Главная страница
Навигация по странице:

  • БИЛЕТ 9 (КУЛЬУТРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ)

  • Древний Китай

  • Культурология Нового времени

  • Культурология эпоха Просвещения

  • Культурология в русской религиозной философии 19 в. – нач. 20 в. Первым русским философом можно назвать – Чаадаева (1794-1856гг.)

  • В. С. Соловьев (1853-1900) – учение о человеке

  • Н. А. Бердяев (1874-1948гг.)

  • Культурология 20-21 в.

  • С. Кьеркегор

  • Культурология. Билет 1 (культурология. Культура) Культура


    Скачать 85.51 Kb.
    НазваниеБилет 1 (культурология. Культура) Культура
    АнкорКультурология
    Дата04.01.2022
    Размер85.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_po_kulturologii.docx
    ТипДокументы
    #324117
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Искусство 20-21 вв.

    1. Фовизм

    Это бунтарское направление, которое отказалось и от большин­ства предшествующих живописных норм, и от идеи, что искусство должно выражать философские, интеллектуальные смыслы. Вместо этого главными стали эмоции — чаще всего яркие, радостные, — которые должны были быть выражены на языке красок.

    Художники-фовисты брали яркие, контрастные краски, часто выбирали непривычные и неестественные цвета, а вместо переливов оттенков использовали много четких контуров и пятен. В своих произведениях они отказывались от выстраивания объема и пространства, делая их условными, обобщенными.

    Представители: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кес ван Донген.

    1. Экспрессионизм

    Экспрессионисты, в отличие от фовистов, не отказались от вы­ражения духовных, экзистенциальных смыслов.

    Художник не передает непосредственное зрительное впечатление от действительности (природы), а выражает возник­шие у него сложные эмоции.

    В живописи экспрессионистов персонажи чаще всего гротескны, формы — искажены, пространство — смещено, мазки — завихряющиеся, а цвета яркие, насыщенные и диссонансно сочетаются между собой. Все это — ради передачи сильных эмоций.

    Представители: Эдуард Мунка, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейль, Эмиль Нольде и Отто Мюллер. Василий Кандинский, Франц Марк, Август Макке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее

    1. Кубизм

    Он попытался по-новому передать на двухмерной плоскости трехмерность изображенных объектов: для этого те разбирались на простейшие геометрические фигуры и как бы со­бирались на холсте заново. Кубисты требовали доискиваться до сути вещей — а не рабски отражать их на картине, как зеркало.

    Предметы и люди на кубистических картинах не изображены жизнеподобно, а разъяты на плоскости, совмещенные на одном холсте. Может создаться впечатление, что мы видим одну и ту же вещь с разных сторон, картина может выглядеть выпирающей на зрителя или вывернутой наружу. Изображение складывается из простых геометрических форм (квадратов, цилиндров, трапеций) и выглядит «угловато». Понять, какой именно реальный предмет мы должны за ним угадать, не всегда просто.

    Представители: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис, Альбер Глез, Жан Метценже

    1. Футуризм

    Итальянское направление, участники которого хотели выразить современность через скорость, отразить сознание городского человека. Футуристы хотели полностью избавиться от багажа культуры и обновить искусство с помощью технократических индустриальных ценностей.

    Футуристы обращались в своей живописи к хронофотографии (съемке через короткие равные интервалы времени, позволявшей записывать движение какого-либо объекта) и кинематографу — любили изображать на картинах сразу несколько фаз движения одновре­менно.

    Представители: Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра и Умберто Боччони

    1. Неопримитивизм

    направление, вдохновленное народ­ным искусством разных стран, примитивным искусством древних народов или современных архаичных обществ, наивной живописью. Примитивисты хотели преодолеть академизм и традицию, привнести силу и свежесть взгляда через обращение к архетипи­ческому и мифологическому мышлению.

    Картины примитивистов напоминают детские рисунки, работы непро­фессиональных художников. Их часто можно узнать по упрощенным формам, анатомическим несуразностям, отсутствию привычного объема и простран­ства, огрублению, ощущению «неумелости». Яркость цвета иногда преувели­чена, фигуры имеют игрушечный, кукольный вид.

    Представители: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Александр Шевченко

    1. Сюрреализм

    Сюрреалисты ставили своей задачей соединить реальность и сон — формы и предметы внешнего мира с иррациональным внутренним миром человека. Главные их источники, помимо снов, – подсознание, трансовые состояния, галлюцинации; главные приемы — разруше­ние логических связей, абсурд, парадокс, уничтожение привычного, сопостав­ление того, что никогда раньше не сопоставлялось. Моральные ограничения общества для сюрреалистов тоже значения не имели.

    В сюрреализме можно выделить две главные манеры. Первая — это абстракции, иногда создававшиеся в технике автоматического письма. Второй тип — это парадоксальные коллажные сочетания предметов и явлений, абсурдные сюжеты, фантастические образы. 

    Представители: Макс Эрнст, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Андре Массон, Ив Танги, Роберто Матта, Поль Дельво, Рене Магритт.

    1. Неоимпрессионизм (пуантилизм)

    В отличие от своих предшественников, с натуры художники делали только этюд, а потом шли работать в мастерскую. Вместо смешивания пигментов раз­личных цветов на палитре они использовали чистые цвета, но в виде мельчай­ших точек. Пуантилисты писали точечными мазками, добавляя к основному цвету дополнительные — контрастные.

    Представители: Жорж Сёра, Поль Синьяк, Камиль Писсаро, Шарль Ангран (Charles Angrand), Анри Кросс, Максимильен Люс, Тео Ван Рейссельберге

    1. Абстракционизм

    Абстракционизм – это беспредметное направление в искусстве, в котором художники отказываются от реалистичного изображения.

    Характерными чертами абстракционизма стали новаторские цветовые решения, отрицание изобразительности в искусстве.

    Возникновению этого направления в искусстве мы обязаны нашим художникам Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу, а также французу Роберу Делоне, чеху Франтишеку Купке и голландцу Питу Мондриану.

    БИЛЕТ 9 (КУЛЬУТРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ)

    Древний Восток и античное общество создали такие образцы культуры, которые до наших дней сохраняют свою ценность

    Древний Китай - многие теории, возникшие здесь относят к 1 тыс. до н. э.

    Для истории китайской мысли было характерно наибольшее значение придавать объяснению нравственной этической природы человека – они касались предмета культуры

    Религия – конфуцианство (мораль и управление государством)

    Жэнь – культурная гармония – это принцип касается и культуры семьи, рассматривавшаяся как основа государства

    Слово жэнь соответствует слову человечность, понимается такое свойство человека, которое обеспечивает существование человеческого общества как упорядоченного коллектива. Считалось, что этот порядок в качестве «пяти отношений», поддерживающие стабильность общества: родители-дети, муж-жена, старшие-младшие, братья-друзья, правитель-управляемый

    Вытекают обязанности, обозначающиеся понятием Ли (нормы человеческого отношения)

    Конфуция внес в Жэнь нечто новое – искреннее сочувствие и активное переживание во всем, что происходит с другим человеком, во всяком человеке следует видеть другого человека. Конфуций призывает к этому прежде всего правителей.

    Дхарма – закон, порядок, обычай, закон или порядок богов/закон, религия, справедливость, нравственность/образец, идеал, неизменяющиеся индивидуальные нравственный закон, закон общественной жизни

    В китайской и индийской жизни возникают Жэнь и Дхарма близкие по своему значению понятию культура, обозначающие сугубо человеческое. Спецификой понимания культуры было то, что здесь акцент делался на нравственную сторону культуры.

    Культурология Нового времени

    Возвеличивание человеческого Разума, вот то общее, что связывает Возрождение и Новое время

    Философы Нового Времени говорят, что благодаря наличию разума человек действует как самостоятельное существо. Человек - это часть природы, он занимает в ней центральное место, но не благодаря богу, а в силу разума.

    Разум действовал не в зависимости от природной необходимости, а в соответствии со своими рационально понятыми целями – свободно.

    Декарт, Спиноза и др. философы нового времени именно разумное начало – предпосылка свободного действия

    НО: с одной стороны, речь идет о разумном существе, действующем свободно, а с другой, мы видим реальных людей, отличающихся от образа человека, созданного эпохой Возрождения

    Вывод: современный человек – искаженное подобие истинной природы человека, которую легче найти в прошлом, а не в настоящем

    Произошла идеализация прошлого и формируется культ «естественного человека», отсюда интерес к истории, к тому времени, когда человек еще не был испорчен цивилизацией

    Произошло противопоставление «естественного и цивилизованного человека», что становится главной темой для размышления

    Ведущая тема – культурология с 17 в. до сер. 19 в. – это прославление человеческого разума – оптимизм – вера в просвещение и культуру, как тот путь, ведущий к свободе и счастью

    В европейской философии и культ. С 17 до сер. 19в. была присуща целостность, они исходили из прославления человека, поэтому они получили название классической культурологии

    Черты классического сознания и модели культуры:

    - рационализм (разум как главное средство, ведущее человечество к счастью и прогрессу)

    - гуманизм (человек в центре этой культуры)

    - историзм (культура – путь, пройденный человечеством и одновременно результат этого пути)

    Культурология эпоха Просвещения

    Главный признак цивилизованного общества – существование государства

    Роли государства придавала огромное значение, но в большинстве цивилизованных стран народы находятся под властью тиранов и деспотических режимов.

    Само по себе наличие и существование государства еще не есть благо, поскольку оно часто управляется людьми, которые подвержены ошибкам, честолюбию и корысти

    В результате интересы граждан приносятся в жертву

    Для гармонизации отношений необходимо опосредующее звено между государством и индивидом – этим звеном является просвещение или совершенствование разума

    Какова цель разума? Целью разума является счастье человека, но к счастью стремится и естественная природа человека. Природа наделил человека стремлением к собственному благополучию. Получается, что цели разума и цели естественной природы человека совпадают

    Цель разума – содействовать целям природы – эвдемонизм

    Такая точка зрения классическая модель культура в ее натуралистическом понимании

    В натурализме культура - осуществление и развитие способностей прежде всего естественного человека. Критика существующей цивилизации ведется от имени естественного индивида. Поэтому считается, что необходимо обращение не столько к культуре, а сколько к природе человека.

    Культурология в русской религиозной философии 19 в. – нач. 20 в.

    Первым русским философом можно назвать – Чаадаева (1794-1856гг.)

    Работы:

    -философические письма

    Главная заслуга заключается в том, что он первым поставил вопрос об особенностях исторического развития России, тем самым он способствовал образованию западного и славянофильского направлений

    Шеллинг – самый умный из всех известных мне умов

    По его собственной характеристика – христианский философов, однако следует отметить не традиционность христианской философии (он не говорит о спасении души и т.п., что было бы традиционным)

    Христианство – универсальная сила, способствующая становлению исторического процесса, санкционирующая, благостное его завершение как «царство божие на земле»

    Важнейшее понятие – христианская истина – она осуществляется через непрерывное взаимодействие сознания различных поколений, образуя тем самым канву социально-исторического развития, она способствует воспитанию человеческого рода и поступательному прогрессу общества

    Цель исторического процесса – это царство божие на земле

    Ее подлинную дух обнаруживается только в католичестве – именно в нем достигается единство религиозно-социального принципа, происходит соединение религии с политикой, с наукой

    Происходит вдвинутость религии в историю

    В западном мире уже осуществлено царство божие, оно проявляется в быту, комфорте, благоустроенности, цивилизованные привычки/высокий уровень просвещения культуры (власть идей, ведущих к более совершенной жизни)/отлаженные юридические правоотношения и развитие правового самосознание

    Россия должна впитать социальную идею католицизма и от начала повторить все преемственные традиции и этапы европейской истории и культуры

    На западе существует деятельный религиозный строй, то в России православие носит семейный характер

    Общий вывод: вторичность, незначительность исторической судьбы России в мировом процессе

    «апология сумасшедшего» - история России не имеет ничего общего с историей Европы, поэтому ей необходима другая форма развития

    Историческая изолированность России от Европы – основание ее дальнейших успехов

    Мы призваны обучить Европу многому

    Соц. развитие Запада не означает не ведет к развитию науки и права, не приводит к высшему синтезу духовного, а только служит «наглому притязанию капитала»

    Соц. прогресс Запада – угроза нравственному развитию личности

    В отличие от Запада в России мы наблюдаем особое душевное устройство человека – бескорыстное сердце, скромность ума, терпение, надежда

    Бердяев – российское самосознание должно было пройти через это горькое самоотрицание – это был диалектический момент в развитии русской идеи

    Роль Чаадаева огромна, поскольку он первым поставил вопрос о выборе России своего исторического пути

    * В 21 в. все еще остро стоит проблема славянофильства и западничества

    В. С. Соловьев (1853-1900) – учение о человеке

    Человек – соединение божества с материальной природой

    В человеке содержится три составных элемента – божественный, материальный, связующий первые два «собственно человеческий»

    Одновременное существование разных начал определяет величие и ничтожество человека

    Признание его духовной реальностью, вся ответственность за судьбы мира ложится на человеческий дух

    Этика всеединства Соловьева

    Он исходи из признания первичности идеи добра. Добро разлито во Вселенной. Добро – одновременно норма и должное. Добро – это идеальная сущность. Подчеркивает активность индивидуального субъекта в созидании добра. Этика Соловьева рассматривается как практическая философия.

    Проблема, поставленная Чаадаевым

    Существуют три мировые силы – Восток, Запад, славянский мир во главе с Россией

    Первые две силы привели мир к разложению

    Россия призвана дать миру обновление и новую жизнь. Соловьев подчеркивает мессианскую роль России в мировом процессе.

    Соловьев подчеркивает жертвенность России

    Против капитализма, самодержавия и социализма

    Учение Соловьева – борьба за высшие идеалы личности, общества и за их духовность

    Смысл развития человека – собирание и достижение добра

    Вслед за Кантом – ни при каких условиях личность не может быть использована в качестве средства для достижения средства, какими бы высокими целями не были

    Человек – цель, а не средство

    Н. А. Бердяев (1874-1948гг.)

    В основе всего лежит свобода. Свобода – это исток всего, в свободе существует бог, порождающий мир и человека

    Как и все крупнейшие западные мыслители, Бердяев сосредотачивается на кризисе европейской культуре

    Выход из кризиса: интеллигенция должна обратиться к религии – богоискательство

    НО: в религии у каждого свой индивидуальный путь

    «Вехи» - народ не готов к свободе и это исключительно достоинства отдельной личности

    Мир – объективация нашей духовности – каков наш дух, таков и мир

    Культур – есть проявления духовной деятельности человека

    Особое место занимает тема творчества и роли творчества придает значение

    Культура выводится из религиозного культа – она религиозна и предполагает аристократический элемент

    Цивилизация – атеистична, демократична, любит массу и равенство

    «Хамизм цивилизации» - расправляется с культурой

    Проблема Чаадаева:

    Путь России особенный, поскольку Россия Великий Восток и Запад, что отразилось на психологии русского народа

    Слабо выражен дар к творчеству. Но зато велика религиозная одаренность

    В нач. 20в. выражает озабоченность развитием техники, которая не нейтральна по отношению к человеку

    Проблема соотношения личности и общества

    Только в христианстве человек не используется как средство, именно христианство разрешает конфликт между человеком и обществом и разрешение конфликта возможно только через богочеловечество

    Культурология 20-21 в.

    В 20 в. культура отразила многообразие процессов, происходивших в обществе. Если брать западную культуру, то она выступила разрушителем идей классовой культуры.

    Отношение к разуму в 20 в. становится центральным и образует два раздела:

    - продолжается рационализм, культ знания

    - возникают формы иррационального гуманизма, обращение к подсознанию

    Сторонники 2 раздела – рациональная система не способна ориентировать человека в сложном мире, она не учитывает поведение человека

    Возникновение классической философии и культуры

    Неклассическая философия начинается с С. Кьеркегор

    Этическое – высшая задача, поставленная перед человеком

    Мораль – свобода выбора

    Человек выбирает себя и становится личностью

    Человек обречен на страдание, он заброшен как в бездну в чуждый мир

    Все существование человека протекает под знаменем вины и страха

    Все это – формы человеческого существования

    Страх – беспредметное чувство, тревога перед ничто, это не животное чувство – это признаки совершенствования человека

    Жизнь – жизнь смерти, в каждое мгновение жизни может наступить смерть

    Нельзя покончить с жизнью и нельзя впадать в отчаяние, на его место должна прийти вера – проникнувшись в веру, человек избавиться от отчаяния
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта