история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
Скачать 160.35 Kb.
|
31. Глоссаторы и постглассаторы. Догматический и схоластический методы в юриспруденции эпохи средних вековВ начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой промышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом закрепить права и обязанности участников имущественных предпринимательских отношений и обеспечить им надлежащую правовую защиту. Варварские правды, ориентированные главным образом на регулирование отношений, основанных на натуральном ведении хозяйства, для этих целей были непригодны. Потребности в праве, способном упорядочить действия участников экономических отношений, были удовлетворены посредством рецепции римского права, начало которой положили юристы Болонской школы, сформировавшейся в конце XI в. Процесс рецепции римского права длился несколько столетий, можно выделить следующие этапы: На первом этапе (XII—XIII вв.) представителями Болонской школы и их последователями были изучены Дигесты Юстиниана и другие источники римского права и обоснована их применимость для регулирования частноправовых отношений эпохи Средневековья. Комментарии-толкования норм римского права назывались глоссами, а потому авторов подобных комментариев называли глоссаторами. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий. Глоссаторы занимались изучением текста Дигест, но цель этого изучения не заключалась в приспособлении норм и институтов римского права для регулирования существующих отношений. В своих изысканиях они пользовались методологической базой церковной схоластики: пытались прояснить неясные места в тексте, устранить видимые противоречия, используя приемы герменевтики, филологического анализа. Эти исследования способствовали формированию научной базы для преподавания права в университетах, но имели мало практического значения, хотя нормы, юридические конструкции, категории римского права могли быть с успехом использованы в реальной жизни. Среди известных глоссаторов стоит выделить Булгара, Мартина, Якоба и Аккурсия (1185 – 1263). Последний в середине XIII в. составил известный труд «Glossa ordinaria», представлявший собой итог развития школы глоссаторов. Второй этап рецепции римского права пришелся на XIV—XV вв. и характеризовался стремлением юристов, образовавших школу комментаторов (постглоссаторов), органично согласовывать положения римского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья. Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право. К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –1400). Постглоссаторы вводят новую категорию – «persona ficta» (фиктивное лицо). Под этим термином фактически они понимали юридическое лицо. Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного. Догматический метод. Проведение юридических исследований, исходя из общих положений, которые являются истинными и непреложными. Догматический метод предполагает существование нескольких основных категорий, характеризуемых единообразно и служат для формирования иных подкатегорий. Глоссаторы создавали юриспруденцию понятий (догму). Схоластический метод. Был разработан в начале XII в. и основывался на абсолютном авторитете определенных источников, содержащих «единое и полное учение». Одновременно парадоксальным образом схоластический метод предполагал, что в тексте могут быть и противоречия, поэтому необходимо суммировать текст и разрешить противоречия. Этот метод назывался также диалектическим в том смысле, который придавался этому слову в XII в. (т.е. стремящимся примирить противоположности). В праве схоластический метод принял форму анализа и синтеза огромного числа доктрин (часто противоречащих друг другу), взятых из Кодификации Юстиниана и у светских авторитетов. Задача примирения противоречий дала возможность средневековому юристу обращаться с правовыми понятиями и нормами достаточно свободно, принимая во внимание поиск «подробных обоснований» и необходимость «теоретического синтеза». |