история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
Скачать 160.35 Kb.
|
26. Постклассическая юриспруденция (IV-VI вв.). Развитие правовой науки и образования в Византии. Основные кодификации.Итогом развития римского права стала правовая система, сформировавшаяся в эпоху Юстиниана (533 – 565 г. н.э) и получившая отражение в знаменитой и всеобъемлющей кодификации – в «Corpus iuris civilis» (Свод гражданского права). Данная система скопила в себе всю сокровищницу римского опыта, подвела ей итог и заложила основания современного правопорядка. Именно кодификации Юстиниана и самому Юстиниану Европа обязана тем, что римское право имело для нее решающее значение. После распада и гибели западной римской империи император сохранившейся восточной ее части Юстиниан в VI в. н.э. предпринимает попытку вернуть утраченные территории. Он проявляет также политическую волю к восстановлению традиций римского классического права, открывая для этих целей юридические школы (самые крупные и известные в Берите (совр. Бейрут) и Константинополе) и создавая достаточно хорошо организованную систему обучения праву. Так, преподаватели в юридических школах были профессорами, состоящими на государственной службе. Значение Юстиниановской кодификации трудно переоценить. Этот крупнейший труд во всей истории права по своему содержанию и влиянию является определяющим для развития современной юриспруденции. В 528 г. н.э. Юстиниан создает комиссию под руководством профессора константинопольской школы Трибониана для создания свода всего действующего римского права на основе римской классической правовой традиции. Конституцией (указом) Юстиниана от 15 декабря 530 г. Deo actore было дано поручение Трибониану набрать сотрудников и составить грандиозный сборник iura – правовых норм. Была проделана колоссальная по объему работа. В данный Свод гражданского права (Corpus iuriscivilis) вошли все нормы действующего римского права за период 13-векового исторического развития. Было просмотрено 2000 книг, работ по юриспруденции, в Дигесты вошли более трех миллионов фрагментов из различных трудов римских юристов за 1400 лет. Перед комиссией стояла задача сохранить все самое ценное из всего наследия римского права. Задача была решена, цель достигнута, но Восточная Римская империя просуществовало недолго. В конечном итоге Corpus iuris civilis (Свод гражданского права, или просто Свод – «Corpus») состоял из четырех частей: 1. Codex – Кодекс Юстиниана (полное название – Novus codex Justinianus – «Новый кодекс Юстиниана»); 2. Digesta, или Pandectae (греч.) – Дигесты, или Пандекты; 3. Institutiones – Институции; 4. Novellae – Новеллы; Недостатки, созданной в Византии системы судоустройства судопроизводства,явились основанием для проведения в VIII в. судебной реформы, нашедшей свое выражение в Эклоге. Новый этап в развитии византийского права наступает в 70-х годах IX в. С изданием Прохирона. В эту эпоху выявилось достаточно четкое расхождение между старым официальным законодательством и средневековым обычным правом народностей, населявших Византию. Обычное право шло в разрез с официальными нормами и заставило законодателей, по их собственному признанию, во многих случаях возводить в ранг закона и, несмотря на всю авторитетность законов Юстиниана, частично их отменять или вносить в них существенные изменения. Надо отметить, что развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и кодексе Юстиниана, кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим. Билет № 99. Принципы системности и объективности исследования государства и праваПринцип системности – философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п.) и часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме. Принцип системности хорошо иллюстрирует известное утверждение Л. фон Берталанфи “Системы повсюду”, а его суть выражается в выдвинутом еще в античности тезисе: “Целое больше суммы своих частей”. Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. История государства и права — системная наука. Она дает целостное представление о государстве и праве в их развитии. Право без государства является беззащитным, а в современных условиях недействующим без его обеспечения властью. Принцип системности ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление его многогранных связей. Государство и право —чрезвычайно сложная и многофакторная система, каждая составная этой системы является также системой и нуждается в отдельном изучении. Это касается государства в целом, органов власти и управления, суда, законодательства, его отраслей и т.д. Все эти системы существуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Какое бы глубокое знание ни было получено относительно каждого из этих факторов, представление об истории государства и права будет неполным, если вне внимания исследователя останутся связи их взаимодействия и взаимообусловленности. Принцип системности обеспечивает изучение истории государства и права и ее составных частей как единого целого, как системы. Принцип объективности. История государства и права исходит из объективности как принципа получения и организации знания. Объективность означает непредвзятость, независимость суждений от мировоззренческих и общественно-политических ориентаций той социальной прослойки, к которой принадлежит исследователь, отражение всего спектра ценностных ориентаций истории государства и права. При этом исследователь не обязан быть нейтральным. Он вправе обосновывать как собственную позицию, так и позицию той социальной группы, интересы которой им представлены, однако не представлять их как истину в последней инстанции. Объективность исследователя заключается не в воздержании от критических суждений, оценок мировоззренческих и моральных проблем, а в правдивом отражении всей палитры противоречий, продиктованных столкновением интересов различных социальных слоев. Сама объективность обеспечивает научность, поскольку независимо от того, с какой силой и принципиальностью историк отстаивает и защищает интересы своей социальной или национальной группы, теоретически он должен показать весь спектр противоречий, всю реальность государственно-правового созидания. В свете данного требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в их действительных связях и отношениях. Через это принцип объективности взаимодействует с принципом системности. |