Главная страница

история и методология имюн шпоргалка. шпора История и методология (хорошие). Билет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3


Скачать 160.35 Kb.
НазваниеБилет 1 3 Понятие метода и методологии юридической науки. Классификация методов юридической науки 3
Анкористория и методология имюн шпоргалка
Дата30.01.2022
Размер160.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпора История и методология (хорошие).docx
ТипЗакон
#346825
страница26 из 27
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27












Билет № 17

17. Законы и категории диалектики в правовом исследовании


Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и его мышления, требующая изучения действительности с учетом взаимосвязи явлений, их постоянного изменения и развития.

Сущность диалектического подхода к научному исследованию, обоснованного великим немецким философом Г. Гегелем и развитого дальше К. Марксом и Ф. Энгельсом, применительно к правоведению означает, что государственно-правовая действительность должна изучаться в тесной связи и взаимообусловленности с другими явлениями экономической, политической и духовной жизни общества (идеология, культура, мораль, национальные отношения, религия, менталитет общества и др.), что элементы политико-правовой надстройки не стоят на месте, а все время изменяются, находятся в постоянном движении, что принцип историзма, постоянная динамика развития сущности государства и права, их перехода через постепенное накопление количественных изменений из одного качественного состояния в другое – это необходимые закономерности познавательной деятельности человека.

Диалектика предполагает постоянную борьбу между новым и старым, отрицание отрицания как этапы движения элементов природы и общества, понимание того, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна, что истинность выводов науки проверяется практикой, что законом поступательного развития всех элементов окружающей нас действительности, в том числе и государства и права, является единство и борьба противоположностей.

Выделяют 3 базовых закона диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей, который заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т.д.);

2. переход количества в качество, который заключается в том, что при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество, при этом качество не может меняться бесконечно, наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры - к коренной трансформации сущности предмета;

3. отрицания отрицания, который заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Законы диалектики выступают как всеобщие, необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи в природе, обществе и человеческом мышлении.

Высшими смысловыми конструктами, обобщающими содержание диалектики, являются ее принципы – наиболее фундаментальные научные идеи, соединяющие в себе отражение объективных законов бытия и способов их использования субъектом в познании и деятельности. Например, диалектический принцип развития утверждает, что развитие – это закономерный процесс, присущий любому объекту действительности и, одновременно, что глубокое, истинное познание объекта невозможно без учета и исследования процесса его развития.

Основными принципами диалектики являются:

- принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанности всех его компонентов: предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: - внешние и внутренние; - непосредственные и опосредованные; - генетические и функциональные; - пространственные и временные; - случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

- принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

- принцип причинности. Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

- принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: - вечность, неуничтожимость истории, мира; - его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

- сущность и явление;

- форма и содержание;

- причина и следствие;

- единичное, особенное, всеобщее;

- целое и часть;

- система и элемент;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность.

Категории диалектики часто носят парный характер. Это свидетельствует о том, что в качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступают как проявление действия закона противоречия. Диалектические категории тесно связаны между собой, поэтому одну пару категорий можно определять через другие категориальные пары. Так, необходимость и случайность выступают различными способами превращения возможности в действительность. Чем сложнее организована система, тем большими возможностями развития она обладает и тем большая роль в ее функционировании принадлежит случайности.

Закон противоречия применим к любой паре диалектических категорий: например, «явление» и «сущность» неразрывно связаны и отдельно друг от друга не существуют. Явление есть внешняя сторона объекта, которая отражается человеком в чувственных образах, а сущность - это внутренняя сторона объекта, недоступная чувственному созерцанию и постигаемая только с помощью мышления. Всякое явление несет в себе свою сущность, а всякая сущность проявляется в ряде явлений. Например, характер человека (сущность) проявляется в его поступках. Сущность есть основа явления, которая определяет и объясняет его, однако она существует не где-то наряду с явлением, а присутствует в нем самом - это единство противоположностей.

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


написать администратору сайта