Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники права

  • Кутюмы Бовези

  • история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3


    Скачать 160.35 Kb.
    НазваниеБилет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
    Анкористория и методология имюн шпоргалка
    Дата30.01.2022
    Размер160.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора История и методология (хорошие).docx
    ТипЗакон
    #346825
    страница14 из 27
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27

    27. Основные источники права Средневековой Франции. Частные и официальные кодификации, тенденции к унификации права в европейских государствах


    В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т. д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию.

    Источники права:

    1. Обычай (кутюм). К 10 веку перестают действовать варварские правды, основанные на персональном принципе, появляются кутюмы, основанные на принципе территориальном. В разных регионах кутюмы сильно отличались. Север – страна не писаного права, обычаи передавались устно. Судебная власть признавала обычаи обязательными для исполнения. 13 век – тенденция к систематизации. Составленный Большой кутюм представлял собой сборник обычного права. Создаются Кутюмы Бовези.

    2. Увеличивается роль короля и королевских ордонансов с усилением королевской власти.

    3. На юге действовала реципированное, вульгаризированное римское право. Во Франции сложилась школа римского права - школа гуманистов. Большую роль играли образовательные учреждения (университет в Орлеане).

    4. Каноническое право – распространялось на брачно-семейные отношения.

    5. Городское право (хартии – имели нормативный характер и отражали компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами).

    6. Судебная практика Парижского парламента (по многим вопросам, в частности, связанным с применением кутюмов, решения парламентов, вынесенные по отдельным делам, приобретали нормативно-обязательную силу).

    Французское право было раздробленным: аквитанское, бургундское, нормандское и другие правовые системы. В каждой провинции были свои кутюмы. В 17 веке усиливается систематизация. Попытки создания кутюмов, единых для всей Франции, были обречены на провал.

    Кутюмы Бовези 1282г. – сборник наставлений (как вести себя в провинции Бовезии).

    Это сборник обычаев средневекового французского права, применявшихся преимущественно в северо-восточной части Франции в провинции Бовези. Был создан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 году.

    Документ состоит из пролога, основного текста и заключения. Составлен не на латинском, а на архаичном французском языке.

    Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".

    В кутюмах закрепляется ряд важных политико-правовых идей самого Бомануара. Он как сторонник централизованной власти проводит мысли о верховном суверенитете короля. Он рассматривает договорную теорию происхождения государства.

    Проблема взаимоотношения церкви и светской власти находит отражение в теории «двух мечей», главным аспектом которой стало разграничение светской и церковной юрисдикции.

    Институт серважа (крепостная зависимость) также раскрывается в документе, приводится теория его происхождения и указывается на негативное отношение автора к нему («великое зло, когда кто-то из христиан находится в положении серва»).

    В сборник объединены нормы, регулирующие самые различные общественные отношения, однако особое внимание уделено правилам, связанным с организацией и осуществлением правосудия.

    В сборнике закреплен принцип объективного вменения и принцип зависимости меры ответственности от тяжести проступка (размера ущерба), описан широкий круг процессуальных вопросов, введены понятия умысла, покушения на преступление, а также презумпция невиновности.

    За Кутюмами Бовези последовал ряд подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 г.), Древний кутюм Бретани (1330 г.). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции (1389 г).

    Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах оставалась сложной. В 1454 году Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников "больших" кутюмов и около 200 сборников "малых" кутюмов. Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные кутюмы приобретали ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они формально не рассматривались как закон, хотя их редактирование по приказу королевской знати фактически означало государственное санкционирование.

    Существовало королевское право. Первоначально акты короля - это договоры с крупнейшими магнатами.

    Лишь ближе к 17 веку стали различать ордонансы (фр ordonnance) – указы королей, действовавшие на всей территории королевства. С 1673 года они действуют с момента опубликования. Ордонансы регулировали сферу осуществления правосудия, поддержания правопорядка. Акты выполняли роль кодексов (1667 ordonnance civile = code civil).

    1667 год издан ordonnance civile - гражданский ордонанс. В нем подзаголовок: ордонанс, касающийся гражданского судопроизводства. 35 титулов. Регулируются почти все вопросы гражд. производства, доказывание, стороны. Первым кодифицировали процессуальное право, т.к. была доктрина, что Король не мог вмешиваться в частные отношения. Она могла вступать лишь в публичные отношения. Поэтому гос.власть всецело руководило правосудием.

    1669 год Ордонанс о воде и лесах. Регулировал статус рек и статус лесов, которые находились на территории короля. Леса играли огромную роль.

    1670 год ordоnnance criminelle. Ордонанс уголовного судопроизводства. 28 титулов

    1673 год Торговый ордонанс. 12 титулов. О ведении переговоров, о различных счетных книгах, о разделении вещей (на движимое/недвижимое), об уступках прав. Этот ордонанс затрагивает международное частное право. Между национальным и международным правом грани практически не было.

    1681 год Морской ордонанс. Кодекс о мореплавании. Еще Ришелье навязал решение королю создать мощный флот.

    1685 год принят code noir. Черный кодекс. Ордонанс, регулирующий работорговлю. В 17 веке Франция осваивала северную Америку. Рабочую силу брали из Африки. Это колониальный ордонанс - показывает, что Франция осуществляла внешнюю экспансию
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27


    написать администратору сайта