Главная страница
Навигация по странице:

  • Догматы ислама

  • Столпы ислама

  • БИЛЕТ 5 (КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ)

  • Этикет выполнял охранительную функцию

  • В 11-12 вв.

  • Михаил Бахтин

  • Святой и воин

  • Образование В Европе возникает нецерковная школа

  • С 12 в.

  • Скульптура Были уничтожены греческие скульптуры с греческими обнаженными теламиТела вытянуты, лица худые, люди напоминают или монахов, или святыхЖивопись

  • Реформация как переход от возрождения к новому времени.

  • Культурология. Билет 1 (культурология. Культура) Культура


    Скачать 85.51 Kb.
    НазваниеБилет 1 (культурология. Культура) Культура
    АнкорКультурология
    Дата04.01.2022
    Размер85.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_po_kulturologii.docx
    ТипДокументы
    #324117
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Основные догматы христианства:

    1. Догмат о Пресвятой Троице

    2. Догмат о Воплощении на земле Сына Божия в человеческой плоти от Святого Духа и Марии Девы ради спасения людей

    3. Догмат о Крестных страданиях и смерти Иисуса Христа

    4. Догмат о Воскресении Иисуса Христа

    5. Догмат о Вознесении Иисуса Христа

    6. Догмат о Втором Пришествии Иисуса Христа, Страшном Суде и Его вечном Царстве

    7. Догмат об единой, святой, соборной и апостольской Церкви

    8. Догмат об единократном Крещении для оставления грехов

    9. Догмат о всеобщем воскресении людей

    10. Догмат о будущей вечной жизни

    11. Догмат об иконопочитании

    Ислам

    Самой молодой мировой религией является ислам (с араб. «покорность богу») или мусульманство.

    В арабском обществе, уставшем от беспрерывных кровавых и разорительных усобиц, вызрела идея всеарабского государственного единства. Этому мешало господствовавшее у арабов племенное многобожие, поскольку язычество не обладало нравственными установками, способными прекратить усобицы. В 610 году купец Мухаммад ибн Абдуллах выступил с проповедью, провозглашавшей величие единственного и единого Бога всех арабов - Аллаха. Мухаммад учил, что милостивый и всемогущий Аллах является создателем Вселенной, Земли, растений, животных, человека. Ничто в мире не происходит без воли и веления Аллаха. Для всех тех, кто отвергнет Аллаха, как единственного Бога, останется язычником, уготованы посмертные муки ада. Ислам являлся религией абсолютного большинства населения этой обширной территории, причем не только арабов.

    В Мекке знать негативно встретила проповеди Мухаммеда, и преследовала его, также были попытки убить пророка. В 622г. Мухаммеда бежит из Мекки в Медину (Ясриб) – именно этот год является началом для летоисчисления.

    Коран была ниспослана Мухаммаду Богом через ангела. Вероучение ислама изложено в Коране ("куран" - "чтение"), священной книге мусульман, где записаны откровения Пророка. При жизни Мухаммада Коран существовал в устной форме. Верующие учили пророчества своего вождя наизусть. После смерти Мухаммада все тексты были собраны, и при халифе Османе (644 - 656 гг.) был установлен канонический текст Корана.

    Мухаммед – последний пророк на Земле. Учение Мухаммада мусульмане считают не только восстановлением истины в её первоначальной чистоте, но и высшей ступенью в богопознании, ибо это – последнее слово Бога.

    Догматы ислама:

    1. Вера в Аллаха – Ислам - последовательная монотеистическая религия. Он полностью исключает возможность существования какого-либо другого Бога, кроме Аллаха. В Коране отвергается и христианское учение о Троице - распадении единого Бога на три ипостаси. Аллах – Бог единый, единственный, вечный и всемогущий

    2. Вера в несотворенность Корана, в пророков, в посланничество Мухаммада – ислам не признает и такого понятия как "богочеловек". Мухаммад и другие пророки были людьми, но не обычными людьми, поскольку именно их избрал Аллах для проповеди истинной религии

    3. Вера в рай, где праведники обретут полное блаженство, и в ад - место мучений грешников

    4. Вера в воскрешение из мертвых и в Страшный суд

    5. Вера в божественное предопределение. Всемогущий Аллах предопределил все события в мире и судьбу каждого человека. Люди должны покорно склоняться перед судьбой. Человек не должен стремиться изменить течение своей жизни, его воля не свободна, а всецело зависит от Аллаха

    6. Вера в ангелов и демонов - сверхъестественных существ, созданных Аллахом до людей. Ангелы, сотворенные из света, беспрекословно служат Аллаху

    Столпы ислама:

    1. Свидетельство веры (догматы)

    2. Молитва (ежедневный 5-кратный намаз в определенное время)

    3. Пост (воздержание от еды и питья в священный месяц Рамадан)

    4. Закят (выплата религиозного налога в пользу нуждающегося)

    5. Хадж (паломничество в Мекку)

    БИЛЕТ 5 (КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ)

    Многослойность и противоречивость сознания людей того времени.

    В раннем Средневековье очень были сильны элементы античности.

    Основные классы: феодалы и крестьяне

    Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражались в социальной картине мира.

    Бедность не осознавалась как социальная проблема

    Бедняки не рассматривались как несчастные, но как спасители богатых: бедные существуют для того, чтобы богатый мог искупить свои грехи, в свою очередь богатые тоже нужны бедным, рядом с ними можно прокормиться

    Отношение к труду: в античности физический труд не рассматривается как добродетель

    Аристотель: люди – политическое животное, т. е. сначала человек – гражданин, а потом все остальное

    Отношение к труду: двойственная оценка труда: в результате грехопадения Адама, бог обрек род Адама добывать хлеб в «поте лица». Труд рассматривается как наказание/с другой стороны, труд – необходимое занятие человека, т.е. труд – средство воспитания и самообуздания. Труд – разновидность «аскезе», он способен обуздать плоть и выработать в человеке дисциплину и прилежание.

    Отношение к времени: одна из черт миропонимания времени – цикличность. Средневековье – аграрное общество и поэтому его время – это природное время, в крестьянском мире не бывает ничего нового, все повторяется, и жизнь человека от рождения до смерти проходит один и тот же одинаковый для всех круг событий/для восприятия времени характерное идея вечности, т.е. земное время – это ничто в сопоставлении с вечностью, к которой и должны быть обращены все помыслы человека.

    Основной вопрос – насколько ты набожен, и этим вопросом и ответом на него пронизаны все элементы культуры. Доминирующем элементом культуры – христианство. Религия полностью определяет жизнь человека, и религия подчиняет себе все элементы культуры (политика, право, наука, философия)

    Мораль

    Мораль теряет свою самостоятельность, она подчинена религии

    Форма морали: крепостная, феодальная, религиозная

    Черта морали – ярко выраженный сословно-корпоративный характер

    Каждое сословие стремиться выработать свои нравственные требования. Каждое сословие не только не считает эти нормы обязательными для других сословий, но наоборот бережно охраняет от посягательства других сословий

    Люди того времени не осознавали нравственной ценности этикета, ценилась только его эстетическая сторона, только красота манер. На самом деле, появление этикета имело нравственное значение, появление форм вежливости было важным, потому, что средневековье – эпоха жестокости и бесчеловечности нравов, а люди – грубое и дикое поколение.

    Пример: возникает этикет – он появился как придворный этикет. Нормы вежливости, приняты при дворах европейских монархов. Дворянский этикет до мелочей регламентировал поведение человека. Обучиться этикету чрезвычайно сложно, и обучиться можно было ему только в дворянской семье. Этикет выполнял охранительную функцию, делая невозможным проникновение в дворянскую среду представителей других сословий

    Пример: во врем крестовых походов возникает сословие рыцарей. Они должны были обладать набором добродетелей. Набор включал в себя физические умения (рыцарь был обязан уметь слагать стихи возлюбленной даме). Верность королю, мужество, достоинство, героизм и т.д. Отличительное для рыцарства – рыцарский идеал включал в себе идею любви. Лозунг: «Сражаться и любить». Рыцарь обязан быть влюбленный, но они должны любить своих жен.

    Рыцарская мораль стала важным этапом в развитии общечеловеческой морали, в ее рамках возникает культ прекрасной дамы и с этого времени начинается изменение отношения общества к женщине. Рыцарская мораль стала важным этапом в развитии мужской морали: она культивировала в мужчине такие качества как мужество, великодушие и чувство мужского достоинства.

    Мораль пропитана противоречиями: церковь проповедует аскетизм и воздержание/это время распущенности нравов, в том числе среди духовенства. Отсутствие личной свободы, личность принадлежит семье, роду, воплощает коллективные качества. Человек не свободный индивид. (выход начнется только в эпоху Возрождения)

    В 11-12 вв. возникает новые явления в культуре – зарождается городская культура.

    Жонглеры – фокусники, акробаты, дрессировщики (переходили из города в город и устраивали представления)

    Михаил Бахтин – на основе изучение романов Рабле выявил в культуре противоборство двух культур: официальная (церковная, ученая)/народная, смеховая, карнавальная

    Официальная

    Ранняя литература существовала в двух жанрах – жития святых/героический эпос, в центре которого стоял благородный воин

    Святой и воин олицетворяли господствующие общественные идеалы

    В 11-13вв. в Европе широкое распространение получает рыцарская литература: героические поэмы (песнь о Роланде, о короле Артуре)

    Распространение лирической поэзии – поэзия трубадура

    Трубадуры – поэтическая школа, возникшая на юге Франции, севере Италии, востоке Испании

    Школа разрабатывала рыцарскую тематику – она создала более 900 стихотворных форм, многие из которых существуют и поныне (баллада, сонет)

    Народная

    - культура была неофициальной, но роль и значение было велико

    Большие города жили карнавальной жизнью до 3-х месяцев в году

    Четверть жизни проходила в условиях карнавала. На время карнавала отменялись все иерархические отношения (в отличие от официальных праздников)

    Формы карнавала разнообразны: праздники на площадях, шуты и дураки, великаны и карлики, огромное количество пародийной литературы

    Несмотря на такое разнообразие, все они являются частью единой народно-смеховой карнавальной культуры

    Все карнавальные формы, вне церковной и вне религиозной. Место в карнавалах занимал карнавальный смех.

    - смех амбивалентен: он и отрицает, и утверждает

    - смех вне официальности, но он легален (в это время можно смеяться над любым человеком, какое бы место не занимал человек)

    Образование

    В Европе возникает нецерковная школа: грамотность выходит за пределы церкви

    Широкое распространение получает поэзия вагантов (бродячие актёры, исполнители песен)

    Поэзия вагантов воспевает радости земной жизни

    С 12 в. возникает Высшая школа – первые университеты (в Болонии)

    Появляются английские университеты – оксфордский и кембриджский

    От лат. университас – совокупность преподаваемых наук

    Университетская наука – схоластика

    Архитектура

    Возникает художественный стиль – готика

    Готике предшествовал еще стиль – романский (10-11 вв.)

    Крупнейшим достижением являются церкви (напоминали укрепленную крепость: толстые стены, круглые башни, маленькие окна)

    Готические церкви больше не похожи на романские, они восходятся к небу

    Внутри Романской церкви всегда было темно. Готические архитекторы хотели исправить это. Им пришлось полностью изменить всю планировку. Готическую церковь можно узнать по заострённых к верху рамкам и окнам, они больше не похожи на крепости, но они легко возносятся к небу своими стройными башнями, и создают впечатление, будто бы сделаны не из камня, огромные окна из цветных стёкол занимают столько места, что не остаётся почти стен, стены поддерживаются полуколоннами, которые напоминают связки каких-то стеблей, наверху эти полуколонны разветвляются и превращаются в нервюры или рёбра. Они украшены скульптурой или резным камнем. Цветные стекла или витражи используются вместо росписи стен, вместо фресок.

    Только во Франции готика оставила в наследство 800 соборов и 100 церквей

    В эпоху готики Европа застраивается феодальными замками (мощное сооружение, зубчатые стены, ров с водой, стенами окружались и города)

    Скульптура

    Были уничтожены греческие скульптуры с греческими обнаженными телами

    Тела вытянуты, лица худые, люди напоминают или монахов, или святых

    Живопись

    Зарождается станковая живопись (живопись в привычном понимании – на холсте, бумаги)

    Мода

    Господство французской моды – зародилась при дворе королевы Аквитанской и герцогов Бургундских

    БИЛЕТ 6 (ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ)

    Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в 14-16 вв., в других странах — в конце 15-16 вв.

    Ярче всего проявилось в Италии

    Новое мировоззрение было представлено в качестве гуманизма. Высшей ценностью признается человек, и он же является критерием для ценностей. Гуманизм по сути был признанием господства разума над миром, шел процесс самопознания человека.

    Господство человека привело к эстетизации действительности и страсти ко всему прекрасному

    Главные идеи гуманизма – самопознание и самосозидание

    Гуманизм базируется на антропоцентрической картине мира

    Джонаццио Манетти – трактат «О достоинстве и превосходстве человека»

    В этом трактате было дано обоснование принципа гуманистического антропоцентризма, суть которого можно свести к следующим положениям:

    - Не Бог должен стоять на первом месте, а человек. Человек есть некий «смертный бог» и соперник бога в творческой деятельности. Человек, в отличие от Бога как творца всего сущего, творит великое и прекрасное царство культуры

    - Вместо «царства Бога», неосуществимого на земле, надо исходить из «царства человека», «царства человеческой деятельности»

    - Ценность личности измеряется личными заслугами человека, т. е. исходя из результатов его собственной деятельности, а не из родовой принадлежности к какому-либо сословию

    Время стало приобретать все большую ценность

    Искусство

    Искусство было главным видом деятельности (как в Средние века – религия, в Новое время – наука)

    Ведущими сооружениями стали светские – дворцы, городские дома, общественные здания

    Наиболее емким отображением культуры становится чувственная телесность, понимание красоты как гармонии и меры (это отсылка к античной культуре)

    Музыка: Новые жанры – сольная песня, кантата, опера

    Наука

    Прослеживалась тесная связь науки и искусства

    Наука являлась творческим поиском истины мыслителем

    Было принято, что истины, открываемые разумом, даны богом

    Сознание представляло собой смесь рационализма и мистицизма

    Стремилась познать естественные законы мирового развития (в отличие от науки средневековой, сосредоточенной на познании божественных законов)

    3 этапа Возрождения:

    1. Проторенессанс (XIII – нач. XIV в.) – это подготовка к Возрождению, он был тесно связан со Средневековьем. Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической фигуры. Характерные черты мировосприятия этого времени присущи литературе

    Данте Алигьери – поэт

    Художник, по мысли поэта, призван уловить божественную идею и максимально точно выразить ее в своем произведении. Задача приближения к миру вечных сущностей, к божественной идее стоит перед всеми художниками Возрождения.

    Данте удалось показать, что наказание таится, по сути, в самом преступлении, в общественном осуждении за него. Практически эта мысль предвосхищает теорию нравственности, не нуждающуюся в загробном воздаянии.

    Данте обнаруживает отношение к чувству гордости как акту самосознания человека, что знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви.

    Франческо Петрарка – поэт

    Отстаивает право человека на счастье в земной, реальной жизни, что во многом расходится с догматами католической церкви. Поэт испытывает особый глубокий интерес к собственным переживаниям, к собственным духовным исканиям и потребностям.

    1. Раннее Возрождение (XV в.) – на первый план выдвигается человеческая личность.

    Живопись и скульптура отделяются от архитектуры. Мастера стремятся восстановить предметность мира, подчеркивая объемность, четкость форм. Художники открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, используя только линейную композицию. Основатели: Мазаччо, Донателло, Брунеллески. Основной мотив эпохи – восхищение античностью. Донателло впервые занялся системным изучением человеческого тела, разработал индивидуальный портрет в скульптуре.

    1. Высокое Возрождение – это золотой век итальянского искусства (1500-1530 гг.).

    Искусство отличается масштабностью, выделяется тенденция к синтезу и обобщениям. В произведениях художников основное место занимает образ идеального человека, совершенного физически и духовно.

    Искусство представляют Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Основателем считается Леонардо да Винчи, работы которого отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию гармонии. Кульминацией эпохи Возрождения стало творчество Микеланджело. Для его творчества характерны монументализм и драматизм образов, преклонение перед красотой человека.

    Представители:

    Реформация как переход от возрождения к новому времени.
    Реформация была подготовлена внутренним разложением христианской католической церкви, и её нравственное разложении. Особенно дискредитировала продажей индульгенции

    В 1517г немецкий священник Мартин Лютер прибивает 95 тезисов, которые содержали критику католической церкви, индульгенции и другие важнейшие положения. "Человек и его жизнь не являются изначально греховными, как утверждает церковь. Церковь и духовенство не являются посредником между человеком и богом, претензии церкви на отпущения грехов, являются ложными. Человек достигает спасения не благодаря церкви и её обрядам, но благодаря вере, которая даруется богом". Таким образом, Лютер убирает церковь как посредника между человеком и богом.

    В результате реформации появляется протестантизм. Жан Кальвин (16в) создал учение об абсолютном предопределении: участь человека предопределена. Люди о ней могут только догадываться: знаком спасения являются успехи человека в земных делах: чем ты успешнее, чем ты богаче, тем более это свидетельствует о том, что тебе уготована богатая участь.

    Протестантизм проповедует добро, терпение, накопление. Труд превращается в нравственную ценность: именно протестантизм создал основу для новой буржуазной идеологии. Бог помогает тому, кто сам себе помогает, человек сам создаёт себе спасение. Главное отличие - протестанты не признают чистилище, отвергают католический и православных святых, богородицу и ангелов, отсутствует поклонение мощам и иконам. Утверждение непосредственной связи между человеком и богом. В 1620г в результате религиозных преследований представители протестантской ветви христианства вынуждены бежать в северную Америку. Именно они заложили фундамент для зарождения новой нации и новой культуры (американской) в протестантизме человек получает свободу мыслить самостоятельно.

    Так, появлялся новый человек, человек самостоятельный и ответственный. Вместо системы культов и обрядов, протестантизм говорит, что нужно верить в бога. Таким образом, работа – это высший долг человека и труд высочайшее благо.

    В 1617 в Нюрнберг были созданы первые куранты, которые отбивали каждые 25 минуты, это не было случайностью. Это означало то, что изменилось отношение ко времени: оно начинает цениться. В протестантизме бесполезная трата времени - один из главных грехов. В 18в в Бенджамин Франклин сформирует это как принцип капитализма: время - деньги. Таким образом, протестантская религия стала объективной предпосылкой нового буржуазного общества.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта