люди любят делать подарки друг другу. Особенно приятно подарить что-то хорошему человеку, тому, кто ничего от тебя не требует, никогда на тебя не давит, сам готов отдать тебе последнее, тем более если он делает это от чистого сердца, что всегда безошибочно распознается на подсознательном уровне. Тем, кто мало требует от жизни всегда сопутствует удача. Есть еще ряд характерных черт, объективно увеличивающих шанс на удачу. В первую очередь это постоянство и целеустремленность. Если человек знает, для чего он живет, последовательно идет к выбранной цели, не сворачивая и не отступая, то он легко предсказуем, ему проще сделать приятный и нужный подарок. Подарки эти делаются обычно руками людей, которые иногда даже и не подозревают об этом. Дело в том, что в целеустремленных людях заинтересован сам социум, как единый живой организм. Обычно эти люди являются выразителями какой-то социально полезной функции. Поэтому помощь к ним идет на уровне коллективного бессознательного. По-видимому, именно к таким людям были обращены слова Христа: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". Если же человек часто меняет свои ценности и цели, то подарки, которые готовит судьба на его пути, оказываются нетронутыми, потому что, он сворачивает раньше, чем достигнет приготовленного подарка. Вопрос Почему в мире так много страдания? Ответ Страдание – это особого рода предрассудок, вызванный нежеланием принять мир таким, как он есть, это следствие бунта человека против породившей его природы, ответ на усилия человека переделать природу. Страдание напрямую связано с болью, как физической, так и душевной. Боль же является сигналом того, что допущена какая-то ошибка, грозящая нарушением целостности систем организма. Любое существо, ощущающее боль, стремится выявить и устранить ее причину. Особенность человека в том, что живя в мире искаженных образов, он зачастую оказывается не в состоянии найти истинные причины боли, что в природе является исключительной редкостью. Не устранив причину, человек погружается в бесконечную боль – страдание. Очень часто человек даже не хочет видеть истинных причин и предпочитает искать избавление от боли не там, где оно находится, а там, где он хочет его видеть, точнее там, где видит его искаженное сознание. Поэтому вместо того, чтобы изменить свой образ жизни и адаптировать себя к требованиям окружающей среды, мы предпочитаем искать виноватого на стороне. Ублажая свою гордость, мы погружаем себя в пучину страданий. Именно нежелание учитывать и адекватно реагировать на информацию, поступающую к нам из внешнего мира, рождает ошибку в реакции на внешние воздействия и, как следствие, продолжительную непрекращающуюся боль. Что толку винить мир в том, что он несет страдание, если ты непрерывно колотишься головой о стену. Извратить можно любой дар природы, в том числе и дар ощущать голос собственного организма в ответ на наши ошибки. Причины страданий в нашем подсознательном нежелании избавиться от них. А это есть следствие внутренней дисгармонии человека. Не является исключением и душевная боль. В природе страдания не существует. Животное, пойманное хищником, испытывает сравнительно кратковременную боль и затем погибает. Раненые и больные животные способны свести боль к минимуму. Длительное истязание живого существа, в том числе и самоистязание - есть изобретение человека. В отличие от животных, человек знает о предстоящих событиях и зачастую боится их, постоянно помнит о них. Страх – это еще один источник страданий. Он переносит предполагаемые события во внутренний мир человека, заставляя его вновь и вновь переживать их в своем воображении, напоминая того, кто колотится головой о стену. Это же происходит и с теми, кто, потеряв близкого и любимого человека, погружает себя в море душевной боли. Все это рождает абсурдные поступки вплоть до добровольного отказа от жизни. Причина та же – нежелание принять мир таким, как он есть, нежелание понять, что реальный мир устроен так, что лучше уже не бывает. Создавая ад внутри себя, человек думает, что весь мир – это сплошное страдание. Это неправда, это предрассудок, это иллюзия. Мир прекрасен! Вопрос Как избавиться от страха? Ответ Страх – это пассивная реакция на реальную или потенциальную опасность, которая возникает в случаях, когда неизвестны или есть сомнения в способах противостояния данной опасности. Таким образом, главным источником страха является неопределенность. Имея рассудок, но не имея возможности точного прогноза будущих событий, человек попадает в парадоксальную ситуацию, когда многократно пытается решить задачу, не имеющую однозначного решения, поэтому он обречен жить в постоянном страхе. Страх исчезает тогда, когда человек абсолютно уверен в исходе событий или готов принять будущее, каким бы оно не было. Практически всегда страх порождается нашей неготовностью принять мир таким, как он есть. Наше желание избавиться от страха выливается в стремление предусмотреть все на все случаи жизни, что является неисчерпаемым источником страданий и еще большего страха. Человек сам изгнал себя из рая, когда беззаботность веры в мудрость природы променял на возможность подстраховки (от слова страх) на черный день, когда, не надеясь больше на природу, в поте лица стал добывать свой хлеб насущный, когда стал брать от природы больше, чем ему необходимо (на всякий случай). Появились новые заботы, новые проблемы, возросло количество неопределенности, а следовательно, и страха. Человеческий рассудок не бесконечен, он не в состоянии вместить в себя все многообразие мира. Парадокс рассудка в том, что чем больше я познаю мир, тем больше возникает вопросов. Путь рассудка – это путь страха. И если бы в глубинах подсознания даже у самых прожженных скептиков не жила ничем не доказуемая вера в мудрость природы, которая не даст в обиду свое бунтующее создание, человек оказался бы в пропасти полной неизвестности, гасящей все проявления разума. Человек не может существовать без веры в целесообразность природы. Причину этой целесообразности он может видеть в мудрости Творца, или в принципе оптимальности, управляющем природой, или в чем-то другом, это не столь принципиально. Человек без веры отдает себя в руки страха. Вера позволяет человеку сбросить с себя бремя неизвестности и вручить это бремя тому, кто обладает гораздо большей мудростью, чем он сам. Природа (реальность) знает лучше, поэтому я доверяюсь ей, в каком бы обличие я ее не представлял, в обличие Бога, или в обличие механизмов гомеостаза. В любом случае она сможет решить мою задачу наиболее оптимальным образом. Если я направлю все свои силы на то, чтобы услышать "голос природы", данный мне в интуиции, звучащий в моей совести, то решение будет найдено, и оно будет одним из самых лучших. Тогда останется только принять данное решение. Вопрос Как развить интуицию? Ответ Интуиция рождается как обобщение огромного массива информации, приходящей или когда-либо приходившей из окружающей среды, которая непрерывно обрабатывается разными системами организма. Поэтому интуитивные знания – это самые полные знания о мире, которыми может располагать человек. Как любое обобщение, интуицию нельзя разложить на составляющие, поэтому интуитивные знания, как правило, не выходят за пределы подсознания, оказывая, тем не менее, необъяснимое с точки зрения рассудка влияние на поведение. Так известно, что количество опоздавших на авиарейсы, которые заканчивались катастрофой, всегда больше, чем обычно. Не в силах пробиться в сознание, интуиция достаточно сильно воздействует на нашу эмоциональную сферу. Но проще всего "вытащить на поверхность" интуитивные знания через непроизвольные движения рук [2.7]. Общеизвестен опыт с маятником (груз на нитке), который мы держим в своей руке, задавая себе какой-то вопрос, ответ на который, как мы полагаем, находится в нашем подсознании. Нужно заранее договориться с собой в каких плоскостях должен качаться маятник, чтобы его ответ означал "да", "нет", "не знаю", "не скажу" и т.п. После этого мы задаем вопрос и по качанию маятника читаем ответ нашего подсознания. Однако подобная работа со своим подсознанием достаточно примитивна. Интуиция гораздо богаче, чем односложные ответы маятника. К тому же очень просто наложить на природную информацию искаженные образы своего внутреннего мира. Поэтому никогда нельзя серьезно доверять маятнику. Человек способен воспринять все богатство интуитивных знаний. Для того, чтобы "услышать" и понять голос природы, в первую очередь необходимо примириться с самим собой, точнее, со своей совестью. А это невозможно, не примирившись со всем миром. Опыт подвижников свидетельствует, что самый короткий путь к себе – это путь любви к ближнему и к той сущности, которая является выразителем целостности природы. Хорошим проводником на этом пути является человеческая совесть. Можно смело сказать, что полное доверие во всем голосу своей совести оградит человека практически от всех ошибок. Слушая совесть, человек одновременно учится слушать голос природы. Очищая свою совесть, человек приближает себя к природе. "Упражняйте свою совесть" – говорили подвижники. Очищая свой внутренний мир от наслоений самообмана, человек однажды начинает понимать истинные причины событий. Без смирения и готовности изменить себя такой путь пройти невозможно, так как убирая самообман, часто приходится видеть себя таким, как есть, а не таким, как хотелось бы. Вопрос Что такое совесть? Ответ Совесть – это голос социума. Развитие ребенка неизбежно сопряжено с познанием им разного рода правил и условностей, регламентирующих жизнь социума. Он познает их через поощрение и наказание, наслаждение и боль, радость и огорчение. Сначала функции корректировки его поведения выполняют родители, близкие, друзья, посторонние люди. Но постепенно в подсознании формируется целостная структура, в которой воплощены все механизмы социума как осознанные, так и воспринятые на подсознательном уровне. По сути дела, совесть является незримым представителем социума во внутреннем мире человека, его продолжением, частью коллективного бессознательного. Поэтому ее требования – это требования социума. Совесть – это самая близкая к сознанию и самая сильная структура подсознания. По сути дела, она является надстройкой над более глубокими структурами, объединяющими в себе инстинктивные и даже рефлекторные механизмы, расширяя и усложняя эти механизмы, но зачастую входя в противоречие с ними и подавляя их. С одной стороны, это может рождать разного рода внутренние напряжения, например, когда совесть сдерживает какие-то животные инстинкты. С другой стороны, именно жизнь в социуме является для человека наиболее значимой, сопряженной с наибольшими опасностями и радостями. Выход из гармонии с социумом для человека более опасен, чем подавление инстинктов. Поэтому при принятии решений голос совести обладает наибольшим приоритетом по отношению к более низшим структурам подсознания. Являясь типичным информационным комплексом, совесть способна решить сложнейшие задачи отношений между людьми с учетом всей массы неосознанных нюансов, даже инстинктивных и рефлекторных, и выдать ответ, наиболее близкий к оптимальному. Обладая относительной самостоятельностью, волевой центр человека ("Я") имеет право поступить вопреки решениям совести, однако при этом он игнорирует наилучшее решение. Частое злоупотребление такой свободой ведет к накоплению ошибки в социальном поведении человека, что рано или поздно ударит его посредством механизмов социального гомеостаза, наиболее важной и действенной составляющей которого является его же совесть. Вопрос Какова роль фантазии в жизни человека? Ответ Человек живет в мире своих фантазий, которые есть более или менее верные модели реальных явлений. Даже научные и технические модели являются плодами фантазии, которые тем не менее достаточно точно отражают реальность, позволяя нам вполне однозначно прогнозировать ее и использовать их для своих целей. Причина этого в том, что человек мыслит образами, а образ – это уже плод фантазии. Природа такова, что познать мир можно только с помощью моделей, которые, являясь неточными копиями реальных объектов, в то же время несут в себе подобие этих объектов. Человеческая фантазия – это самый универсальный и пластичный субстрат для реализации моделей. Ни одна модель никогда не дает полного знания о реальном объекте. Поэтому, оперируя своими образами, человек не должен абсолютизировать их, считая истиной в последней инстанции. Другими словами, человек должен дать себе право на ошибку, на то, что реальность может оказаться вовсе не такой, как она рисуется в его образах. Фантазии по поводу таинственных событий, механизмы которых человеку неизвестны, зачастую принимают форму мистики, особенно если в этих событиях угадывается разумная составляющая. Если учесть, что все законы природы вытекают из принципа оптимальности, то нет ничего удивительного в одушевлении нашими предками некоторых реальных явлений. Мистические образы – это такие же модели реальных событий, как и квантовая модель электрона или атома, или модель расширяющейся Вселенной. Правда, здесь на первый план выходит целесообразная, целостная сторона мира, в отличие от детальной стороны мира, хорошо отражаемой в научных моделях. Мистические модели работают так же успешно, как и научные. Однако никогда не следует отождествлять реальность и образы, творимые человеком. Между ними громадная пропасть. Богатая фантазия может дать человеку больше приятных и полезных плодов, чем реальность. Такой человек способен преодолеть все возможные препятствия. Правда, при этом существует опасность потерять различие между фантазией и реальностью и погрузиться в мир иллюзий. Не случайно дома для душевнобольных переполнены подобного рода экспериментаторами с миром мистики. Именно фантазия помогает человеку понять свою интуицию. Облекая свои неясные ощущения в понятные образы, человек создает свой внутренний язык, с помощью которого можно выйти на прямой контакт с самыми глубокими структурами своего подсознания. Так рождаются экстрасенсы. Правда, при этом может возникнуть эффект раздвоения личности, когда ты, разговаривая с самим собой, противопоставляешь себя себе, как двух и более собеседников. Воспринимая свое подсознание, как потустороннего мудреца, одновременно искажая его мудрость своими корыстными желаниями, мы рискуем попасть под власть своих же пороков. При этом мы будем уверены, что действуем от лица некой мистической силы, хотя и это не исключено, если человеку удается выйти на некоторые относительно обособленные области коллективного бессознательного. В любом случае человеку грозит опасность заблудиться в своих иллюзиях и потерять рассудок. Фантазия – это удивительный дар человеку. Человек, лишенный фантазии, не способен познавать мир. Однако любой дар можно извратить. Единственный маяк, данный человеку в море иллюзий, это его критическое отношение к себе, не позволяющее погрязнуть в дебрях добровольного самообмана. Вопрос Что такое счастье? Ответ Согласно принципу оптимальности, любая система стремится к состоянию с наименьшим количеством внутренних напряжений, противоречий, то есть к состоянию наибольшего согласия между отдельными подсистемами. Такое состояние называется гармонией. Гармония – это согласие несогласного, созвучие разноголосого, такое сочетание разнородной смеси, когда нельзя уже ничего добавить или убавить, не испортив целого. Все природные системы несут в себе отпечаток противоречивости мира. Поэтому ни в одной системе не удается полностью избавиться от внутренних противоречий. Но любая система стремится минимизировать их количество. Поэтому гармония – это устойчивое состояние, к которому стремится любая самоорганизующаяся система. Может быть мир и не совершенен, но он гармоничен. Гармония несет в себе особое сочетание предсказуемости, закономерности, упорядоченности в строении системы и непредсказуемости, хаоса, ошибки, абсурда, которое тяготеет к золотому сечению (0,618) [2.13], в соответствии с которым строятся все устойчивые самоорганизующиеся системы. Если бы в строении живых организмов преобладал хаос, то они не смогли бы поддерживать свою структуру. Если бы преобладал порядок, то жизнь не смогла бы эволюционировать. Тем же законам гармонии подчиняется и внутренний мир человека. Достаточно сказать, что наши представления о красоте очень точно вписываются в законы гармонии, что было замечено еще в древней Греции, где вся архитектура создавалась с учетом золотого сечения. Если количества непредсказуемости, хаоса в душе превышает допустимый предел, то человек начинает ощущать беспокойство, затем тревогу, страх, в пределе он может впасть в состояние паранойи. Преобладание порядка наводит скуку, вызывает меланхолию, вплоть до депрессии и нежелания жить. Обе крайности вызывают в человеке психические силы, стремящиеся вернуть соотношение хаоса и порядка в состояние, когда человек ощущает особый комфорт с минимальным количеством неприятных ощущений. Это состояние гармонии души, к которому постоянно стремится человек, и есть счастье, в наиболее объективном понимании этого слова. Вопрос Как достичь душевной гармонии? Ответ Для того, чтобы достичь гармонии, не обязательно знать о золотой пропорции. Достаточно уметь "слушать" свой внутренний мир. Лучшим индикатором достижения состояния гармонии является ощущение счастья. Гармония души, а следовательно, и счастье, не зависит от количества денег и приобретенных вещей, или от достигнутого положения в обществе. Гармония творится внутри человека, и разрушить ее может только сам человек. Самым печальным заблуждением является то, что кто-то или что-то из внешнего мира может лишить нас счастья. Человек сам отказывается от этого состояния, погружая себя в дебри самообмана. Источником внутренних напряжений, стоящих на пути к гармонии, являются наши неудовлетворенные желания. Желание есть сила, заставляющая нас искать способы его удовлетворения, после чего оно ослабевает, снимая остроту внутреннего напряжения. Не случайно поэтому восточные мудрецы советовали избавиться от желаний. Однако пока жив человек, он находится в потоке энергии, которая рвется наружу, заставляя человека вновь и вновь окунаться в море желаний. Наверное это не так уж и плохо. Ведь достижение желанной цели дает более острое ощущение счастья, нежели вечный покой и забвение. Тот, кто имел счастье двигаться к заветной цели, знает, что само это движение есть покой особого рода. Попробуйте воспрепятствовать своим желаниям, и в душе будет нарастать напряжение. Отдайтесь на волю желания, приведите себя в движение, и напряжение исчезнет, так же как исчезает сила тяжести в свободном падении. Значит, для достижения гармонии нужно реализовывать все свои желания? А как же быть с порочными желаниями, их тоже надо реализовывать? Тот, кто утвердительно отвечает на этот вопрос, неизбежно попадает в ловушку природы, которая отлавливает любое извращение ее даров. Человек – часть природы и поэтому играет в ней вполне определенную роль, заложенную в него при рождении на уровне физиологии, рефлексов, инстинктов. Даже наша культура, наши мечты несут в себе отпечатки человеческого предназначения. Знаем мы о нем или нет, но именно оно оказывает наибольшее влияние на мотивацию наших поступков. Так же, как муравей, подчиняясь голосу природы, отдает все свои силы на благо муравейника, так и в человеке изначально заложены такие побудительные мотивы, которые продиктованы природой. Исполнение этих желаний приносит человеку особое удовлетворение. Но человек – не муравей, мир его желаний значительно богаче того, чем наделила его изначально природа. Многие из этих желаний являются следствием искажения внутреннего мира. Это результаты самообмана, ошибки в оценке реальности. Такие желания, как правило, противодействуют друг другу, "растаскивая" внутренний мир человека в разных направлениях, удерживая его в постоянном напряжении, сводя на нет все усилия по достижению душевной гармонии. Отдавшись на волю противоречивого комплекса желаний, человек неизбежно втягивается в круговорот конфликтов с самим собой и внешним миром. Для гармонизации внутреннего мира, человек должен систематизировать все свои желания, выделить главную цель своего существования и отсеять желания, препятствующие достижению поставленной цели. Тогда жизнь человека не только приобретет должный динамизм, но и принесет достойный плод. При этом следует помнить, что любое извращение желаний, которыми нас наделила природа, то есть искажение их целей, неизбежно приводит к конфликту с природой и социумом, который наиболее ярко проявляется в угрызениях совести. Можно обмануть свой рассудок, запутав его псевдологичными рассуждениями, но совесть обмануть невозможно. Поэтому, человек, вставший на путь порока, обречен на вечный конфликт с совестью и иллюзию недостижимости счастья. Вопрос Что такое порок? Ответ Порок – есть результат извращения (искажение целей) природных желаний. Очень часто люди оправдывают свои безнравственные поступки тем, что они подчиняются голосу природы. Так именно природа наделила мужчин и женщин сексуальным влечением друг к другу. Отсюда делается вывод, что разврат – явление вполне естественное. Природные законы естественного отбора мы используем для оправдания насилия сильных над слабыми. Сквернословие мы считаем очень "емким" языком общения. И многое-многое другое. Несмотря на внешнее подобие описанных явлений, они не имеют ничего общего с природной мудростью и являются типичными извращениями, порожденными больным рассудком, заблудившемся в самообмане. Например, разврат и так называемая свободная любовь способствует кровосмешению и притуплению родительских инстинктов. Сквернословие в русском варианте ведет к осмеянию самого святого в природе – продлению рода. Все это способствует вырождению человека. Не случайно количество здоровых детей неумолимо снижается и возрастает количество врожденных пороков, уродств, умственной отсталости. Не случайно у кормящих матерей пропадает молоко. Все это свидетельство того, что цивилизованное человечество постепенно теряет интерес к своему потомству. Закон естественного отбора также не имеет ничего общего с диктатом силы. В природе выживает вовсе не сильнейший, как это принято повторять на уроках биологии при воспитании наших детей. Почему-то сильная волчица, за которой ухаживает вожак стаи, зачастую отдает предпочтение вовсе не ему, а другому, слабому и неприметному волку. В природе наибольшие шансы на выживание имеет тот, кто наилучшим образом удовлетворяет ее требованиям, направляющим эволюцию через факторы среды в сторону все более сложного поведения (закон цефализации). Выживает тот, кто способен наилучшим образом расшифровать "голос природы" и должным образом адаптировать себя к ее требованиям. Аналогичным образом можно разоблачить любую попытку подвести под человеческие пороки объективные законы природы. Любые оправдания собственных пороков приводят лишь к самообману, втягивая человека во все усиливающиеся круговороты конфликтов с самим собой и с внешним миром. Единственный способ, позволяющий обладателю искаженного сознания отличить порок от голоса природы, это научиться слушать свою совесть. Совесть обмануть невозможно. О ней можно лишь временно забыть. Но однажды она вернется, безжалостно вскрывая фальшь самообмана, демонстрируя наяву и особенно в снах истинное лицо человека. Тогда необходимо смирить свою гордость и принять правду такой, как она есть, а затем приложить все свои силы, чтобы навсегда избавиться от порока, противного природе. Особенно неприятно сознавать, что я не такой хороший, как себе казался. Тогда возникает искушение обвинить свою совесть в некомпетентности, в том, что это лишь игра фантазии. Гордость – главный враг на пути очищения души от самообмана. Только испепелив свою гордость в огне раскаяния, можно достичь душевной гармонии. Однако дело стоит того, потому что только достигнув состояния гармонии, человек способен увидеть, что никто вовсе не изгонял нас из рая, что окружающий мир прекрасен, и все наши страдания есть не более, чем предрассудок. 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГЕОСФЕРЫ РЕГИОНОВ Безопасность экологическая – это совокупность состояний, процессов, действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам возникновения таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Опасность экологическая – это вероятность ухудшения показателей качества природной среды (состояний, процессов) под влиянием природных и техногенных факторов, представляющих угрозу экосистемам и человеку [3.6]. Жизнедеятельность человека неотделима от функционирования окружающей природной среды (ОПС), которую условно можно разделить на четыре сферы: атмо-, гидро-, лито- и биосферу. В соответствии с законом оптимума [3.8] отклонение значений параметров, характеризующих эти сферы от оптимальных (или нормальных), представляет опасность для жизнедеятельности человека. Изменение параметров ОПС в значительной степени вызвано деятельностью человека в области техносферы, связанной с материальным производством. Величины отклонений параметров среды от оптимальных значений качественно характеризуют степени экологического неблагополучия территорий [3.6]: относительно удовлетворительная (фоновая или условно нормальная для региона); напряженная; критическая; кризисная, или зона чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС); катастрофическая, или зона экологического бедствия (ЭБ). Две последние стадии кратко описаны в табл. 3.1 [3.6]. Таблица 3.1 Признаки, определяющие степень экологического неблагополучия
Обеспечение экологической безопасности включает решение следующих проблем: нормирования параметров окружающей природной среды (ОПС) и уровней воздействия на нее; оценки уровня и допустимости воздействия на ОПС; регулирования (снижения) уровня воздействия на ОПС. Решение двух первых проблем зависит от вида геосферы, поэтому будет рассмотрено в этом разделе раздельно для атмо-, гидро- и литосферы в п. 3.1, 3.2, 3.3. Напротив, вопросы обеспечения экологической безопасности включены в один подраздел 3.4, поскольку они мало зависят от вида геосферы или ОПС. 3.1. Загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха Нормирование загрязнения атмосферы ВопросКакие негативные последствия возможны при антропогенных воздействиях на атмосферу? ОтветЗагрязнение атмосферы приводит к следующим последствиям: превышение ПДК многих токсичных веществ (CO, NO2, SO2, CnHm, бензопирена, свинца, бензола и др.) в городах и населенных пунктах; образование смога при интенсивных выбросах NOx, CnHm; выпадение кислотных дождей при интенсивных выбросах SOx, NOx; появление парникового эффекта при повышенном содержании CO2, NOx, O3, CH4, H2O и пыли в атмосфере и, как следствие, повышение средней температуры поверхности Земли; разрушение озонового слоя при поступлении в него NOx и соединений хлора, что создает опасность повышенного ультрафиолетового облучения. Вопрос Как оцениваются степени опасности вредных веществ и степень загрязнения атмосферного воздуха? Ответ По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяют на четыре класса: 1 – чрезвычайно опасные; 2 – высокоопасные; 3 – умеренноопасные и 4 – малоопасные. Основной характеристикой опасности вредного вещества является его максимальная разовая (усредненная в 20-минутном интервале) предельно допустимая концентрация (ПДК), которая не оказывает на человека или на окружающую среду вредное действие. Кроме разовых ПДК для характеристики опасности используются среднесуточные ПДКсс. Разовые ПДК веществ устанавливаются для предупреждения рефлекторных реакций человека (ощущение запаха, световой чувствительности, изменение биоэлектрической активности головного мозга и др.), а среднесуточные для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного влияния веществ на организм человека. Классы опасности ПДК и ПДКсс регламентированы списком Минздрава СССР № 3086-84 от 27.08.1984 и приведены в [3.5]. Степень загрязнения атмосферного воздуха устанавливают по кратности превышения ПДК с учетом класса опасности, суммации биологического действия загрязнений воздуха и частоты превышения ПДК. Кратность превышения К рассчитывается по формуле: |