Главная страница
Навигация по странице:

  • Методология юридической науки

  • Всеобщие философские методы

  • Частнонаучные методы правовой науки

  • Частноправовые (специальные) методы правовой науки

  • Эмпирический метод отличается от теоретического

  • 19. Методологическое значение для правовой науки трактата Ш. Монтескьё «О духе законов»

  • «О духе законов»

  • история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3


    Скачать 160.35 Kb.
    НазваниеБилет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
    Анкористория и методология имюн шпоргалка
    Дата30.01.2022
    Размер160.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора История и методология (хорошие).docx
    ТипЗакон
    #346825
    страница2 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Билет № 1

    1. Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки



    Метод науки – совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний о предмете этой науки.

    Методология юридической науки – это учение о методах, во всём их многообразии, которые используются при изучении государства и права.

    Методология и метод науки соотнося как целое и частное, так как помимо непосредственно самих методов на методологию науки могут, к примеру, влиять: цели исследования, личные убеждения учёного, технический прогресс.

    Методология – не самостоятельная наука, она лишь «обслуживает» другие науки.

    Методологический арсенал теории государства и права достаточно сложен. Он включает различные по степени общности и познавательным задачам приемы, в том числе:

    1) Всеобщие философские методы. Его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

    Всеобщий философский метод включает в себя 2 основных элемента: метафизика и диалектика.

    С позиции метафизики государство и право рассматриваются как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и иными общественными явлениями.

    Диалектический подход предполагает исследование государственно-правовых явлений с позиции того, как они возникли, какие периоды (этапы) в своем развитии прошли, какие задачи и функции выполняют в настоящее время.

    2) Общие методы — анализ, синтез, абстрагирование, системноструктурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничивается решением определенных познавательных задач;

    3) Частнонаучные методы правовой науки. Их составляют способы, приемы, которые первоначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы;

    4) Частноправовые (специальные) методы правовой науки. Они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие.

    При этом все методы, за исключением всеобщих философских методов можно разделить на теоретические и эмпирические. Два всеобщих же научных метода являются теоретическими.

    Эмпирический метод отличается от теоретического, тем, что при применении эмпирического метода вы либо наблюдаете за реально существующим объектом, либо как-то влияете на окружающий мир. Теоретические методы вы осуществляете у себя в голове.

    19. Методологическое значение для правовой науки трактата Ш. Монтескьё «О духе законов»


    Шарль Луи де Монтескьё один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Последовательно позиция Монтескьё представлена в трактате «О духе законов», которую писал он 20 лет. Работа состоит из 31 книги. Эта книга, сделавшая Монтескьё одним из авторитетных классиков во всемирной истории политической и правовой мысли, была встречена идеологами тогдашнего абсолютизма и церкви злобной критикой и сразу же внесена в черные списки «Индекса запрещенных книг». Монтескьё достойно встретил атаку реакционных сил и блестяще ответил им в своей «Защите «О духе законов» (1750).

    Ш.Л. Монтескье более известен как основоположник классической теории разделения властей, тогда как его основное произведение – посвящено главным образом выявлению «духа законов». При этом исследовательский интерес Монтескье нацелен не на установление исходных (выводимых разумом из природы) норм естественного права, а на изучение позитивных законов в их взаимосвязи с различными факторами общественной жизни. Все его сочинение «О духе законов» посвящено исследованию географических, экономических, социальных, духовных и политических оснований формирования и функционирования положительных законов и всей нормативной системы общества в целом

    Монтескье разделял все виды законов на естественные законы — неизменные, созданные высшим разумом, и общественные законы — несовершенные и изменчивые, зависящие исключительно от законодателя.

    Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

    «Естественное право было – право не разумных существ, а право общее всем животным, т.е. закон природы». И он пишет о законах более частного порядка – вытекающих из природы существ обладающих способностью чувствовать (животные и люди), а также о законах – велениях разума: «Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли»

    Итак, законы природы можно подразделить на: 1) закон общефизический, который невозможно нарушить; 2) закон, относящийся к существам чувствующим (животные и человек); 3) закон, относящийся только к разумным существам.

    Все они являются законами неизменными. Естественные законы, относящиеся к животным и человеку, воспринимаются чувствами. Законы, относящиеся к человеку, воспринимаются благодаря разуму. Они действуют в зависимости от степени их чувственного восприятия и/или осознания и могут быть нарушены по неведению или в силу страстей.

    По этой причине у Монтескье в первой книге «Духа законов» появляются еще три вида законов. Это законы выраженные (или установленные): а) Богом «в заветах религии»; б) философами в виде «законов морали» (аналог законов, которые принято было называть естественными); в) законодателями в форме «политических и гражданских», или положительных законов

    Непосредственной причиной создания позитивных законов является война – между народами, между отдельными лицами. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право)

    Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон (т. е. законообразующие отношения и факторы), Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа.

    Далее, Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, нравам и обычаям и т. д.

    В формле правления он рзличал Природу и принцип правления: Первая есть его особенный строй, а второй — человеческие страсти, которые двигают им». Выделял 3 основные формы правления: республика, монархия, деспотия. Принципы: 1. Добродетель, 2. Честь 3. Страх

    Основные законы по форме правления 1. демократии он считает законы, определяющие право голосования. 2. аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. 3. Основные законы монархии — это законы, которые определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть», т. е. наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых» властей, их правомочий. Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является установление должности полновластного визиря

    Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

    Политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». В дальнейшем его идея будет одной из основ Конституции США и других современных гос-в.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта