Культурология. Билет 1 (культурология. Культура) Культура
Скачать 85.51 Kb.
|
БИЛЕТ 6 (КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ) Культура Нового времени приходится на 17 век Основывается на капиталистическом способе производства и становлении науки в качестве производительной силы XVII в. европейской культуры Нового времени часто называют «веком гениев», осуществивших широкомасштабную научную революцию. В это время были созданы алгебра и аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, сформулированы важнейшие законы в физике, химии, астрономии, биологии, изобретены микроскоп и телескоп и т. д. 17 век – это век небывалого развития науки, век научной революции. Отличительная черта образа жизни - рационализм. (Разум) Развитие естествознания шло в тесной взаимосвязи с философией. Основное внимание философии сосредотачивается на изучении природы, причём все философы нового времени убеждены, что человек способен познать окружающих мир. Разница лишь в способах. Главная проблема философии нового времени, проблема МЕТОДА ПОЗНАНИЯ. Огромное значение имели 2 теории, теория естественного права – права человека продиктованы его естественной природы, и зависит от конкретных социальных условий и государства. В 17-18вв. становится основным идеологическим орудием в борьбе против феодализма (Локк, Руссо). Теория общественного договора: государственная власть результат соглашения между людьми. Люди добровольно делегируют свои права государству, оно должно обеспечить права граждан, защиту их жизни и собственности. Если оно злоупотребляют властью, то граждане могут расторгнуть договор (Гопс, Локк, Руссо) Искусство 17 в. Зарождается 3 стиля: Барокко (в к. 16в в Италии, необычность, взволнованность. Грандиозность, пышность, динамика) Начиная с эпохи барокко в Европе начинается синтез искусств: возникает опера. Синтез архитектуры и скульптуры, городские ансамбли. Архитектура барокко начинается с Рима: волнообразные линии фасада, колоны, ниши (устанавливается скульптура), плоскость стены изгибается. Контрасты частей стены (выступает наружу и внутрь) основные линии - дуга и овал. Здание украшено лепниной, украшается и изнутри: стены, потолки (облака и ангелы). В Россию приходит позже 18в (русское барокко) - Зимний дворец (Расстрели) Живопись барокко: - отсутствие резких контуров, игра света тени, контраст тёмных и светлых частей картины. Выделяют три направления: - церковное барокко (Испания) Эль Греко - сильное влияние католицизма, средневековья. Веласкес писал портреты: неповторимое сочетание черт - природное барокко (Фландрия) - Рубенс. Всегда было много заказов, он отражает радость земного бытия, эмоциональность, ликование, или обнажённых людей или в роскошных одеждах. Мощных мужчин, белых женщин и толстых людей. Ван Дейк - ученик Рубенса. Был придворным художником монархов, парадные портреты - буржуазное барокко (Голландия) "малые голландцы" маленькие картины. Вернейер - отражал бытие человека. Великолепная передача освещения. Рембрандт: молодость художника (счастлив) - картины в тёплых тонах, смерть жены - картины в холодных тонах, пишет о страданиях людей, мифы, библия, портреты и автопортреты. Меняется и палитра: темно коричневый, золотой, красный. Шикарная мимика человека. Творчество проникнуто человечностью Стиль - классицизм (Франция). Образец - античное искусство. Главный принцип: "возвышенная красота и спокойное величие". В основу классицизма легли принципы рационалистическое философии, этические принципы: подчинение личного общему, подчинение страстей разуму и долгу. Архитектура: симметрия, колоннада, треугольный фронтон, гладкие стены, боковые колоннады. Скульптура: античные образцы, в античных одеждах или обнажённые. Идеализированные черты лица, греческий нос, лица похожи друг на друга. Антонио Канова, Торвальдсен. Именно в 18вв начинаются воздвигаться триумфальные арки, колесницы, знамена, щиты. Живопись- портретный жанр – Давид и Энгр. Реализм как исторически конкретная форма художественного сознания Нового времени характеризуется следующими ведущими принципами: 1) объективное отображение жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала 2) воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации 3) жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных форм художественной фантазии Франсуа-Мари Вольтер – родоначальник новой «философии истории». Вольтер рассматривал историю не как проявление воли Бога, а как творчество самих людей. Культура эпохи Просвещения приходится на 18 век Культурное творчество было достоянием узкого круга людей и сосредотачивалось в немногих по тому времени университетах и академиях. В XVIII в. ситуация коренным образом меняется: знание уже не ограничивается академиями и университетами, а представляется разнообразием объединений. Просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, задача которых заключалась в том, чтобы открыть людям глаза на их природу и предназначение. Просвещение имело ярко выраженную антифеодальную направленность. Главным своим противником просветители полагали феодализм, и его критика велась по всем направлениям. Дж. Локк разработал принцип «естественного права человека», который имеет неотчуждаемые права. Это право на жизнь, свободу и собственность. При этом Локк полагал, что собственность каждого человека есть результат его труда. (направленность против феодализма) Франсуа-Мари Вольтер – родоначальник новой «философии истории». Вольтер рассматривал историю не как проявление воли Бога, а как творчество самих людей. БИЛЕТ 7 (ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА) Исходными мировоззренческими принципами культуры XIX века, как и всего Нового времени, были сциентизм, рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, оптимизм, вера в общественный и научно-технический прогресс и добрую природу человека. Романтизм Вырос романтизм из эпохи Просвещения, но в некотором смысле как ее отрицание, как пересмотр ее идеалов. Просвещение претерпело эволюцию от новаторского начала и до преобразования в систему общепринятых культурных стереотипов. Именно на волне пересмотра этих стереотипов и вырос романтизм. Романтическая картина мира имеет у романтиков свою иерархию. Борьба, любое столкновение в произведениях романтиков представлены в разных формах. Это может быть борьба божественного с дьявольским, возвышенного с низменным, небесного с земным, добра со злом и т.д. Главное - все построено на антитезе. Объясняется это тем, что романтический идеал находится в вечном противоречии с пошлой действительностью. Отсюда и проистекает романтическое двоемирие, когда большинство романтических героев, существуя в реальном мире, мечтают о мире идеальном. Романтический сюжет, как правило, яркий и необычный. Чаще всего, это изображение только кульминационных моментов в жизни героя. Немцы – первые теоретики романтизма. Острым средством романтической критики действительности являлись гротеск, сатира, ирония. Их с блеском использовали Гофман и Гейне. Возник новый жанр литературы – исторический роман (Вальтер Скотт). Представители: Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Джордж Байрон, Вальтер Скотт, Гофман, братья Гримм, Эдгар Аллан По Реализм Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты: отображение мира таким, какой он есть соблюдение принципов народности, историзма, психологизма зависимость героев от социальных условий внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д. типизация героев в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати) Произведения писателей-реалистов Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и других отличаются исключительно широким охватом действительности и преобладанием социальной проблематики. Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Отталкиваясь от реализма и романтизма, появились новые художественные направления Представители: Стендаль, Бальзак, Мопассан, Теккерей, Бронте, Диккенс, Томас Манн, Фицджеральд, Теодор Драйзер, Твен, Бернард Шоу Символизм Он показывал свой протест и негативное отношение против развития буржуазных моралей и ценностей, выражал тоску и желание обрести духовную свободу. Последователи символизма искали смысл земного существования в своих эмоциях, мечтах, в глубинах своего сознания и фантастических виденьях, там, где реалисты пытались изобразить окружающий их мир без прикрас, символисты, разочарованные пугающей их реальностью, окутывали все покровом тайны и мистицизма, использовали образы и символы. Своей главной целью символисты считали выражение абсолютных истин и отображение реальной жизни посредством использования метафорических образов и аллегорий, имеющих символическое значение. Представители: Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо, Шарль Бодлер Натурализм Реализм переродился в натурализм. Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределённости судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Натуралисты стремились поведать о человеческой натуре все скрытые стороны, проявляя особый интерес к биологической сфере жизни. Это направление в искусстве и литературе утверждало, что весь мир является частью природы. В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий – главным признаком этого направления стали деэстетизация. Представители: Э. Золя, Э. братья Гонкур, Арно Хольц, Гауптман Импрессионизм черты: - конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения - акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях - сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится - визуальные эффекты. Это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости - жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности: - отказ от чётких контуров - отказ от детализации и прорисовки - отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета - использование этюдных мазков — энергичных, крупных - раздельное наложение мазков - отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники Представители: Клод Моне, Ренуар, Дега, Писсаро, Тулуз-Лотрек, Делакруа, Мане Постимпрессионизм Реальность в обыденном её понимании в картинах постимпрессионистов отходит на второй план. Увлечение передачей чувств и настроений через искажение формы и игру цвета способствовало тому, что в работах постимпрессионистов появляется абстракция. Именно благодаря появлению абстрактного изображения постимпрессионизм вышел за рамки обычного импрессионизма. черты: - обращение к эмоциям для установки глубокой связи со зрителями - потребность в передаче длительного, а не одномоментного состояния реального и чувственного мира - акцент на символическом содержании произведения - яркость цветовой гаммы - доминирование плоскости, сознательный отказ от трехмерного изображения образов Представители: Ван Гог, Сезан, Гоген, Матисс, Уистлер, Руссо, Сёра Декаданс Декадентам были свойственны пессимизм, разочарование в жизни, индивидуализм, стремление бросать вызов общепринятой морали. авторы отказались от политических и гражданских тем и обратились к мотивам небытия и смерти, отрицанию исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, воспеванию хрупкости красоты и любви. Декадентские настроения захватили писателей разных литературных направлений конца ХIХ века. Декаденты рассматривали индивидуализм и эстетство как своего рода бунт против бесчеловечного буржуазного общества. КУЛЬТУРА К. 19 – НАЧ. 20 ВВ. ИСКУССТВО ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ «Потерянное поколение» — это люди, достигшие совершеннолетия до или во время Первой мировой войны. После войны они часто не могли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, имели посттравматическое расстройство, заканчивали жизнь самоубийством. Индивидуалисты, сосредоточенные на себе и своём окружении, — такие люди становились центральными героями писателей «потерянного поколения». Представители: Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон, Джон Дос Пасос, Торнтон Уайлдер и поэт Томас Элиот. БИЛЕТ 8 (КУЛЬТУРА 20-21 ВВ.) Антисциентизм – наука носит антигуманный характер. В развитии науки заключен главный источник бед. Достижения НТП во вред человечества. Возникновение автоматизированного производства привело к тому, что человек – придаток машины. В результате основными становится не отношения между людьми, а человек – техника, где человеку принадлежит не главная роль. В мировой литературе появляется новый жанр – антиутопия. Она рисует трагические последствия НТП. О. Хаксли – О, дивный новый мир! Дж. Оруэлл – 1984 Замятин – Мы Они воплощают общество будущего, в котором происходит соединении рационально –технократического устройство и тоталитарный режим. Происходит обезличивание человека и человек – винтик, управляемый на основе специально разработанной «технологии» поведения. Это общество, в котором манипулирование людьми приводит к уничтожению нравственных отношений, любви и искусству. Основываясь на опросы А. Тоффлер, публикует «Шок от будущего», где он формулирует выводы: люди сегодня боятся своего будущего, поскольку расценивают НТП, как покушение на фундаментальные человеческие ценности. В рамках сциентизма появляется теория – учение об информационном обществе. Один из основоположников – Дж. Нисбет, он пишет «Mega Trends». Он дает анализ американского общества на этапе его информационного развития. Точкой отсчета общества – 1956-57. 1956г. – расцвет США во всех сферах жизни 1956г. – переизбрание президента Эйзенхауэр 1956г. – принятие Японии в ООН 1956г. – проложение трансатлантической телефонной связи, сделав возможных связь между двумя полушариями 1956г. – Д. Уайт «Человек-организатор», где были положены основы бизнеса в США 1957г. – запуск искусственного спутника, означавший начало глобальной информационной революции, и не столько космической эры, сколько начало эры глобальных космических коммуникаций. «Сегодня в США люди заняты не производством товаров, а работой с информацией. Изменился источник власти – теперь это не «деньги в руках немногих, а информация в руках многих»». Это теория, в которой информация рассматривается как главный фактор общественного развития. Привод к развитию демократии, преодолению соц. конфликтов и т. д. 20 век проявил существования комплекса проблем, получивших название глобальных проблем современности (относят те проблемы, нерешенность которых грозят человечеству) Главная глобальная проблема – проблема Войны и мира встала как задача выживания и поставила вопрос о ценностных основаниях человеческого существования. Проблема существования возникает в связи с появлением оружие, последствия применения которых является непредсказуемыми. «Военный пат» - тупиковая ситуация, накопленная мощь не может быть введена в действие Экологическая проблема вызвана экологическим кризисом – загрязнением и истощением. Сложность проблемы и ее решение заключается в том, что природа не имеет государственных границ, и ни одна страна не может чувствовать себя в безопасности, какой бы экологичной она ни была. Принципы глобальной морали – А. Печчеи, первый президент Римского клуба Римский клуб – неполитическая организация ученых, занимающиеся изучением и попыткой решения глобальных проблема - каждое поколение должно оставлять своим наследником мир в лучшем состоянии, чем оно его получило - видовое сознание должно иметь приоритет над сознанием классовым и национальным - должна прийти этика умеренности и на смену потребительскому поведению Новая наука – глобалистика, вопреки расколотости людей утверждает объективное существования единства 20 век порождает контркультуру, они возникают как вызов культуре современного общества. Сформировалась как выражение ценностных ориентиров «мятежных» соц. групп и слоев студенчества, выразив стихийный бунт против технократической культуры, против мещанского материального благополучия, конформизма. Особое внимание уделяется природе. Выработка молодежного сознания и стиля жизни, обретая свое выражение в самых различных формах. Контркультура – комплекс социокультурных ориентаций, противостоящих традиционной культуре. Причины появления: - кризисное состояние общества - кризис системы образования - дегуманизация общественных отношений - отчуждение людей
20 век породил массовую культуру, главное ее отличие в том, что она опирается на достижение самой передовой технологии и систем коммуникаций К массовой культуре: поп-музыка, развлекательная киноиндустрия, мода, желтая пресса и т. д. Интернет и видео запускают всю культуры в массовый оборот Черты: - общедоступность - анонимность потребления - тиражируемость (культурная ценность была уникальной и неповторима, но сегодня благодаря техническому производству стирается грань между копией и оригиналом) - медиативность (наибольшее влияние оказывает не столько содержание, сколько способ и форма передачи информации. Медиа стали основным средством производства культуры, в особенности телевиденье. Масс-медиа определяет наше восприятие реальности – от идеологических и политических воззрений до выбора увлечений и одежды) - важнейший способ манипулирования человеком, создает искусственные потребности, создавая у человека иллюзию свободного выбора. Теперь вещь выступает в знаковой форме – вещь – символ престижа, имидж – главный способ создания образа жизни - акцент на проявления телесности (основная часть рекламы направлены на сексуальность и ориентированы на подсознание) |