история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
Скачать 160.35 Kb.
|
Билет № 1515. Метафизика и диалектика в истории юридической наукиМетафизика – философское учение о неизменных, раз и навсегда данных началах, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития. Метафизика означала в буквальном смысле слова «то, что (идет) после физики», Со временем термин «метафизика» стали связывать с философским знанием о началах (принципах) бытия и методах их познания, т. е. метафизику назвали философией, а философию — метафизикой и стали считать, что философия-метафизика в отличие от физики занимается познанием ненаблюдаемых сущностей. Средневековые богословы изменили значение термина «метафизика». Они стали называть метафизическим не только то, что находится за пределами физики, но и то, что стоит «над», «выше» физики, т. е. стали отождествлять метафизику с высшей нормативной истиной. Деление нормативности на божественную («Град Божий») и человеческую («Град Земной») предопределило новый смысл метафизики. Божественная нормативность — единственно истинная, вечная и всеобщая нормативность, которой должны соответствовать нормы человеческих и властных отношений любого общества; на этой основе средневековые схоласты стали формулировать первые правовые принципы. Наконец, под метафизикой стали понимать метод познания, когда «вся метафизика, вся философия вообще резюмируется в метод». Метафизический метод в области познания социальных явлений — это метод, не исследующий реальные человеческие отношения, а принимающие их «в качестве принципов, категорий, абстрактных мыслей», и не остается ничего иного, как «привести эти идеи в определенный порядок». Юридически позитивизм отказал термину «метафизика» в научной легальности всех трех его значений; так, юридическая наука позитивистского толка: 1) должна изучать наблюдаемые явления (конкретные формы общественных отношений в конкретном обществе, конкретное (позитивное) законодательство), а не строить идеально-типические модели; 2) не должна определять общие критерии оценки существующего законодательства (она изучает только то, что существует на данный момент времени, в данном обществе); 3) не имеет права использовать метод мыслительного эксперимента, допускающего в научном знании абстрактные гипотезы (она может только описать то, что существует). В 18-19 вв метафизика допускает признание изменчивости, т.е. признание важности плавных последовательных изменений. + принимает социальные реформы; - отвергают революцию. Метафизика познает то, что не может быть познано другими знаниями (религия). Изъяны: 1) догматизм – опора на церковные догмы, неспособность творчески анализировать бытие; 2) эклектика – бессистемность мышления, неумение применить наиболее эффективный метод анализа; 3) софистика – стремиться акцентировать один из такого ряда подходов, но как правило, ошибочно подменяет эффективный метод неэффективный. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики – объективны, общие повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Выделяется 3 базовых закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи единым по своей природу, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное) 2) Закон перехода количественных изменений в качественные. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменения качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета. 3) Закон отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым. Диалектический метод делится на 2 вида: материалистическая диалектика, считающая, что главным фактором возникновения и развития государства и права выступает социально – экономический фактор; и идеалистическая диалектика, считающая причиной происхождения государства либо абсолютную идею, либо сознание человека. В отличие от диалектики, которая рассматривает государство и право в их динамике, в развитии и связи с иными явлениями общественной жизни, метафизический метод рассматривает все явления как вечные и не связанные с другими явлениями. Наша наука исследует государство и право не в статике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. В этой связи в российской юридической науке предпочтение отдается диалектическому методу познания. Всё, что происходит в мире: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Значение диалектики для науки и практики Законы диалектики в силу своего всеобщего характера имеют методологическое значение, представляют собою указания для исследования, ориентиры на пути познания. В самом деле, если все в мире происходит по законам диалектики, то для того чтобы понять любое явление, к нему нужно подходить с позиций диалектики. Знание того, как происходит развитие, приводит к знанию того, как следует изучать развивающуюся действительность и как надо действовать, чтобы ее изменить. В этом огромное значение диалектики для науки и для практической переделки мира. Диалектика исключает всякий субъективизм, узость и односторонность, она вырабатывает широкий взгляд на мир, приучает к всеобъемлющему охвату изучаемых явлений. Она заставляет рассматривать вещи объективно, всесторонне, в движении и развитии, в связях и опосредствованиях, во взаимных переходах. Она учит наряду с внешним видеть также и внутреннее, учитывать не только содержание, но и форму явления, не ограничиваться описанием того, что выступает на поверхности явлений, но проникать дальше, вглубь, в сущность, не забывая, однако, и о том, что внешняя сторона тоже существенна и что не следует пренебрегать ею. |