история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
Скачать 160.35 Kb.
|
Билет № 33. История юридической науки: вопросы генезиса и основные этапы развития науки о правеПериодизацию развития юридической науки часто проводят в соответствии с общей периодизацией истории человечества. В связи с этим обычно выделяют: 1. Историю Древнего мира (примерно ХХХ в. до н. э. — конец V в. н. э.), т. е. от возникновения первых государств до падения Римской империи (476 г. н. э.). Этот период связан преимущественно с генезисом юридической науки в Древней Греции и Древнем Риме. 2. История Средних веков (конец V в. — конец ХV в.). Верхней границей может служить открытие Америки в 1492 г. и начало глобализации. Этот период связан с правом Византии, а затем европейских государств, с возникновением юридического образования. 3. Новое время (XVI–XIX вв.), причем верхней границей может служить Первая мировая война (1914–1918 гг.) и революционные события в России 1917 г. Именно в этот период сформировалась юридическая наука в современном понимании, а связан этот процесс преимущественно с государствами Европы и США. 4. Новейшее время (с ХХ в.). Это период связан с развитием юридической науки за предшествующее нашему времени столетие, когда она приобрела глобальный характер. 1 Этап. Начало формирования юридической науки относится к периоду VI в до н.э. В Древней Греции процесс формирования юридической науки происходил под влиянием термина справедливость (богиня Ма-ат у древних египтян, Фемида у древних греков). Под справедливостью Пифагор понимал «равенство», как существенное условие порядка. Позже Гераклит в V в до н.э. справедливость описывал как «мировой порядок», а полис – божественное и разумное начало. Сократ и его последователи (Платон) в IV в до н.э. изучая справедливость использовали специальные термины, что доказывает развитие юридической науки. Платон различал равенство геометрическое и арифметическое («для неравных равное неравно», например, богатый, получив килограмм муки в дар посчитает это унижением и посмеется, а бедный будет благодарен). Аристотель в III в до н.э. различал справедливость на распределяющую (основана на принципе пропорциональности пользы особенностей человека для общества соответственно: властвовать, судить, делить деньги) и уравнивающую (основана на принципе фактического равенства) В Древнем Риме наукой о праве могли заниматься только понтифики (коллегия жрецов). Право делилось на: fas – божественное право и ius – светское право. Верховный понтифик Тиберий Корунканий в III в до н.э. (253 г. до н.э.) начал публичное обсуждение и преподавание юриспруденции и справедливости (iustitia). Заслугой римских юристов является деление права на публичное (государственные интересы) и частное (личные интересы) как итог предыдущих попыток классификации права. Цицерон во II в до н.э. заслужил почет, поскольку обосновал особенность предмета юриспруденции – единство государства и закона (как две формы выражения справедливости - естественного права). 2 Этап. В Средние века в Западной Европе римским достижениям стали придавать универсальное значение и на их основе строить свое «местное» право. Появились разные варианты заимствования и толкования римского права, что привело к образованию массы юридических направлений в науке: 1. Готское, Лангобардское, Павийское ( X в.) – римское право служило устранению пробелов в законах, приоритет отдавался естественному праву. 2. Глоссаторское, экзегетское (XI в.) – толкование текста римских источников, отдавая приоритет позитивному праву. 3. Постглоссаторское (XIII в.) – найти компромисс права и закона. 4. Гуманистическое (XVI в.) – филологический и исторический анализ римского права, приоритет позитивному праву. 3 Этап. В Новое время (эпоха Возрождения и Реформации) юриспруденция развивалась под влиянием рационалистических идей: договорной характер права, формальное равенство людей, неотчуждаемость прав. Гроций отмечал, что предмет науки о праве (юриспруденции) - справедливость и естественное право, а под предмет науки о власти в государстве – целесообразность и польза. Монтескье уделял внимание содержанию законов и издал книгу «Дух законов» где анализировал воздействие географии, климата, религии, нравов и др. Кант развивал идеи либерализма (либерти – свобода) сформулировав категорический императив к праву: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Государство должно быть республикой с разделением властей. Гуго делил юриспруденцию на три части: юридическая догматика (неоспоримые аксиомы), философия права (понятие, их значение) и история права (факты прошлого). 4 этап. Эпоха 20 века связана с аналитической юриспруденцией в отношении богатства правовой мысли предыдущих периодов. Кельзен предложил «чистое учение о праве», рассматривается только позитивное право и оно делится на должное (идея законодателя) и сущее (бытие закона). Естественные права игнорируются. Харт предложил юриспруденции деление позитивного права на первичные правила и вторичные правила. Вайнбергер включил в юриспруденцию новые науки: философию права, догматку права, социологию права, историю права, сравнительное право. Таким образом, юриспруденция стала расширяться, обогащаться и развиваться. Многие ученые предлагают свои периодизации: Лушков А.М.: периодизация, основанная на внутренней логике ее развития: 1. Юридическая наука как удел избранных (IV в. до н. э. — ХII в. н. э.). 2. Юридическая наука как вид профессиональной деятельности (ХIII–ХVII вв.). 3. Юридическая наука как социальный институт (ХVIII–ХIХ вв.). 4. Юридическая наука, как массовое глобальное явление (с ХХ в.). Селютина Е.Н.: предлагает научно-рационалистическую периодизацию: 1. Классическая научная рациональность (середина 16 - конец 19 вв.); Неклассическая научная рациональность (конец 19 в. – 70-е 20 в.); Постнеклассическая научная классификация (с 70-х 20 в. по настоящее время). |