Главная страница
Навигация по странице:

  • К плюсам данной теории относятся

  • Кратко по ученым

  • Билет № 7

  • история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3


    Скачать 160.35 Kb.
    НазваниеБилет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
    Анкористория и методология имюн шпоргалка
    Дата30.01.2022
    Размер160.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора История и методология (хорошие).docx
    ТипЗакон
    #346825
    страница11 из 27
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   27






    24. Методологическое своеобразие социологической теории права


    Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

    Основные идеи заключаются в следующем:

    1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

    2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

    3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

    К плюсам данной теории относятся:

    • она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

    • фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

    • хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

    Минусы:

    • если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

    • в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

    Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

    Социологический подход концептуально формируется тогда, когда нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять значительную часть общества. В новых условиях развития капитализма суды под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. В результате и появился тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

    В России после Октябрьской революции на почве критики старых законов также пропагандировался социологический подход. Так, П.И. Стучка объявил новые общественные связи самим правом. Однако вскоре от такого подхода отошли, так как стало появляться позитивное право Советского государства, которое следовало выполнять.

    Кратко по ученым:

    А) "Реалистическая" доктрина государства и права Рудольфа фон Иеринга- содержание государства и права нельзя понять из них самих, поскольку они социально обусловлены. На этом основании он отвергал формально-догматический и исторический подходы к государству и праву как абстрактные и оторванные от реальной жизни.

    Б) Органическая теория государства Герберта Спенсера. Источником права, по его мнению, выступает не государство, а природа человека, "принципы равной свободы". По этой причине "не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства".

    В) Школа "свободного права" Евгения Эрлиха - В работе "Основы социологии права" (1913 г.) он писал о "живом праве": "Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все остальное – лишь голое учение, норма решения, догма или теория".


















    Билет № 7

    7. Принцип историзма исследования государства и права


    Принцип историзма – это принцип исследования, особенность которого заключается в том, что в ходе научного познания исторические факты, социальные процессы и явления обладают своими специфическими чертами и обязательно изучаются с учетом их конкретной-исторической обусловленности и развития, а современное состояние этих явлений рассматривается как итог, результат предшествующего развития. В связи с этим от исследователя требуется беспристрастность и способность оценивать историческое событие конкретно-исторически, т.е. так, как оценивали его современники, исключая субъективность и оценочные суждения, появившиеся у него под влиянием времени, в котором он живет, и благодаря этому исключать модернизацию, то есть осовременивание прошлого. Принцип историцизма основывается на том, что исследовать и оценивать события прошлого нужно, отходя от нынешних ценностей. Стоит учитывать и влияние на исследователя идеологии, которая может оставить негативный отпечаток на объективности его работы.

    С. Л. Утченко: «Историзм — восприятие явления в его развитии. Это значит, что явление должно быть рассмотрено в его прошлом (генезис) и настоящем, в его связях с другими явлениями. История начинается там и тогда, когда явление, факт, событие рассматриваются в развитии».

    Н. Я. Эйдельман: «Историзм — это осторожная оценка эпохи по ее внутренним законам, а не категориями другого века».

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    - вечность, неуничтожимость истории, мира;

    - его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    В Древнем мире и в Средних веках историзм как принцип мышления и исследования отсутствовал. Это отсутствие хорошо прослеживается по поддельным документам. Например, известная фальшивка «Константинов дар», созданная в папской курии в VIII веке, призвана была имитировать событие IV века (мнимое дарение императором Константином западной половины своей империи папе Сильвестру), но ее авторы не задумывались над тем, что языком IV века была классическая латынь, а не варварская латынь VIII века.

    «Отсутствие историзма в мышлении сказывалось в том, что никто не утруждал себя воспроизведением стиля той эпохи, к которой якобы относилась подделка».

    Историзм не мог сформироваться в Древнем мире и в Средних веках: истории как науки еще не было, исторические знания были крайне несовершенны, история рассматривалась как нагромождение случайностей, была выставкой поучительно-назидательных примеров, а в Средние века основывалась на богословско-провиденциалистской концепции, враждебной идее развития.

    Историзм является «детищем» Нового времени, постепенно возникая в XVIII в. Первым закономерность изменений в истории общества увидел итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668—1774). В течение XVIII века историзм вызревал в теориях прогресса Монтескье, Вольтера, Тюрго. Венцом этой теории явились сформировавшиеся в конце XVIII века взгляды французского энциклопедиста Кондорсе и немецкого историософа Гердера.

    Решающий вклад в рождение историзма внесла в первой трети XIX века романтическая историография: прусская «историческая школа права», французская «школа историков эпохи Реставрации», обособленно стоящий шотландец В. Скотт (1771—1832), который был членом Шотландского исторического общества и способствовал публикации исторических источников; особенно важны его начавшие выходить с 1814 года исторические романы, в которых прошлое воспроизводилось с деталями быта и нравов описываемой эпохи.

    Среди романтиков, которые не только практиковали историзм в своих исследованиях, но и обосновывали его теоретически, видное место занимал представитель школы Реставрации Огюстен Тьерри (1795—1856). Тьерри требовал конкретности при описании прошлого, выступая против его модернизации, применения к нему современных категорий: надо «различать, а не смешивать», ибо «буква остается, а дух меняется». Слова «король», «парламент», «француз», «аристократия» имели в разные исторические эпохи разную наполняемость, например, король Хлодвиг и король Людовик XIV были разными правителями по статусу, а слово «француз» в IX веке означало совсем не то, что в XIX веке. Поэтому, по Тьерри, абстракции, схемы, оболочки, внешние контуры недостаточны для понимания прошлого, ибо они могут иметь разное содержание; надо изучать сущность людей и явлений, воспроизводить их неповторимое конкретное своеобразие, мелочи и подробности, язык, стиль, имена, местный колорит, нравственный смысл.

    Плодотворный вклад в развитие историзма внёс Гегель (1770—1831), сочетавший историзм с диалектикой. Именно Гегель вскрыл сущность, внутренний механизм исторического развития — борьбу противоположных начал. Он показал, что развитие — это не просто движение от несовершенного к более совершенному. В ходе развития, в каждый данный момент имеются элементы господствующие, то есть старые, и элементы нового, за которыми будущее. «Изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни».

    Гегелевский историзм трактовался лишь как эволюционное развитие идеи и — в нарушение логики — оправдывал существующие режимы их историческим происхождением. Дальнейшее развитие историзма как важнейшей стороны диалектического метода связано с именем К. Маркса, который показал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

    Хотя историзм сформировался в первой трети XIX века, самого этого термина еще долго не существовало. Он был впервые употреблен в 1879 году австрийским историософом К. Вернером (по другим данным — Нейге), а широкое применение получил уже после Первой мировой войны. Впрочем, даже в 1923 году немецкий ученый О. Гинтце писал: «Историзм – сравнительно новое и не совсем ясное понятие». В 1920-х годах исследованию историзма уделял внимание Э. Трельч, в 1930-х — Ф. Майнеке.

    В настоящее время в зарубежной историософии (философии истории) существует много разновидностей идеалистического историзма. Все они враждебны марксистскому историзму, но конкурируют между собой и подразумевают под «историзмом» разное содержание, причем амплитуда значений даже в определениях слова очень велика в зависимости от времени их возникновения, национальных особенностей и других факторов.

    Тем не менее, практически везде принцип историзма широко применяется для получения ответов на вопросы, касающиеся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

    Принцип историзма необходимо отличать от принципа историцизма, выведенного еще представителями баденской школы неокантианства. Историцизм исходит из идеи разумной необходимости, стремления к оправданию насилия в качестве действенного орудия прогресса, истолкования современного как полной истины прошлого и неуважительно-исторического отношения к проблеме утраченных и нереализованных возможностей. При этом принцип историцизма формирует субъективистскую парадигму видения истории, историзм же требует объективности. Он основывается на рассмотрении действительного, а не кажущегося развития истории государства и права, тесно смыкается с принципами объективности, системности и развития.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   27


    написать администратору сайта